- Урок Бесплатно Дыхание растений. Передвижение и испарение воды в растениях
- Дыхание растений
- Роль воды в жизни растений
- Роль воды в жизни растений
- Роль испарения воды
- Содержание воды в растениях
- Какие растительные организмы нуждаются в частом и обильном поливе
- Какие растения можно поливать реже
- Какой водой поливать растения
- Какой должна быть температура воды для полива
- Выводы и рекомендации
- Исследовательская работа на тему: «Зачем растениям нужна вода»
Урок Бесплатно Дыхание растений. Передвижение и испарение воды в растениях
Дыхание растений
Растения состоят из одной или множества клеток.
Дыхание — такой же признак, характерный для живых организмов, как и рост, размножение.
Даже одноклеточные растения, такие как водоросль хлорелла, дышат, хотя и живут в воде.
Зачем растениям нужен кислород?
О том, что растения являются главным источником кислорода (О2), знают даже ученики младших классов.
Из-за этого и возникает путаница.
Многие ошибочно считают, что раз растения внешне не похожи на животных, значит дыхание у них происходит «в обратную сторону».
Часто люди думают, что растительные клетки выделяют кислород и поглощают углекислый газ (СО2) и таким образом дышат.
Мы развеем эти заблуждения.
Но для начала зададим вопрос: «Почему ученые не советуют ставить большие растения в спальне?»
Почему у людей, которые не слушались этого совета, утром болела голова и они себя чувствовали, мягко говоря, не очень хорошо?
Исследователи выяснили причину этого странного явления.
Оказывается, что растения, так же, как и люди, поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
За счет этого они получают энергию.
Человек, который ночью спал в комнате с растениями, не получал достаточно кислорода и буквально травился углекислым газом, выделенным растением.
Схематично молекулу углекислого газа (СО2) можно представить так:
Запомните и никогда не путайте:
Дыхание — это процесс поглощение кислорода, а фотосинтез — его выделение растительными клетками.
Отличие дыхания от фотосинтеза:
свойственно всем клеткам
характерно только для растений
углекислый газ выделяется
углекислый газ поглощается
образуются сложные химические вещества
Влияние внешних факторов на процесс дыхания растений
- увеличение содержания кислорода в воздухе до 8–10 % сопровождается повышением интенсивности дыхания у растений, но дальнейшее увеличение концентрации кислорода не влияет существенно на дыхание
- в атмосфере чистого кислорода (без примесей азота и углекислого газа) интенсивность дыхания растений снижается. При длительном его действии растение погибает
- при высоком содержании углекислого газа в воздухе дыхание растений замедляется, так как устьица закрываются
- дыхание некоторых растений идет и при температуре ниже 0 о С (например, ель дышит при -25 о С)
- активность дыхания, возрастает при повышении температуры до определенного предела (+35- 40 о С)
- повышение содержания воды в семенах приводит к резкому увеличению интенсивности дыхания
- такие элементы, как сера, железо, медь, марганец, необходимы для дыхания, поэтому дыхание активируется при их высоком содержании (например, в воде)
- механическое повреждение усиливает дыхание
- интенсивность дыхания корней, как и листьев, по мере старения растений снижается
Откуда берется энергия у растений?
Когда вы учили строение клетки, то узнали о такой органелле, как митохондрия.
На рисунке она похожа на фасолинку, хотя встречаются и другие ее формы.
Это очень странная часть клетки.
Некоторые ученые считают, что она образовалась из какого-то микроорганизма, который проник в клетку-хозяина и потом потерял большую часть своих способностей.
Правда, митохондрии сохранили способность двигаться и даже могут сливаться друг с другом!
Эта органелла стала просто незаменимой для клеток.
Ведь она выполняет одну из главных задач — образует молекулу АТФ (Аденозин-Три-Фосфорная кислота).
Когда от АТФ отщепляется один из трех фосфатов, то выделяется 40 000 Джоулей энергии.
Чтобы было понятнее — столько энергии нужно, чтобы нагреть примерно половину стакана льда до состояния кипятка.
И это только один фосфат отщепляется, а если три?
Представляете, сколько энергии в одной молекуле?
Присоединяя фосфаты, АТФ запасает энергию и постепенно отдает ее.
«А при чем здесь кислород?» — спросите вы.
Кислород участвует в сложном процессе образования АТФ с помощью глюкозы внутри митохондрии. Это называется внутриклеточным дыханием.
И в результате всех этих химических реакций образуется углекислый газ и вода, так же, как и при горении.
Следовательно, горение похоже на дыхание.
Есть лишь небольшая разница: при горении в результате реакции кислорода с молекулами других веществ, энергия высвобождается мгновенно.
Опыты, доказывающие дыхание растений
Опыт №1 Образование углекислого газа при дыхании
Возьмем веточку растения, поставим ее в стакан с водой; рядом поставим другой стакан с прозрачной известковой водой, закроем всё стеклянным колпаком и поместим в темное место, чтобы приостановился процесс выделения кислорода.
Примерно через сутки мы увидим, что стакан с известковой водой помутнел, эта реакция известковой воды на углекислый газ.
Откуда в закрытом колпаке образовался углекислый газ?
Делаем вывод: растение выделило углекислый газ в ходе дыхания.
Таким образом, мы видим, что растение активно дышит, забирая из воздуха кислород и выделяя углекислый газ.
Но не забывайте, что дыхание растений идет непрерывно и днем, и ночью, как у человека и животных.
Опыт №2 Необходимость воздуха для дыхания корней
Взяли два растения и поместили их в сосуды с водой, на поверхность воды налили масло (слой масла задерживает поступление воздуха в воду).
Воду в одном из сосудов ежедневно насыщаем воздухом из пульверизатора, растение в этом сосуде активно развивается.
А другое растение начинает гибнуть из-за недостатка воздуха, который необходим корням растения.
Вывод: корни растения дышат, без дыхания корней все растение может погибнуть.
Опыт № 3 Дыхание семян
В одну банку положим проросшие семена, в другую банку положим сухие семена.
Закроем плотно обе банки и поставим в темное теплое место.
На следующий день проверим состав воздуха.
Вы знаете, что для горения необходим кислород.
Опустим в бутылку с сухими семенами зажженную свечку — она хорошо и непрерывно горит, то есть воздух в банке остался неизменным, так как непрорастающие семена дышат очень слабо.
А если поместим свечку в банку с прорастающими семенами, свечка сразу потухнет, потому что прорастающие семена активно израсходуют кислород в ходе дыхания и выделят большое количество углекислого газа, а раз нет кислорода — горение свечи происходить не может, так как для горения нужен кислород.
Опыт доказывает, что проросшие семена активно дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ.
Вывод: дыхание растениям необходимо для получения энергии, которая тратится на различные процессы жизнедеятельности (рост, размножение, питание и другие процессы)
Дыхание во всех живых клетках и органов растения происходит непрерывно.
Как и животные, растения погибают с прекращением дыхания.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Источник
Роль воды в жизни растений
Состояние каждого живого организма напрямую зависит от правильности ухода за ним. Растения исключением не являются. Тепло, свет, воздух, питание – это основные условия для развития и роста зеленых представителей живого мира. Безусловно, важна и вода, ведь именно эта жидкость – источник жизни на нашей планете.
Роль воды в жизни растений
Растительный организм состоит из воды на 70-95 процентов от массы тела. Она является составной частью каждого его органа. Недостаток жидкости приводит к гибели растения.
Вода помогает выполнять 8 основных функций:
- Производить транспортировку питательных веществ к тканям и органам при корневом и листовом питании.
- Участвует в процессах фотосинтеза (вода, поглощенная из почвы, обеспечивает водород и кислород. Во время фотосинтеза, углерод и вода используются для синтеза пищи).
- Помогает производить терморегулирование, направленное на поддержание постоянной температуры, препятствующей перегреву и разрушению белков.
- Создаёт тургорное давление для обеспечения упругости листьев, стеблей.
- Помогает прорастать семенам (растения необходимы питательные вещества, но, если они будут сухими, то семя не сможет его усвоить).
- Служит средой обитания для некоторых видов.
- У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистник, валлиснерия перенос пыльцы осуществляется водой.
- Многие растения расселяются с помощью воды (например, ивы размножаются вегетативным способом).
Даже самые стойкие растения, растущие в засушливых районах, должны регулярно получать воду. Недостаток жидкости или же полное ее отсутствие может привести к гибели организма.
Роль испарения воды
Вода из окружающей среды поступает через корни. Далее жидкость, содержащая минеральные и органические вещества, поступает по стеблю в листья. Биологически значимые элементы усваиваются, а после происходит отдача воды окружающей среде. Такое явление в биологии именуется испарением.
Испарение – необходимый процесс жизнедеятельности растительных организмов.
Жидкость, поступившая в листья, превращается в пар, в результате чего температура растения снижается. И чем крупнее лист, тем больше и быстрее испаряется влага.
В неблагоприятный период многие растения сбрасывают листья. Так деревья и кустарники спасают себя от обезвоживания, ведь количество испаряемой воды уменьшается.
Содержание воды в растениях
Молодые листья содержат в себе 90-95 % воды, тогда как одревесневшие органы получили всего 50 %. В листьях капусты содержится 90 % воды, в огурце – 96 %. Объем жидкости в созревших семенах составляет всего лишь 10-15 %.
Содержание жидкости зависит от:
- возраста организма и его вида;
- условий окружающей среды.
Вода необходима для прорастания семян. Без неё зародышевый стебелек не сможет разорвать семенную кожуру. Чтобы зародыш был живым, важно регулярно поливать семена.
Какие растительные организмы нуждаются в частом и обильном поливе
Часто поливают цветки, растущие в глиняных горшках. Пористая глина испаряет воду.
Чтобы количество влаги, испаряемой глиняным горшком, уменьшилось, перед посадкой посуду оставьте на некоторое время в воде.
Обильно поливают растения с тонкими стеблями, крупными или свисающими листьями, с хорошо развитой корневой системой. Цветущие и активно растущие организмы тоже нуждаются в частом поливе.
В теплое время года, когда температура высока, в комнате от солнца ярко, воздух сухой, полив тоже должен быть частым и обильным.
Какие растения можно поливать реже
Растения с небольшим количеством листьев, цветы с мясистыми стеблями и листьями, а также организмы, пострадавшие от болезней или вредителей, не требуют частого полива.
В дождливую погоду, когда влажность повышена, когда в комнате темно, можно поливать реже.
Растительные организмы, пересаженные в горшки большего объема тоже можно поливать не часто. Важен и материал посуды, например, частый полив не нужен растениям, развивающимся в пластиковых или металлических горшках.
Какой водой поливать растения
Выносливые растительные организмы поливать можно водой из-под крана, но таких организмов очень-очень мало, потому для полива предпочтительно использовать мягкую воду с низким содержанием солей.
Самый простой способ очистить воду от вредных веществ – это отстоять ее в течение 1-2 дней. Хлор за это время улетучится, а жидкость станет мягкой.
Горячая вода содержит в себе смягчители, потому она изначально мягкая, в ней меньше растворенных газов. Такая жидкость тоже подойдет для полива растений. Однако и ей нужно дать отстояться несколько дней.
Во многих домах есть фильтры для очистки воды, которая тоже подойдет для полива растений. Этот вариант нельзя назвать самым быстрым, но плюс все, же есть. В сравнении со стоимостью воды, приобретенной в цветочном магазине, затраты на фильтр будут более низкими.
Размороженная вода мягкая, потому и она пригодна для полива растений. Однако важно помнить, что замораживать ее нужно правильно. Лед образуется не сразу, постепенно. И воду, которая не успела замерзнуть, нужно успеть вылить. Именно в этой жидкости содержатся вредные вещества для растительных организмов. Для полива пригоден только растаявший лед.
Торф поглощает тяжелые металлы. Он подходит для очистки воды. Этот природный фильтр можно найти в любом цветочном магазине. К примеру, на 5 литров вы потратите примерно 50 г торфа.
Кипячение тоже смягчает воду, но при этом из жидкости испаряется весь кислород, необходимый для развития растительных организмов. Высокая температура убивает вредные и полезные для организмов вещества. Поэтому кипяченой водой не советуют поливать растения.
Какой должна быть температура воды для полива
Поливать цветы нужно водой комнатной температуры. Эксперты не советуют использовать прохладную воду. Например, тропические растения, привыкшие к теплу, от холода могут погибнуть.
Выводы и рекомендации
Роль воды для растительных организмов велика. С помощью неё они получают питательные вещества, осуществляют терморегулирование и фотосинтез. Не забывайте заботиться о растительных организмах, они лёгкие нашей планеты!
Источник
Исследовательская работа на тему: «Зачем растениям нужна вода»
«Моё первое исследование»
Зачем растениям нужна вода?
Автор: Писанко Никита, ученик 2 класса
МБОУ Ханжиновская СОШ,
Заларинского района, Иркутской области
Руководитель – Петросян Анастасия Витальевна,
учитель начальных классов
2 Как растения пьют воду? ……………………………………………………
3 Какова потребность растений в воде?……………………………………..
Приложение 1 Зачем растениям нужна вода.
Приложение 2 Как растения пьют воду ……………………………………
Приложение 3 Сколько воды требуется растениям.. ………………………
Я живу в с. Ханжиново. Особенно мне нравится наше село летом, когда оно украшено цветами, высаженными на клумбах. Но это время, к сожалению, проходит, поэтому долго любоваться цветущими клумбами не приходиться. Наверное, поэтому в моей семье, у многих знакомых, в школьных коридорах и классных кабинетах на подоконниках большое количество комнатных растении. Мы ценим их и как украшение, и за то, что они очищают пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта и уюта, несут в себе частичку лета. Меня зачастую просят полить комнатные растения, а раз в неделю опрыскать теплой водой. Говорят, что они тоже хотят пить. А действительно, неужели растениям также как человеку нужна вода? Но как растения поглощают воду, и как она попадает в листья? Все ли растения пьют воду одинаково? Мне интересно найти ответы на эти вопросы путем исследования и о своих результатах рассказать своим одноклассникам и сверстниками.
Цель исследования : узнать о роли воды в жизни растений .
1. изучить литературу о питании растений;
2. определить потребность в воде у растений;
3. провести наблюдения и исследования и сделать выводы;
4. обобщить результаты.
1) если растение не получает воды, то оно погибает;
2) растение «пьёт» воду;
3) чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды.
Объект исследования: комнатные растения, срезанные цветы, листья растений.
Предмет исследования: вода — необходимое условие для развития растений.
1. чтение книг, поиск в Интернете ;
4. анализ и обобщение результатов.
Актуальность моего исследования: заключается в том, что опытным путём я хочу показать, что растениям необходима вода; растения, как и человек тоже относятся к живой природе. Планирую познакомить с результатами своих исследований одноклассников, сверстников. Привлечь их к работе по выращиванию и уходу за комнатными растениями.
1 ЗАЧЕМ РАСТЕНИЯМ НУЖНА ВОДА?
Из детской энциклопедии « Хочу всё знать» я узнал, что растение на 80 % состоит из воды. Она входит в состав, как самого растения, так его семян и плодов. А ещё вода действует как растворитель для минералов, которые находятся в почве и с поглощением воды из почвы, минералы также поступают в организм растения. Вода, испаряясь через листья, охлаждает растения в жаркие и солнечные дни. Но как только растение перестает получать воду, а вместе с ней питательные вещества оно начинает увядать. Чтобы эту информацию проверить, надо провести эксперимент.
Подготовка: Выбрал здоровое комнатное растение – гибискус (китайская роза), полил и разрыхлил почву. Ознакомился с состоянием растения: цвет листьев насыщенный, сверху, снизу темно- зелёный.
Описание исследования: В течение трёх недель я наблюдал за комнатным растением. Две недели был прекращен полив растения и рыхление почвы. Все наблюдения за изменениями состояние растения и почвы записывал в дневник. Через две недели растение увядает, стали опадать листья. Затем возобновил полив и рыхление почвы. Растение стало восстанавливаться, вновь расти, через 5 дней появились маленькие листочки, но ещё очень слабые и бледные (Приложение 1).
За время наблюдения я выяснил, что растениям необходима вода, регулярный полив для хорошего роста и развития. Растение начнет постепенно увядать, если не будет получать нужное для жизни количество воды. В первую очередь оно потеряет свою красоту и упругость всех органов. После чего растение погибает из-за того, что не поступают вместе с водой питательные вещества. Таким образом, гипотеза: если растение не получает воду, то оно погибает — подтвердилась.
2 КАК РАСТЕНИЯ ПЬЮТ ВОДУ?
В сети — Интернет я прочитал, что листья, как и корни растения , обладают сосущей силой. Стебли и листья большинства растений имеют капилляры (такие тонкие трубочки), по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Они поглощают воду и питательные вещества с помощью трубочек – сосудов, идут вдоль стебля от корней к листьям, и вода движется снизу вверх. Это называется капиллярный эффект. Происходит капиллярный эффект потому, что давление воздуха на жидкость в стакане больше давления внутри стебля или листа. У всех растений эта система одинакова . Чтобы в этом наглядно убедиться, как поднимается вода , решил провести эксперимент с капустными листьями и посмотреть, как растения «пьют», как вода поднимается вверх.
Д ля эксперимента стаканчик наполнил водой, добавил в неё пищевой краситель: красный. Поместил в стакан капустный лист. Стал наблюдать. Первый результат увидел уже через час: на нижних частях капустного листа, показались прожилки бледно-розового цвета. А на следующий день прожилки всего листа полностью окрасились в красный, цвет. Значит, вода постепенно поднимается по растению вверх, окрашивая его все выше и выше.
Затем я рассмотрел разрезы листа через лупу и микроскоп и обнаружил окрашенные красителем тонкие трубочки, проходящие по длине листа. Это сосуды растений – капилляры, по которым вода и поднимается. Так растение пьёт воду. (Приложение 2)
В результате проведённого эксперимента г ипотеза про то, что растения «пьют» воду подтвердилась.
3 КАКОВА ПОТРЕБНОСТЬ РАСТЕНИЙ В ВОДЕ?
Итак, я узнал, что растения обладают некоторыми «волшебными» способностями, которые помогают им жить даже тогда, когда их срезают. Именно этим свойством мы пользуемся, когда составляем букеты из цветов и ставим их вазу с водой. В тоже время, я обратил внимание на то, что даже срезанные растения поглощают большое количество воды. А от чего зависит количество потребляемой воды? Наблюдая за комнатными растения я заметил, что растения с более крупными и листьями требуют большего и частого увлажнения почвы, чем те у которых листьев немного и они меньше. Поэтому я предположил, что потребность в воде связана с количеством и размером листьев у растений.
Подготовка: Приготовил два одинаковых срезанных цветущих растения – хризантемы, две бутылки с пробками. В пробках бутылок сделала отверстия, чтобы входил стебель. Наполнил бутылки одинаково водой. Сделал отметки на бутылках по уровню воды. У одного растения удалил все листья. Вставил оба растения в емкости с водой. (Приложение 3)
Стал наблюдать за уровнем воды в бутылках. В течение первых суток вода в емкостях стала уменьшаться, это означает, что растения поглощают воду. Через три дня заметил, что в бутылках уровень воды немного отличается. На пятый день разница в количестве поглощаемой растениями воды абсолютно разная. В той бутылке, где листья были удалены, воды осталось больше.
Значит, моё предположение, что чем больше листьев у растений, тем больше ему требуется воды, подтвердилось.
Проведенная исследовательская работа позволила сделать следующие выводы: растениям необходим регулярный полив для хорошего роста и развития, иначе оно может погибнуть; растения «пьют» воду, она поднимается по капиллярам снизу вверх; потребность растений в воде зависит от количества и размера листьев. Тема исследования «Зачем растениям нужна вода?» заинтересовала меня.
В ходе работы возникли ещё вопросы, связанные с необходимыми условиями развития растений. Поэтому я решил, что в будущем продолжу изучение. Хочу сам вырастить необычные растения, родом из разных уголков нашей планеты и наблюдать за их развитием.
1. http:// bio.1september.ru
3. Большая детская энциклопедия . Растения — М.; 2009г.
4. Детская энциклопедия «Хочу всё знать»- М.; 1999г.
5. Занимательные опыты и эксперименты /(Ф.Ола и др.) – М.;2007г.
Источник