Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. (в редакции от 03.07.2016 г.) ст. 18. определены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, используемым в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты). Водные объекты не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека, то есть концентрации (содержание) в воде водного объекта химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона должны соответствовать критериям безопасности и безвредности (гигиеническим нормативам). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Получению санитарно-эпидемиологического заключения на водный объект предшествует процедура проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы водного объекта.
Санитарно-эпидемиологические экспертизы проводятся экспертными аккредитованными учреждениями и организациями на возмездной основе , к которым относится и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» (Аттестат аккредитации № ..710004 от 08.04.2015г.
В данной статье из опыта работы специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» представлен порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы таких водных объектов , как источник водоснабжения – артезианская скважина и водоем для целей рекреации (купания).
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза водного объекта, используемого в рекреационных целях , в том числе водного объекта, расположенного в границах населенного пункта , включает в себя следующие этапы:
1. оценка представляемых заказчиком (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем , физическим лицом) для проведения экспертизы картографических материалов: ситуационный план или карта-схема района размещения водного объекта с нанесением на него потенциальных источников загрязнения воды водоема (предприятия, выпуски стоков, населенные пункты и т.д.) ; кадастровый план земельного участка эксплуатируемого водного объекта, схема благоустройства зоны рекреации;
2. проведение санитарно-эпидемиологического обследования , которое включает в себя описание местоположения по отношению к окружающей территории, наличию подходов и подъездных путей; информацию о наличии данных о рельефе дна, данных о гидравлическом режиме; оборудование зоны рекреации, наличие обозначения зоны купания, зонирование территории пляжа, наличие кабин для переодевания, обеспечение питьевой водой, устройство туалетов (наличие канализации или водонепроницаемого выгреба); наличие контейнеров для сбора мусора , урн и их размещение, организация вывоза отходов потребления, наличие договоров на водоснабжение, вывоз отходов и мусора, медицинское обслуживание; наличие медицинского пункта, спасательной станции, размещение автостоянок, наличие программы производственного контроля за качеством воды водоема и песка пляжа, наличие протоколов лабораторных исследований воды водоема и песка пляжа , организацию мероприятий по санитарной охране зоны рекреации от загрязнения водоплавающей птицей, проведению дезинсекционных и дератизационных мероприятий.
3.при необходимости (отсутствии программы производственного контроля, лабораторных исследований качества воды водоема в необходимом объеме, лабораторных исследований песка с пляжей) — проведение отбора проб воды и песка для лабораторных исследований на микробиологические, санитарно-химические, паразитологические показатели, а также показатели радиационной безопасности ;
4.оценка наличия правоустанавливающих документов на водный объект и организацию , в ведение которой находится водный объект (зона рекреации): ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельства о праве собственности, договора оперативного управления и др.;
4. заключительный этап – оценка экспертом соответствия или несоответствия водного объекта гигиеническим требованиям к расположению, к зоне рекреации, к качеству воды водоема, качеству песка пляжа, полноте организации производственного контроля, организации водоснабжения, канализованию пляжной зоны, сбору и вывозу отходов потребления, медицинского обслуживания.
Результатом санитарно-эпидемиологической экспертизы является экспертное заключение о соответствии или несоответствии водного объекта требованиям следующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов:
1.СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
2.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
3.СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
4. ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).
5. ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).
6. ГОСТ 17.1.5.02-80 (межгосударственный стандарт) «Гигиенические требования к зонам рекреации».
7.ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве»,
8. ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочные допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве».
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза водного объекта, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения .
К водным объектам относятся источники водоснабжения – артезианские скважины, водозаборы, колодцы, родники. В данной статье представлен порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы артезианской скважины, включающий в себя следующие этапы:
1. оценка представляемых заказчиком (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем , физическим лицом) для проведения экспертизы картографических материалов: ситуационный план или карта-схема района размещения водного объекта с нанесением на него потенциальных источников загрязнения воды подземных вод; кадастровый план земельного участка артезианской скважины, план — схема зоны санитарной охраны с обозначением границ 1-го, 2-го, 3-го поясов;
2. проведение санитарно-эпидемиологического обследования , которое включает в себя описание местоположения артезианской скважины по отношению к окружающей территории, описание наземных сооружений для добычи воды, описание сооружений для доочистки воды при их наличии, оборудование скважины, включая кран для отбора проб воды, информацию об организации зоны санитарной охраны – наличию проекта зоны санитарной охраны с размерами зоны строгого режима, расчетами размеров 2-го и 3-го поясов зоны; соблюдение зоны строгого режима (ограждение, планировка территории, озеленение и др.), соблюдение режима в зоне санитарной охраны, информацию о наличии программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, наличие план-графика организации производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды (его полнота по показателям, срокам контроля), наличие протоколов лабораторных исследований; при наличии системы водоподготовки подземных вод — данные о системе водоподготовки , протоколы лабораторных исследований после водоподготовки; наличие личных медицинских книжек у сотрудников , занятых на работах по обслуживанию водозаборных сооружений, своевременность и полнота прохождения медицинских осмотров; при отсутствии собственной аккредитованной лаборатории наличие договора на проведение исследований воды с аккредитованными в этой области организациями;
3.при необходимости (отсутствии программы производственного контроля, лабораторных исследований воды в необходимом объеме) — проведение отбора проб воды для лабораторных и инструментальных исследований на микробиологические, санитарно-химические показатели, включая органолептические и показатели радиационной безопасности ;
4.оценка наличия правоустанавливающих документов на водный объект и организацию , в ведение которой находится водный объект (зона рекреации): ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельства о праве собственности, договора аренды, субаренды и др.; и прочих документов — наличие санитарно-эпидемиологического заключения и экспертного заключения на проект организации зоны санитарной охраны, балансовая таблица водопотребления и водоотведения, акты тампонажа бездействующих скважин при наличии проведенных работ;
4. заключительный этап – оценка экспертом соответствия или несоответствия водного объекта ( артезианской скважины) гигиеническим требованиям к расположению, к организации и режиму зоны санитарной охраны (размеры и режимы зоны санитарной охраны 1-го, 2-го и 3-го поясов , наличие проекта ), к качеству воды подземной и воды после водоподготовки (при наличии), полноте организации производственного контроля за качеством воды, своевременности и полноте медицинского обследования сотрудников , занятых на работах по обслуживанию водозаборных сооружений.
Результатом санитарно-эпидемиологической экспертизы является экспертное заключение о соответствии или несоответствии водного объекта — источника водоснабжения (артезианской скважины) требованиям следующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов:
1.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
2. СП 2.1.5. 1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
3.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
4. ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).
5. ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).
6. СанПиН 2.1.4. 2652-10 «Гигиенические требования безопасности материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки».
По вопросам проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз водных объектов обращаться по тел. 8 8342 471720.
Источник
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г. N 19 «О введении в действие санитарных правил — СП 2.1.5.1059-01»
ГАРАНТ:
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. N 3 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 постановляю:
1. Ввести в действие санитарные правила «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июля 2001 г., с 1 октября 2001 года.
Главный государственный санитарный врач
Российской Федерации
Первый заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 августа 2001 г.
Регистрационный N 2886
2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов
Санитарные правила СП 2.1.5.1059-01
«Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25 июля 2001 г.)
ГАРАНТ:
Настоящие СП вводятся в действие с 1 октября 2001 г.
Дата введения: с 1 октября 2001 г.
I. Область применения
1.1. Настоящие санитарные правила разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) и устанавливают гигиенические требования по предотвращению неблагоприятного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут привести к ограничению использования подземных вод для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также определяют порядок контроля качества подземных вод.
1.2. Требования Санитарных правил распространяются на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей.
1.3. Настоящие Санитарные правила обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Общие положения
2.1. Настоящие Санитарные правила устанавливают гигиенические требования по предотвращению такого воздействия хозяйственной или иной деятельности на подземные воды, которое может привести к ограничению использования этих вод для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также оказывать влияние на здоровье населения.
2.2. Подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов; латерального подтока вод иного (относительно фона) минерального состава, изменением условий питания и разгрузки, уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов. Степень опасности загрязнения может оцениваться с использованием гигиенической классификации (приложение 1).
2.3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.
2.4. Система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривает:
гигиеническое нормирование состава и свойств подземных вод, используемых для питьевых и лечебных целей;
ГАРАНТ:
Абзац третий включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 января 2022 г.
организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
регламентирование порядка представления в пользование недр для добычи полезных ископаемых (включая добычу питьевых вод), а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
регламентирование различных видов хозяйственной или иной деятельности, оказывающих влияние на состояние подземных вод (включая источники нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения), в том числе и на перспективу;
санитарно-эпидемиологическую экспертизу технологий, проектов строительства, реконструкции объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние подземных вод;
привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за нарушение санитарных норм и правил.
2.5. Требования по охране подземных вод, включаемые в государственные стандарты и другие акты федеральных органов исполнительной власти, не должны противоречить положениям настоящих санитарных правил и норм.
2.6. Государственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
III. Требования к санитарной охране подземных вод
ГАРАНТ:
Пункт 3.1 включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 января 2022 г.
3.1. Санитарная охрана подземных вод осуществляется при:
— добыче полезных ископаемых открытыми разрезами, карьерами и шахтным способом;
— орошении и удобрении сельскохозяйственных полей доочищенными сточными водами и их осадками;
— закачке в глубокие и продуктивные горизонты жидких отходов;
— организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов;
— прокладке магистральных продуктопроводов;
— организации и эксплуатации подземных хранилищ газа;
— осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лечебных подземных вод и округов санитарной охраны курортов;
— строительстве гидротехнических сооружений, изменяющих условия питания и разгрузки подземных вод и прочих видах хозяйственной и иной деятельности, оказывающих влияние на качество подземных вод.
ГАРАНТ:
Пункт 3.2 включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 января 2022 г.
3.2. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать:
— водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;
— предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты;
— герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов;
— рекультивацию отработанных карьеров.
ГАРАНТ:
Пункт 3.3 включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 января 2022 г.
3.3. При бурении скважин различного назначения (разведочных, наблюдательных, нагнетательных, поглощающих, нефтяных, газовых, лечебных минеральных вод и других) должны быть предусмотрены:
— меры, предупреждающие затрубные перетоки загрязненных вод в водоносные горизонты;
— использование реагентов, разрешенных к применению Минздравом России;
— обваловка устьев скважин;
— хранение сыпучих материалов и химических реагентов под навесом на гидроизоляционных настилах.
ГАРАНТ:
Пункт 3.4 включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 января 2022 г.
3.4. До начала проведения буровых работ места размещения емкостей для хранения горюче-смазочных материалов, реагентов, буровых растворов, сбора производственных отходов должны быть обвалованы и обеспечены гидроизоляцией.
3.5. Буровые скважины на воду, в том числе поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном порядке.
3.6. Выбуренный шлам, твердые отходы производства, материалы и реагенты, непригодные к дальнейшему использованию, должны направляться в шламоотвалы и на полигоны захоронения промышленных отходов в зависимости от класса опасности отходов. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения шламоотвалов и полигонов захоронения промышленных отходов и их обустройства выдается органами и учреждениями службы, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории.
3.7. Не допускается:
ГАРАНТ:
Абзац второй включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 января 2022 г.
— захоронение отходов, размещение свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, являющихся источниками химического, биологического или радиационного загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целях;
— необоснованное использование подземных вод питьевого качества для иных нужд;
— использование различного рода неэкранированных земляных амбаров, прудов-накопителей, а также карстовых воронок и других углублений для сброса сточных вод и шламов, образующихся в процессе бурения;
— загрязнение подземных вод при добыче полезных ископаемых, проведении работ по водопонижению, при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорируемых землях;
— отвод без очистки дренажных вод с полей и ливневых сточных вод с территорий населенных мест в овраги и балки;
— применение, хранение ядохимикатов и удобрений в пределах водосборов грунтовых вод, используемых при нецентрализованном водоснабжении;
— орошение сельскохозяйственных земель сточными водами, если это влияет или может отрицательно влиять на состояние подземных вод.
3.8. Закачка сточных вод в глубокие горизонты подземных вод может быть разрешена в исключительных случаях при соответствующем гидрогеологическом, технико-экономическом обосновании, благоприятном долгосрочном прогнозе качества вод и при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
3.9. Для обеспечения безопасных условий водопользования населения на объектах и сооружениях, подверженных авариям, в том числе нефте- и продуктопроводах, нефтяных скважинах, накопителях сточных вод, канализационных коллекторах и т.п., должны разрабатываться и осуществляться противоаварийные мероприятия, которые согласовываются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке.
IV. Требования к качеству подземных вод
4.1. Гигиенические требования к качеству подземных вод дифференцируются в зависимости от вида водопользования.
Гигиеническими критериями качества подземных вод являются:
— предельнодопустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ;
— уровни допустимого содержания санитарно-показательных микроорганизмов;
— нормативы, обеспечивающие радиационную безопасность.
4.2. В том случае, когда в технологическом процессе, прямо или косвенно оказывающем влияние на качество подземных вод, предполагается использовать вещества, для которых отсутствуют гигиенические нормативы содержания в воде, разработчик или пользователь соответствующей технологии обеспечивает разработку нормативов и методов определения с нижним пределом измерения менее 0,5 ПДК.
Утверждение разработанного норматива и метода измерения вещества осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.3. Концентрации пестицидов в подземных водах не должны превышать наименьший из утвержденных гигиенических показателей.
4.4. Потенциальная опасность обнаруженных в подземных водах веществ оценивается с учетом их канцерогенной и мутагенной опасности и кратности превышения гигиенического норматива и допустимых суточных доз.
В случае присутствия в воде нескольких веществ 1 и 2 класса опасности, характеризующихся однонаправленным механизмом токсического действия, в том числе канцерогенным, сумма отношений концентраций каждого из них к соответствующей ПДК не должна превышать единицу:
4.5. На территориях с выраженным санитарно-эпидемиологическим неблагополучием возможно установление нормативов для этих территорий, утверждаемых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
V. Требования к организации контроля за охраной подземных вод
5.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством подземных вод осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации выборочно и по санитарно-эпидемиологическим показаниям с использованием стандартных методов измерения.
5.2. Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод.
Измерения выполняются в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
5.3. Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается при:
— эксплуатации подземных вод в качестве источников водоснабжения;
— эксплуатации сооружений для разработки полезных ископаемых;
— эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— эксплуатации объектов складирования твердых бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов.
5.4. При выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями для выбора которых служат данные о:
— характере хозяйственной деятельности,
— геохимических особенностях территории,
— прогнозируемом качестве подземных вод.
В случае, когда выбор показателей затруднен, допускается пользоваться приложениями 2 и 3.
5.5. С целью оперативного реагирования на опасность появления загрязнения в подземных водах в программу производственного контроля в обязательном порядке включаются пермаганатная окисляемость, азот аммония, запах, мутность, санитарно-показательные микроорганизмы.
5.6. Периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц.
5.7. При анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.
5.8. Программа (план) производственного контроля за хозяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод, должна согласовываться с органами и учреждениями службы, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории.
5.9. Результаты производственного контроля с анализом причин изменения качества воды представляются в органы и учреждения службы, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории, в сроки, согласованные в соответствии с п. 5.6.
Гигиеническая классификация подземных вод по степени выраженности влияния техногенного фактора
Степень влияния на качество подземных вод техногенных факторов
Степень загрязнения подземных вод
Периодическое превышение фоновых показателей при их максимальных уровнях на протяжении года ниже гигиенических нормативов
Сохранение тенденции к возрастанию показателей техногенного загрязнения при ежемесячном отборе в течение года. При этом максимальные уровни загрязнения находятся ниже гигиенических нормативов
Стабильное превышение фоновых показателей при их максимальных уровнях на уровне ПДК
Приоритетные загрязнения, обнаруженные в подземных водах в зонах влияния различных объектов
Объекты хозяйственной деятельности
Загрязняющие вещества, обнаруженные в подземных водах в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы
Нефтепродукты, СПАВ, фенолы, железо, бром, аммоний, марганец
Нефтепродукты, фенолы, СПАВ, свинец, хлориды, сульфаты, ХПК, формальдегид, аммоний, нитраты, толуол, этилбензол ксилол
Нефтепродукты, хлориды, фенолы, СПАВ, ртуть, марганец, железо
Нефтепродукты, фенолы, аммоний, железо, кадмий, акриламид, стирол, хлориды, СПАВ, свинец, марганец
Нефтепродукты, фенолы, железо, кадмий, свинец, ртуть, сурьма, аммоний, никель, хром, бензол
Предприятия органического синтеза
Нефтепродукты, бензол, формальдегид, этилбензол, моноэтаноламин, кадмий, свинец, хлороформ, никель, ртуть, хром, ПАВ, кобальт, мышьяк, марганец, бром, бор, аммоний, цинк, медь
Городские очистные сооружения
Нефтепродукты, фенолы, железо, аммоний, нитриты, нитраты, бром, СПАВ
Пестициды, аммиак, нефтепродукты, фенолы, СПАВ, нитриты, нитраты, минерализация, хлориды
Нефте- и газопроводы
Нефтепродукты, железо, минерализация, СПАВ, бром, бор, аммоний
Нефтепродукты, фенолы, аммоний, минерализация, нитраты, нитриты, хлориды
Нефтепродукты, фенолы, хлориды, сульфаты, СПАВ, аммоний, никель, свинец, марганец, железо, алюминий, вольфрам
Рудообогатительные и металлургические предприятия
Ксантогенаты, марганец, железо, барий, сульфаты, минерализация, никель, стронций, титан, фтор, алюминий, мышьяк, цинк, свинец, медь, молибден, цианиды, роданиды
Приоритетные показатели и компоненты природного происхождения с высокой вероятностью обнаружения повышенных предельнодопустимых концентраций (ПДК) химических веществ в подземных водах различных регионов России
Показатели и компоненты
Геохимические особенности водоносных пород
Состав подземных вод
Регионы с выявленными некондиционными водами
Минерализация (сухой остаток)
Терригенные отложения морского генезиса
Карбонатные загипсованные отложения
Центральный район, Поволжье
Карбонатные загипсованные отложения
Центральный район, Поволжье
Терригенные отложения с повышенным содержанием органических веществ
Бескислородные железо-марганецсодержащие воды различного состава
Западная Сибирь, Амурская область, Хабаровский, Приморский край
Кристаллические щелочные породы
Гидрокарбонатно-натриевые со слабощелочной реакцией
Карбонатные, терригенные породы
Гидрокарбонатные кальциево-магниевые с околонейтральной реакцией среды
Центральный район, Поволжье
Бериллийсодержащие породы металлогенических провинций
Гидрокарбонатный смешанного катионного состава с повышенным содержанием фтора
Урал, Рудный Алтай, Забайкалье, Приморский край
Карбонатные и терригенные породы
Натриевый различного анионного состава с высоким отношением Na/Ca
Терригенные отложения морского происхождения
Терригенные отложения гумидной зоны
Гидрокарбонатный натриевый с высоким содержанием органических веществ
Урал, Западная Сибирь, Амурская область, Хабаровский, Приморский край
Мышьяксодержащие породы металлогенических провинций
Гидрокарбонатный натриевый с высоким отношением Na/Ca
Ртутьсодержащие породы металлогенических провинций
Гидрокарбонатный смешанного катионного состава с повышенным содержанием органических веществ
Кислые кристаллические породы с сульфидной минерализацией
Гидрокарбонатный, сульфатный кальциевый с высоким значением Ph
Урал, Тува, Алтай
Карбонатные породы с целестиновой минерализацией
Гидрокарбонатный, сульфатный кальциевый
Центральный район, Поволжье, Якутия
Карбонатные породы с флюоритовой минерализацией
Кислые кристаллические породы
Гидрокарбонатный натриевый с высоким отношением Na/Ca
Центральный район, Поволжье, Якутия
Мурманская область, Забайкалье, Приморский край
Карбонатные, терригенные породы с высоким содержанием органических веществ
Терригенные, кристаллические породы с сульфидной минерализацией
Гидрокарбонатный кальциевый с низким значением Ph и околонейтральной реакцией
Сульфатный, сульфатно-гидрокарбонатный кальциевый с низким значением Ph и околонейтральной реакцией среды
Центральный район, Западная Сибирь, Якутия, Хабаровский, Приморский край, Амурская область,
Терригенные породы с высоким содержанием органических веществ
Гидрокарбонатно-кальциевая с низким значением Ph и околонейтральной реакцией
Западная Сибирь, Хабаровский, Приморский край, Амурская область
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г. N 19 «О введении в действие санитарных правил — СП 2.1.5.1059-01»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 августа 2001 г.
Регистрационный N 2886
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
СП 2.1.5.1059-01, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 1 октября 2001 г.
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 5 сентября 2001 г., N 172, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 сентября 2001 г., N 38
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. N 3 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник