- Кто и за что оплачивает водный налог
- За что конкретно оплачивают водный налог
- Какие объекты облагаются налогом
- Какие объекты не подлежат налогообложению
- Налоговая база
- Налоговые ставки
- Налоговый период и сроки уплаты налога
- Порядок исчисления водного налога
- Пример расчета налога
- Решение.
- Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)
- Сроки исчисления и уплаты водного налога
- Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
- Пример расчета водного налога по забору воды
- Итоги
- Сбор за пользование водой
- Письмо Федерального агентства водных ресурсов от 14 октября 2021 г. N НС-03-26/9268 «О представлении прогноза поступлений платы за пользование водными объектами»
- Консолидированный прогноз поступлений в федеральный бюджет сумм платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов
- Обзор документа
Кто и за что оплачивает водный налог
Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.
За что конкретно оплачивают водный налог
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
Какие объекты облагаются налогом
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
- простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
- поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
- сплав леса на специальных плотах/кошелях;
- ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.
Какие объекты не подлежат налогообложению
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
- орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
- борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
- создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
- использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
- другие виды деятельности, связанные с интересами государства.
Налоговая база
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
Налоговые ставки
На размер ставок водного налога влияют:
- сами объекты налогообложения;
- регионы, где расположены водные ресурсы;
- виды водных объектов.
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.
ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.
С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.
Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.
НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.
Налоговый период и сроки уплаты налога
За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.
Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.
Порядок исчисления водного налога
Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.
В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.
Пример расчета налога
Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.
Решение.
Налог в пределах лимитированного объема воды:
280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.
Налог за объем воды сверх лимита:
10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.
Источник
Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)
Сроки исчисления и уплаты водного налога
Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.
Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).
Узнайте, как рассчитывать и платить водный налог, из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .
Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.
Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:
- забору воды;
- использованию акватории (исключая лесосплав);
- использованию гидроэнергетических ресурсов;
- лесосплаву.
Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.
Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.
Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.
Полный перечень ставок водного налога есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе К+ и переходите в справочник.
Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:
- при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
- отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
- заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.
При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.
Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.
Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.
Пример расчета водного налога по забору воды
Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2021 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2021 года.
В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:
360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.
Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:
1. По объему в пределах лимита налог составит:
320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 = 255 360 руб.,
320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
2. По объему сверх лимита налог составит:
40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 × 5 = 159 600 руб.,
40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;
5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.
Таким образом, за 1-й квартал 2021 года организации в срок до 20.04.2021 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:
255 360 + 159 600 = 414 960 руб.
Итоги
Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.
Источник
Сбор за пользование водой
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федерального агентства водных ресурсов от 14 октября 2021 г. N НС-03-26/9268 «О представлении прогноза поступлений платы за пользование водными объектами»
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации прошу в срок до 15 ноября 2021 г. представить по форме согласно приложению консолидированный прогноз поступлений в федеральный бюджет доходов от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, по зоне деятельности БВУ на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг.
Представляемые прогнозные материалы сопровождаются сводной пояснительной запиской в разрезе субъектов Российской Федерации по зоне деятельности БВУ и направляются в Управление администрирования доходов, реализации бюджетной политики и управления федеральным имуществом в сфере водных ресурсов Росводресурсов на бумажном носителе, а также в электронном виде в формате Excel и Word (соответственно) на адреса электронной почты daryermakova@voda.gov.ru и komyagina@voda.gov.ru.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Н.А. Сологуб |
Консолидированный прогноз поступлений в федеральный бюджет сумм платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов
по зоне деятельности ___________________________________________________________________________ БВУ
(наименование бассейнового водного управления)
N п/п | Вид водопользования | Ставка платы*(1) | Ед. изм.*(2) | 2022 год, всего | в том числе: | 2023 год, всего | 2024 год, всего | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | ||||||||||||||
Объем*(3) | Сумма платы, тыс. руб.*(4) | Объем | Сумма платы, тыс. руб. | Объем | Сумма платы, тыс. руб. | Объем | Сумма платы, тыс. руб. | Объем | Сумма платы, тыс. руб. | Объем | Сумма платы, тыс. руб. | Объем | Сумма платы, тыс. руб. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Всего по зоне деятельности БВУ | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||
Забор (изъятие) водных ресурсов из поверхн. водных объектов | X | ||||||||||||||||
в т.ч. без приборов учета (с применением коэфф. 1,1) | X | ||||||||||||||||
а) забор пресной воды из поверхн. водных объектов (за искл. предприятий энергетики, использующих прямоточные системы водоснабжения) | X | ||||||||||||||||
б) забор пресной воды из поверхн. водных объектов предприятиями энергетики, использующими прямоточные системы водоснабжения | X | ||||||||||||||||
в) забор морской воды | X | ||||||||||||||||
г) забор воды из поверхн. водных объектов для водоснабж. населения | X | ||||||||||||||||
Использование водных объектов без забора вод. ресурсов для целей производства эл. энергии | X | ||||||||||||||||
Использование акватории поверхностных водных объектов | X | ||||||||||||||||
I. | По _________ (субъект РФ), всего | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||
в том числе: | |||||||||||||||||
1.1 | По договорам, заключаемым БВУ (ОВР) | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||
1.1.1 | Забор (изъятие) водных ресурсов из поверхн. водных объектов | X | |||||||||||||||
в т.ч. без приборов учета (с применением коэфф. 1,1) | X | ||||||||||||||||
а) забор пресной воды из поверхн. водных объектов (за искл. предприятий энергетики, использующих прямоточные системы водоснабжения) | |||||||||||||||||
б) забор пресной воды из поверхн. водных объектов предприятиями энергетики, использующими прямоточные системы водоснабжения | |||||||||||||||||
в) забор морской воды | |||||||||||||||||
г) забор воды из поверхн. водных объектов для водоснабж. населения | |||||||||||||||||
1.1.2 | Использование водных объектов без забора вод. ресурсов для целей производства эл. энергии | ||||||||||||||||
1.1.3 | Использование акватории поверхн. водных объектов | ||||||||||||||||
1.2 | По договорам, заключаемым УОИВ суб. РФ | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||
1.2.1 | . | ||||||||||||||||
II. | По _________ (субъект РФ), всего | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||
. |
Руководитель __________________________________________________________ БВУ | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
(подпись) | (расшифровка подписи) | ||||||
Гл. бухгалтер | |||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | ||||||
Исполнитель | |||||||
(Ф.И.О.) | (тел.) |
*(1) Базовая ставка платы, установленная постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876
*(2) Единицы измерения платежной базы (объема водопользования) ( , тыс. кВт/ч, ).
*(3) Платежная база — объем водопользования, за который в указанный период предполагается поступление средств в федеральный бюджет в виде платы за пользование водными объектами.
*(4) Сумма платы в тыс. руб. с точностью до 2-х зн. после запятой.
Обзор документа
Росводресурсы организуют сбор консолидированных прогнозов поступлений в федеральный бюджет доходов от платы за пользование федеральными водными объектами в 2022-2024 гг.
Бассейновые водные управления должны подать данные до 15 ноября 2021 г. Приведена соответствующая форма.
Источник