Как подготовить и сдать декларацию по водному налогу
Отчет по водному налогу — это документ, в котором налогоплательщики показывают количество потребленного ресурса и сумму взноса к уплате. Декларацию сдают в ИФНС 4 раза в год.
Кто отчитывается и в какие сроки
В НК РФ закреплено, кто сдает декларацию по водному налогу, — те, кто пользуется поверхностными и подземными водными объектами по лицензии ( гл. 25.2 НК РФ , ФЗ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» ). Ежеквартальный отчет сдают коммерческие и некоммерческие организации, ИП ( ст. 333.8 НК РФ ).
Сроки отчетности совпадают со сроками уплаты взноса в бюджет. Смотрите предельные сроки предоставления декларации по водному налогу в таблице:
Квартал
Уплата
Подача декларации
1
20.04
20.04
2
20.07
20.07
3
20.10
20.10
4
20.01 следующего года
20.01 следующего года
По какой форме и куда отчитываться
Бланк КНД 1151072 не обновлялся. Форма декларации и порядок ее заполнения закреплены в Приказе ФНС №ММВ-7-3/497@ от 09.11.2015 .
Формат сдачи определяется численностью сотрудников организации или ИП. Если, судя по налоговому отчету о среднесписочной численности за прошлый год, в организации работают 100 человек, направляйте декларацию в электронном виде ( п. 3 ст. 80 НК РФ ). Если в учреждении трудятся меньше 100 человек, есть возможность выбрать способ сдачи — на бумаге или в электронной форме.
В ст. 333.15 НК РФ указано, куда сдают декларации по водному налогу: в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются в ИФНС по месту постановки на учет в качестве крупнейших.
Как рассчитать
Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов ( ст. 333.19 НК РФ ):
забор воды;
пользование акваторией;
использование воды для гидроэнергетики;
сплав древесины по воде.
Нормативная технология расчета и составления налоговой декларации по водному налогу такова: взнос рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.
Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.
Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.
Год
Повышающий коэффициент
Тариф за 1000 м³, руб.
2020
2,31
162
2021
2,66
186
2022
3,06
214
2023
3,52
246
2024
4,05
283
2025
4,65
326
Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам. В порядке заполнения отчетной формы разъясняется, суточный или годовой лимит указывать при заполнении декларации по водному налогу, — указываем лимит водопользования, который закреплен в лицензии для данного вида объекта и установленной цели пользования ( п. 5.1.9 Порядка №ММВ-7-3/497@ ).
Общей ставки для расчета водного налога не установлено. Коэффициенты различаются по типу использования и географическому расположению водных объектов ( ст. 333.12 НК РФ ).
Забор воды из поверхности объектов и подземных вод в пределах лимитов:
Забор из территориального моря и внутренних морских вод в пределах лимитов:
Использование акватории поверхности объектов:
Использование акватории территориального моря РФ:
Использование для целей гидроэнергетики без забора воды:
Актуальный пример расчета водного налога в 2021 году для предприятий:
ООО «ППТ» забирает воду из артезианской скважины для собственных нужд — с целью некоммерческого использования (код цели — 3). Компания работает в Северном экономическом районе, использует водный бассейн реки Невы. Налоговая ставка для пользователей поверхностных вод — 264 за 1000 кубометров ( п. 1 ч. 1 ст. 333.12 НК РФ ).
Лимит использования скважины по лицензии — 25 000 кубометров. ООО «ППТ» за 3-й квартал 2021 превысило лимит и забрало из скважины 27 000 кубометров. Превышение составило 2000 кубометров. По нормативам НК РФ, ставка по превышенным лимитам умножается на 5, т.е. 264 × 5 = 1320. В 2021 году коэффициент — 2,66.
В рамках лимита: 25 × 264 × 2,66 = 17 556 рублей.
Превышение: 2 × 1320 × 2,66 = 7022,40 рубля.
Взнос за 3-й квартал составит: 17 556,00 + 7022,40 = 24 578,40 рубля. Налог для декларации и перечисления округляется до целого: если меньше 50 копеек, то отбрасывается, если 50 копеек и больше, то увеличивается до рубля. ООО «ППТ» перечисляет в бюджет 24 578 рублей.
Как заполнить декларацию
Порядок утвержден в Приказе №ММВ-7-3/497@ . При заполнении декларации по водному налогу учитывайте такие правила:
Нельзя выходить за границы граф, строк и ячеек.
Бумажную декларацию заполняют шариковой или перьевой ручкой и только черными чернилами.
Не допускается скрепление степлером или скобками, двухсторонняя печать.
В форме приводятся сведения об использовании ресурсов и уплате водного налога только за отчетный квартал, а не нарастающим итогом.
Необходимо указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.
На первичном отчете указывается номер 0, на корректирующем — 1 и следом по порядку корректировок. А вот как указывать страницы в налоговой декларации на воду — по порядку. Номера проставляются вверху страницы, рядом с кодами ИНН и КПП. Первый номер — у титульного листа, затем в отчете идет порядковая нумерация.
Разберем порядок заполнения декларации в таблице:
Раздел декларации
Правила заполнения
Титульный лист
Отразите регистрационные сведения о налогоплательщике — ИНН, КПП, наименование, ОКВЭД, телефон, Ф.И.О. руководителя.
Обязательно укажите номер корректировки, отчетный период (квартал) и год, код местонахождения: 214 — для обычных налогоплательщиков, 215 — для крупнейших компаний.
В разъяснениях ФНС указано, как заполнять декларацию по водному налогу, если несколько КПП: необходимо поставить КПП по территориальному расположению водного объекта (Письмо №СД-4-3/19785@ от 19.10.2016)
Следующий лист после титульного заполняют только те лица, которые используют ресурсы в некоммерческих целях, т.е. физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями
В первом разделе указывают итоговую сумму взноса к уплате по каждому КБК и ОКТМО
Расчет налога по типу водопользования
Заполняют пользователи, которые осуществляют забор воды. Вот что необходимо указать:
Название скважины.
Номер лицензии.
Установленный код водопользования в декларации по водному налогу в 2021 году по лицензии (перечень кодов — в Приказе №ММВ-7-3/497@ ).
Объем воды за квартал.
Лимит водопользования.
Норма по лимиту и объем превышения.
Налоговая ставка по географическому расположению объекта по лимиту и сверх лимита.
Коэффициент на отчетный год.
Сумма взноса к уплате
2.2
Здесь сведения фиксируют пользователи акваторий и ресурсов для гидроэнергетики и сплава древесины. Порядок заполнения раздела 2.2 аналогичен блоку 2.1
Какова ответственность за нарушения
В НК РФ разъясняется, куда платить водный налог и сдавать декларацию — в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения водного объекта или месту регистрации налогоплательщика. За каждый несвоевременно сданный или несданный документ придется заплатить 200 рублей ( п. 1 ст. 126 НК РФ ). В дополнение к этому ИФНС взыщет штраф в сумме от 5 до 30% от средств, которые налогоплательщик обязан перечислить в бюджет по расчетам (п. 1 ст. 119 НК РФ). Для нулевого отчета применяют минимальный штраф в размере 1000 рублей.
Наглядный пример заполнения отчета за 3-й квартал 2021 года:
Источник
Сдача показателей по воде
У многих руководителей возникает вопрос, нужна ли отдельная программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды.
Разъяснения можно найти в письме Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».
В соответствии со ст. 25 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».
Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, применяются до окончания срока их действия.
Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
I . Выбор показателей производственного контроля химического состава питьевой воды, горячей воды
1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.
2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.
2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:
— государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);
— органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;
— данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах зоны санитарной охраны, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;
— органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).
На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.
Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.
2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:
— по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;
— по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.
2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).
2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.
2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:
— на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящих рекомендаций;
— после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 , а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).
2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:
— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 ;
— в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п. 2.2 , а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).
2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:
— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;
— в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).
2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:
— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 , и перечень показателей, установленный после водонагревания;
— в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 , а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).
2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:
— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;
— в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).
2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).
2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.
2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.
II. Составление рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.
3. Программа производственного контроля должна содержать:
— перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
— указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;
— указание частоты отбора проб воды;
— указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;
— порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.
3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение об ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.
3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).
3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).
3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.
3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.
Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 01/12950-15-32 «О порядке примененияправил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»