Как проходит съемка в подводной фотостудии
Меня зовут Мира Лисичкина, и я хочу поделиться с вами особенностями получения подводных фотографий в студии. Я являюсь подводной моделью, поэтому помимо общей информации будет больше советов именно моделям и тем, кто планирует сниматься под водой, хотя опыт съемки видео под водой у меня тоже имеется.

Я снимаю видео под водой в бассейне.
Чтобы получить красивые подводные фотографии, мне пришлось учиться плавать, нырять, задерживать дыхание, держать лицо и многому другому. Для получения красивого кадра надо уметь красиво позировать и хорошо держаться на камеру, а в случае с подводными фотографиями – это и еще умение «чувствовать себя в воде как рыба».

Фотограф Максим Сеничев, аш2ноль.
Какие навыки необходимы модели для подводной фотосессии:
- Нырять (в подводных студиях бывают грузики, чтобы модели было проще нырнуть, если она не умеет – заранее уточняйте в студии их наличие или берите с собой).
- Плавать (в подводных студиях не обязательно, так как глубина не большая, а вот на море умение плавать пригодится).
- Открывать глаза под водой.
- Позировать (здесь же работа с платьем, тканями, реквизитом, мимика, жесты, работа с волосами – это тоже отдельное умение).

Фотограф Алексей Тарасов, аш2ноль.
Наиболее распространенные ошибки моделей в подводной съемке:
- Завышают уровень своих навыков до съемки – часто пишут, что умеют нырять, но на съемке оказывается, что не умеют открывать глаза, а нырнуть могут лишь на 1 секунду. Поэтому, фотографы, когда договариваетесь о съемке, узнавайте подробнее, как именно модель умеет плавать, и что конкретно она может под водой.
- Надувают щеки. Это ошибка очень многих людей, причем даже тех, кто занимается плаванием. Нужно уметь расслаблять лицо. В подводных студиях снимают «НА ВЫДОХЕ», а не на вдохе – это помогает модели, во-первых, не сильно надувать щеки, а, во-вторых, дольше находиться под водой.
Здесь могу подсказать одно из упражнений для того, чтобы научиться «держать лицо под водой». Нам нужна емкость с водой, куда можно опустить голову, (ванная, тазик) и зеркало. Кладем на дно зеркало, наливаем воду, погружаем голову, пытаемся смотреть на свое отражение и держать мимику, прорабатывая разные выражения лица. - Пытаются слишком долго сидеть под водой – как следствие, напряженное лицо и пр. Не обязательно сидеть долго под водой для красивого кадра. Можно нырнуть на пару секунд, замереть (в заранее обдуманной позе) и вынырнуть.
- Торопятся – ныряют, еще не успев отдохнуть или не настроившись (не продумав позу и т.д.)
- Слишком быстро двигаются под водой –для фото это недопустимо, так как фотограф должен успеть поймать кадр, а это и так не просто, ведь даже когда модель замирает, она все равно движется, например, всплывает. Для видео это правило не действует, в видео можно двигаться быстро.
- При выныривании часто портят макияж. На съемке забудьте про привычку поправлять волосы, когда вынырнули (этим самым вы только размажете свой макияж по лицу волосами). В идеале надо научиться выныривать с уже убранными с лица волосами. Некоторые модели имеют привычку протирать глаза, когда вынырнули – этого тоже делать нельзя. Основное правило: руки от лица подальше, чтобы ничего не испортить.
Если вам не хватает воздуха, можно вынырнуть как есть (с волосами на лице и т.п.), но ничего не трогать! Сделать пару вздохов, нырнуть, под водой аккуратно поправить волосы (они там «отлипают» от тела, и меньше вероятности, что вы что-то размажете) и выныривать.
В интернете также можно найти множество упражнений на задержку дыхания, как научиться нырять и т.д. Их я описывать не буду.

С фотографом Алексеем Тарасовым в бассейне.
Многие мечтают получить красивые подводные фотографии, но порой нет денег на хороший бокс для камеры или не позволяет погода, климат, география. Что делать? Забыть про мечту? Конечно, нет!
Получить желаемые кадры можно в подводных фотостудиях.
Давайте разберем с вами плюсы и минусы съемки в подводной фотостудии, и чем она отличается от обычной подводной съемки.
Критерий | Фотостудия | Бассейн | Водоем (море, океан, озеро) |
Цена | Около 7 тысяч р/час | В каждом городе свои цены, но приблизительно 500 р/час | Бесплатно |
Наличие бокса для камеры | Не нужен, т.к. съемка идет «через стекло»: фотограф при этом на суше, модель под водой. | Нужен бокс | Нужен бокс |
Наличие дополнительного оборудования (фонари, стабилизаторы) | Не нужно, т.к. студии оборудованы специально для съемки и, как правило, все необходимое там уже есть (возможно, что-то нужно арендовать за доп.стоимость) | Важно наличие собственного инвентаря для съемки | Важно наличие собственного инвентаря для съемки |
Температура воды | Теплая, модель не замерзает на съемке | Чуть попрохладней, чем в фотостудии, но приемлемая | Зависит от погодных условий |
Прозрачность воды | Прозрачная | Прозрачная (но в некоторых бассейнах может быть чуть-чуть мутновата или с пузыриками, особенно если проходит тренировка с аквалангами). | В основном мутная или зависит от места и погоды |
Чистота воды (обеззараживание и пр.) | Сильная обработка воды | Сильная обработка воды | Природная среда. |
Нужна ли модели медицинская справка | Нет | Да | Нет |
Возможность разговаривать с моделью при съемке | В некоторых студиях есть | Нет | Нет |
Глубина | Обычно небольшая (около 150 см) | Разная (и глубокие, и не очень) | Разная |
Из интересных особенностей съемки в подводной студии: во многих студиях есть система звука под водой, благодаря чему модель хорошо слышит вас под водой. Фотографы в микрофон говорят модели во время съемки, как ей позировать, что делать, куда смотреть, и она вас слышит, не выныривая.
Также из таблицы понятно, что для того чтобы снимать в фотостудии, фотографу не обязательно уметь плавать, так как он снимает на суше через стекло.
Из маленьких хитростей, которые я использовала в своем опыте: так как аренда подводной фотостудии не из дешевых, то мы собирались по несколько человек (моделей и фотографов) и делили аренду студии на всех (времени на фото требуется меньше, так как по большей части удачный кадр зависит от умения модели держаться под водой).
Важно понимать, что в фотостудии фон в основном нейтральный (черный или белый). Можно арендовать декорации для съемок (или приносить свои по предварительной договоренности). В водоеме в таком случае фон самый красивый и естественный, на мой взгляд.
Пару советов по декорациям: заранее продумайте, какие декорации будут использованы, уточните у администратора студии, можно ли их использовать на съемке. Также важно понимать, что не все тонет, и вам понадобятся грузы, и наоборот, что-то, возможно, надо будет привязать наверху или за что-то плавучее. Также по поводу одежды надо понимать, что некоторые платья «осыпаются» (например, пайетки), и их желательно не использовать. Разные ткани под водой ведут себя по-разному. Большинство тканей просвечивают, поэтому модели желательно иметь под низом белье телесного цвета. Некоторые платья из-за особенностей кроя плохо тонут. Если же вы планируете сниматься не в студии, а на море, то вы должны понимать, что плавать в платьях, с тканями не так-то просто – это еще один необходимый навык для модели.
Огромную роль играет макияж модели. Он должен быть специальным (аква или подводным), обычный макияж не подойдет, так как все растечется по лицу и будет некрасиво. Также для подводной съемки макияж делают намного ярче обычного (под водой цвета «съедаются»). Эту и многие другие особенности уже знают визажисты, которые занимаются аква-макияжем.
Еще частый вопрос от моделей: можно ли плавать в линзах? Ответ – можно, но опять же в специальных линзах, так как обычные линзы под водой часто выпадают. Мое личное мнение – линзы под водой модели не нужны, она все равно там ничего не увидит (съемка же проходит без маски). На тренировку можете надевать линзы (при плавании в маске – вода не соприкасается с глазами), а когда учитесь плавать под водой с открытыми глазами – линзы уже не нужны.

Фотограф Алексей Тарасов, Ocean Stars.
Чтобы вам было понятней, как это все происходит, я прикреплю пару видеороликов со съемки в подводных студиях г.Москвы (Аш2ноль и Ocean Stars), а также ролики бэкстейдж со съемки в бассейне и на море (видео со съемок на море подводного фотографа Дмитрия Каминского).
Основную информацию о фотостудиях можно получить на официальных сайтах – там вы найдете описание оборудования, используемого на съемках, перечень дополнительных услуг, а иногда они размещают фото и видео помещения.
Как проходит съемка в подводной студии на примере Ocean Stars:
Как проходит съемка в подводной студии на примере Аш2ноль + пара советов моделям:
Бекстейдж подводной видеосъемки в бассейне:
Видео подводного фотографа Дмитрия Каминского: как проходит съемка на море
Источник
Секреты подводной фотографии. Инструкция новичку перед поездкой на море
Подводная фотография – это искусство, позволяющее показать взаимодействие человека и стихии, воды и света, гармонии и хаоса в природе. В последние годы этот жанр стал очень популярным, в первую очередь, благодаря технологическому прогрессу, который дает возможность применять для подводной съемки все более совершенное оборудование. При неправильном подходе данный вид фотографии может быть опасным как для оборудования, так и для здоровья людей, которые ею занимаются. Если вы собираетесь во время отдыха на море попробовать себя в подводной съемке, то к этому нужно подготовиться заранее. Мы расскажем о том, как снимать безопасно и комфортно под водой, получая при этом качественные снимки.
by Jacques de Vos (Камера Ikelite 5D Ьфкл III Housing)
Меры предосторожности и защита оборудования
Превыше всего в подводной съемке стоит безопасность фотографа и его моделей, а также сохранность дорогостоящего оборудования. Человек, работающий с камерой на глубине, должен иметь хорошие навыки плавания и ныряния. Находясь под водой камеру нужно держать обеими руками, а в момент съемки – фиксировать тело в одном положении на несколько секунд, чтобы избежать смазывания изображения. Обучиться этому следует заранее, чтобы при работе сосредоточится на самом процессе, контролируя положение тела в пространстве на уровне подсознания.
by Thomas Conrad (Камера Canon EOS 550D Объектив EF8-15mm f/4L FISHEYE USM Фокусное расстояние 10 mm Скорость затвора 1/25 s Апертура f/4 ISO 100)
При фотосъемке под водой важно защитить оборудование от попадания влаги и ударов. Для этого используют специальные пластиковые водонепроницаемые боксы. Во избежание механических повреждений камеру нужно держать двумя руками, и дополнительно фиксировать ее с помощью специального ремня.
Особенности настройки камеры
- При съемке под водой лучше ставить вспышку в режим принудительного срабатывания.
- Установите на камере максимальное разрешение и минимальный показатель ISO.
- При покупке вспышки выбирайте модель, в которой головка будет расположена как можно дальше от корпуса камеры – это позволит минимизировать негативные последствия обратного рассеивания света.
- Установите автоматическое определение баланса белого или режим подводной съемки (исключение – съемка без использования вспышки).
- Время выдержки должно составлять 1/30 секунды для съемки неподвижных предметов, 1/60 секунды – для медленно перемещающихся объектов, 1/125 секунды и выше – для быстро плывущих объектов.
- Значение диафрагмы лучше ставить в пределах f/11-f/20 – это позволит увеличить глубину резкости и сделать фон и объекты переднего плана достаточно проработанными.
- Фотографируйте в RAW-режиме – данный режим дает больше возможностей при постобработке снимков.
Выбирайте подходящее время для фотосъемки
by Jacques de Vos (Камера Canon EOS 7D)
Лучшим для подводной съемки считается период с 9 до 12 часов утра и за два часа до заката – в это время света достаточно много, и он падает на воду под оптимальным углом. Выбирайте ракурс так, чтобы солнце было у вас за спиной, и его лучи шли параллельно с импульсом вспышки – это позволит компенсировать частичное поглощение света водой.
Правильно выбирайте глубину и расстояние до объекта съемки
by Ellen Cuylaerts (Камера Olympus E-PL2 Фокусное расстояние 8 mm Скорость затвора 1/320 s Апертура f/6.3 ISO 200)
Цвет человеческой кожи выглядит наиболее насыщенно на глубине от тридцати сантиметров до полутора метров. На большей глубине цвета становятся холоднее, а изображение начинает «синеть». Фотографируйте с максимально близкого расстояния – вода поглощает свет, делая картинку блеклой и невыразительной. Старайтесь снимать снизу вверх, или будучи на одном уровне с моделью – при съемке сверху изображение может получиться плоским.
Не нужно стремиться всегда контролировать сюжет
by Christian Miller (Камера Nikon D800 Объектив Tokina 10-17 Фокусное расстояние 17 mm Скорость затвора 1/250 s Апертура f/11 ISO 200)
При фотосъемке под водой есть много моментов, которые вы не можете полностью контролировать. Если ситуация идет вразрез с задуманным сюжетом – не расстраивайтесь и снимайте дальше. Порой кадры, сделанные спонтанно, превосходят постановочные сцены по красоте и гармоничности. Можно фотографировать и вообще без сюжета – пусть модель расслабится и ведет себя естественно, а вы – снимайте каждый интересный момент.
Распространенные проблемы при подводной съемке
by Kurt Arrigo (Камера Nikon D800 Фокусное расстояние 24 mm Скорость затвора 1/80 s Апертура f/8 ISO 200)
- Вспышка работает хаотично. Скорее всего, в систему попала влага. Необходимо просушить камеру и вспышку, а также обнаружить место разгерметизации корпуса и устранить протекание.
- Фотографии получаются с красным или оранжевым оттенком. Нарушен баланс белого. Установите автоматические настройки и попробуйте не включать режим подводной съемки при пользовании вспышкой.
- Фотографии частично затемнены в верхней или нижней части. Скорость синхронизации не успевает за скоростью затвора, необходимо уравнять эти характеристики, поставив более длинную выдержку.
- При использовании вспышки цвета выглядят слишком блеклыми. Возможно, в кадре много естественного света. Попробуйте повысить значение диафрагмы и уменьшить выдержку.
- Изображение под водой размыто. Сосредоточьтесь на неподвижности камеры во время съемки и повысьте значение диафрагмы, это поможет улучшить резкость.
Частые ошибки, которые допускают новички при подводной съемке
by Sarah Lee Камера Canon EOS 7D Объектив EF 15mm f/2.8 Fisheye Фокусное расстояние 15 mm Скорость затвора 1/1000 s Апертура f/2.9 ISO 100
Источник