- Севастопольская бухта — сердце Города Героя
- Основные характеристики бухты
- Акватория Севастопольской бухты — главная городская магистраль
- Затопленные корабли у входа в бухту
- Экскурсия по Большой Севастопольской бухте
- Бухта затонувших кораблей
- Город в осаде
- Врагу не сдаётся наш гордый…
- Что нашли военные водолазы на дне севастопольской бухты
- Севастопольская бухта
- История
- Особенности
- Посещение
Севастопольская бухта — сердце Города Героя
Севастопольская бухта одна из лучших гаваней мира. Природный памятник разделяет южную и северную часть Города Героя. Самая удобная бухта Причерноморья. На протяжении нескольких столетий она служила главным стратегическим объектом Российского флота. Другое название Севастопольской бухты – морские ворота города. Отсюда в Севастополь могли попадать не только торговые суда, но и огромные крейсеры.
Сегодня бухта является не только стратегически важным объектом страны, но и главной достопримечательностью Севастополя. Прокатившись на катере вдоль морской магистрали, вы насладитесь красотами морского залива и со всеми тонкостями судостроительства. Севастопольская бухта на фото представлена многочисленными взрезами и маленькими затоками, каждая из которых вмещает огромные суда.
Основные характеристики бухты
Севастопольская бухта – это корытообразная впадина. В угоду климатических условий она никогда не замерзает, в ней не бывает штормов. Глубина Севастопольской бухты 21 метр, достаточная для расположения огромных крейсеров и кораблей. Длина Севастопольской бухты 7,3 километра, а ширина 1,4 километра, что делает ее удобной для маневрирования, даже крупногабаритных судов. Она будто водная артерия, врезается в каркас города, разделяя его на две части.
Общая длина береговой линии 25 километров, что позволяет не только строить пристани, но крупные судостроительные объекты. Конечно же это приносит ряд экологических проблем, в пределах баржей не рекомендуется купаться, Но люди купаются в бухте, обычно это места мыс Хрустальный и возле площади Захарова (северная сторона).
В бухте очень хороший клев, но рыба может иметь характерный запах нефти. Это подтверждают рыбаки аматоры, которых в любое время года можно встретить у края пристани. Севастопольская бухта на карте Крыма, удивительно сочетается с общей архитектурой города разделяя его на два непохожих по своей природе островка.
Акватория Севастопольской бухты — главная городская магистраль
Несмотря на то, что город Севастополь имеет отличную транспортную сеть, Севастопольская бухта является главным стратегическим звеном транспортировки людей и транспорта. Огромные паромы каждый час перевозят жителей города и машины с одного берега на другую сторону, а катера курсируют каждые 15 минут, перевозя по 200 человек (в среднем) за рейс.
Во время штормов движение катеров и паромов приостанавливается. Во время шторма в бухте нет огромных волн и бешеной качки, но появляется внутреннее течение. Внутреннее течение делает небезопасным переправу между двух берегов. Подводное течение не создает опасности для пришвартованных кораблей, даже самый сильный шторм не повредит судно. Что делает бухту одной из самых удобных во всем мире.
В связи с обилием движения водного транспорта бухта становится непригодной для купания. Но это и не мешает ей быть одной из прекраснейших заток северного Причерноморья.
Затопленные корабли у входа в бухту
Дно Севастопольской бухты усеяно обломками кораблей. Основная масса морских судов покоится у входа в бухту. Их гибель не была связаны с суровыми климатическими условиями, а скорей несло стратегический характер. Во время Крымской войны князь Меньшиков, командир морских сил Российской Империи, вместе с адмиралом Нахимовым потопили черноморский флот у входа в бухту, чем загородил вход в бухту для турецкого и англо-французского флота. Вражеский флот на то время состоял из железных кораблей, а Российские военно-морские силы состояли из деревянного флота, такой флот был не способен противостоять вражескому. Более стратегическим объектом была бухта, откуда без проблем вражеские войска захватили бы город.
Напоминанием тех событий служит памятник Затопленным кораблям, ставший визитной карточкой Севастополя. А вражеские корабли так и не ворвались в бухту и не захватили город.
Экскурсия по Большой Севастопольской бухте
Экскурсия по севастопольской бухте главное развлечение для туристов, прибывших в Город Герой. Менее чем за час вы можете ознакомится с главными историческими событиями Севастополя и увидеть исторические памятники прошлых лет. Во время экскурсии вы увидите:
- Памятник Солдату и матросу. Огромный монумент, посвященный событиям ВОВ;
- Михайловская батарея и Константинопольская равелина. Главные оборонительные форпосты прошлого;
- Корабельная бухта. Морской судостроительных пункт. С огромными кораблями, находящимся в ремонте;
- Памятник затопленным кораблям. Архитектурный символ Севастополя;
- Действующие корабли ВМС Российской Федерации, пришвартованные к берегу.
Главная бухта севастопольского флота — это не просто стратегический объект, а историческое достояние полуострова. Именно здесь погиб Черноморский флот в годы крымской войны, именно отсюда пошла история Русского Крыма. Его важность для полуострова трудно переоценить, а его ценность подтверждена веками.
Автор статьи: Февзиев Билял
Источник
Бухта затонувших кораблей
11 сентября 1854 года в осаждённом Севастополе был затоплен русский флот
Все, кто бывал в славном городе Севастополе, знакомы с монументом «Памятник затопленным кораблям». Он установлен вблизи Приморского бульвара рядом с площадью Нахимова в память о добровольной гибели Черноморской эскадры в 1854-1855 годах.
Город в осаде
9 сентября 1854 года произошла одна из первых сухопутных битв Крымской войны – Альминское сражение. Англичане и французы тогда победили, но воспользоваться плодами победы сполна не смогли. Путь на Севастополь был открыт, но сражение приостановило движение союзников, а русским войскам дало время для подготовки к осаде. Экспедиция с Запада здорово ошибалась, думая, что сражается только с авангардом армии. «Мудрые» царские полководцы оставили для защиты Крыма и Черноморского флота лишь небольшую армию.
Русская эскадра на Севастопольском рейде
По предложению начальника штаба флота вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова состоялся военный совет флота. Флотоводец предложил первыми напасть на союзный флот, который стоял возле мыса Лукулл. По его мнению, если повезёт, можно уничтожить корабли врага, а если нет – пойти на абордаж и взорвать себя с частью флота союзников. Героическая гибель должна была спасти город. Это мнение Корнилова разделяли не все командиры.
К сожалению, шансов на победу у Черноморского флота практически не было. Союзники по силам значительно превосходили черноморцев. Против русских 14 линейных парусных кораблей выступали: 21 линейный корабль (в том числе восемь винтовых) и 33 парохода. Русский флот без попутного ветра не мог выйти даже из бухты. Командиры согласились с Корниловым, но предложили другой план, который был одобрен главнокомандующим армией князем А.С. Меншиковым. Большинство сошлись во мнении, что перекрыть путь неприятелю и спасти город можно, если затопить корабли поперёк бухты. Военный совет флота, и Павел Степанович Нахимов в том числе, поддержали это решение.
Схема затопления кораблей
Этот план появился не спонтанно, а обсуждался ещё в августе 1854 года. Был даже проведён эксперимент. Пустой купеческий бриг решили пропустить через бухту под огнём береговых батарей. В результате корабль получил лишь незначительные повреждения и благополучно сел на мель. Точно так же могла завершиться и атака союзного флота. Эксперимент выявил и ещё один неприятный момент. В фортах от выстрелов появились трещины.
Врагу не сдаётся наш гордый…
Затопление началось 11 сентября 1854 года. На дно легли пять линейных кораблей и два фрегата. Над водой остались торчать их мачты. 14 сентября на Севастополь обрушилась страшная буря, которая разметала вражеский флот, но в итоге и повредила затопленное заграждение. Для ремонта пришлось затопить ещё один корабль, а в январе 1855 года ещё несколько, которые стали второй линией заграждения.
Последние корабли Черноморской эскадры были затоплены при отходе русских войск на северную сторону уже в августе 1855 года. В Севастопольской бухте на дне оказалось в общей сложности 75 боевых кораблей и судов, а также 16 вспомогательных, включая шхуны. Корабли топили под покровом ночи, в них стреляли из пушек. На берегу их провожали экипажи. Матросы плакали, глядя, как их корабли погружались в воду…
Затопление кораблей Черноморского флота
10 тысяч моряков усилили городские бастионы. Корабельные орудия пароходами были свезены на берег и практически на руках перетащены на бастионы. Впоследствии именно эти орудия отражали бомбардировки и штурмы противника.
Соотечественники по-разному оценили решение о затоплении, но вот противник сразу дал ему высокую оценку. Говорят, что английский адмирал с досады рвал на себе волосы, а его французский коллега заявил, что, если бы не эта преграда, флот союзников уже по ходу первого же боя проник бы в бухту.
Затонувшие корабли практически полностью парализовали судоходство в районе Севастополя. Сразу после окончания Крымской войны были предприняты меры по поднятию затонувших кораблей. 20 кораблей оказались почти не повреждёнными, их отремонтировали и вновь поставили в строй, но большую часть пришлось отправить на слом. В целом очистка Севастопольской бухты заняла более десяти лет.
Источник
Что нашли военные водолазы на дне севастопольской бухты
Аварийно-спасательный отряд управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота закончил очистку от затопленных объектов Графской бухты. За несколько месяцев работы со дна поднято 14 объектов общей массой около 5 тонн.
О начале работ стало известно в сентябре прошлого года. Главной целью был подъём затопленных плавпричалов. Однако «улов», как сообщает отдел информационного обеспечения Черноморского флота, оказался намного богаче. Кроме затопленных в прошлом веке плавпричалов различных типов, военные водолазы подняли со дна бухты более 50 авиационных бомб.
Сообщается, что к водолазным и подъёмным работам были привлечены спасательное судно «Эпрон», водолазное морское судно ВМ-154, многофункциональный модульный катер катамаранного типа СМК-2169, рейдовый водолазный катер РВК-1112 и плавкраны.
Как сообщалось ранее, севастопольские учёные считают, что лежащие на дне Чёрного моря предметы могут стать особенно опасными в связи с глобальным потеплением.
Для справки: Графская, или Нефтяная, бухта находится на Северной стороне, близ Инкермана. От остальной акватории и Маячной бухты отгорожена молом. Название «Графская» связано с тем, что в конце XVIII века здесь находился хутор командующего Черноморским флотом графа Марка Войновича, в честь которого названа и Графская пристань.
Источник
Севастопольская бухта
Расположенная в центре города Севастопольская бухта делит его на южную и северную части. Курсирующие между ними паромы и катера – важная составляющая городского транспорта. С запада бухта граничит с морем, а с востока – с речкой Черной. Бухта Севастопольская – одна из самых удобных гаваней мира.
История
Бухта возникла задолго до основания Севастополя. Она образовалась под совокупным воздействием тектонических процессов и вод Черной реки. На морских картах этот залив издавна был известен под названиями Ктенус, Херсонесский лиман, Каламита, Ахтиарская бухта и другими. Его популярности способствовали значительная глубина, защищенность от ветра, отсутствие льда даже зимой и удобство стоянки морских судов. Неслучайно именно в этом месте был основан Херсонес Таврический – предшественник Севастополя.
Параллельно строительству в Севастополе обустраивалась и его бухта. В этом приняли деятельное участие адмиралы Ушаков и Лазарев. Они руководили строительством доков, ремонтных мастерских и заводов. Некоторые из них работают по сей день.
Дно залива, особенно у входа, усеяно обломками намеренно затопленных кораблей. Это произошло во время Крымской войны. Совместным решением морского министра России князя Меньшикова и адмирала Нахимова у входа в залив в несколько приемов затопили корабли Черноморского флота. Благодаря такой драматической жертве был прегражден вход в Севастопольскую бухту англо-французскому и турецкому флоту и предотвращен полный захват города неприятелем.
Координаты GPS: 44.619794, 33.547182
Вражеский флот по всем параметрам превосходил русский, состоявший в основном из парусных судов. Предварительно с них сняли корабельные орудия, а 10 тысяч моряков присоединились к сухопутным защитникам города. Возведенным укреплениям они давали названия покинутых ими кораблей, так появились Чесменский, Ростиславский и другие форты. А для переправы между двумя частями города в 1855 г. был сооружен плавучий мост через Севастопольскую бухту.
По окончании Крымской войны существенная часть из 75 затопленных судов была поднята, а 20 кораблей после ремонта даже вернулись в строй. Очистка бухты продолжалась целое десятилетие.
В 1905 г. в память об этом событии на линии второго затопления, напротив площади Нахимова, был открыт Памятник затопленным кораблям. Авторами проекта были скульптор Адамсон и архитектор Энберг. Памятник представляет собой белую диоритовую колонну, выступающую из каменного хаоса пьедестала. Вершина колонны обрамлена коринфским ордером, на котором находятся бронзовый орел и корона Российской империи.
В 70–80 гг. XX в. залив обзавелся двумя молами для защиты от осенних штормов.
Особенности
Главная севастопольская бухта подковообразно врезается в сушу. Длина залива – 7,3 км, ширина – не более 1,5 км. Глубина доходит до 21 м, но она неоднородна. У побережья есть рифы. Швартующимся нужно уметь их обходить. Общая протяженность береговой линии – 25 км. По всей ее протяженности находится множество мелких бухт. В их названиях отражена военная (Корабельная, Артиллерийская, Доковая) и торговая (Голландия, Хрустальная, Аполлонова) история города. Много здесь и судостроительных объектов.
Чистота морской воды в пределах бухты оставляет желать лучшего. Тем не менее на некоторых ее участках (мыс Хрустальный и район пл. Захарова) жители города купаются. Есть здесь и рыболовы, хотя выловленная рыба и отдает нефтяным запахом.
Акватория Севастопольской бухты – главное транспортное звено города. Между южной и северной частями города ежечасно курсируют большие паромы. Катера перевозят пассажиров каждые 15 минут. В штормовую погоду движение останавливается. Хотя в такие дни и нет больших волн, но внутреннее течение делает морские пассажирские перевозки небезопасными.
Посещение
Для того чтобы добраться в район бухты, достаточно воспользоваться любым видом общественного транспорта, направляющимся к центральной площади Нахимова.
По акватории Севастопольской бухты проводятся морские прогулки, во время которых туристы приближаются и могут сделать фото ее самых интересных объектов:
- монумента Матросу и Солдату, сооруженного в честь доблестных защитников города в годы ВОВ;
- Михайловской батареи и Константиновского равелина – главных форпостов бухты;
- Корабельной бухты, в которой строятся и ремонтируются корабли;
- Памятника затопленным кораблям;
- военных кораблей на рейде.
Источник