Конспект совместной опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства воды».
Елизавета Сахнова
Конспект совместной опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства воды».
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды.
Образовательные: — Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса;
— Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
— Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов; — Уточнить и систематизировать знания детей о культуре поведения в лаборатории.
— Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, — Прививать бережное отношение к воде.
— Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
— Учить отгадывать загадки.
— Беседы о воде, ее роли в жизни человека;
— Проведение экспериментов с водой; — Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
— Использование игр о воде («Какая бывает вода?», «Разрезные картинки»);
— Чтение художественной литературы по теме «Вода»;
— Наблюдение за водой на прогулке.
Словарная работа: научная лаборатория, ученые, эксперимент, опыт, наука, познание. Без вкуса, без запаха, прозрачная, имеет вес, не имеет собственной формы.
Материал и оборудование: бутилированная вода, одноразовые стаканчики, колбы, пробирки, одноразовые контейнеры разной формы, воздушные шарики, салфетки, предметные картинки, геометрические блоки, карточки схемы, «журналы» для занесения данных по опытам (на каждого ребенка).
1. Вводная часть.
В. : Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые? (ответы детей)
В. : Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться, все записывать.)
В. : Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему нашего занятия. И первая подсказку для вас я держу в руках (в. крутит глобус в руках).
В. : Что вы видите у меня в руках? (глобус)
— Правильно. Посмотрите какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).
— А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? А какого цвета больше? Кто живет в воде? (выслушать ответы детей, подкорректировать их по необходимости).
В. : Все верно. Ребята, пока мы перечисляли обитателей рек, морей и океанов, к нам приплыли рыбки. Не простые — геометрические. Ох, ребят пока они к нам плыли, все перепутались. Давайте возьмем наши геометрические блоки и поможем рыбкам вернуть их нарядный вид. (Дети берут геометрические блоки и заполняют белые трафареты с изображением рыбок геометрическими фигурами, так чтоб весь силуэт был заполнен).
В. : Молодцы, все справились. Рыбки, ребята, вас благодарят и дают нам новые подсказки – загадки. Слушаете внимательно: 1. Он так бесстрашен и могуч, Что не боится горных круч –
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
3. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
После каждой отгадки выставляется картинка с ответом.
В. : О чем эти загадки? Что в них общего? Одним словом про что они? (вода). Сегодня мы продолжим с вами разговор о воде, ее свойствах и о значении воды.
— Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
— Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).
— Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
— Теперь мы знаем ключевое слово, тему нашего занятия, и я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?
2. Основная часть.
Напомнить правила поведения в лаборатории:
(Дети садятся за столы)
В. : Итак, теперь мы готовы раскрывать секреты воды. Результаты будем записывать в журналы наблюдений.
Опыт №1 Вода не имеет цвета (прозрачная).
Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящий за бутылкой предмет (колокольчик).
Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо (символ)
Опыт №2 Вода не имеет запаха.
Дети открывают бутылки и пытаются определить есть ли запах. Наливают воду в стакан.
В. : Как она пахнет? (ответы детей)
— А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды появился запах)
Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ (символ)
Опыт №3 Вода не имеет вкуса.
Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).
Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды (символ)
В. : Ребята, вы очень хорошо поработали, можно теперь отдохнуть.
Физкультминутка «Синяя вода» (по музыку)
(Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)
Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)
Без конца и края. (Кружимся на месте.)
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками.)
Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)
Поскорей неси меня,
Синяя вода. (Присели, обхватили Плечи руками.)
В. : Молоды, отдохнули. Вернемся обратно в лабораторию.
Опыт №4 Имеет ли вода вес?
Как это проверить (ответы детей) Дети сравнивают пустой стакан и стакан наполненный водой.
Вывод: Вода имеет вес. Стакан с водой тяжелее пустого стакана (символ)
Опыт №5 Имеет ли вода форму?
Дети берут различные сосуды (колба, пробирки, лейка, воздушные шары)
Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. Вода не имеет формы (символ).
3. Заключительная часть.
В. : А теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад.
— Понравилось вам наше превращение в ученых?
— Что мы сегодня с вами делали?
— Какая бывает вода?
— А скажите, пожалуйста, нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей).
— А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы)
— Спасибо, ребята, за вашу работу. До свидания.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Воздух и вода — наши лучшие друзья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №100 «ЖАР-ПТИЦА» Республика Татарстан г. Набережные Челны.
Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.
Источник
Чудо-вода
эльмира юсупова
Чудо-вода
ЧУДО — ВОДА»
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
2. Познакомить детей с глобусом.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.
4. Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.
5. Уточнить значение воды для всего живого.
6. Развивать мышление, любознательность речь детей;ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; развивать у детей связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов,точно отражающих действие: налить, перелить, вылить…
7. Воспитывать бережное отношение к воде; уточнить знания о том, что вода – ценный природный дар, воду надо беречь.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1. Наглядный (панно «Кому нужна вода», карточки, символы).
2. Практический (опыты).
3. Словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового характера).
1. Изготовление панно «Кому нужна вода».
2. Чтение сказок познавательного характера, рассказов.
3. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду).
4.Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».
5. Знакомство детей с карточками – методов исследования, как с ними работать.
6. Создание своей книги.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Панно «Кому нужна вода».
2.Инвентарь для опытов: пустые стаканы, стаканы с водой, чайные ложки, стакан с молоком, графины, колбы, кипячёная вода, трубочки, соль, кусковой сахар, краска – гуашь, кисточки, сок апельсиновый.
3. Карточки с изображением тем исследований.
4. Карточки с изображением методов исследований.
5. Символы, обозначающие свойства воды.
6. Эмблема «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
7. Памятка «Берегите воду!», «Есть на свете такое Чудо – вода».
Ход занятия:
Формирование положительной мотивации
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.
Дети: Доброе утро!
– Ребята, подойдите к столу, посмотрите на глобус. Это наша земля, здесь мы живем. А вы знаете, почему на глобусе так много голубого цвета? Голубой цвет – это вода. Земля на глобусе показана желтой, зеленой и коричневой красками.
• Дети находят на глобусе участки воды и суши.
– Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).
– Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части.А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
– На земле больше воды.
– Да, ребята, вы правы – воды на Земле больше, чем суши.
– Тогда садитесь на стульчики поудобнее. Сегодня вы, будете помогать мне во всем, ребята.
– Но сначала, ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, круглый. Кубик – квадратный; а вода, какой формы? (ответы детей).
– Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода. (Приглашаю к столу Данила)
– Данил, из графина налей воду в пробирку.
– Что делает Данил?
– Данил наливает воду.
– А теперь перелей её в колбочку.
– Что теперь делает Данил?
– Данил переливает воду.
– Теперь вылей воду в баночку. Что делает Данил?
– Данил выливает воду.
– Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей).
– Форма, которую принимает вода, меняется?
– Значит, какой вывод из этого можно сделать?
Данил:Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой посуды.
– А чтобы вам, ребята легче было это запомнить, я приготовила символ (вывешиваю на доску).
– Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей).
– Хотите это проверить?
• На столе стакан с молоком, стакан с водой, две чайные ложки.
– Какого цвета молоко? (белого).
– А про воду можно сказать, что она белого цвета? (ответы детей).
– Давайте проведём опыт. (Приглашаю Алию к столу)
Алия, возьми одну чайную ложку положи её в стакан с молоком, а другую ложку – в стакан с водой. (Дети параллельно проводят опыты).
В каком стакане ложку видно, а в каком нет? (ответы детей).
– Алия, сделай из этого вывод.
– Вода не имеет цвета, она бесцветная.
– Но вы знаете, ребята, наша вода бывает волшебной, и она может менять свой цвет, может из бесцветной превратиться в цветную. Хотите в этом убедиться?
• На столе стоят стаканы с чистой водой, гуашь, кисточка.
– Рустем, возьми на кисточку немного краски и опусти в стакан с водой, теперь помешай кисточкой. (Дети параллельно проводят опыты).
– Что стало с водой?
– Вода бесцветная, но может менять свой цвет.
• Вывешивается на доску символ этого свойства.
– Это ещё не все превращения воды.
– Сейчас я предлагаю вам попробовать воду на вкус.
• Детям предлагается попробовать кипячёную воду через трубочку.
– Какая вода на вкус? (ответы детей: вода не имеет вкуса, она безвкусная).
– Роман, в графин положи несколько кусочков сахара и размешай ложечкой.
– Кто попробует водичку, которая получилась, и скажет, изменился вкус или нет?
• Дети пробуют воду через трубочку.
– Какой она стала?Дети: (сладкой).
Роман Вывод: Вода не имеет вкуса, а когда мы в ней растворили сахар, она изменила свой вкус, значит, она умеет менять свой вкус.
– А чтобы вы лучше запомнили это свойство воды, я добавлю следующий символ на доску.
– А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Есть ли у неё запах? (ответы детей: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха).
– Ангелина, помоги мне, пожалуйста, из апельсина выжать сок (выжимаем соковыжималкой, а теперь добавь этот сок в стакан с водой и дай понюхать детям.
– Изменился запах? (ответы детей).
– Вода не имеет запаха, но она может менять свой запах.
• Вывешиваю на доску символ этого свойства.
– Давайте еще раз сделаем выводы (поглядывая в карточки-символы).
• Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить. И еще она всегда принимает форму той посуды, в которую мы ее наливаем.
• Вода бесцветная. Но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску).
• Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе).
• Вода не имеет запаха. Но может его менять.
Физкультминутка : Упражнение «Волны».
— Ребята, встанем в круг и сделаем большое озеро (руками).
Вода в озере спокойная (дети плавно разводят руками в сторону,
Но вот налетел легкий ветерок и стал играть с водой (движения кистями вверх-вниз,
Понравилось играть ветерку с водой, подул сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала (движения кистями быстрее).
Но вот ветер наигрался и стих («плавное» движения руками в стороны). Молодцы ребята, садитесь.
– Мы сегодня говорили о воде, и очень много о ней узнали нового. А где живет вода? (ответы детей).
• Работа с панно «Кому нужна вода». На столе лежат картинки, приглашаются дети по очереди, Дети выбирают картинку, и прикрепляют картинку к панно, отвечают.Например: вода нужна цветам на полянке, деревьям для того, чтобы они росли; рыбам в реке, лягушкам в пруду, для того, чтобы в ней жить; человеку, животным, птицам, бабочке…для того, чтобы пить водичку, купаться, умываться).
– Ребята, а тут ещёкартинки: книга, телефон, будильник. … Почему вы их не взяли?
– Им не нужна вода.
— давайте сделаем вывод, кому нужна вода?
Вывод дети: Вода нужна всем живым обитателям Планеты!
Воспитатель: Летом я слышала разговор между мальчиками, послушайте (запись).
-Петь, привет! Мы с ребятами так здорово играли. Налили целую ванну воды, и опускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты, и пошли на улицу.
— А кран-то закрыли?
-Зачем? Воды и так много, пусть себе течет, потом закроем.
-А что потом делали?
— Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было!
Воспитатель: Как вы оцениваете поведение мальчиков? Хорошо, ли они поступили?
Дети: Воду надо беречь! пресной, чистой воды на земле мало.
Да, ребята, вода нужна и для умывания, и для приготовления пищи. Но для этого, вода должна быть обязательно очищенная. И люди, чтобы получить чистую воду, тратят много времени и сил. Именно поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтоб вы, дети, не забыли про это, дарю вам памятку – напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран!»
– Я дарю памятку о воде нашим гостям. «Есть на свете такое Чудо – вода».И закончить свое занятие словами:
Символ жизни на Земле – ВОДА!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Список используемой литературы.
1. Хасаншина А. А., Азитова Г. Ш., Морозов Н. В.
«Вода – уникальное вещество».
2. Савина Н. В., МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Лебедянь,
Разработка открытого занятия «Вода – главное богатство природы»
3. Ибрагимова Э. Х СОШ № 15 г. Альметьевск,
Интегрированное мероприятие.Тема: «Вода – уникальное вещество
4. Бондаренко Т. М. Издательство «Учитель» Воронеж, 2012
«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
5. Калегина Н. Г. Казань,1994
«Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников».
6. Скоролупова О. А. Москва,2003 «Издательство скрипторий 2000»,
Занятие с детьми дошкольного возраста по теме «Вода».
7. Коломина Н. В., Москва, 2010 «ТЦ Сфера».
«Занятия по экологии в детском саду». Сценарии занятий.
8. Метельская Н. Г., Москва, 2007 «ТЦ Сфера».
«100 физкультминуток на логопедических занятиях».
Познавательно-речевое занятие «Путешествие с капелькой» Познавательно-речевое занятие в средней группе «Путешествие с капелькой». Воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ № 296 г. Уфа.
Перспективный план по экспериментальной деятельности детей в старшей группе Перспективный план По экспериментальной деятельности В старшей группе № 10 и 12 на 2012 — 2013 учебный год Сентябрь: Диагностика.
Источник