Занятие по закреплению знаний детей о воде «Вода и её свойства»
Салми Махмудова
Занятие по закреплению знаний детей о воде «Вода и её свойства»
Тема: «Вода и её свойства»
Цель: Формировать конкретные представления о свойствах, формах, видах воды в процессе экспериментально — исследовательской деятельности.
Закрепить знания детей о свойствах воды через проведение исследовательской деятельности.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
Воспитывать бережное отношение к воде, к оборудованию для проведения опытов.
Продолжать воспитывать желание познавать явления окружающей действительности.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, ложки, емкости разной формы, сахар, лимон, краски, кисточка, палочки, вата, воронка, растительное масло, салфетки, белые халаты,слайды на тему: «Вода», кувшин с водой.
Организация детей: Дети заходят в группу.
Ход занятия:
Восп-ль. — Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей.
Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).
Дети садятся полукругом, перед экраном.
Восп-ль: Ребята, а сейчас мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Восп-ль. Правильно, мы будем говорить о воде.
Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы не было воды?
(Ответ детей)
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Восп-ль — У воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.
Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят
— Давайте сегодня мы с вами станем учёными и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства, а помогать нам будут ассистенты.
— Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
— Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.
Восп-ль: Ребята,прежде чем приступить к исследованию вспомните правила поведения в лаборатории:
1. Работаем в тишине;
2. Соблюдаем правила безопасности;
3. Обращаемся друг другу за помощью;
4. Внимательно следим за результатом опыта;
5. Закончив наблюдение, делаем вывод.
(Дети рассаживаются за столы.)
Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
А имеет ли форму вода?
Восп-ль. — Для этого возьмем узкую емкость и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую емкость. Форма, которую принимает вода, все время изменяется, в зависимости от того сосуда, в котором находится.
Вода – жидкость.
Вывод: вода не имеет формы (дети)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Восп-ль.— Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет?
(Ответ детей)
Вывод: Вода прозрачная (дети).
Восп-ль. –Давайте докажем, что вода бесцветная, добавим в воду краску. Что произошло?
(Ответ детей)
Восп-ль, — Какой вывод из этого следует?
Вывод: Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, какое вещество в неё добавлено (дети).
Опыт 3. Имеет ли вода собственный запах?
Предложить детям определить, есть ли у воды запах.
Дети нюхают стакан с простой водой, затем предложить размешать в воде с соком лимона. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: у воды нет запаха (дети)
Опыт 4. Имеет ли вода вкус?
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
Восп-ль. — Что изменилось?
(Ответ детей)
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная (дети).
Восп-ль — Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Восп-ль. — Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Опыт 5. Растворимые и нерастворимые вещества.
Предложить детям насыпать в стакан с водой и перемешать песок
Восп-ль. Растворился ли песок?
Затем предложить положить в воду сахар и перемешать.
Восп-ль. Растворился ли сахар?
(Ответ детей)
Вывод: Одни вещества растворяются в воде, другие – нет (дети)
Восп – ль — Ребята, давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло.
Восп-ль. Что же мы видим?
(Ответ детей)
Можно пить такую воду и почему?
(Ответ детей)
Восп – ль — Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
(Ответ детей)
Восп- ль — А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю.
(Воспитатель показывает, как сделать фильтр.
Затем, как его установить в баночку).
Восп – ль — Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду осторожно, по не многу, лить масляную воду в банку с фильтром.
Восп – ль — Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду.
Какая она стала?
(Ответ детей)
Восп – ль — Куда же делось масло?
(Ответ детей)
Восп – ль -Хорошо, а сейчас давайте опять подойдём к нашему экрану и сядем на стулья.
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это пресная вода? Что вы знаете о ней?
— Правильно, пресная вода — это вода без соли. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможною.
— А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Показ слайдов о грязной речке.
И в заключении нашего исследования, послушайте стихотворение
(на экране слайды о воде)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Ребёнок: Человек,запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода! (все вместе)
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Восп- ль — Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими)
(Ответ детей)
— вода прозрачная
-у воды нет запаха
-вода не имеет вкуса
— одни вещества растворяются в воде, другие – нет
Что, вас больше всего за интересовала в нашей научной лаборатории?
(Ответ детей)
Восп- ль — Для жизни человека вода имеет очень важное значение.
Спасибо ребята, вы все большие молодцы и хорошо сегодня потрудились.
Давайте скажем до свидание нашим гостям!
Занятие по закреплению знаний детей об эмоциях «Волшебная страна настроения» «Волшебная страна настроения» Цель занятия: — закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей.
Занятие по закреплению знаний о зиме и зимних явлениях «Зимние забавы» 2018г. «Зимние забавы» Подготовили и провели: Музыкальный руководитель: Сильванович М. П. Воспитатель: Требунских О. О. Цель: закреплять.
Интегрированное занятие по закреплению знаний о русских народных сказках «Волшебный сундучок» Задачи: Образовательные :закрепить знания детей о русских народных сказках; формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам.
Конспект занятия «Волшебница вода». Чтение книги М. Д. Перина «Живая вода», загадывание загадок о воде ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.
Познавательное занятие «Вода и её свойства» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов..
Занятие по закреплению знаний детей о сказках «Путешествие в сказку» Задачи: закреплять знание детей о знакомых сказках; формировать коммуникативные способности детей; закреплять навыки работы по изобразительной.
Итоговое интегрированное занятие по закреплению знаний детей, приобретенных в течение года во второй младшей группе Цель: Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Задачи: Образовательные: — Закреплять умение понимать обобщающие слова.
Занятие по закреплению знаний о живой и неживой природе «Лесное приключение» Цель: Закрепить имеющиеся знания. Задачи: 1. Образовательная: Закрепить знания детей о живой и неживой природе, умение сопоставлять цифру.
Занятие по закреплению знаний о лесе «Загадки лесовика» Программные задачи: — закреплять знания детей о лесе; — активизировать словарь по теме. Ход занятия: Воспитатель. Утром почтальон принёс.
Занятие для детей среднего дошкольного возраста «Капелька в гостях у ребят. Вода и её свойства» Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию. Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории.
Источник
Чудо-вода
эльмира юсупова
Чудо-вода
ЧУДО — ВОДА»
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
2. Познакомить детей с глобусом.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.
4. Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.
5. Уточнить значение воды для всего живого.
6. Развивать мышление, любознательность речь детей;ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; развивать у детей связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов,точно отражающих действие: налить, перелить, вылить…
7. Воспитывать бережное отношение к воде; уточнить знания о том, что вода – ценный природный дар, воду надо беречь.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1. Наглядный (панно «Кому нужна вода», карточки, символы).
2. Практический (опыты).
3. Словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового характера).
1. Изготовление панно «Кому нужна вода».
2. Чтение сказок познавательного характера, рассказов.
3. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду).
4.Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».
5. Знакомство детей с карточками – методов исследования, как с ними работать.
6. Создание своей книги.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Панно «Кому нужна вода».
2.Инвентарь для опытов: пустые стаканы, стаканы с водой, чайные ложки, стакан с молоком, графины, колбы, кипячёная вода, трубочки, соль, кусковой сахар, краска – гуашь, кисточки, сок апельсиновый.
3. Карточки с изображением тем исследований.
4. Карточки с изображением методов исследований.
5. Символы, обозначающие свойства воды.
6. Эмблема «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
7. Памятка «Берегите воду!», «Есть на свете такое Чудо – вода».
Ход занятия:
Формирование положительной мотивации
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.
Дети: Доброе утро!
– Ребята, подойдите к столу, посмотрите на глобус. Это наша земля, здесь мы живем. А вы знаете, почему на глобусе так много голубого цвета? Голубой цвет – это вода. Земля на глобусе показана желтой, зеленой и коричневой красками.
• Дети находят на глобусе участки воды и суши.
– Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).
– Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части.А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
– На земле больше воды.
– Да, ребята, вы правы – воды на Земле больше, чем суши.
– Тогда садитесь на стульчики поудобнее. Сегодня вы, будете помогать мне во всем, ребята.
– Но сначала, ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, круглый. Кубик – квадратный; а вода, какой формы? (ответы детей).
– Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода. (Приглашаю к столу Данила)
– Данил, из графина налей воду в пробирку.
– Что делает Данил?
– Данил наливает воду.
– А теперь перелей её в колбочку.
– Что теперь делает Данил?
– Данил переливает воду.
– Теперь вылей воду в баночку. Что делает Данил?
– Данил выливает воду.
– Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей).
– Форма, которую принимает вода, меняется?
– Значит, какой вывод из этого можно сделать?
Данил:Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой посуды.
– А чтобы вам, ребята легче было это запомнить, я приготовила символ (вывешиваю на доску).
– Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей).
– Хотите это проверить?
• На столе стакан с молоком, стакан с водой, две чайные ложки.
– Какого цвета молоко? (белого).
– А про воду можно сказать, что она белого цвета? (ответы детей).
– Давайте проведём опыт. (Приглашаю Алию к столу)
Алия, возьми одну чайную ложку положи её в стакан с молоком, а другую ложку – в стакан с водой. (Дети параллельно проводят опыты).
В каком стакане ложку видно, а в каком нет? (ответы детей).
– Алия, сделай из этого вывод.
– Вода не имеет цвета, она бесцветная.
– Но вы знаете, ребята, наша вода бывает волшебной, и она может менять свой цвет, может из бесцветной превратиться в цветную. Хотите в этом убедиться?
• На столе стоят стаканы с чистой водой, гуашь, кисточка.
– Рустем, возьми на кисточку немного краски и опусти в стакан с водой, теперь помешай кисточкой. (Дети параллельно проводят опыты).
– Что стало с водой?
– Вода бесцветная, но может менять свой цвет.
• Вывешивается на доску символ этого свойства.
– Это ещё не все превращения воды.
– Сейчас я предлагаю вам попробовать воду на вкус.
• Детям предлагается попробовать кипячёную воду через трубочку.
– Какая вода на вкус? (ответы детей: вода не имеет вкуса, она безвкусная).
– Роман, в графин положи несколько кусочков сахара и размешай ложечкой.
– Кто попробует водичку, которая получилась, и скажет, изменился вкус или нет?
• Дети пробуют воду через трубочку.
– Какой она стала?Дети: (сладкой).
Роман Вывод: Вода не имеет вкуса, а когда мы в ней растворили сахар, она изменила свой вкус, значит, она умеет менять свой вкус.
– А чтобы вы лучше запомнили это свойство воды, я добавлю следующий символ на доску.
– А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Есть ли у неё запах? (ответы детей: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха).
– Ангелина, помоги мне, пожалуйста, из апельсина выжать сок (выжимаем соковыжималкой, а теперь добавь этот сок в стакан с водой и дай понюхать детям.
– Изменился запах? (ответы детей).
– Вода не имеет запаха, но она может менять свой запах.
• Вывешиваю на доску символ этого свойства.
– Давайте еще раз сделаем выводы (поглядывая в карточки-символы).
• Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить. И еще она всегда принимает форму той посуды, в которую мы ее наливаем.
• Вода бесцветная. Но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску).
• Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе).
• Вода не имеет запаха. Но может его менять.
Физкультминутка : Упражнение «Волны».
— Ребята, встанем в круг и сделаем большое озеро (руками).
Вода в озере спокойная (дети плавно разводят руками в сторону,
Но вот налетел легкий ветерок и стал играть с водой (движения кистями вверх-вниз,
Понравилось играть ветерку с водой, подул сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала (движения кистями быстрее).
Но вот ветер наигрался и стих («плавное» движения руками в стороны). Молодцы ребята, садитесь.
– Мы сегодня говорили о воде, и очень много о ней узнали нового. А где живет вода? (ответы детей).
• Работа с панно «Кому нужна вода». На столе лежат картинки, приглашаются дети по очереди, Дети выбирают картинку, и прикрепляют картинку к панно, отвечают.Например: вода нужна цветам на полянке, деревьям для того, чтобы они росли; рыбам в реке, лягушкам в пруду, для того, чтобы в ней жить; человеку, животным, птицам, бабочке…для того, чтобы пить водичку, купаться, умываться).
– Ребята, а тут ещёкартинки: книга, телефон, будильник. … Почему вы их не взяли?
– Им не нужна вода.
— давайте сделаем вывод, кому нужна вода?
Вывод дети: Вода нужна всем живым обитателям Планеты!
Воспитатель: Летом я слышала разговор между мальчиками, послушайте (запись).
-Петь, привет! Мы с ребятами так здорово играли. Налили целую ванну воды, и опускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты, и пошли на улицу.
— А кран-то закрыли?
-Зачем? Воды и так много, пусть себе течет, потом закроем.
-А что потом делали?
— Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было!
Воспитатель: Как вы оцениваете поведение мальчиков? Хорошо, ли они поступили?
Дети: Воду надо беречь! пресной, чистой воды на земле мало.
Да, ребята, вода нужна и для умывания, и для приготовления пищи. Но для этого, вода должна быть обязательно очищенная. И люди, чтобы получить чистую воду, тратят много времени и сил. Именно поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтоб вы, дети, не забыли про это, дарю вам памятку – напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран!»
– Я дарю памятку о воде нашим гостям. «Есть на свете такое Чудо – вода».И закончить свое занятие словами:
Символ жизни на Земле – ВОДА!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Список используемой литературы.
1. Хасаншина А. А., Азитова Г. Ш., Морозов Н. В.
«Вода – уникальное вещество».
2. Савина Н. В., МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Лебедянь,
Разработка открытого занятия «Вода – главное богатство природы»
3. Ибрагимова Э. Х СОШ № 15 г. Альметьевск,
Интегрированное мероприятие.Тема: «Вода – уникальное вещество
4. Бондаренко Т. М. Издательство «Учитель» Воронеж, 2012
«Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
5. Калегина Н. Г. Казань,1994
«Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников».
6. Скоролупова О. А. Москва,2003 «Издательство скрипторий 2000»,
Занятие с детьми дошкольного возраста по теме «Вода».
7. Коломина Н. В., Москва, 2010 «ТЦ Сфера».
«Занятия по экологии в детском саду». Сценарии занятий.
8. Метельская Н. Г., Москва, 2007 «ТЦ Сфера».
«100 физкультминуток на логопедических занятиях».
Познавательно-речевое занятие «Путешествие с капелькой» Познавательно-речевое занятие в средней группе «Путешествие с капелькой». Воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ № 296 г. Уфа.
Перспективный план по экспериментальной деятельности детей в старшей группе Перспективный план По экспериментальной деятельности В старшей группе № 10 и 12 на 2012 — 2013 учебный год Сентябрь: Диагностика.
Источник