Гримуар
Древние символы. Вода
Древние символы. Вода
Непрочитанное сообщение Улио » Ср янв 24, 2018 10:34 pm
Древние символы | Вода и Земля
Вода — символ женского начала, чистоты, здоровья. На Востоке вода может быть символом вечно меняющегося мира иллюзий. Значение древних символов Воды — источник и гробница всего сущего во вселенной. Символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон).
Любая вода является древним символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, первоматерией, водами плодородия и свежести, источником жизни.
Древние символы Воды
Вода — жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает.
Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти. Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации — вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую.
Погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире. Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая.
В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода.
Нырнуть в воду — значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Ходить по воде- значит преступить за границу материального мира. Все великие мудрецы ходили по воде. Текущая вода-это «живая вода». Пересечь водную преграду-значит перейти из одного онтологического состояния в другое.
С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет силу и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять.
Значение символов Воды. Вода и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира.
В состоянии противоборства они-необходимые для жизни тепло и влага, но «горящая вода» — это союз противоположностей.
Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на Землю. Вода и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности.
Нижние Воды — это Хаос, или вечно меняющийся материальный мир, а Верхние Воды — царство всеобъемлющих вод. Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление.
Потревоженные воды — символ превратностей судьбы, иллюзий и тщеславия жизни — «призрачный поток ощущений и идей». Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр.
Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте. Символами порождения и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих сил воды часто являются существа комбинированной природы, чудовища или драконы, змеи, сокол, лев, крокодил и кит, в то время как питающая и плодородная сила изображается в виде коровы, газели, а чаще всего рыбы. Вода имеет огромное значение в магических ритуалах (стихии).
В русском фольклоре водяной-морской царь-властвовал над водной стихией. В Древней Руси вода считалась первоосновой всех вещей. Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»).
Баламутная, нечистая — нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»). Течение воды ассоциировалось с течением времени («Годы бегут, как вода»).
В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.
Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода-тело Христово.
Древние символы Воды. В христианском искусстве вода символизирует смирение. Вода, окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным. Вода с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик.
Глубокие вода моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса — символ Благовещения.
Древние символы Воды: волна, дождь, лед и другие
Древние символы Воды. Волна
Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности жизни, изменения, иллюзии, тщеславие и возбуждение.
Кто с водяным ладит — у того и дождь вовремя в поле, и рыбы в неводах вдоволь. Народные представления о волне хорошо отразил А.С. Пушкин:
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Древние символы Воды. Дождь
Символизирует Божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения, плодородие. Символизм дождя сходен с символизмом солнечных лучей в случае, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.
Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. У славян дождь был божьей благодатью, он уподоблялся молоку. Тучи наши предки представляли как женские груди. Образ небесной воды в орнаменте выражался в виде вертикально-динамичного рисунка.
Древние символы Воды. Лед
Олицетворяет скованность, холод, хрупкость, недолговечность. Является символом плотных вод земли в противовес «свежим» и живительным водам родника в Раю. Он также обозначает жестокосердие, холодность и отсутствие любви. Тающий лед означает смягчение жестокого сердца.
Древние символы Воды. Море
Символ безграничного водного пространства. С ним сравнивают поле: рыбаки называют его несеяным полем, с которого они собирают жатву, моряки-дорогой. Они предпочитают не купаться в море, сравнивая его с дорожной пылью.
Наводнение. Символизирует лунную силу вод. Конец старого цикла и начало нового. Смерть и возрождение.
Древние символы Воды. Озеро
Означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил, подобных тем, что упоминаются в выражении «дева озера».
Океан. Стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует женское начало. Означает первоначальные воды, хаос, бесформенность, материальное существование, бесконечное движение. Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей в проявленном виде, непостижимое, Великая Мать. Символизирует также море жизни, которое предстоит пересечь.
Древние символы Воды. Омут
Место опасности, перехода, порог в подводное царство; обманчивое спокойное место: «Затянуть в омут», «В тихом омуте черти водятся».
Древние символы Воды. Река
Символ необратимого потока времени. Символ потери и забвения. Река-дорога в страну мертвых. Река — символ преграды, разделяющей два мира. Символ постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею омывают грехи, очищают тело и душу. Она снимает усталость — физическую и душевную (река забвения Лета).
Река дает плодородие. Река — артерия земли. Она — источник жизни для людей оседлых культур. Их реки — Нил, Ганг, Хуанхэ -символы и гаранты благополучия.
Мировой поток явлений, течение жизни. Река жизни-это царство божества, макрокосм. Река смерти — явное существование, мир изменений, микрокосм. «Возвращение к истоку», символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, — это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление.
Древние символы Воды. Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.
В обрядах прохода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти.
Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.
Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре Рая.
Они символизируют творческую силу, истекающую из своего неявного источника в явный мир до его крайних пределов (моря). Иными словами, от высшего уровня к низшему.
Река — дорога вниз, к океану, река порождает океан. Река-стена, преграда, которую преодолевают либо с помощью посредника, либо волшебным образом: огненная река, река Стикс и т. п. В христианстве четыре реки Рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа.
Древние символы Воды. Роса
Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Славяне считали росу слезами Богородицы. Означает свет рассвета, духовное освежение, благословение, доброе слово. Сладкая роса — это мир и преуспевание. Она может олицетворять изменение, иллюзию и мимолетность. Связана с Луной, приходом ночи и сном.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
- история славян (1503)
- в мире интересного (1036)
- славянские традиции (976)
- Якуб С.К. Старинные русские игры на свежем воздухе (26)
- славянский след в истории (597)
- помоги себе сам (580)
- родноверие (555)
- мир природы (554)
- актуальные темы (496)
- мифы, легенды, сказки (483)
- Северные сказки (70)
- славянские сказы (9)
- в мире прекрасного (467)
- видео (462)
- Родные Боги (453)
- Боги-покровители славян (17)
- здоровый образ жизни (429)
- древняя история (360)
- мир растений (356)
- народная медицина (334)
- славянская мифология (328)
- музыка (307)
- славянская музыка (73)
- «Мельница», Хелависа (32)
- Песни Николая Емелина (15)
- Игорь Тальков (10)
- бардовская песня (8)
- Елена Камбурова (6)
- песни для детей (5)
- загадки истории (305)
- лекарственные растения (295)
- археология (272)
- славянские праздники (271)
- детям (249)
- древние цивилизации (247)
- в мире животных (204)
- русский язык (192)
- белая раса (184)
- славянские символы, руны (170)
- славянские художники (168)
- Валентин Барсков. Чудесная вера славян. (7)
- рукоделие, мастер-классы (151)
- вязание (9)
- рецепты (137)
- наука выживания (126)
- язычество (117)
- славянские корни праздников (112)
- книги (110)
- фальсификация истории (109)
- сад и огород (104)
- геноцид русского народа (99)
- славянская одежда (87)
- художники-иллюстраторы сказок (74)
- родовые поселения, экопоселения (72)
- стихи (69)
- Наши русские мультфильмы (65)
- народные промыслы, ремёсла (57)
- Азбука русского языка, буквари (53)
- Волки (53)
- загадки космоса (53)
- легенды и мифы о цветах (52)
- Ирландия, кельты (52)
- Животные в славянской мифологии (51)
- Михаил Задорнов (46)
- космоэнергетика, эзотерика (43)
- Сергей Алексеев (42)
- С. Алексеев. Сорок уроков русского (13)
- Сергей Алексеев. Изгой Великий (4)
- Всё о Новом Годе (40)
- история славян в кино (36)
- деревянное зодчество Руси (35)
- исторический ликбез (32)
- Всё о воде (30)
- русские сказки (к/ф) (25)
- О вреде алкоголя и курения (24)
- Мой родной край: Кубань, Темрюк, Тамань (22)
- гимнастика для красоты и здоровья (21)
- Князь Светослав (20)
- психология, практики, техники (20)
- юмор (17)
- Любовь Рыжкова-Гришина. Волшебный букварь (16)
- Учимся рисовать! (15)
- А.И.Асов. Свято-Русские Веды. Книга Велеса (15)
- Оформление, фоны (15)
- Ведруссы (от Лады_Лялиной) (10)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Славянская мифология. Вода
В древних поверьях вода — это кровь живой Матери Сырой Земли, и опора, на которой покоится земля, и водораздел между миром живых и загробным царством. Зовут ее в народе не иначе как «матушка», «царица».
Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждает и мифология всех стран и всех народов, и позднейшие философские системы: как без огня нет культуры, так без воды нет и не может быть жизни. Сообразно с таким пониманием мировой роли воды языческие народы неизменно обоготворяли эту стихию как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник, при помощи которого оплодотворялась другая великая стихия — земля.
Позднее, с распространением христианства, вера в божественное происхождение воды хотя и умерла, но на обломках ее выросло убеждение в святости и чудодейственной силе этой стихии. Одно из наследств седой старины — древняя, присущая не одному православному люду, слепая вера в родники и почтение к ним не как к источникам больших рек-кормилиц, а именно как к хранителям и раздавателям таинственных целебных сил.
В доисторические времена вместо храмов посвящали богам ручьи и колодцы. Милостивым заботам этих существ и поручались такие места. За нашими реками сохранились, в виде легенд, следы олицетворения их как живых существ богатырского склада.
Известен рассказ о споре Волги с Вазузой по поводу старейшинства. Эти две реки порешили окончить свой спор таким образом: обе должны лечь спать, и та, которая встанет раньше и скорее добежит до Хвалынского (т. е. Каспийского) моря, будет первенствовать. Ночью Вазуза встала раньше и неслышно, прямым и ближним путем потекла вперед. Проснувшаяся Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как надо.
Но в Зубцове она догнала Вазузу, причем была в таком грозном виде, что соперница испугалась, назвалась меньшей сестрой и просила Волгу принять ее к себе на руки и донести до Хвалынского моря.
Hong-Leung-Lake-Tahoe-in-Summer
В народном представлении становились священными те колодцы, появление которых вызвано каким-либо чрезвычайным случаем, например, так называемые громовые (гремячие) ключи, бьющие из-под камня и происшедшие, по народному поверью, от удара грозы — огненных стрел Перуна. Некоторые озера названы народом святыми, потому что с ними связаны поэтические легенды о потонувших городах и церквах. Из глубины этих озер благочестивым верующим людям слышатся звон колоколов, церковное пение и видятся кресты и купола затонувших храмов.
Таково озеро Светлояр в Керженских заволжских лесах близ города Семенова. Оно до сих пор привлекает на свои берега тысячи людей, верящих, что в светлых струях пустынного лесного озера сохраняется чудесным образом исчезнувший во времена нашествия Батыя город Большой Китеж.
При погружении святого и животворящего креста из воды изгоняется дьявольская скверна, и потому всякая вода становится безукоризненно чистою и непременно святою, то есть снабженною благодатью врачевания не только недугов телесных, но и душевных.
«Богоявленской воде» в этом отношении всюду придается первенствующее значение, и она, как святыня наивысшего разряда, вместе с благовещенскою просфорою и четверговою свечой, поставлялась на самое главное место в жилищах, в передний правый угол, к иконам.
Пьют эту воду не иначе как натощак. При этом существует повсеместное непоколебимое верование, что эта вода, сберегаемая круглый год до новой, никогда не портится (не затхнет и не мутится), а если и случится что-нибудь подобное, то это объясняется прикосновением к сосуду чьей-либо нечистой руки.
Трутнев Иван Петрович. Крестный ход на водоосвящение в деревне. 1858
Точно так же повсюду сохраняется суеверное убеждение, что в верхних слоях освященной в чашах воды заключаются наиболее благодатные силы, устраняющие недуги и врачующие болезни.
Наш народ в прежнее время очень чтил дождевую воду. Выбегая на улицы босыми, с непокрытыми головами, селяне и горожане становились под благодатные небесные потоки первого весеннего дождя, пригоршнями набирали воду, чтобы вымыть лицо три раза; выносили чашки, собирая целебную влагу, и в крепко закупоренных бутылках сохраняли ее круглый год, до нового такого же дождя.
Точь-в-точь так же почитал народ и весеннюю речную воду. Едва пройдет лед по рекам и ручьям, только что очистится вода, как все дети, взрослые и старики бежали на берег: зачерпывали пригоршнями воду и умывали три раза лицо, голову и руки.
Во многих гаданиях воде предоставлено главное место, подобно так называемому отчерпыванию воды и прощению у воды. При болезни домашних животных или ввиду какой-либо неприятности окачивают водою крест или медный образок, стараясь спускать эту воду на уголья, облепленные воском и ранее опрыснутые богоявленскою водою; в то же время читают про себя самодельные молитвы и кропят и поят тех, кто нуждается во врачебной помощи.
Thomas Leung
«Прощение у воды» испрашивается больным и обездоленным. Обычай этот покоится на том убеждении, что вода мстит за нанесенные ей оскорбления, насылая на людей болезни.
Поэтому, чтобы избавиться от таких болезней, на воду опускают кусочек хлеба с низким поклоном: «Пришел-де я к тебе, матушка-вода, с повислой да с повинной головой, прости меня, простите и вы меня, водяные деды и прадеды!»
Отступая по одному шагу назад, до трех раз повторяют этот приговор с поклоном и, во все время заклинаний, стараются ни с кем не разговаривать и не оборачиваться ни одного раза.
«Воде и огню бог волю дал», — говорит народ в утешение и успокоение на те случаи, когда нарушается в природе равновесие, и вода, в меру питавшая землю, из явной благотворительницы временно превращается в лютого врага, наводящего страх и отчаяние:
«Где много воды — там жди беды». «Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им бог своим умом зажить».
ВОДА-ЦАРИЦА
СКАЗАНЬЕ О ПЕРВОВОДЕ
Когда боги сотворили землю, повелели они идти ливню-дождю. Полил дождь. Тогда боги призвали птиц и дали им заделье: разносить воду во все стороны света белого. Налетели птицы — железные носы и стали исполнять повеление. И наполнились водою все низины, все овраги, все котловины, все рытвины земли. Отсюда и все воды пошли.
Thomas-Leung-Verdant
СКАЗ О ВОДЕ-ЦАРИЦЕ
Жил-был пригожий молодец, потомственный кузнец. Присмотрел себе девицу в соседнем селе, свадьбу веселую справил. Год проходит, другой, третий — а детей у них нет как нет. И надумал кузнец обратиться к волхву за советом. Тот растопил воск, вылил в чашу с водой, а потом и говорит:
— Крепко сердита на тебя Вода-царица. Ведь вы, кузнецы, железо раскаленное в нее опускаете, с огнем непрестанно ссорите. Ступай на поклон к царице.
— Да где ж ее искать? — спрашивает кузнец.
— У Падун-камня, где река шумит-гуркотит. Так и быть, поутру свезу вас с женою туда.
Вот поплыли они на ладье к Падун-камню, где река шумит-гуркотит, стали кликать Воду-царицу. И явилась царица в серебряных струях падучих.
Jim Warren
Поведал ей кузнец свою печаль. А она отвечала:
— Помогу, так и быть, отвращу от тебя злые помыслы свои. Но коли сын у тебя родится, обещай у меня погостить три дня и три ночи. Скуешь мне серебряное ожерелье.
Связал себя словом кузнец, и домой они возвратились. А следующей весною — вот радость-то несказанная! — родила Кузнецова жена сына. И отправился он, как обещал, в гости к Воде-царице.
За три дня и три ночи выковал серебряное ожерелье — на загляденье!
А когда из дворца царицына вышел на белый свет, то увидал у Падун-камня седую старуху, а с нею рядом — пригожего молодца, точь-в-точь он сам, и ясноглазого отрока.
— Гляди, сын мой, гляди, внучонок, вот здесь живет коварная Вода-царица. Это она много лет назад заманила к себе вашего отца и деда, а моего мужа, — причитала старуха.
Jim Warren
Оказалось, не три дня и три ночи пробыл кузнец у Воды-царицы, а тридцать лет и три года. За это время и сам стал стариком.
Обнялись они все, расцеловались и поплыли в родное село. Оборотился на прощанье кузнец к Падун-камню, где вода шумит-гуркотит. И явилась опять Вода-царица в серебряных струях падучих. И молвила:
— Время течет незаметно, как вода в Небесной реке.
Источник