Система мониторинга чистая вода

Минстрой России вводит онлайн-мониторинг реализации проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» в рамках исполнения нацпроекта «Экология»

Благодаря системе онлайн-мониторинга регионы могут формировать отчеты о реализации мероприятий по модернизации централизованных систем водоснабжения и водоотведения, выполняемых в рамках федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология». Минстрой России, в свою очередь, сможет в оперативном режиме отслеживать исполнение программ и оперативно реагировать на отклонения.

«Цифровой сервис будет создан для того, чтобы упростить процедуру контроля за исполнением целевых показателей двух федеральных проектов в регионах. Он позволит в режиме «светофора» наблюдать не только за тем, как выполняются плановые показатели, но и по ходу корректировать работу региональных команд, чтобы реализация мероприятий и вложение бюджетных средств было эффективным», — пояснил замминистра Максим Егоров.

По поручению Минстроя России, регионы, участвующие в реализации федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги», должны были до 15 февраля 2020 года завершить подготовку отчетов об оценке состояния объектов систем водоснабжения и очистки сточных вод, а также до 1 марта предоставить сведения выполнении программ по итогам прошлого года. Именно эти данные станут исходной точкой для оценки динамики основных показателей и эффективности мероприятий, реализованных в рамках региональных программ.

Читайте также:  Животные обитающие под водой

Из 83 региональных программ по проекту «чистая вода» 28 требуют доработки и согласования Минстроем России. Максим Егоров призвал руководителей субъектов в кратчайшие сроки исправить выявленные недочеты, поскольку от качественной и своевременно подготовленной документации зависит дальнейшая реализация и финансирование проектов.

В рамках федерального проекта «Чистая вода» к 2024 году планируется построить и модернизировать 2188 объектов на территории 83 субъектов страны. На эти цели только из федерального бюджета будет направлено 147 млрд рублей. Еще 12,5 млрд рублей — средства консолидированных бюджетов регионов. Благодаря мероприятиям проекта качественной питьевой водой из централизованных источников водоснабжения будут обеспечены не менее 90,8% россиян в целом и 99% городского населения.

За первый год реализации проекта в эксплуатацию введено 59 объектов водоснабжения. На эти цели из федерального бюджета затрачено 3,4 млрд рублей.

Участниками федерального проекта «Оздоровление Волги» стали 16 регионов, сбрасывающих сточные воды непосредственно в створ реки. За счет строительства и модернизации на их территориях 229 объектов водоочистки как минимум втрое удастся сократить к 2024 году объемы отводимых в Волгу загрязненных сточных вод. На эти цели из федерального бюджета будет направлено 85,6 млрд рублей. Еще 10,7 млрд рублей составят средства консолидированных бюджетов регионов.

В 2019 году был составлен перечень предприятий — крупнейших загрязнителей и определены мероприятия по строительству и модернизации очистных сооружений в регионах. В 2019 году начата работа на 40 объектах, три из которых уже введены в эксплуатацию.

Источник

Для чего нужен и что из себя представляет мониторинг подземных вод?

Подземные воды относят к классу полезных ископаемых. Несмотря на то, что этот ресурс относится к восполняемым, обновление его происходит гораздо медленнее, чем растрата.

Поэтому учет всей используемой воды – одна из приоритетных задач в работе Федерального агентства по недропользованию.

О том, что такое мониторинг подземных вод и для чего он необходим, расскажем в статье.

Что это такое?

Мониторинг подземных вод – это система постоянных наблюдений за изменением состояния подземных вод под воздействием природных, антропогенных и техногенных факторов.

Он необходим, чтобы:

  1. Контролировать степень загрязнения подземных вод.
  2. Следить за территориальным расположением загрязнения.
  3. Оценить влияние забора подземных вод на состояние тех водоносных горизонтов, на которых они расположены.
  4. Контролировать отдельные водозаборы.
  5. Определять инфильтрационное питание подземных вод.
  6. Выявлять уровень связи между поверхностными и подземными водами.

Это только основные задачи мониторинга. Он разделяется на 3 типа:

Государственный

Государственный мониторинг подземных вод – это одна из частей общего мониторинга природных недр РФ.

Он необходим для того, чтобы своевременно оценивать состояние этого природного ресурса, прогнозировать его изменения, в том числе на местах эксплуатации подземных вод, регулировать их запас и использование.

Этот процесс осуществляется как в естественной среде, так и при техногенных нарушениях.

В Российской Федерации этот вид мониторинга проработан тщательнее всех исследований подземных недр. Он проводится ежегодно, на его основе составляется специальная карта.

На промышленных предприятиях

Каждое предприятие, получившее право на работу с недрами, обязано разработать и предоставить программу производственного контроля и организации мониторинга качества подземных вод.

Предприятие обязано:

  • вести учет количества добываемой воды;
  • регулярно проводить режимные наблюдения;
  • контролировать используемые запасы;
  • следить за водоносными пластами.

Для этого необходимо:

  1. Вести журнал учета водозабора (каждая скважина должна быть оборудована счетчиками).
  2. Замерять статистический и динамический уровни в скважинах (необходимо оборудовать их пьезометрическими трубками).
  3. Регулярно проводить анализ на хим. состав воды в специальных лабораториях, имеющих право на проведение таких исследований (3 раза в год для питьевых, 1 раз в год для технических вод).

Организация, получившая лицензию, должна также предусмотреть возможные экстренные ситуации, прогнозировать расход воды в таких случаях и разработать схему устранения проблемы.

Частный

Частный — проводится в том случае, если:

  • на участке находится артезианская скважина,
  • пришлось использовать водоносный горизонт для добычи воды,
  • используется более 100 м3 в сутки.

Это очень редкие случаи, на территории страны их совсем немного. Но если какое-то из этих условий выполнено, то владельцу участка приходится проводить мониторинг подземных вод за свой счет.

Когда необходим?

Мониторинг всех подземных вод контролируется Федеральным агентством по недропользованию. На государственном уровне такие исследования проводятся масштабно 1 раз в год.

В случае техногенных аварий исследования проводятся немедленно, в местах хранения радиоактивных и химических отходов исследования проводятся чаще 1 раза в год.

На промышленных предприятиях контроль за природным ресурсом ведется постоянно, благодаря установке счетчиков и специальных приборов в каждой скважине.

Также вода контролируется на входе и выходе в предприятие. Наблюдение ведется не только за количеством, но и за качеством воды. Обязательно химическое исследование.

В мире и в России становится все больше предприятий, оснащенных современным оборудованием, когда вода из стоков используется повторно, и присутствует система воздушного охлаждения. Это помогает сэкономить до 70% природного ресурса.

Кем проводится контроль?

Контроль на предприятии проводится лаборантом с соответствующим образованием, который:

  • регулярно ведет все журналы и другие необходимые документы,
  • составляет отчеты,
  • передает их в государственные органы.

Он же составляет программу мониторинга и согласовывает ее с руководством предприятия и компанией, выдающей лицензию на недроиспользование.

Как заказать на участке?

Данную услугу можно заказать, подобрав в интернете подходящую компанию. Их довольно много, поэтому выбор большой, особенно это касается регионов, в которых находится большое количество водных объектов, а также в центральной части страны.

Примерная стоимость

Стоимость годового обслуживания зависит от уровня объекта, который необходимо контролировать и от региона.

Годовое исследование на участке обойдется примерно от 5 до 50 тыс. руб., на водозаборных сооружениях – около 300 тыс., на предприятиях, загрязняющих ОС – около 300 тыс. руб.

Куда обращаться?

Обращаться нужно только к организации, которая выиграла тендер на предоставление данного вида услуг. Существуют сайты, на которых находится данная информация.

Результат обращения — отчет

После проверки заказчику предоставляется документ с отчетом, который содержит:

  • оценку состояния гидротехнического сооружения и соответствию его требованиям и стандартам, прописанным в лицензии;
  • разработку предложения о том, как снизить уровень расхода воды и улучшить ее состояние;
  • прогноз изменения уровня и состава воды на следующий отчетный период;
  • оценка эффективности действий, проведенных по охране и сохранению чистоты недр.

Данный документ визируется организацией, которая проводила мониторинг.

Как действовать дальше?

Полученный завизированный документ сдается в государственные органы, где его принимают и проставляют отметки об этом.

Заключение

Система организации мониторинга подземных вод в государственном масштабе налажена идеально. Нельзя допустить возможности нерационального их использования или халатной работы.

Поэтому каждое предприятие, имеющее лицензию на скважину, обязано заниматься наблюдением и исследованием воды, чтобы не лишиться возможности ее использования и не получить солидный штраф.

Источник

Минстрой России вводит онлайн-мониторинг реализации проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» в рамках исполнения нацпроекта «Экология»

Благодаря системе онлайн-мониторинга регионы могут формировать отчеты о реализации мероприятий по модернизации централизованных систем водоснабжения и водоотведения, выполняемых в рамках федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология». Минстрой России, в свою очередь, сможет в оперативном режиме отслеживать исполнение программ и оперативно реагировать на отклонения.

«Цифровой сервис будет создан для того, чтобы упростить процедуру контроля за исполнением целевых показателей двух федеральных проектов в регионах. Он позволит в режиме «светофора» наблюдать не только за тем, как выполняются плановые показатели, но и по ходу корректировать работу региональных команд, чтобы реализация мероприятий и вложение бюджетных средств было эффективным», — пояснил замминистра Максим Егоров.

По поручению Минстроя России, регионы, участвующие в реализации федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги», должны были до 15 февраля 2020 года завершить подготовку отчетов об оценке состояния объектов систем водоснабжения и очистки сточных вод, а также до 1 марта предоставить сведения выполнении программ по итогам прошлого года. Именно эти данные станут исходной точкой для оценки динамики основных показателей и эффективности мероприятий, реализованных в рамках региональных программ.

Из 83 региональных программ по проекту «чистая вода» 28 требуют доработки и согласования Минстроем России. Максим Егоров призвал руководителей субъектов в кратчайшие сроки исправить выявленные недочеты, поскольку от качественной и своевременно подготовленной документации зависит дальнейшая реализация и финансирование проектов.

В рамках федерального проекта «Чистая вода» к 2024 году планируется построить и модернизировать 2188 объектов на территории 83 субъектов страны. На эти цели только из федерального бюджета будет направлено 147 млрд рублей. Еще 12,5 млрд рублей — средства консолидированных бюджетов регионов. Благодаря мероприятиям проекта качественной питьевой водой из централизованных источников водоснабжения будут обеспечены не менее 90,8% россиян в целом и 99% городского населения.

За первый год реализации проекта в эксплуатацию введено 59 объектов водоснабжения. На эти цели из федерального бюджета затрачено 3,4 млрд рублей.

Участниками федерального проекта «Оздоровление Волги» стали 16 регионов, сбрасывающих сточные воды непосредственно в створ реки. За счет строительства и модернизации на их территориях 229 объектов водоочистки как минимум втрое удастся сократить к 2024 году объемы отводимых в Волгу загрязненных сточных вод. На эти цели из федерального бюджета будет направлено 85,6 млрд рублей. Еще 10,7 млрд рублей составят средства консолидированных бюджетов регионов.

В 2019 году был составлен перечень предприятий — крупнейших загрязнителей и определены мероприятия по строительству и модернизации очистных сооружений в регионах. В 2019 году начата работа на 40 объектах, три из которых уже введены в эксплуатацию.

Источник

Монитор качества воды — мониторинг питьевой воды центрального водоснабжения

Монитор качества воды (мониторинг питьевой воды центрального водоснабжения), его назначение, задачи. Этапы проведения мониторинга качества питьевой водной среды в сети централизованного водоснабжения. Особенности каждого этапа. Расшифровка результатов мониторинга. Когда необходим повторный контроль данных. Монитор качества воды — мониторинг питьевой воды центрального водоснабжения, а именно проверка основных показателей питьевой жидкости, позволяет регулировать качество водной среды.

Назначение

Главные требования, которым должна соответствовать любая питьевая водная среда, – это эпидемическая безопасность, благоприятные органолептические свойства, отсутствие токсичных компонентов в воде, возможность использования для хозяйственно-бытовых потребностей населения. Критическим считается превышенные показателей более чем в 95% анализируемых образцов, которые были отобраны во внутренних и наружных водопроводах на протяжении одного года. При этом общее число исследуемых образцов не должно быть меньше ста.

Монитор качества воды позволяет своевременно выявлять и предупреждать возникновение проблем с качеством жидкости для питья. Процедуру мониторинга необходимо проводить в несколько этапов. На первом этапе формируются главные цели мониторинга. На следующем этапе производится выбор направления. При этом на данном шаге может формироваться целый перечень направлений данной процедуры.

Мониторинг состояния питьевой жидкости может проводиться по нескольким направлениям. Но самые главные из них это:

  • мониторинг источников водоснабжения;
  • оценка качества водной среды до момента её подачи в трубопроводы;
  • мониторинг состояния водной среды в распределительной сети населённого пункта.

Для подтверждения достоверности полученных в ходе испытаний данных проводится дополнительный контроль внутри каждой лаборатории и между ними. Все результаты анализов обязательно регистрируются в соответствующих журналах, протоколах и актах. Для обработки полученных данных могут использоваться такие приёмы:

  • математический анализ;
  • методы сопоставления;
  • принципы сравнения.

Всю процедуру анализа и расчётов анализов фиксируют в специальных протоколах по обработке полученных результатов. Итоговые данные могут быть представлены в любой форме. Но самая наглядная и понятная из них – это графики, схематические изображения и диаграммы.

Этапы мониторинга

Как мы уже говорили, процедура мониторинга водной среды является многоэтапной. Давайте рассмотрим более детально каждый этап. Так, мониторинг качества вод выполняется с использованием таких этапов:

  1. Сначала происходит постановка основных целей мониторинга.
  2. Затем выбирается направление проведения мониторинга. На данном этапе может составляться целый список направлений анализов качества питьевой водной среды.
  3. Этап планирования мониторинга предусматривает разработку плана его проведения. Также может составляться программа работ и для наглядности выполняться карта забора проб.
  4. На данном этапе происходит сбор и фиксирование полученных данных. Все результаты заносятся в журналы анализов, составляются акты, протоколы, могут выполняться контрольные листы.
  5. Затем вся собранная информация обрабатывается. В итоге составляется единый сводный протокол обработки полученных данных.
  6. Теперь вся информация преобразуется в наглядную форму представления данных. Это может быть таблица, карта, схема, диаграмма, график или текст.
  7. На данном этапе подводятся итоги результатов мониторинга, делаются выводы, составляются отчёты по мониторингу.
  8. Последний завершающий этап – это принятие решений на основе полученных выводов. Здесь могут быть выдвинуты рекомендации по устранению причин низкого качества водной среды, даны советы по корректировке ситуации, а также описаны меры по предупреждению опасных ситуаций.

Как оцениваются результаты

Если мониторинг качества питьевой воды подземных источников покажет колебание бактериологических показателей водной среды (по неизвестной причине), то такая вода не может использоваться для питьевых нужд населения. Но даже подземная вода с устойчивой бактериологической средой при поступлении в водопроводные сети должна проходить процедуру обеззараживания.

При мониторинге состояния поверхностных источников оценка результатов проводится по нескольким группам показателей:

  • По группе бактериологических данных.
  • По показателям паразитологии.
  • По данным химической группы.
  • По органолептическим показателям.

В бактериологической группе контролируется концентрация бактерий и микроорганизмов группы кишечных палочек в 1 мл жидкости. Норма должна не превышать 50. При этом оценка данных выполняется один раз в день. Также в жидкости для питья не должна присутствовать поверхностная плёнка, а также зрительно заметные обитатели водной среды.

Повторные пробы выполняются, если в одном из предыдущих анализов были выявлены колиформные или термотолерантные бактерии, а также колифаги. При этом чтобы выяснить причины такого загрязнения водной среды, сразу же выполняется анализ, позволяющий определить концентрацию нитритов, нитратов, частиц хлоридов и компонентов аммонийного азота. Мониторинг озона и хлора, а также бактериологический анализ проводятся каждый час на протяжении дня.

Мониторинг радиационной безопасности позволяет контролировать альфа и бета активность. В норме они не должны превышать 0,1. Если будет замечено превышение общей активности, то обязательно выполняется контроль концентрации радионуклидов в водной среде.

Анализ органолептических показателей водной среды подразумевает оценку её вкуса, цвета, мутности и запаха. При этом оценка по вкусовым качествам и запаху не должна превышать 2 балла. А цветность водной среды в норме должна быть 20 градусов.

Мониторинг химических составляющих оценивает концентрацию вредных компонентов природного и техногенного происхождения, а также содержание веществ, поступающих в воду при водоподготовительных мероприятиях.

Чтобы заказать анализ воды в нашей лаборатории, вам достаточно связаться с нашим менеджером по телефону и уточнить стоимость услуг.

Источник

Оцените статью