Как понимать закон о ревновании?
Вопрос: «Зачем женщине пить горькую воду по закону о ревновании ? Числ5:11-31. Какой смысл несет этот отрывок? Поясните, пожалуйста. Мой муж считает Библию странной, Бога постоянно убивающим, а тут прочли с ним это и он еще больше утвердился в своем мнении. Зачем такое нагромождение действий в этом отрывке? Похоже на психологический эффект».
Доброго вам времени суток, Ирина!
Вот отрывок Писания, о котором вы спрашиваете:
И сказал Господь Моисею, говоря:
объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему, и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена, и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, —
пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;
а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне,
и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд,
и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;
и поставит священник жену пред лице Господне,
и обнажит голову жены,
и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.
И заклянет ее священник и скажет жене:
если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;
но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, — тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим; и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое].
И скажет жена: аминь, аминь.
И напишет священник заклинания сии на свитке,
и смоет их в горькую воду;
и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие,
и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.
И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику; и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;
и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем;
если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится, или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, — и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.
Данный отрывок, действительно, очень напоминает описание какого-то психологического эффекта, но это только в том случае, если мы с вами не позволяем себе подумать о деталях. А детали таковы:
. возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду. И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду; и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие.
Как вы думаете, сколько вредоносных микробов и пр. попадёт в организм человека, выпившего такую воду? Серьёзный риск для здоровья, не так ли? Вы бы согласились её пить? Ну просто для эксперимента или развлечения?
Теперь представьте себя женщиной, живущей в том обществе. Вы почти никто и ничто, родильная машина, которой муж пользуются по большей части для удовлетворения желаний своей плоти. Вы почти никогда не бываете наедине с собой: то муж, то дети, то соседи, люди в то время жили очень плотно. Обязанностей много, а прав почти никаких. И вот при всём при этом ваш муж оказался сильно ревнивым человеком, готовым сгнобить вас со свету просто потому, что ему кажется, вы ему изменили. Доказать он ничего не может, и вы доказать ему тоже ничего не можете. Ну как докажешь, что ты не прелюбодейка и всегда была верна мужу? Чем могли заканчиваться приступы мужней ревности? Побоями? Он мог покалечить или даже в приступе ревности убить свою жену, что и сейчас, в наше время, не редкость.
И вот тут Бог даёт заповедь о том, как прекратить все эти преследования невиновной женщины, заповедь, охраняющую её честь и достоинство, и её жизнь. Бог запрещает мужу заниматься рукоприкладством! И повелевает: пусть, мучающийся ревностью муж, проведёт её через «детектор лжи» и если с ней ничего не случится, пусть оставит её в покое.
«Детектор лжи» очень серьёзный. Всё происходит в сердце Израильского народа — в Скинии, пред лицом Господа. И это испытание, как для женщины, так и для мужчины. Ведь какие условия?
и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее
если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
Третьего не дано. Если она была неверна, сама погибнет без мужниного рукоприкладства. Если она была чиста, муж должен успокоиться и восстановить мир в доме.
Для женщины этот закон был спасением от ревнивого мужа, с которым она не могла развестись, от которого она во всю жизнь не могла уйти. А для мужа, который не мог побороть свой эгоизм ревности это было сдерживающим фактором. Ведь далеко не каждый мужчина решится зайти в своей ревности так далеко, чтобы открыть сердце своей семьи, интимные отношения, перед всем народом Израиля. Ведь если жена окажется невиновной, о ней будут говорить положительно, а про него всю жизнь будут говорить: «это тот, который своей собственной жене не верит». А если виновной, то всё равно на муже останется пятно её прелюбодеяния, это же его жена.
А теперь самое главное. От кого зависело заболеет женщина или нет? От неё? Но как? Ведь если она невиновна, а земля в том месте оказалась смертельно заразной, то тут уже никакое самовнушение не поможет. А если она виновна, да ещё наглая и лживая, но в земле нет бацилл, вызывающих заболевания, о которых говорит священник? Тогда кто, собственно, производил суд над ней? Кто, если не Бог, давший этот закон? Невиновная женщина, даже если пила воду, переполненную смертельными бациллами, не могла ни заболеть, ни умереть, потому что её защищал Сам Законодатель, Который знал всю её жизнь и её сердце. Здесь действовал тот же принцип, о котором сказано в Пс.141:5 (в русской Библии 140:5) и Мар.16:18.
Тому, что этот закон был дан израильтянам для защиты женщин, есть ещё одно доказательство. Бог не дал подобного закона на случай, если муж изменил. Почему? Понятное дело, что не потому, что мужья не изменяли. У них-то как раз всегда были с этим особые проблемы. Но дело в том, что после грехопадения Господь предусмотрел такую структуру семьи, где муж будет главой жены, т. е. именно он будет нести ответственность за всё, что происходит с женой и семьёй (Быт.3:16).
Если бы мужчины держались Бога и учились у Него тому, что значит — быть главой своей маленькой вселенной — семьи, то проблем ни у кого не было бы. Однако падшая плоть довольно быстро исказила это благословение Бога и повела мужчин по пути узурпации власти, т. е. они перестали быть разумными главами, перестали отражать образ Бога, Правящего над вселенной, но стали тиранами, предпочитая думать о своих жёнах как о предметах в хозяйстве: хочу — поглажу, хочу — разобью.
В Законе, который Господь дал Своему народу, были предусмотрены все условия, исполняя которые, народ Божий смог бы вырваться из этого губительного заблуждения и начать относиться к женщинам так, как это предусмотрел Творец. Закон о ревновании — это часть Божьей «программы реабилитации» вышедших из Египетского рабства израильтян.
Источник
Чудо Божие — вода
В первой книге Библии — Бытие говорится о сотворении мира. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1, 1-2). Уже здесь, в первых стихах первой главы первой книги Священного Писания упоминается вода.
Когда же она была сотворена? Явно, что в этот же первый день. Сотворение земли и неба означает сотворение всего видимого и невидимого мира, всей вселенной, и надо всем носился Дух Святой, оживляя все. Водой было пронизано все мироздание, ибо еще не было разделения вод. Далее, во втором дне творения мы читаем:
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1, 6-8). И в третий день Господь продолжает воплощать Свой замысел о воде: « И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1, 9-10). Все на земле было и чисто, и свято. «И увидел Бог: все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). В то время не было дождей, но «пар поднимался с земли и орошал все лицо земли» (Быт. 2,6). Все земные стихии были на пользу человеку: поддерживали жизнь, сохраняли от разрушения его тело. Это был тот самый рай, что сопутствовал человеку до его грехопадения. И самому человеку было уготовано бессмертие, поскольку «смерти Бог не сотворил»
Но человек был изгнан из рая через грехопадение, общение с духом нечистым.
Человек, грех и вода связаны неразрывно, и не только вещественно, но и духовно, это обстоятельство определяет взаимодействие их сущностей. Что же произошло с водой? Вспомним о физическом свойстве воды обретать новые свойства под действием внешних факторов. Даже человеческая речь способна изменять структуру воды, тем более такое качественное изменение, как изменение всей человеческой природы, связанной с грехопадением. С грехом в мир вошла смерть, и вода под твердью тоже стала смертной.
Первоначально созданная Господом вода изменилась с грехопадением человека.
Грех вызвал потоп. Грех продолжался и накапливался, продолжая изменять воду. Когда грех стал нестерпимым, через источник жизни — воду — наступила кара небесная.
Бог явил Свою волю погубить человечество, погрязшее во грехе, кроме праведного Ноя и его семьи. Но и для этих людей и их потомков Господь соблаговолил сократить срок жизни. Ной и его предки жили в среднем по 900 лет. Столь отдаленная смерть отдаляла и память смертную. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет…» (Быт. 6,3). Замысел Божий был осуществлен через воду.
Волей Божией вода изменилась и обрела совершенно новые свойства, она уже не могла удерживаться в атмосфере в виде пара в тех количествах, как раньше, но обрушивалась на землю в течение 40 дней и ночей ливневыми дождями. «Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7, 4). И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом… Истребилось всякое существо, какое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных… Вода же усиливалась на земле 150 дней» (Быт. 7, 18-24). «И навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли… Вода постепенно убывала до десятого месяца» (Быт. 8, 1-5).
В результате произошли глобальные изменения всей биосферы. В допотопные времена структура воды была такова, что в атмосфере могли содержаться огромные массы воды. Появление радуги как знака примирения Бога с человеком означало, что закончилось превращение воды под твердью с обретением ею новых свойств.
Вновь измененная вода изменила продолжительность жизни человека, мгновенно изменившись сама. Но никогда вода по милосердию Божию не оставляла людей своими очистительными свойствами. Поэтому не случайны и точные указания относительно воды, данные Господом Моисею.
«И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои.» (Исх. 19,10). «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.» (Исх. 30, 17-21). «И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою» (Лев. 8, 6).
Обращения к очистительным свойствам воды находим в Ветхом Завете в книге Левит, главах 11, 14, 15, 16 и в других. «Если же не вымоет [одежд своих] и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое.» (Лев. 17, 16). «Возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты… И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми; после сего вошли левиты отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его. Как повелел Господь Моисею о левитах, так и сделали они с ними. (Числ. 8, 6-7, 21-22).
В книге Чисел (5, 17-28) описано, как священник в скинии с помощью «святой» и «горькой» воды определял верность или неверность жены своему мужу.
Обратим внимание на повторяющуюся фразу: «прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера» (Числ. 19, 21). Данная фраза свидетельствует об инерционности очистительного свойства воды.
Инерционность исчезает при возвращении воде ее первозданной сущности.
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 4-5). В этом евангельском тексте мы вновь видим воды очищающие, принимающие грехи человеческие.
Но вот Сын Божий погрузился в воды реки Иордан, и вода обрела святость первоначально созданных вод. По Церковному Преданию, в этот момент воды Иордана потекли вспять, то есть уже здесь, стоя в водах Иордана, Христос, не имея нужды в очищении от грехов, видимо, принял на себя через иорданские воды грехи человеческие. Вода же, Им освященная, становится источником освящения. Она становится для христиан святыней. Вода, освященная на праздник Крещения, обретает особые свойства. Великая агиасма (греч. святыня) рассматривается как своего рода низшая степень святого Причащения.
Нетленность крещенской воды — это независимость ее от времени. Вода являет те же свойства, с какими она была создана Богом, до грехопадения человека. Такая вода бессмертна, как и все созданное Господом, ибо «смерти Бог не сотворил» (прем. 1, 13).
Господь посылает Иоанна крестить в воде, дабы через водное крещение явиться миру. «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33).
«Никогда воды Крещения не способны были бы очищать грехи человеческие, если бы они не были освящены прикосновением к телу Спасителя. Погрузившись в воду, Спаситель освятил воды, бездны и ключи всех источников» (святитель Амвросий Медиоланский).
Воды творения, замутненные и оскверненные грехопадением, ставшие символом смерти и дьявольского разрушения, теперь открываются как «струи иорданские», как начало воссоздания и спасения. Святой Дух, Податель жизни, «носившийся над водами» в начале, снова нисходит на них; и вода — а через нее и весь мир — оказывается снова тем, чем ей предназначено быть: жизнью человека в единении с Богом. Снова наступает время спасения, и мы являемся свидетелями и соучастниками этого начала и благодарим Бога за это.
Господь говорит о необходимости креститься каждому человеку, ищущему спасения. «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). В водах крещения умирает человек «ветхий» (как некогда погиб согрешающий род человеческий в водах всемирного потопа), умирает для его последующего рождения в Духе, и из этих вод рождается человек, освященный благодатию Божией, очищенный от грехов. «Пришел Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением» (преподобный Ефрем Сирин).
Свойства, обретаемые водой при освящении, становятся поистине благодатными. При освящении воды читаются прошения:
- О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
- О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу…
- О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…
- О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черпающим же и причащающимся от нея…
- О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святого Духа, Господу помолимся.
Молясь перед принятием святой воды, мы вспоминаем эти благодатные свойства: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святой и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
«Придите от рабства к свободе, от тирании к царству, от тления к нетлению. Но как, скажете, мы придем? Как? Водою и Духом Святым. Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, Которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, словом, Которою оживотворяется возрожденный человек, в Которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя» (слово на Богоявление Святого священномученика Ипполита Римского).
После Крещения воды изменились, но фарисеи продолжают употреблять воды так же, как и раньше, как воды очищения. Об этом сказано, например, в евангелии от Марка (7, 1-14): «Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, [придя] с торга, не едят не омывшись». Но Господь ясно дает понять, что пришло уже иное время. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 7). «Исполнить» — не значит «выполнить», но значит «дать полноту».
Полнота замысла Божия о воде и о ее помощи человеку заключается уже не только в очистительных свойствах воды, но и в ее способности освящать жизнь человека. Не случайно в Новом Завете говорится уже о воде живой. Иносказательно водой Господь называет уже саму благодать и призывает всех людей испить этой воды. «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 10-14).
Источник