- Рейдерство или принципы? Задушившие завод «Кавминводы» хозяева дороги не намерены идти на компромиссы
- Читайте также:
- Конфликт из-за 600 метров. Почему производитель «Новотерской» минеральной воды приостановил производство
- Закрытие завода
- Неожиданные владельцы
- Как дорога оказалась в частных руках?
- Новая дорога за счет завода
Рейдерство или принципы? Задушившие завод «Кавминводы» хозяева дороги не намерены идти на компромиссы
Читайте также:
- К заводу «Кавминводы» перестали пропускать служебные маршрутки (07.07.2021 20:41)
- Путин не стал рассматривать обращение работников завода «Кавминводы» во время «Прямой линии» (30.06.2021 22:31)
- Работников закрывающегося завода «Кавминводы» обвинили в несанкционированном митинге из-за обращения к Путину (28.06.2021 09:22)
Дорожный конфликт завода по розливу минеральной воды «Новотерская целебная» мог разрешиться на минувших выходных, но владеющая подъездными путями сторона оказалась недоговороспособной.
Примирить противоборствующие силы, между которыми оказался трудовой коллектив находящегося на грани закрытия завода, попытался депутат Государственной думы от партии ЛДПР Максим Зайцев. Народный избранник пришел с четко поставленной задачей — снизить градус напряжения и открыть проезд.
Работники АО «Кавминводы», отправленные в простой месяц назад, встретили парламентария с решительными намерениями — во что бы то ни стало вернуть предприятие к должному режиму работы. С ними оказалось солидарно и руководство, готовое на все ради запуска линии розлива. Явился на встречу и Евгений Куделя — учредитель санатория «Минеральные воды-2», заинтересованный как в дороге, так и в скважине с минеральной водой, которые здравница делит с предприятием. Именно он взял на себя ответственность говорить за собственников подъездных путей. Но к конструктивному решению прийти не удалось.
Напомним, что завод «Кавминводы» находится под угрозой закрытия. Сотрудники могут остаться без работы, а множество людей без уникального продукта — минеральной воды «Новотерская целебная». Причиной стал дорожный конфликт с семьей Владимира Кайшева — бывшего председателя правительства КЧР. Подъездные пути к заводу принадлежат его экс-супруге Нурет Кайшевой. В 2017 году она посчитала, что грузовые автомобили предприятия несут угрозу и портят ее дорогу, после чего заблокировала проезд. Долгое время АО «Кавминводы» возили готовую продукцию легковым автотранспортом, пока в июне этого года пара шлагбаумов и ЧОП не преградили пути в полном объеме.
На сегодняшний день проезд к заводу закрыт как для малотоннажного, так и для служебного транспорта АО «Кавминводы». В черном списке дежурящего на подъезде ЧОП «СМЕРШ» находятся и легковые автомобили руководителей. Хотя основным аргументом к перекрытию путей до сих пор является опасность большегрузного транспорта.
Именно многотонники оказались камнем преткновения для обеих сторон. Ссылаясь на экспертизы различных ведомств, одни убеждены в невозможности, вторые — в возможности фурам курсировать по дороге. Главное в данном вопросе — ответственность за безопасность и состояние дорожного полотна.
— У нас готов договор аренды этой дороги, мы готовы ее взять. Единственное, что мы ждем — согласие и условия второй стороны. Мы подпишем и с этого момента будем нести полную ответственность как за безопасность, так и за оплату. Мы пока еще платежеспособны. Но еще месяц-два. И готовы мы его подписать прямо сейчас, — заявил на встрече врио гендиректора АО «Кавминводы» Михаил Клюев.
Обреченное на закрытие предприятие на сегодняшний день готово в полном объеме и на любых условиях собственницы взять на себя эти обязательства. Вопрос остается за рядом юридических тонкостей и арендной платой. Но договариваться чета Кайшевых намерена только с акционерами, возможно, желая получить не только арендную плату, но и пакет акций.
Впрочем, собственница дороги Нурет Кайшева также ни разу не почтила своим присутствием ни суды, ни встречи по урегулированию конфликта. Ее позицию ретранслирует бывший супруг Владимир Кайшев, неделей ранее также заявивший «Блокноту», что договариваться готов лишь с акционерами.
В то же время генеральный директор АО «Кавминводы» Михаил Клюев наделен достаточными полномочиями для заключения договора аренды, как говорится, здесь и сейчас. Однако слышать об этом представители собственников не хотят, затягивая решение вопроса.
И даже если встреча с акционерами урегулирует конфликт — процедура оформления документов и приход к общему знаменателю могут занять не один месяц. На этот период депутат Госдумы Максим Зайцев предложил поднять белый флаг и открыть шлагбаумы для завода. Но представители владельцев дороги оказались непреклонны. Озвучить последовательно шаги к мирному сосуществованию Евгений Куделя не смог.
Торжественного открытия шлагбаумов в день приезда депутата так и не состоялось. АО «Кавминводы» парализовано по сей день. Решит ли эту проблему встреча собственников — неизвестно. Пока предприятию остается ждать строительства собственной дороги с протекции муниципальных властей. Но есть ли у них на это время? «Новотерская целебная» продолжает пропадать с полок магазинов по всей России, а рынок сбыта, как известно, не терпит простоев.
Спор хозяйствующих субъектов, о котором вторят муниципальные и краевые власти, с каждым днем обретает черты намеренного воспрепятствования осуществлению предпринимательской деятельности.
Подробнее о дорожном конфликте четы Кайшевых с заводом по розливу минеральной воды — в специальном сюжете «Блокнота».
Источник
Конфликт из-за 600 метров. Почему производитель «Новотерской» минеральной воды приостановил производство
С 1 июля 2021 года завод «Кавминводы», производящий минеральную воду «Новотерская целебная», прекратил работу и отправил в вынужденный отпуск половину из 250 своих сотрудников. Причиной остановки стал конфликт вокруг 600-метровой дороги, ведущей к заводу. Русская служба Би-би-си рассказывает, как дорога оказалась в частных руках и как за нее безуспешно судятся местные власти, завод и даже Росимущество .
«Ты почему такие вопросы задаёшь? Ты вообще зачем сюда пришёл? Я тебе рассказываю, как люди воду воруют — вот, смотри», — горячится в беседе с корреспондентом Би-би-си ставропольский бизнесмен Владимир Кайшев .
Пожилой седой мужчина принимает корреспондента Би-би-си в большом зале отеля «Понтос плаза» в Ессентуках . Зал украшен белыми мраморным колоннами с позолоченными узорами, драпированными шторами и хрустальными люстрами. Кайшев приглашает корреспондента Би-би-си пообедать и в процессе разговора даже называет его «сынок».
Кайшев — известный на юге России бизнесмен. Он в 1990-е годы был директором «Минераловодского спиртзавода», а затем подался в чиновники: работал в министерстве сельского хозяйства России , а с 2008 по 2010 годы был председателем правительства Карачаево-Черкесии .
Его жена Нурет Кайшева как раз и владеет дорогой, небольшой участок которой — около 600 метров по улице Бештаугорская поселка Новотерский в Ставропольском крае — ведет к заводу. В апреле этого года часть дороги огородили, в мае тут появился ограничитель по высоте, который не давал проехать на завод фурам, а еще через месяц — шлагбаум. Какое-то время завод отгружал «Новотерскую» с помощью «Газелей», но с середины июня дорогу перекрыли и для них, что и стало причиной приостановки работы предприятия.
Этому предшествовали многолетние судебные споры между местными властями, семьей Кайшева и заводом, появления и исчезновения на дороге знаков, запрещающих движение большегрузов, и даже попытки вмешаться со стороны Росимущества России . Дорога, несмотря на это, все так же принадлежит Нурет Кайшевой , и проезд по ней по-прежнему закрыт.
Владимир Кайшев был председателем правительства Карачаево-Черкесии
Владимир Кайшев , сидя за покрытым белой скатертью столом, показывает корреспонденту Би-би-си бумаги и видео на смартфоне, на котором видно, как машины вывозят «Новотерскую» по неасфальтированной дороге. Накануне директор завода «Кавминвод» вспоминал, что воду с завода действительно пытались вывезти в обход спорной дороги по пожарному выезду, а Кайшев лично приезжал это снять на видео.
— Где здесь видно, что люди воруют воду? Едет машина, — уточняет корреспондент Би-би-си.
— Так, подожди, ты за кого? Ты за них, что ли?
— Я ни за кого, я пытаюсь разобраться…
— А почему ты пришел сначала к ним, а потом к нам? Ты откуда вообще, из Би-би-си?
Так начался жаркий спор о том, какие вопросы и кому могут задавать журналисты в России . В самом конце спора Кайшев схватил со стола диктофон корреспондента Би-би-си, вскочил со стула и разбил его об пол.
«Пошел отсюда!» — так, по воспоминаниям корреспондента Би-би-си, закричал Кайшев и выгнал его из дорогого отеля.
Закрытие завода
Главной жертвой конфликта вокруг дороги стало АО «Кавминводы» — завод, который двадцать с лишним лет производит минеральную воду «Новотерская». Ее можно найти в любом российском магазине.
«Без реализации мы продержимся еще какое-то время, но что потом? Расходы на зарплату сотрудников, обслуживание оборудования, текущие платежи не прекращаются. Завод просто станет убыточным», — жалуется в разговоре с Би-би-си гендиректор завода Василий Евграфьев .
Завод уже несколько недель не работает
Сейчас часть работников уже ушла в отпуска, остальные находятся в простое с сохранением большей части зарплаты. По словам Евграфьева , около двух сотен человек реально рискуют потерять работу.
«Многие из них имеют кредиты. Кто-то работает на предприятии не одно десятилетие, есть люди, работающие тут семьями. Куда они пойдут, если завод закроется?» — сокрушается он.
Этого же боятся и работники завода, с которыми поговорила Би-би-си. Водитель Сергей Пересветов работает на АО «Кавминводы» с 1996 года.
«В Минераловодском районе сложно найти нормальную работу, — признает Пересветов . — Тут есть разные предприятия, но многие из них предлагают серую зарплату. Плюс нередки случаи, когда ты поработал немного, и контора закрылась, или тебя уволили потому, что нет денег».
Пересветов уверяет, что на заводе платят, в отличие от большинства других местных компаний, «по-белому», да и зарплата тут выше, чем в среднем по району.
Склады заводы забиты водой, которую невозможно вывезти
«Моя жена тоже работает здесь, на «Кавминводах», в производственной лаборатории. Кем она устроится в случае чего? Мы оба с ней предпенсионного возраста», — добавляет он.
Юрист Юлия Заломова пришла на завод в 2017 году. Несколько месяцев назад ей пришлось выйти из декретного отпуска. Это произошло спустя всего полтора года после рождения ребенка: закончилась выплата пособия.
«Я воспитываю ребенка одна, — рассказывает она. — И работа на заводе, в общем-то, помогает мне держаться на плаву».
Юлия Заломова боится потерять работу на заводе
Заломова живет в Минводах — это в десяти километрах от завода. У нее маленький ребенок, которому всего полтора года. Женщина оставляет его в частном детском саду в Новотерском, рядом с работой, — так она может совместить работу и уход за ребенком.
Неожиданные владельцы
Спорная дорога ведет не только к цехам завода, но и к санаторию «Минеральные воды-2».
В 2017 году руководство завода получило письмо за подписью Нурет Кайшевой , в котором она уведомила завод о том, что ей принадлежат сразу две дороги, ведущие к санаторию «Минеральные воды-2», и земельные участки под ними.
«Это было как гром среди ясного неба, — вспоминает Василий Евграфьев . — Мы столько лет пользовались этой дорогой, и никогда не возникало каких-либо проблем. В середине девяностых годов наш завод проектировался с учетом того, что к нему будет вести данная дорога — это единственный возможный вариант подъезда».
По словам Евграфьева , завод содержал и ремонтировал дорогу своими силами. «До нас этого никто 30 лет не делал. Меняли асфальт, чистили снег зимой. А тут такое», — рассказывает он.
В письме Нурет Кайшевой говорилось, что эксплуатация дорог большегрузной техникой «приводит их состояние к неудовлетворительному и разрушает дорожное покрытие».
В финале обращения Кайшева предложила заводу арендовать у нее дорогу или выкупить ее.
Но за несколько лет ни того, ни другого заводу сделать так и не удалось. Евграфьев вспоминает длительные переговоры с представителями Кайшевой : руководство завода встречалось с администрацией санатория, с Владимиром Кайшевым , и даже была создана рабочая группа с участием краевых и районных властей.
«Но никакого компромисса в итоге так и не удалось достичь. Сложилось ощущение, что компромисс и не был целью, — так директор завода описывает ход переговоров. — Всякий раз начинались какие-то уловки — то цена аренды была запредельной, то выставлялись дополнительные условия вроде полного ремонта дороги силами господрядчика, при том, что в аренду нам предлагали ее взять всего на 12 месяцев. К тому же мы видим, что запрет на проезд большегрузов касается только наших машин — другие спокойно ездят по дороге, если надо».
По словам Евграфьева , ситуация все больше напоминает ему попытку рейдерского захвата. Обескровленное предприятие легче сломить и выкупить за бесценок, объясняет он.
Василий Евграфьев сравнивает новость о новых владельцах дороги с громом среди ясного неба
Ни местные власти, ни правоохранительные органы не помогли разрешить конфликт. Отчаявшись найти выход из положения, работники «Кавминвод» дважды записывали обращение на «Прямую линию» Владимиру Путину — в 2018 году и в нынешнем. Но достучаться до президента у них оба раза не получилось.
Как дорога оказалась в частных руках?
Санаторий «Минеральные воды» был создан в 1975 году на базе бывшего общежития Терского конного завода №16 — он располагается в том же поселке Новотерский.
Вскоре территорию санатория расширили — для этого в бессрочное пользование ему было передано 25 гектаров земель. Как раз тогда к санаторию и присоединили те самые две подъездные дороги и еще одну пешеходную дорожку.
До 2009 году санаторий принадлежал государству, а затем он был приватизирован, причем вместе со спорными дорогами. В 2011 году ОАО «Санаторий «Минеральные воды» был признан банкротом, а его имущество — распродано на торгах.
В 2014 году объекты недвижимости, принадлежавшие санаторию, были проданы Нурет Кайшевой . Так в ее собственности и оказались дороги, которые ведут к санаторию и заводу.
Еще в 2012 году появился ООО «Санаторий «Минеральные воды-2» . Учредителем этой компании, согласно данным СПАРК, является Евгений Куделя . Он также присутствовал на встрече Кайшева с журналистом Би-би-си, на которой был разбит диктофон.
В самом санатории, куда корреспондент Би-би-си наведался с экскурсией, сотрудники в один голос называют хозяином учреждения Владимира Кайшева . По данным Росреестра , землей, на которой находится санаторий, владеет Нурет Кайшева .
На заводе «Кавминводы» полагают, что дороги были включены в план приватизации санатория с нарушениями. Адвокат Наталья Калюгина , представляющая интересы завода, рассказывает, что в России законодательно запрещено передавать в частные руки земли общего пользования, дороги и улицы населенных пунктов.
На дороге стоят ограничители, которые не дают проехать фурам, и шлагбаум
После письма Кайшевой начались многочисленные судебные разбирательства между заводом и санаторием по поводу статуса дорог. В этих судебных тяжбах участвовали и государственные органы. Например, в 2018 году территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом Ставропольского края пыталось истребовать дороги из «чужого незаконного владения». С похожим иском выступила и администрация Минераловодского городского округа.
Однако суды занимали сторону Нурет Кайшевой . В решении по иску Росимущества , например, объясняется, что дороги не были в общем пользовании, они входят в общий комплекс с санаторием и их приватизация была законной.
Калюгина считает, что дорога все же в общем пользовании: она ведет не только к санаторию и заводу, но и Терскому конному заводу, кафе, центру славянской культуры, а также по ней ходит маршрутка.
В беседе с корреспондентом Би-би-си Владимир Кайшев категорично заявил, что право владельцев санатория на дороги многократно доказано в судах. Он также полагает, что завод «Кавминводы» построен незаконно, а скважина №72, из которой вода подается и на завод, и в санаторий, на самом деле должна принадлежать ООО «Минеральные воды-2».
Скважина, из которой поставляется вода в санаторий, также стала причиной судебных исков
«Это были девяностые годы, все решалось по звонку сверху, — рассказал Кайшев . — Основная часть акционеров «Кавминвод» — выходцы из «Газпрома» . Естественно, им отдали скважину, когда потребовалось. И все эти годы они зарабатывают на ней, а санаторий должен закупать у них воду. При том, что скважина когда-то была пробурена именно для снабжения санатория».
По поводу скважины также были суды, в том числе с участием Федерального агентства по управлению госимуществом , которое пыталось истребовать скважину уже у компании, связанной с заводом. Суд встал на сторону Росимущества , однако кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение для уточнения деталей
Среди учредителей завода действительно были выходцы из «Газпрома» и даже сын бывшего премьера России Виктора Черномырдина — Андрей , который также имел отношение к структурам «Газпрома» . Но кто сейчас владеет заводом, точно сказать нельзя: реестр текущих акционеров скрыт.
Новая дорога за счет завода
Местные власти, похоже, придумали способ разрешить конфликт — построить другую дорогу. При этом они говорят о том, что, возможно, строительство профинансирует завод.
«Сейчас мы прорабатываем план строительства дороги, работаем над изменением вида использования необходимых для этого земельных участков. Проект, скорее всего, будет реализован совместно с заводом, в форме государственно-частного партнерства», — рассказал Би-би-си глава Минераловодского округа Сергей Перцев .
Раньше через эту площадку проходило до 60 большетонных фур в сутки, которые забирали продукцию
Скорее всего, часть альтернативного пути пройдет по землям «Терского конного завода» — ранее его представители не соглашались отдать кусок своих пастбищ под строительство. Однако после того как конфликт вышел в публичную плоскость и активно обсуждается краевыми властями, ситуация может измениться, намекнул глава округа.
Еще одна часть планируемых путей все равно будет пересекаться с дорогой, принадлежащей Нурет Кайшевой .
«Эту проблему мы решим путем установления публичного сервитута», — уверен Сергей Перцев . Речь идет о праве, данном неограниченному кругу лиц пользоваться чужой землей.
«Мы готовы взять старую дорогу в аренду, готовы построить новую, даже передать ее муниципалитету — что угодно, — комментирует заявление чиновника Василий Евграфьев . — Нам надо поскорее запускать завод. Странно осознавать, что из-за такого конфликта может остановиться огромное предприятие, которое кормит 250 человек».
По состоянию на 15 июля завод по-прежнему не работает. На заводе ждут от властей документов, которые могли бы подтвердить, что они нашли решение.
«Мы приезжаем с сыном вместе и уезжаем тоже. Оплата детского сада, кредит на машину, съем жилья — на жизнь в итоге остается около 10 тысяч. Поэтому я не представляю, что буду делать, если завод перестанет работать. Найти вакансию юриста с сопоставимой зарплатой здесь очень трудно», — переживает юрист завода Юлия Заломова .
Источник