«Развитие речевого слуха у школьников Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово. Д.Эльконин ПЛАН Понятие о . »
Практическое занятие 1-2
Развитие речевого слуха у школьников
Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово.
Понятие о речевом (фонематическом) слухе.
Звуковая работа: анализ.
Синтетические (конструктивные) виды работы.
Практические задания:
1. Подготовьте проблемную ситуацию (беседу), помогающую отличать звуки человеческой речи от всех прочих. Обратите внимание на важный вывод, который должны сформулировать первоклассники с помощью учителя: слова состоят из звуков человеческой речи.
2. Подготовьтесь к произношению данных слов с выделением:
— первого звука в словах: аист, дом, зуб, радость, точка, бабушка, лето;
— второго звука: кошка, трактор, свет, творог, клей, уборка;
— последнего звука в словах: чай, жара, дочь, стог, ладонь, сугроб.
— всех звуков в словах: игра, хлеб, школа, родина, ученик, песня.
3. Объясните, почему при разграничении глухих и звонких согласных в период устного практического курса методисты рекомендуют обращаться к чувственному опыту детей (см. приёмы разграничения указанных звуков).
Приёмы разграничения звуков (А.П.Коваль, О.В.Джежелей, П.С.Жедек):
а) гласных и согласных: наблюдение за артикуляцией гласных и согласных (используются знания и практический опыт учащихся, полученные на уроках украинского языка);
б) твёрдых и мягких согласных:
— сопоставление слов с твёрдым и мягким согласным (мал -мял, нос — нёс, лук — люк);
— объяснение артикуляции мягких звуков в доступной для детей форме (например: при произношении мягких звуков отдельно губы немного растягиваются в стороны, как при произношении звука [ и ] );
в) глухих и звонких согласных:
— прикладывание ладони к горлу (при произнесении звонких звуков оно дрожит);
— зажимание ушей руками (при произнесении звонких в голове будет гудеть);
— произнесение звонкого согласного звука шепотом (звонкий шумный воспринимается как парный ему глухой: [жар] — [шар]).
4. Определите характер использования заданий, приведенных ниже. Придумайте подобные.
— Я считаю, что в слове «шесть» шесть звуков, а в слове «пять» — пять звуков. А как думаете вы?
— Какое слово длиннее: «змея» или «червяк»?
5. Продолжите ряд приёмов, развивающих речевой слух:
а) В слове «улитка» назовите по очереди все звуки. Теперь назовите только гласные, а затем – согласные.
б) Я произнесу слово, а вы послушайте, посчитайте, сколько в нем звуков и пальчиками покажите количество звуков.
в) Работа в парах. Ученик произносит слово, а другой определяет количество звков в нем, затем ученики меняются ролями.
г) Игра в слова: составить цепочку слов так, чтобы последний звук слова стал первым в последующем и т.д.
6. Прокомментируйте и исправьте ошибки, допущенные учениками в звуковом анализе слов:
— «В слове гриб последний звук [ б ]»;
— «В слове коса второй звук [ о ]»;
— «В слове борьба первый звук [ бэ ]»;
— «В слове липа первый звук [ ли ], а третий — [ пы ]»;
— «Первый звук в слове мята [ м ]»;
— «В слове птица вторая согласная мягкая»;
— «В слове яма первый звук [ я ]»;
— «В слове яблоко первый звук [ а ]»;
— «Слово лес состоит из следующих звуков [ л’], [ е ], [ с ]»;
— «В слове арбуз ударная буква у»;
— «В слове ель два звука»;
— «Ши в слове машина произносится твердо»;
— «В слове флаг одна гласная буква».
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 158-171.
Методика начального обучения русскому языку в национальной школе / Под ред. И.В. Баранникова, А.И. Грекул. — Л.: Просвещение. 1990. — С. 119-122.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
Практическое занятие 3
Обучение русскому литературному произношению
1. Работа над техникой речи.
2. Обучение школьников звукам, артикуляция которых отличается в русском и украинском языках:
а) произношение редуцированных гласных;
б) произношение твердых и мягких согласных звуков;
в) произношение глухих согласных в конце слова и перед глухими;
г) произношение взрывного звука [г].
Практические задания:
1. Ответьте на вопросы беседы, подготовленной для первоклассников:
1. Как ты думаешь, важно ли, чтобы звучащая речь была понятна слушателям?
2. Что означает слово «дикция»?
3. Какие недостатки звучащей речи ты можешь назвать?
4. Как человек может исправить недостатки собственной речи?
5. Важно ли, как звучит ваш голос?
6. Как следует беречь голос?
2. Объясните «орфоэпические» места в приведенных ниже словах так, как бы Вы это делали на уроке русского языка во втором классе.
Творог, вода, умываться, жизнь, часы, озёра, яблоко, желудь, чистый, любовь, сказка, мясо, шерсть, царь, подъезд, сделать.
3. Подберите занимательный дидактический материал (скороговорки, чистоговорки, упражнения и т.д.) на отработку правильного произношения учащимися:
а) редуцированных гласных;
б) твердых и мягких согласных звуков;
в) глухих согласных в конце слова и перед глухими;
г) взрывного звука [г].
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 158-171.
Методика начального обучения русскому языку в национальной школе / Под ред. И.В. Баранникова, А.И. Грекул. — Л.: Просвещение. 1990. — С. 119-122.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
Практическое занятие 4
Методика обучения слогоразделу
1. Работа с понятием «слог».
2. Практические приемы деления слова на слоги.
3. Слоговые модели (схемы) слов.
Практические задания:
1. Сформулируйте понятие «слог», доступное для восприятия первоклассниками.
2. В методике обучения слогоделению предлагаются несколько приёмов, помогающих детям определить количество слогов в слове: произнесение слова сопровождается хлопками, упор тыльной стороны ладони в подбородок, скандирование слова. Какой из названных приёмов обеспечивает фонетически точное определение количества слогов в слове?
3. Подберите дидактический материал и точно сформулируйте задания для первоклассников:
— на составление слоговых схем к словам, которые диктует учитель;
— на соотнесение готовых схем с предметными картинками;
— на подбор слов к предъявленным слоговым схемам.
4. В каждом ряду найдите слово, которое не рекомендуется использовать для слогоделения в начальных классах.
Садовод, дедушка, карман, подбитый, санки.
Ручка, игрушка, отцвести, кресло, хоровод.
Занавеска, мостик, развеселить, закрыть, точка.
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 158-171.
Методика начального обучения русскому языку в национальной школе / Под ред. И.В. Баранникова, А.И. Грекул. — Л.: Просвещение. 1990. — С. 119-122.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
Практическое занятие 5
Методика работы над ударением
1. Понятие об ударении.
2. Практические приемы выделения ударного слога.
3. Методика усвоения акцентологических норм русского языка.
Практические задания:
1. Выпишите из различных лингвистических источников определения понятия «ударение». Выясните, с какими опознавательными признаками ударения знакомят первоклассников.
2. Подберите по 5 слов к данным моделям:
3. Определите характер задания и цель его использования:
— Заучите стихотворение А.Барто наизусть:
Звонят, звонят ученики…
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан
Ведь телефон-то рядом!
4. Подберите дидактический материал, иллюстрирующий смыслоразличительную роль ударения.
5. Подготовьте небольшое выступление на классном часе о влиянии правильной постановки ударения на общее впечатление о культуре речи говорящего. Обязательно используйте примеры правильной постановки ударения в словах.
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. — К.: Радянська школа, 1990. — С. 161-164, 185-188.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 158-171.
Методика начального обучения русскому языку в национальной школе / Под ред. И.В. Баранникова, А.И. Грекул. — Л.: Просвещение. 1990. — С. 119-122.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
Практическое занятие 6-7
Методика проведения звуко-буквенного анализа слова
1. Звуковой анализ во время устного практического курса изучения русского языка.
2. Алгоритм проведения звуко-буквенного анализа слова.
3. Работа со звуковыми моделями слов.
Практические задания:
1. Проанализируйте различные учебники по русскому языку для младшей школы и зафиксируйте в тетради условные обозначения для фонетических явлений (звуков, слогов, слов), предлагаемые авторами.
2. Определите методическую цель каждого представленного ниже задания:
1)Учитель составил схемы:
— Я буду произносить слова, а вы хлопните в ладони, если услышите слово, подходящее к какой-то из этих схем. Среди слов, предложенных учителем, встречались и такие слова, как: ракета, ау, спорт.
2) Я считаю, что в слове «шмель» 5 звуков. Кто со мной согласен?
3) Соотнесите предметные картинки и звуковые модели слов.
3. Составьте полный алгоритм проведения звуко-буквенного анализа слова. Разберите по этому алгоритму слова: домик, песня, лесной, юнга, клюква.
4. Составьте перечень из 20-30 слов, которые не могут быть использованы для звуко-буквенного анализа в младшей школе.
5. Составьте звуковые модели слов: радость, солнце, преимущество, телефонограмма, туристский. Можно ли предлагать такие слова для аналогичной работы младшим школьникам?
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. — К.: Радянська школа, 1990. — С. 161-164, 185-188.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 158-171.
Методика начального обучения русскому языку в национальной школе / Под ред. И.В. Баранникова, А.И. Грекул. — Л.: Просвещение. 1990. — С. 119-122.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
Практическое занятие 1
Начальное обучение чтению и письму
Специфика звуко-графической работы в близкородственных языках.
Методика введения новой буквы.
Начальное обучение чтению по-русски.
Задачи обучения письму.
Упражнения и графические задания.
Практические задания:
Сформулируйте для младших школьников краткие объяснения следующих понятий. При подготовке задания воспользуйтесь возможностью применения необходимых наглядных материалов и отрывков из литературных произведений для детей.
1. Что такое алфавит и зачем он нужен?
2. Что такое буква и чем она отличается от звука?
3. Чего в русском языке больше: звуков или букв?
4. Аз, буки, веди. — это что?
2. Подготовьтесь читать приведенный ниже текст орфоэпически («как произносим») и орфографически («как пишем»).
Крапивница и Лимонница
Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны даже не растут? Вот я: у меня на крапиву аппетит — я Крапивница! У нее на капусту аппетит — она Капустница! Все просто и понятно!
А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.
3. Подумайте и решите, можно ли характеристики звуков (гласный / согласный, твердый / мягкий, ударный / безударный, глухой / звонкий) использовать в названии букв? Аргументируйте свое решение.
4. Какая из двух учительских формулировок вам кажется более предпочтительной в силу ее лингвистической корректности? Аргументируйте свой выбор.
1. Подчеркните парные согласные буквы.
Подчеркните буквы парных согласных.
5. Расположите этапы урока знакомства с новой буквой в правильной последовательности: а) предъявление печатного варианта новой буквы и сообщение ее алфавитного названия; б) предъявление письменного варианта новой буквы и ее сравнение с печатной; в) составление и чтение слогов с новой буквой; г) звуковой анализ слова, предъявленного с помощью иллюстрации, и выделение одного (или двух) звуков; д) составление и чтение слов с новой буквой; е) составление и чтение предложений, а затем и текста; ж) фонетические упражнения на выявление наличия / отсутствия выделенных звуков в разных словах.
6. Подберите дидактический материал, предназначенный для тренировки учащихся в чтении слов с буквами: а) ы, и; б) э, е, ё; в) ъ, ь.
7. Проанализируйте представленные ниже задания и разделите их по таким видам:
Задания на развитие способности антиципации;
Задания, способствующие преодоления «регрессий в чтении»;
Задания на преодоление «барьера проговаривания», снятие артикуляционных движений.
1.Чтение «через окошко»: в листе бумаги, величиной на всю страницу учебника, вырезается «окошко» в 3-4 полные строки; по мере чтения ученик продвигает окошко вниз, закрывая прочитанные строки.
2. Чтение слов или текста про себя с одновременным счетом вслух (1, 2, 3, 4. 10); повторение слов, пересказ прочитанного без опоры на текст.
3. Чтение «через решетку»: на текст накладывается «решетка» так, что часть текста оказывается закрытой.
4. Чтение с крепко стиснутыми губами (можно приложить к губам палец левой руки).
5. Чтение с линейкой, которая закрывает уже прочитанную строку текста.
6. Прочитывание слов, в которых прикрыты 2-3 буквы.
7. Чтение текста со словами, в которых прикрыты буквы, или с прикрытыми целыми словами и словосочетаниями.
8. Восстановление деформированного текста, в котором нарушена последовательность частей (предложений).
8. Определите методическую цель использования приема «печатания», который широко используется учителем начальных классов вместе с составлением слов из разрезной азбуки.
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. — К.: Радянська школа, 1990. — С. 161-164, 185-188.
Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.
Практическое занятие 2-3
Формирование навыков аудирования. Развитие навыков связного высказывания
Совершенствование и развитие навыков аудирования.
Научные основы методики развития речи.
Методика работы над словарем.
Методика работы над связной речью.
1. Подготовьте текст для слушания учащимися 4 класса и тестовые задания на проверку услышанного.
2. Ниже представлены речевые задания (из учебника по русскому языку для 4 класса). Разработайте к каждому из них систему подсказок:
— Поработайте в парах. Представьте, что один из вас любит что-то делать, а другой любит ничего не делать. Придумайте и разыграйте диалог, который мог бы состояться между вами (упр. 104, с. 48).
— Расскажите, празднуют ли Рождество, Крещение в вашей семье. Если да, то как (упр. 152, с. 75).
3. Каждое из представленных ниже детских сочинений на тему «Наш двор осенью» имеет недостатки. Проанализируйте эти сочинения с точки зрения следующих признаков текста: 1) наличие группы предложений; 2) их смысловая связность (единство предмета речи, т.е. темы; наличие основной мысли и ее развитие); 3) структурная связность предложений. Соотнесите характеристики сочинений с нужным вариантом текста: 1) в сочинении отсутствует основная мысль, объединяющая все предложения в единое целое; 2) текст не о том, о чем заявлено в заголовке; 3) в сочинении нет раскрытия высказанной в инициальном предложении основной мысли.
— В своем дворе я играю почти каждый день. Вчера во время прогулки я сначала собирал листья. Букет из листьев получился большой и красивый. Потом вышли мои друзья, и мы играли в наши любимые игры. Затем рассказывали друг другу разные интересные истории. Я очень люблю такие прогулки.
— Вчера вечером я играл во дворе. В нашем дворе много деревьев, кустарников. Было холодно, мы с друзьями тепло оделись. Я собрал много каштанов. Осенью очень красиво. Я и мои друзья пришли домой довольные и веселые.
— Наш двор осенью очень красивый. На деревьях золотые листья. Двор прекрасен в своем осеннем наряде. Хорошо осенью в нашем дворе.
4. Познакомьтесь с примерами детских речевых ошибок. Исправьте их.
Спотыкнулся; заместо; собакина конура; непоседка; облаки; рельса; с повидлой; красивше; ездиет; хочут; в польтах; на лбе; пекет; ихний; ехали метром; много мечт; закраснел; текет; ждут каникулов; ковер из хвоя; молодой котенок; красуется красавец клен; шесть карандашов; не ложи на стол; ворон завил гнездо; европцы; на клумбе растут цветы, пионы, ноготки; на полок лежат книги; зеркалы.
5. Осуществите анализ сочинений младших школьников по плану, содержащему критерии оценки (по М. Р. Львову).
Критерии оценки сочинения (по М. Р. Львову)
Раскрытие темы сочинения. Наличие основной мысли, соответствие содержания действительности.
Соблюдение плана, стройность композиции, логическая последовательность, наличие вступительной, основной, заключительной частей, выводов.
Стиль речи, тип текста, жанр; целесообразность и уместность использованных языковых средств с учетом речевой ситуации.
Лексический состав текста: правильность словоупотребления, богатство словаря, использование синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов с эмоциональной окраской.
Синтаксический строй текста: размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, сложность фразы.
Грамотность: графическая, орфографическая, пунктуационная; характер ошибок: грубые, негрубые.
Оформление: соблюдение норм каллиграфии, наличие полей, красной строки, аккуратность правки и т. п.
Объем сочинения: количество слов, предложений; излишний лаконизм или многословие.
Тексты сочинений младших школьников
Великолепная зима в этом году! Дни солнечные морозные. Погода холодная. Много снега. Мне нравится это время года. Пришла, рассыпалась; клоками, повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов. Сковала морозом реки и озера. Вся земля укрыта теплым белым одеялом. А мы рады ее приходу и тем неожиданностям, которые она нам приготовила.
Как дежурить по классу
Когда ты дежуришь по классу, надо вымыть доску, подмести, следить за порядком в столовой и на перемене. Дежурный — это мальчик, который убирается и следит за порядком в определенный день. И не надо делать плохие веши. Надо слушать учителя и особенно получать хорошие оценки.
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. — К.: Радянська школа, 1990. — С. 161-164, 185-188.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М.: Просвещение, 1988. — С. 75-76.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 158-171.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
Практическое занятие 4
Развитие лексических навыков учащихся
Направления лексической работы.
Работа с художественно-изобразительными средствами речи.
Особенности работы с синонимами, антонимами, многозначными словами и омонимами.
Приемы активизации словаря учащихся.
Практические задания:
Путем логического определения понятий «расширение словарного запаса учащихся» и «активизация словаря учащихся» докажите, что это разные понятия. В случае затруднения обращайтесь к «Словарю-справочнику по методике русского языка» М.Р. Львова.
Ниже перечислены возможные темы уроков в период устного практического курса. Подберите (предположительно) слова для усвоения на каждом из этих уроков.
«Школа. Урок», «Наш класс», «Учебные вещи», «Время (части суток, дни недели)», «Дом. Двор».
Образец выполнения задания
Тема. «Школа. Перемена». Слова для усвоения: перемена, играют, входит, выходит, в — из, на первом, на втором.
Тема. «Мы рисуем». Слова для усвоения: рисовать, рисунок, краски, цвет, красный, синий, зеленый.
3. Проанализируйте определения понятий, данные детьми младшего школьного возраста, учитывая, что
неправильным считается определение, если:
— в нём не указано родовое понятие, под которое подводится определяемое (Текст — это текст);
— в нём указаны неглавные признаки (Трактор. Он похож на танк);
— оно является слишком широким (Книга — это то, что мы читаем);
— оно является слишком узким (Книга — это учебник).
Укажите ошибки, дайте правильные определения.
Танк — это большая машина.
Танк — это боевая машина.
Дорога — это то, по чем ездят маршрутки.
Дорога — это шоссе.
Голова — это там, где уши и ум.
Голова — это часть тела.
Голова — это то, что у нас на плечах.
Книга — это то, в чем хранятся сказки.
Книга — это умные листы.
Книга — это куски листов со знаками.
Книга — это сборник стихов.
Сестра — это родная кровь женского рода.
Сестра — это человек.
Сестра — это член семьи.
Праздник — это, когда Новый год, 8 Марта.
Праздник — это выходной.
Шофёр — это шофёр маршрутки.
Шофёр. У нас сосед шофёр.
Нога — это часть меня.
4. Сформулируйте методический аппарат (вопросы и задания для учащихся) к данному дидактическому материалу.
I. (Девочка, весна) идет. (Песня, вода) льется. (Человек, лес) молчит. (Ребенок, море) смеется. (Поля, дети) шумят. (Звери, реки) спят. (Щеки, костры) горят. (Вьюга, собака) злится.
Гладить по головке —. Повесить голову —. Зарубить на носу —. Дать по шапке —. Бить баклуши —. Класть зубы на полку —.
Зелен., улица — свободный путь. Зелен., огонек — свободное такси. Зелен., поле — футбольное поле. Зелен., патруль — люди, охраняющие леса. Зелен., друг — лес.
Острый нож — острое слово. Черный карандаш — черная зависть. Светлая вода — светлая мысль. Прозрачный воздух — прозрачный намек.
Круглый столик, круглый отличник, круглая сумка, круглый год, круглые сутки, круглое лицо, круглая дата.
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. — К.: Радянська школа, 1990. — С. 161-164, 185-188.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М.: Просвещение, 1988. — С. 75-76.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 158-171.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
Практическое занятие 5
Система работы по изучению орфографии
Специфика формирования правописных навыков младших школьников в процессе изучения русского языка как второго. Основные задачи данного аспекта работы.
Методика работы с разными группами орфограмм.
Развитие орфографической зоркости младших школьников.
Практические задания:
1. Для лучшей организации обучения правописанию в учебнике для 3 класса представлен список слов, написание которых школьники должны усвоить. В этот список входит 60 слов. «По усмотрению учителя он может быть расширен с учетом возможностей конкретного класса» [ 5, с.44 ].
Ознакомьтесь со списком словаря 3 класса. Обратите внимание на то, что в указанный список входят не только слова с непроверяемыми орфограммами, но и слова на правила, которые еще не изучались в 3 классе (проверяемые безударные гласные в корне, парные глухие и звонкие согласные, разделительные ъ и ъ). Выпишите эти слова, сгруппировав их по указанным правилам.
2. Восстановите правильную последовательность этапов фрагмента урока, на котором вводится понятие «орфограмма» («опасное место»): предъявление двух слов и их звуковой анализ; вывод об «опасном месте» в слове; выявление одинаковых звуков; чтение слов; установление букв, которые обозначают одинаковые звуки.
3. Проанализируйте с помощью восставленной схемы пары слов на установление орфограммы «безударный гласный в корне»: 1. земля — спина, 2. сосна — трава, 3. трещит— кричит.
4. Проанализируйте с помощью восставленной схемы пары слов на установление орфограммы «парный согласный в конце слова»: 1. дуб — суп; 2. кровать — тетрадь; 3. мороз — нос.
5. Выберите из данного ниже списка слова, в которых нет ни одной орфограммы:
Дом, мама, гриб, гром, лампа, еж, слон, лист, колобок, нос, край, торт, стол.
6. Спишите текст, подчеркните в нем все орфограммы. Сделайте полный орфографический анализ выделенных слов.
У нас перед домом намело огромный сугроб, и он лежал на солнце, сиял, как непомятая лебединая грудь. С трудом я открыл дверь, заваленную ночным снегом, и, пробивая лопатой траншею, стал раскидывать и белый пух этой ночи и под ним залежалые тяжелые пласты. Михаил Пришвин
Литература:
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.– М., 1991. — 479 с.
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 158-171.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
Практическое занятие 6
Методические основы формирования словообразовательных и грамматических понятий. Методика работы над элементами синтаксиса и пунктуации
Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
Этапы формирования грамматических понятий.
Грамматические и словообразовательные упражнения.
Формирование синтаксических умений.
Ознакомление младших школьников с пунктуацией.
Практические задания:
1. Сформулируйте задания к каждому виду дидактического материала.
Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).
Столик, кормушка, загородный, переезд, досказать, подарок.
Соль, солонка, солнце; вода, водитель, подводный; лес, лесник, лестница; больной, больница, большой.
Сказать, труд, земля, вода, земной, труженик, подземный, рассказ, водяной, доказать, трудный, сказка, наземный, земляк, затруднение, земляной, подводный, безводный.
2. Познакомьтесь с дидактическим материалом, который учитель использовал при работе над словосочетанием. Сформулируйте задания.
1. Хорошо в лесу (ранняя) весной! Ты идешь по (узкая) тропинке между (зеленые) деревья. От (клейкие, березовые) листиков разливается тонкий запах. Лес наполнен (веселое) пением птиц.
2. Окна дома выходят (двор, улица, площадь); еду отдыхать (Крым, Кавказ); достать (полка, портфель.)
3. Только что поднялось усталое сентябрьское солнце. Его белые лучи серебряным веером падают в глубокий овраг. Вокруг меня щелкают любопытные синицы.
3. Сделайте анализ словосочетаний по схеме разбора для младшей школы:
играть в домино, лучистая улыбка, северный ветер, рвать на части, подражать отцу, сильно устал, разглядывать с интересом, кофе по-венски.
Порядок разбора словосочетания
Указать главное и зависимое слова. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
Указать, какой частью речи выражено главное слово.
Указать, какой частью речи выражено зависимое слово.
Назвать средства грамматической связи слов в словосочетании.
4. Разработайте задания к данному дидактическому материалу:
5. Придумайте лингвистическую сказку на тему «Знаки пунктуации в конце предложения».
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. — К.: Радянська школа, 1990. — С. 161-164, 185-188.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: уч. пособие для студентов высших учебных заведений спец-ти «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
Практическое занятие 7
Методика формирования системы читательских умений
1. Методические основы литературного развития младших школьников.2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста и уровни литературного развития. 3. Принципы анализа художественного произведения 4. Виды и приемы анализа художественного произведения.
5. Формирование системы читательских умений.
Практические задания:
1. Проанализировав содержание «Пояснительной записки» к программе по русскому языку школ с украинским языком обучения (раздел «Чтение»), определите:
— задачи обучения чтению по-русски;
— критерии подбора учебного материала для чтения;
— требования к организации работы по чтению.
2. Пользуясь программой по русскому языку, сравните содержание работы по чтению в 3 и 4 классах, приведите доказательства постепенности формирования и развития навыков чтения.
3. Дайте определение понятия «антиципация». Из учебника И.Ф. Гудзик «Русский язык. Учебник для 4 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения» (К.: Освіта, 2004) выберите задания, способствующие формированию у младших школьников умения антиципации.
4. Обратитесь еще раз к «Пояснительной записке» программы по русскому языку и найдите информацию о первоначальном (первичном) чтении незнакомого текста.
По А.П. Коваль По И.П. Гудзик
1. Чтение текста всеми учащимися молча (2-4 мин.), ответы на поставленные до чтения вопросы (1-2). 1. Чтение текста всеми учащимися молча (про себя).
2. Чтение всеми учащимися вполголоса или хором; ответы на вопросы, поставленные до чтения (углубляется понимание содержания текста); исправление ошибок в чтении. 2. Чтение текста вслух, исправление недочетов в произношении слов, интонировании предложений.
3. Чтение текста учителем по составленной партитуре (подводит итог самостоятельной работы учащихся). 5.Сравните два варианта организации первичного чтения нового текста (первый предложен А.П.Коваль, второй — И.Ф.Гудзик). Какой вариант Вы предпочтете в своей работе? Выбор аргументируйте.
Объясните, почему методисты не рекомендуют использовать прием самостоятельного чтения для первичного знакомства со стихотворением, со сложными в смысловом и языковом отношении текстами.
Литература:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К.: Вища школа, 1989. — 311 с.
Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. — К.: Радянська школа, 1990. — С. 161-164, 185-188.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. — С. 158-171.
Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.
«РАЗРАБОТАНАУТВЕРЖДЕНА Кафедрой литературы Ученым советом факультета филологии и журналистики 1.12.2016, протокол № 4 8.12.2016, протокол № 5ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ для поступающих на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2017 году. »
«Проектная деятельность во второй младшей группе Тип проекта: познавательно-исследовательский, здоровьесберегающий. Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность. Длительность: среднесрочный ( сентябрь, октябрь, ноябрь.) Участники: воспитатель, дети, родители. Актуальность проекта: проект предназначен для детей в. »
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 2» г. КурскаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация, планирование и содержание урока в классе трубы» (в помощь обучаю. »
«АННОТАЦИЯ рабочей программы дисциплины «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ» по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль Иностранный язык1. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисципл. »
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Лебёдушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой Томской области Практико-ориентированный проект по теме: «Куклы в народных традици. »
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9″г. ЕНИСЕЙСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 663180, г. Енисейск, ул. Вейнбаума, 52, тел./факс (39195) 2-70-07 Сайт: http://www.enissschool9.my1.ru E-mail: enisschool_9@mail.ru ИНН 2447011119; КПП 244701001;. »
«Правила пребывания ребёнка на отдыхе в лагере Болгарии Уважаемые, родители! Ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами пребывания детей в международном лагере в Болгарии и ознакомьте с этой информацией ваших детей и сделайте соответствую. »
«ВІДДІЛ ОСВІТИКОРСУНЬ – ШЕВЧЕНКІВСЬКОЇ РАЙОННОЇ ДЕРЖАВНОЇ АДМІНІСТРАЦІЇ КОРСУНЬ – ШЕВЧЕНКІВСЬКА ГІМНАЗІЯ 133731099060 80010278130 2286000-228600 2011 рік Корсунь Шевченківська гімназія Н А К А З 2011 № 1 Про організацію роботи, пришкільного дитячого табору відпочинку у 2011 ро. »
«Конспект урока русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения Урок русского языка по теме: «Второстепенные члены предложения». Основные характеристики урока Русский язык. 5 класс. Учебник М. А. Разумовская. Русский язык. 5 класс. Технологии обуч. »
«Консультація для батьків «Виховання казкою» Казка як елемент культури, передусім її естетичної складової, та як феномен вітчизняної народної етнопедагогіки має неоціненне значення в сучасній пе. »
2018 www.info.z-pdf.ru — «Библиотека бесплатных материалов — интернет документы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.
Источник