Как повстречались Ветер и Солнце. Савушкины сказки
Однажды на самой высокой горе встретились Солнце и Ветер. Они давно не виделись, и долго разговаривали об устройстве мира. И вот их разговор зашел о людях.
Ветер рассказывал, что гуляет по степям, горам и городам. И ни разу не встретил людей, которые были бы ему рады. Он заметил, что люди обычно бывают недовольными и ворчливыми. Когда Ветер появляется, люди застегиваются на все пуговицы, закрывают окна и двери и не хотят его видеть. После прогулки Ветра по улицам городов, люди недовольные выходят с метлами подметать мусор. Они собирают поломанные сучья деревьев, разбросанные вещи.
Солнце же очень удивилось и рассказало о своих наблюдениях. Оно очень любит людей, потому что они всегда ему рады. Люди сажают посевы, деревья и кусты. И всегда рады Солнцу, потому что оно помогает расти всему на земле. Солнце нагревают воду, и люди приходят к водоемам купаться. Людям тепло и радостно при появлении Солнца. Они пытаются собрать солнечное тепло и придумали солнечные батареи, с помощью которых они согревают в прохладные дни свои дома. А были времена, когда с помощью Солнца люди отбеливали ткани, расстилая их на земле.
Ветер слушал Солнце и не мог поверить.
— Если не веришь, пошли со мной, я покажу тебе людей, которые будут рады тебе.
Ветру было очень любопытно. Всем на свете, даже Ветру приятно, когда ему рады. И он полетел за Солнцем.
Внизу на земле он увидел какие-то приспособления, которые стояли на полях. Ветер опустился пониже, чтобы рассмотреть внимательнее. Приспособления закрутились с приближением Ветра. Люди выглянули на улицу, и через некоторое время в домах зажегся свет. Ветер был очень удивлен. Солнце объяснило ему, что он запустил мельницы для выработки электричества. И теперь и с его помощью в домах будет тепло и светло. А раньше с помощью ветра люди мололи зерно на таких мельницах.
Обрадованный Ветер полетел дальше за Солнцем. Они пролетали над морем. Внизу Ветер заметил белые точки. Он спустился пониже посмотреть. Вдруг белые точки стали разрастаться, и Ветер увидел парусники. Он подул чуть сильнее и корабли и лодки набирали скорость. Моряки были рады, ведь теперь они могли быстрее добраться до места.
Ветру очень понравилось играть с морскими волнами. Он заметил, что к морю стали собираться люди с досками, они кидали их на волны и катались. Ветер видел счастливые лица людей.
Долго ветер гулял по миру и по-новому видел пользу, которую приносил природе и людям. Он пролетал на лесом поздней осенью, когда на деревьях оставались последние листочки. Ветер подул сильнее, и листья осыпались на землю. Лес был готов к зиме, к отдыху. Ведь если снег ляжет на литья, веткам будет тяжело выдерживать его, и они могут сломаться.
После прогулки Ветер и Солнце снова встретились на самой высокой горе. У Ветра было совсем другое настроение. Им не о чем было говорить, было понятно, что у них на земле очень много работы, и они оба очень нужны людям. И самое главное, они точно знали, что люди их любят.
Источник
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Мороз, Солнце и Ветер
Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер»
Наши древние предки всегда почтительно относились к природе, одушевляли её. А природные стихии и небесные светила просто обожествляли. Этим сакральным символам поклонялись, искали у них защиты и просили о помощи.
Быть может, поэтому придумано так много волшебных повествований о природных явлениях. И одно из них – русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». Это история о том, как один старик встретил по дороге трёх прохожих, идущих ему навстречу, и отвесил им земной поклон.
Казалось бы, обычная житейская ситуация. Да только путники это были непростые – по дороге шли: Ветер, Солнце и Мороз. А так как каждый из них считал себя важным и незаменимым, то начался между ними спор. Уж очень им хотелось узнать, кому из них встреченный мужик оказал честь.
Долго они спорили между собой, но никто из них не хотел прислушиваться к мнению остальных. Солнце – дневное светило – могло бы считать себя самым почитаемым среди них. Кроме того, что оно светит и греет, в древние языческие времена люди поклонялись ему как божеству, называя Ярилом.
Но суровый Мороз тоже не хотел уступать и считал, что раз он всё вокруг может заморозить, то это именно ему отвесил поклоны крестьянин. А Ветру казалось, что ни Солнце, ни Мороз не достойны почтения. Потому что в любой зной он может подарить человеку прохладу, а мороз без ветра не так уж суров.
Не сумев договориться между собой миром, эта троица решила догнать старика и спросить, кто у него больше всего в чести. Хитрый мужик сказал, что кланялся Ветру. То сразу рассмеялся довольно. Зато Солнце, обидевшись, захотело опалить старика своим жаром. А Мороз – заморозить непочтительного мужика.
Никто не скажет, почему старик выбрал именно Ветер. Да только сказка не об этом совсем. Мы привыкли, что ласковое тёплое Солнце всходит каждое утро и освещает всё вокруг своим светом. Трудно представить жизнь без этого небесного светила.
Мороз, который приходит на землю зимой – тоже нужен. Это он рисует на окнах чудные узоры и сковывает льдом водоёмы. Это благодаря ему дети могут кататься на коньках и съезжать с горки на санках.
Глупый спор затеяли между собой Мороз, Солнце и Ветер. Во Вселенной нет ничего лишнего или ненужного. Все природные явления, так или иначе, связаны друг с другом. Ведь, как бы ни зазнавался Ветер, он без Солнца и Мороза тоже ничего не значит.
Читайте текст русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» онлайн, бесплатно и без регистрации крупными буквами. Интерактивно через интернет.
Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
— Да разве есть кто меня сильнее!
— Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
— Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
— Ветру. Кому ж, как не ему!
— Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.
— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.
— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!
Источник
Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода.
Людмила Федоткина
Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода.
Цель этой познавательной сказки:дать детям знания о значении воды,воздуха,солнца и почвы в жизни на Земле;о взаимосвязях в живой и неживой природе.
Сказка оформлена в виде магнитного театра.
Давным-давно было на нашей планете три царства-государства:царство Воздуха,правил в нем Ветер;
в царстве Воды властвовала царица Волна;
а царством Земли управляла царица Почва.
Жили они дружно,но однажды зашел между ними спор.
-Я,-сказал Ветер,-главней и сильней вас!Захочу-устрою на море шторм,а на Земле закручу бурю-ураган.
-Ну уж нет!-возразила Царица Волна. -Я своей водой,если захочу,затоплю все вокруг. Ведь в моей власти и дожди,и моря-океаны,и реки, и озера!
-Не спорьте!О чем спорить,если и так ясно,что я самая главная!-уверенно сказала царица Почва. -Без меня ничего живого не было бы.
Так спорили они,забыв обо всем на свете. Застыли в безмолвии реки,не дул ветерок,земля не родила щедрый урожай. Мрачно и тихо стало на планете. Спорили они долго,но к согласию прийти так и не смогли.
А помирило их Солнышко.
Вышло оно на небосклон,осветило ласковыми лучами все вокруг,согрело воздух и воду. В воде появилась рыба,водоросли;а часть воды испарилась и превратилась в облака. Ветер собрал облака в тучу. Дождь смочил землю,выросли на земле трава и цветы;появились бабочки,птицы,звери,люди.
Веселой и красивой стала наша планета. С тех пор в согласии живут Воздух,Вода,Почва и Солнце. Поняли они,что для жизни на Земле каждый из них важен!
Беседа на тему «Чистая вода — богатство страны» Цель: дать представление о планете Земля; расширить знания детей о роли воды в жизни человека, о бережном отношении к ней;Оборудование:шапочка.
Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.
Источник
Экологические сказки о воде
Ирина Богатырева
Экологические сказки о воде
Экологические сказки о воде
История одной Капли
(грустная сказка о воде)
Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.
Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.
Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.
Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.
Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.
И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту.По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.
Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.
А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.
Всё это было. Но было, кажется, так давно!
За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.
Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.
«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»
Как Тучка была в пустыне
(сказка о месте, где нет воды)
Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.
— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…
Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.
— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…
Сильнее стало припекать солнце.
— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…
Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.
Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.
Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.
Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.
Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.
Сила Дождя и Дружбы
(сказка о живительной силе воды)
Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.
— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.
Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.
Надоела жара. А Дождя всё не было.
— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.
— А ты найди вольный Ветер — ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.
Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.
А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных,заволновалось:
— Помогу лужайке и её обитателям!
Нахмурилось Облачко и превратилось в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.
Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.
Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг
питалось водой, сверкало, радовалось, пело гимн дождю и дружбе.
А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о живительной силе воды и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.
История Маленького Лягушонка
(добрая сказка о круговороте воды в природе)
Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.
— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.
Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:
— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!
Но никто не отозвался.
— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть! Вот вам!
И он скорчил забавную гримасу.
Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.
— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.
— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!
— Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?
— Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.
А про себя подумал:
— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!
Все живое нуждается в воде
Экологическая сказка
Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.
— «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»
— «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
— «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
— «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
— «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
— «Да ну заяц, я тебе не верю».
— «А давай проверим»?
— «И как же это мы будем проверять»?
— «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».
— «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!
— «Ежик и ты мне подари цветы».
— «Да запросто на держи».
— «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
— «Хорошо заяц. До свидания»!
Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.
— «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
— «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
— «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?
— «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
— «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».
— «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!
Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле
Экологическая сказка
Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться,а он и говорит:
— Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.
А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.
В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.
А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут.А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, — закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.
Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.
Дидактическое пособие «Экологические знаки» Дидактическое пособие»Экологические знаки» для занятия»Путешествие в лес» по экологии Цель:Формирование у детей ответственного отношения.
Экологические игры для детей осенью Игры можно использовать во время прогулки с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, а также при организации осенних развлечений.
Экологические игры для дошкольников «Дикие и домашние животные» Становление первоначальных основ экологической культуры происходит в дошкольном детстве. Важным аспектом является формирование у детей понимания.
Экологические макеты Представляю вашему вниманию экологические макеты. Идея их создания появилась у меня давно. Тогда,когда в своей работе,я задумалась о том,как.
Экологические макеты В своей работе с детьми я использую экологические макеты, которые мы изготовили своими руками совместно с воспитанниками. Макеты используются,.
Экологические макеты «На полянке», «Зеленое болото» В наши дни проблема окружающей среды наиболее актуальна и привлекает к себе большое внимание. К сожалению, не избежал этого и наш Байкал.
Экологические страницы (Из опыта работы, 1 часть) «Детей надо постоянно удивлять, Ибо без этого нет запоминания И развития мысли». Сегодня уже всем известно, что наше самочувствие во многом.
Экологические страницы (из опыта работы, часть 2) В настоящее время в дошкольном мире существует множество программ и технологий по экологическому воспитанию. Со многими из них я познакомилась,.
Экологические зарисовки (фотоотчет) Экологические фотозарисовки. «Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно… Общение с нею непременно сделает вас лучше, чище,.
Экологические знаки на нашей площадке. Мастер-класс В рамках экологического проекта о насекомых мы с ребятами решили создать экологические знаки, при помощи которых дети научатся правильно.
Источник