- Как долго атомная подлодка может находиться под водой без всплытия?
- Как долго АПЛ может находиться под водой без всплытия.
- Атомные подлодки могут не всплывать хоть 2 месяца. Немцы делали это ещё в прошлую войну.
- 55 лет назад АПЛ К-27 установила рекорд по подводному плаванию
- Секреты «автономки». Как действуют российские АПЛ в дальних походах
- Отбор из лучших
- Плавучий город
- Встречи с противником
Как долго атомная подлодка может находиться под водой без всплытия?
Ресурс, нахождения, ограничен только запасами продовольствия для экипажа?
Как долго АПЛ может находиться под водой без всплытия.
Действительно, продолжительность нахождения АПЛ в подводном положении ограничивается фактически запасом продуктов для экипажа. В подводном положении, на корабле, воздух и пресную воду «готовят» из забортной воды, которой вокруг в избытке. На корабле, на котором мне пришлось служить, объём провизионных кладовых позволял загружать запас продовольствия на 90 — 100 суток для экипажа 110 человек. Естественно, при вынужденных обстоятельствах командир мог уменьшить размер пайка и несколько «растянуть» удовольствие. Максимальная продолжительность боевой службы, в которой мне пришлось принимать участие составила 84 суток, 79 из которых корабль находился в подводном положении.
Объём провизионных кладовых максимальным был на ПЛ на проекта 941 и обеспечивал загрузку продовольствия более чем на 250 суток. Мои коллеги, которые служили на АПЛ этого проекта, ходили на боевую службу продолжительностью 215 суток.
Но максимальная дальность хода, подводная и надводная определяется, естественно запасом топлива. На моём корабле запаса топлива (интерметаллита урана), при работе главной энергетической установки (ГЭУ) на максимальной мощности (90 МВт), хватало приблизительно на 200 суток. Фактически корабль на максимальной мощности работал относительно небольшой период времени, а средняя мощность ГЭУ за поход обычно составляла порядка 30%.
Думаю, что ресурс ограничен даже не запасами продовольствия, а скорее всего выносливостью экипажа. А точнее сколько же экипаж сможет прожить в замкнутом пространстве, чтобы сохранить ясность ума. Знакомый подводник рассказывал, что более полугода обычно под водой подлодки не плавают.
При большом желании, а точнее необходимости, атомоход может голами не всплывать на поверхность ( но это всё в теории) самое сложное это находиться в замкнутом пространстве долгие месяцы с одними и теми же людьми, всего остального хватит на годы.
Запас продовольствия и топлива, конечно, не может быть безграничным. И во многом это влияет на время автономного существования подлодки под водой.
Но сами подводники сходятся во мнении, что наибольший ограничитель времени непрерывного пребывания под водой — это человеческая психика. Даже опытному подводнику сложно выдержать без подъема более трех месяцев. Но некоторые все же бывали и более 100 дней под водой. Если не учитывать этот фактор, то подлодка могла бы не всплывать дольше, и более 200 дней некоторые.
Источник
Атомные подлодки могут не всплывать хоть 2 месяца. Немцы делали это ещё в прошлую войну.
Про шнорхель-то все слыхали (я надеюсь), но вот какое максимальное время могла провести подводная лодка под этим устройством? Вики довольно скупо сообщает несколько цифр, но нам же интересны подробности. Итак, чемпионом является U-978. Выйдя в боевой поход из Бергена 9 октября 1944 года, она вернулсь 16 декабря, получается, что в море провела 68 дней. Вот эта цифра и приводится, как число дней, проведённых под водой.
Однако, если хорошо прошерстить интернет, можно накопать интересные подробности. Так, из доклада Prof. Dr. Hans-Günter GIERLOFF-EMDEN, em. Universitätsprofessor der Universität München становится известно, что лодка за это время прошла над водой 107 миль, а под водой 3543 мили. Вот карта подходов к Бергену, масштаб 10 км в 1 см:
Так что как раз примерно 100 миль приходятся на плавание в прибрежных водах. В здравом рассудке под водой в этих узкостях никто ходить не будет.
А это схематический маршрут похода:
Красный значок показывает место атаки 23 ноября на американский транспорт типа Либерти » Уильям Д. Бернхэм». В дневное время судно было поражено двумя торпедами. 18 человек из команды погибли, остальные смогли воспользоваться спасательными шлюпками. Попытки буксировать судно успеха не имели, оно оказалось выброшено на берег вблизи Шербура, восстановлению не подлежало.
Так что командир лодки, на тот момент ещё обер-лейтенант цур зее Гюнтер Пульст подтвердил, что нагрудный знак подводника-фронтовика, вручаемый за доблесть, которым он был награждён за четыре дня до этой атаки, вполне заслужил.
Вот он на левой стороне груди над Железным крестом. Но самое интересное, что через 3 дня после возвращения лодки он был награждён Железным крестом 1 класса, а ещё через 3 дня, Рыцарским крестом. Если учесть, что за всё время службы ему удалость уничтожить всего один, тот самый американский транспорт, то приходит на ум, что награда была за нечто другое. А не был ли этот поход экспериментальным, с целью исследовать возможности шнорхеля? И с которым он успешно справился.
Всё ли было так просто? Вот несколько подробностей того похода.
Под шнорхелем лодка двигалась только ночью, на глубине 13,5 метров. Днём под электродвигателями на глубине 60-90 метров. За сутки прходили 60-70 миль. 25 октября начались сильные протечки воды, поскольку на шнорхеле вышло из строя резиновое уплотнение. Его заменили самодельным из промасленной пеньки. Однако 31октября произошёл сильный прорыв воды через это уплотнение.
Кроме того, разрежение внутри корпуса иногда падало до 400мм (я так понимаю, что ртутного столба). Происходили сильные забросы выхлопных газов, приходилось усиленно использовть калийные картриджи-поглотители, и тем не менее лёгкие отравления газами были нередки. Однажды большинство находившихся в центральном посту потеряли сознание от отравления и только расторопность маата Яннека, закрывшего клапан подвода топлива уберегла от более тяжёлых последствий. (интересно, а как потом расценили самовольную остановку дизеля?)
В тот раз, чтобы окончательно не задохнуться, пришлось подвсплыть для вентиляции отсеков. Кроме того, возникла проблема с удалением различных отходов. Очистки овощей, остатки пищи и прочее непотребство вроде загнивавшего от повышенной влажности хлеба. Воздух внутри лодки был наполнен отвратительными запахами. Все эти отходы собирали и периодически выстреливали через торпедный аппарат, никакого ДУКа предусмотрено не было. Так что натерпелись вволю. На снимке Гюнтер Пульст после следующего, более короткого патруля:
Источник
55 лет назад АПЛ К-27 установила рекорд по подводному плаванию
К-27 — это единственная подлодка, построенная по проекту 645 ЖМТ — с жидким металлом в качестве теплоносителя. Ее заложили 15 июня 1958 года, а спустили на воду 1 апреля 1962 года. Сдали лодку 30 октября 1963 года.
На вооружении субмарины стояли четыре носовых торпедных аппарата калибра 522 миллиметра. Впервые в мировой практике на подлодках проекта 645 для торпедных аппаратов было использовано устройство быстрого заряжания. Для каждого торпедного аппарата оно имело индивидуальные механизмы подачи торпед, которые позволяли заряжать одновременно.
21 апреля экипаж К-27 под командованием И.И. Гуляева отправился в первый поход. На борту также находились члены правительственной комиссии — вице-адмирал Г. Н. Холостяков, контр-адмирал И.Д. Дорофеев,заводские специалисты — главный конструктор лодки А. К. Назаров и конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин. Именно они отвечали за сдачу в эксплуатацию подводной лодки и силовой энергетической установки. У специалистов была и другая задача — в случае внештатных и аварийных ситуаций помочь экипажу в их ликвидации.
И такая ситуация произошла — случилась авария с реактором левой стороны подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. Тут же произошло падение вакуума. Необходимо было срочно устранять ЧП. За это взялся командир дивизиона капитан 3 ранга А. В. Шпаков. Ему пришлось разрезать трубку, в которой застыл расплавленный металл, вручную почистить. А уже потом ее заварили. Работу выполняли с особой тщательностью а аккуратностью, ведь неисправность устраняли рядом с активной зоной реактора.
В экваториальных водах на советской атомной подводной лодке проверили систему охлаждения реактора. Температура забортной воды составляла от плюс 25 до 27 градусов, а температура в реакторном и турбогенераторных отсеках достигала 60 градусов. В других отсеках она была в районе 45-ти при стопроцентной влажности. И, тем не менее, в таких сложных условиях система охлаждения реактора справилась. Хотя, как отмечают эксперты, работала на пределе возможностей. За этот первый поход К-27 установила мировой рекорд по дальности подводного плавания — 51 сутки. Лодка прошла в подводном положении более 12 тысяч миль.
За успешное испытание новой техники командира атомной подводной лодки К-27 капитана 1 ранга Ивана Ивановича Гуляева наградили орденом Ленина с вручением Золотой звезды Героя Советского Союза.
В 1965 году подлодка отправилась во второй поход. И установила рекорд длительности плавания без всплытия — 60 суток. АПЛ К-27 прошла 15 тысяч миль.
24 мая 1968 года субмарина находилась в Баренцевом море. И там случилось ЧП — радиационная авария. Пострадал весь экипаж, один подводник погиб на борту, восемь умерли в госпитале от высоких доз радиации.
1 февраля 1979 года К-27 вывели из состава ВМФ РФ. В апреле 1980 года приняли решение законсервировать ядерный отсек. 10 сентября 1981-го ее затопили у полуострова Степового в Карском море у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля. Как говорят эксперты, подводная лодка К-27 — передовое изобретение советской науки, на которой опробовали новые технологии и материалы.
Подводное водоизмещение АПЛ К-27 — 4370 тонн. Длина — 109,8 метра, ширина — 8,3, высота — 9,4 метра. Предельная глубина погружения — 300 метров, рабочая — 270. Максимальная скорость хода — 30,2 узла. Автономность плавания — 50 суток. Экипаж — 105 человек.
Источник
Секреты «автономки». Как действуют российские АПЛ в дальних походах
МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Месяцами не видеть неба над головой и жить по выверенному до секунд распорядку, непрерывно ощущая незримое присутствие вероятного противника и колоссальный груз ответственности, — служба экипажей атомных подлодок считается одной из самых трудных и престижных в ВМФ России. В море эти плавучие города обычно действуют в отрыве от союзных сил. Их командиры вправе принимать решения, влияющие на геополитическую картину мира. О том, как российские АПЛ готовят к «автономкам» и о быте подводников, — в материале РИА Новости.
Отбор из лучших
«Моя рекордная «автономка» — более 90 суток под водой», — рассказывает РИА Новости капитан первого ранга в отставке Владимир Мамайкин, участник 13 боевых служб. Он ходил в море на торпедных атомоходах знаменитой 3-й дивизии подводных лодок Северного флота и командовал АПЛ К-462 с 1981-го по 1984-й. «В таких походах ты предоставлен сам себе — по сути, сам себе государство. В море могут возникнуть любые ситуации, и командир АПЛ вправе самостоятельно принимать решение, как действовать в той или иной обстановке», — продолжает подводник.
Перед каждым выходом в море все члены экипажа должны пройти специальный курс боевой подготовки: стрельбы, экзамены на знание матчасти АПЛ, борьба за живучесть и многое другое. «Сачков» и «двоечников» отсеивают сразу, но таких обычно немного. Для матроса срочной или сверхсрочной службы допуск к длительному походу — предмет особой гордости. Боевая служба — это не ссылка в море, а мечта, к которой многие идут с детства.
После того как все возвращаются на борт, АПЛ покидает базу и погружается. Всплывает только через несколько месяцев — вернувшись из похода.
Плавучий город
Распорядок дня на атомоходе — стандартный для крупных боевых кораблей: две вахты в сутки. В каждой — три боевые смены по четыре часа. Быт на АПЛ налажен, как и в любой сухопутной воинской части. Есть дежурства, наряды, тренировки, учебные тревоги. Регулярно проводятся помывочные дни, когда матросы могут постираться и принять душ из забортной воды. Продуман и досуг: на многих атомоходах есть библиотеки, постоянно организуются различные соревнования, кинопоказы. На ракетном подводном крейсере стратегического назначения (РПКСН) «Дмитрий Донской» есть даже бассейн с сауной. С питанием тоже все неплохо, и хлеб всегда свежий — выпекают на корабельном камбузе.
«Не припомню, чтобы на боевой службе кто-нибудь когда-нибудь голодал, — рассказывает Владимир Мамайкин. — Разумеется, всегда хотелось чего-нибудь свежего, но отлично наедались и блюдами из консервированных продуктов. Как-то раз мы встречали 23 февраля в Средиземном море. Обстановка вокруг была спокойной, и командир эскадры дал команду: «Всплываем, праздник-то наш!» И нам с советского танкера сгрузили несколько мешков картошки и бочки с дальневосточной селедкой. Эти деликатесы произвели настоящий фурор! Еще, помню, в своих первых боевых службах в 1970-х в экипажах создавали группы по пять-шесть человек. Они питались отдельно, на них испытывали еду для космонавтов. Корабельный врач наблюдал за ними и вел соответствующие записи. Забавно, конечно, было. Все сидят в кают-компании, у каждого первое, второе и компот, как положено. И рядом эти мрачные «космонавты» со своими тюбиками. Подшучивали над ними постоянно».
Боевая служба на атомной подводной лодке действительно очень напоминает работу космонавтов на орбитальной станции. И там, и там люди длительное время находятся в замкнутом пространстве — нельзя выйти на улицу и подышать свежим воздухом. И в космосе, и под водой экипажам приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы.
Единственная «вольность», позволительная для экипажа подлодки, — подвсплыть для сеанса связи. В заранее оговоренные дни и в определенное время командир АПЛ дает приказ выставить антенну. Штаб выходит с ним на связь или не выходит, но график экипажем должен соблюдаться неукоснительно. В экстренной ситуации субмарина может подвсплыть когда угодно, чтобы передать важную информацию — на берегу сигнал принимают круглосуточно.
Встречи с противником
Ни один командир подводной лодки не знает точно, в каких морях и океанах ему придется побывать в ходе боевой службы. Запас хода АПЛ неограничен в принципе, а еды и других жизненно важных припасов в длительный поход берут «с горкой». В любой момент из штаба может прийти новый приказ, и в маршрут придется вносить коррективы.
В 1983-м американцы развернули в Европе баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2», что еще больше накалило и без того напряженную международную обстановку. Торпедная АПЛ К-462 находилась тогда на боевой службе в Средиземном море. Во время очередного сеанса связи капитан второго ранга Владимир Мамайкин получил приказ срочно отправиться в Северный Ледовитый океан в указанную точку. Экипаж не был готов для действий в этих широтах, поэтому атомоход по дороге заглянул в Гренландское море. Больше суток К-462 отрабатывала всплытие и погружение. Это только в кино подлодки эффектно проламывают лед рубками где придется — в реальности так можно получить серьезные повреждения, поэтому субмарина перед всплытием долго «нащупывает» полынью. Лишь после отработки всех процедур К-462 ушла в заданный район и заняла свою позицию.
«В 1980-м я служил на АПЛ К-398 старпомом, — говорит Владимир Мамайкин. — Мы следили за американским подводным крейсером, шли за ним на малом ходу и на малой дистанции — всего два-три кабельтовых (370-550 метров). «Американец» нас не слышал и в какой-то момент сбавил скорость, двинувшись наперерез. Мы не успели среагировать и навалились на него бортом. Лодку сильно тряхнуло, развернуло на 50 градусов. Осмотрелись в отсеках и выдохнули — все было в порядке, никаких поломок. Американский крейсер тут же дал деру. Мы подвсплыли на перископную глубину, но в перископ ничего не увидели — море штормило. Думали, потеряли цель, однако почти сразу вновь поймали акустический контакт и еще несколько часов следили за «американцем»… Наши современные АПЛ, например проекта «Ясень», на порядок совершеннее тех, на которых мы служили в 1970-80-х. На них можно и на 30 кабельтовых уверенно держать акустический контакт с противником. Я уже старый морской волк, в дальних походах давным-давно не бывал. Но как же хочется подняться на капитанский мостик нового «Ясеня» и посмотреть, на что он способен».
Источник