Сколько ребенок может не дышать под водой

Какая польза от ныряния и задержки дыхания для ребенка

Педиатры практически единогласно рекомендуют заниматься плаванием с грудничками — с 2-3 недельного возраста. Это легко объясняется тем, что пупочная ранка уже зажила, а рефлекс задержки дыхания еще не начал угасать. Он предупреждает захлебывание водой — при погружении в воду малыш рефлекторно задерживает дыхание. В первое время — на 5-6 секунд.

Регулярные занятия ранним плаванием и нырянием приводит к увеличению времени задержки дыхания. Спустя 6 месяцев ребенок задерживает дыхание уже на 20-25 секунд, к году интервал может увеличиться до 40. Этот навык полезен сам по себе — для дальнейших занятий плаванием и не только. Благодаря ему родителям можно будет не переживать, что ребенок хлебнет воды при первых самостоятельных заплывах. Однако задержка дыхания имеет также и другие преимущества и полезные эффекты.

Польза задержки дыхания

Главная польза рефлекса “затаивания” — благоприятное влияние на дыхательную систему.

В чем оно проявляется:

  • увеличивается глубина выдоха и вдоха — лучшая профилактика болезней органов дыхания;
  • улучшение вентиляции легких;
  • увеличение жизненного объема легких.

Когда ребенок задерживает дыхание при погружении в воду, развивается дыхательная мускулатура, процессы дыхания и движения согласуются и пребывают в гармонии. На вдохе малыш получает чистый воздух. Подвижность грудной клетки улучшается, что лучшим образом сказывается на функции дыхательной системы.

Читайте также:  Конкурс спикеров молоко или вода

Страхи родителей, связанные с нырянием, беспочвенны. Правильное погружение в воду не вызовет негативных эмоций и захлебывания — попадание воды в дыхательные пути исключено благодаря рефлексу.

Для того, чтобы ныряние принесло пользу, необходима подготовка: она заключается в осторожном поливании личика малыша водой. Это приведет к закрыванию глаз и задержке дыхания, и служит своеобразной тренировкой перед настоящим погружением. Не менее важно отметить и время задержки дыхания, оценить вдох и выдох.

Заключение

Польза задержки дыхания ребенком в любом возрасте очень велика. Она состоит в развитии органов дыхания, укреплении мышц, участвующих в процессах вдоха и выдоха. Регулярные занятия ранним плаванием с нырянием способствуют увеличению объема легких, глубины вдоха, служат профилактикой простуд и заболеваний органов дыхания. Для того, чтобы начать обучение плаванию правильно, можно проконсультироваться с детскими тренерами или начать занятия в бассейне. Для многих родителей отличным решением служат и домашние занятия со специалистом.

Источник

5 «суперспособностей», которыми обладают маленькие дети

Младенцы обычно выглядят совершенно беспомощными, но на самом деле они способны на удивительные вещи! Предлагаем вашему вниманию подборку «суперспособностей» детей в возрасте до 3-х лет.

1. Водный инстинкт

При рождении человек получает набор инстинктов, которые хорошо работают до тех пор, пока мозг не развивается достаточно, чтобы взять на себя контроль за выживанием. Одним из таких инстинктов является «рефлекс ныряния», который также встречается у тюленей и других животных, обитающих в воде.

Вот как он работает: если младенца возрастом до полугода опустить в воду, он рефлекторно задержит дыхание. В это же время частота сокращений сердечной мышцы замедлится, помогая сохранять кислород, а кровь начнёт циркулировать преимущественно между наиболее жизненно-важными органами: сердцем и мозгом. Этот рефлекс поможет младенцу оставаться под водой гораздо дольше, чем взрослому человеку, без серьёзной угрозы здоровью.

2. Обучаемость

Дети получают знания с ошеломляющей скоростью, так как каждый новый опыт, который они переживают, создаёт прочные связи между нейронами в мозге. К тому времени, как ребёнку исполнится 3 года, количество этих связей будет равняться приблизительно 1000 триллионов, что вдвое превышает это количество у взрослого. Начиная примерно с 11 лет мозг начнёт избавляться от лишних связей, а способность к обучению станет снижаться.

3. Квантовая интуиция

Наш опыт восприятия реальности существенно препятствует пониманию правил квантовой механики, регулирующих поведение элементарных частиц. К примеру, согласно квантовой механике, частица, например, фотон или электрон, не находится «ни здесь, ни там», а присутствует в обоих местах и между ними одновременно. Образно говоря, это больше похоже на облако, чем на пинг-понг. В масштабах большой группы частиц эта «размытость» исчезает и появляется конкретное местоположение объекта. Однако, проще рассказать, чем понять: интуитивное понимание этих законов не давалось даже Эйнштейну, что уж говорить о среднестатистическом взрослом человеке.

Младенцы ещё не привыкли к какому-либо определённому восприятию реальности, что даёт им возможность интуитивно понимать квантовую механику. В возрасте до 3-х месяцев у детей не сформировано чувство «постоянства объекта», то есть осознание того, что предмет может быть только в определённом месте в определённое время. Игровые эксперименты (например, игра Peekaboo) показывают удивительную интуитивную способность младенцев предполагать наличие предмета в абсолютно любых местах одновременно.

4. Чувство ритма

Все дети появляются на свет со врождённым чувством ритма. Это было доказано в 2009-м году с помощью эксперимента: дети 2-х и 3-х дневного возраста слушали барабанный ритм с подключенными к голове электродами-датчиками. В случаях, когда исследователи намерено сбивались с ритма, мозг всех младенцев показывал «ожидаемость» удара в тот момент, где он должен был быть, вопреки тому, когда он на самом деле прозвучал.

Учёные полагают, что чувство ритма помогает детям распознавать интонацию в речи своих родителей и таким образом улавливать смысл, не понимая слов. Также с помощью него дети понимают отличие родного языка от любого другого.

5. Быть милыми

Да, быть милым и вызывать тем самым положительные эмоции у взрослых — это тоже суперспособность. Учёные считают, что мы воспринимали бы детей слишком жалкими, беспомощными, глупыми и скучными, чтобы их любить (к родным матерям это, наверное, не относится). Если бы они не были так очаровательны и милы!

В прошлом году группа канадских и китайских психологов опубликовала результаты своих исследований, в которых говорится, что мы умиляемся больше младенцам, чем малышам, и больше малышам, чем повзрослевшим детям. Привлекательность ребёнка снижается в возрасте около 4-х с половиной лет.

На восприятие нами ребёнка как «милашки» влияет строение его лица: большая голова, круглое лицо, большие глаза и маленькие рот и нос. Эти черты дают взрослым гораздо больше эмоций, чем использованные подгузники, благодаря чему от суперспособности ребёнка быть милым косвенно, но всё же зависит его способность к выживанию.

Источник

10 мифов про грудничковое плавание,
которые живут в интернете

Когда вы будете искать информацию в интернете про раннее плавание, то обязательно найдёте мифы, заблуждения и советы. Порой вы сможете найти даже откровенный бред, который получается, когда копирайтер переписывает статью и не проверяет смысловые ошибки. И все эти странные статьи вы найдёте уже на первой странице поиска! Мифы и заблуждения очень живучи в интернете.
Чтобы рассказать вам о мифах и правде про грудничковое плавание, мы ввели запрос в поисковике и открыли несколько сайтов наугад. Сохранили цитаты и попросили прокомментировать эксперта. Им выступила Тоня Мальцева, инструктор раннего плавания в «Батискафе», педиатр и мама троих детей.

Цитаты взяты из статей с сайтов syl.ru, kidsman.ru, vred-ili-polza.ru

Выпрямление ног и рук — смешная формулировка и, конечно же, неправильная. Скорее всего автор имел ввиду физиологический гипертонус, который имеется у всех детей 1 месяца жизни. В норме гипертонус постепенно проходит.
Плавание может способствовать как повышению мышечного тонуса, так и понижению. Всё зависит от запроса родителя. Если приходят с определённой проблемой в бассейн, заниженный тонус мышц у ребёнка или повышенный, инструктор отталкивается именно от этого. Он порекомендует и оптимальную температуру воды для занятий, и упражнения. В норме гипертонус есть у всех младенцев, и, опять-таки, в норме он проходит у всех, занимаются с ним в бассейне или нет — неважно.

Профилактика аллергии и инфекций. Нет в бассейне такой профилактики, что-то сильно притянуто за уши 🙂

Быть уверенней и смелее — на это оказывает влияние не бассейн, а родитель, который всегда рядом, в воде и на суше. Который поддерживает, заботится о малыше и его желаниях. Это влияет на восприятие мира. Через такого взрослого ребёнок понимает, что мир безопасен и открыт для него.
«Не бояться водной глади» — пожалуй, соглашусь. Позитивный опыт в воде действительно помогает ребёнку в дальнейшем не бояться этой стихии. Но не забывайте, что разница между тёплым бассейном, с прозрачной водой в «Батискафе» и холодной водой чёрного цвета в озере — очень велика для маленького ребёнка.

Полезнее чем массаж? Нет. Массаж и плавание отлично дополняют друг друга. Но не рекомендуется их сочетать. Массаж достаточно энергозатратное мероприятие. Поэтому в те дни, когда у малыша сеанса массажа, лучше не планировать бассейн, так как дети слишком устают. Ну или хотя бы разделять плавание и массаж на утро-вечер.

Источник

Детские советы

Если в течение двух-трех месяцев не нырять, рефлекс угасает и можно захлебнуться. Но, к счастью, сама процедура купания в большой ванне невозможна без того, чтобы ребенок не соскользнул с вашей руки и не погрузился под воду. Не бойтесь! Это даже хорошо — подхватите, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Успокоится — продолжайте купание.

Тем не менее ситуация, когда родители организуют ныряние, более предпочтительна. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка несколько секунд под водой. У него быстро выработается рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш задержал дыхание.

Единственное, что вам скорее всего понадобится, так это поддерживающая головку ребенка шапочка. Для чего она нужна? Прежде всего для того, чтобы сделать процедуру купания более приятной для родителей. Очевидно ведь: сидеть или стоять полусогнутым в течение 30-40 минут очень тяжело. Поэтому в возрасте около двух месяцев надобно изготовить шапочку.

обычную тонкую хлопчатобумажную шапочку (чепчик);

кусок тонкой ткани размером с половину пеленки;

два брусочка пенопласта, размер которых соответствует размерам пачки сигарет.

Вначале пенопласт обшивается тканью, а затем фиксируется на шапочке. Обращаю внимание — верхний край брусочков должен возвышаться над головкой ребенка.

В течение недели, постепенно убирая поддерживающую ребенка руку, вы научите его держаться на воде. Плавая, дети отталкиваются ножками от края ванны и плывут в противоположный конец, ударяясь головой. Поэтому брусочки пено-пласта должны возвышаться над головой, защищая от ударов сверху и сбоку.

Месяца купания в шапочке достаточно для того, чтобы снять и ее: ребенок уже научился правильно дер-жать головку, вполне сможет плавать сам. Не получается — не надо. Мы не ставим целью научить его плавать.

Нам необходимо одно — чтобы ежедневно малыш находился в прохладной воде, потому что регулярное воздействие холодом эффективно для стимуляции сил и способности противостоять инфекционным болезням.

Источник

Люди умеют не дышать по 20 минут, игнорируя защитные рефлексы. Возможно, это вредит работе мозга

О борьбе физиологии с волей.

Если вы сейчас перестанете дышать, то, скорее всего, продержитесь не больше минуты – потом задержка станет невыносимой.

Человек вообще не очень приспособлен под то, чтобы долго обходиться без воздуха. Мы теплокровные, и из-за этого в крови растворяется не очень много кислорода, необходимого для функционирования организма, и его запасы нужно постоянно пополнять. Плюс, у нас большой и сложно устроенный мозг, который забирает примерно пятую часть всего потребляемого организмом кислорода.

И все же тренированный человек может подобраться к результату среднестатистического бобра – тот умеет не дышать 15 минут, а среди людей мировой рекорд принадлежит Стефану Мифсуду и составляет 11 минут и 35 секунд. Рекорд Гиннесса еще выше – 11:54 Бранко Петровича, но этот результат не признает AIDA International (международная ассоциация фридайвинга).

При помощи некоторых хитростей (о них чуть ниже) результат увеличивается в два раза – по данным той же Книги рекордов Гиннесса, дольше всех не дышал Будимир Шобат, протянувший 24 минуты и 11 секунд.

Видео рекордной попытки Шобата нет, но можно посмотреть, как ставился рекорд, который он побил. Тогда Алекс Сегура не дышал 24:03.

У большинства рекордсменов по статическому апноэ (именно так называется дисциплина, когда фридайвер просто задерживает дыхание на поверхности воды) есть к нему природная предрасположенность. Например, у обычного человека объем легких составляет 4-6 литров, а у дайверов – больше 10.

Кроме того, у них, как правило, медленный метаболизм – например, датчанин Стиг Северинсен, однажды не дышавший 22 минуты, рассказывал, что у него пульс в состоянии покоя составляет 39-40 биений в минуту. Для взрослого человека норма – 60-80, а для подготовленного спортсмена – 50.

Теперь о тех самых хитростях.

Во-первых, перед нырком спортсмены делают серию выдохов, чтобы выкинуть весь углекислый газ. Но если с этим перестараться, можно потерять сознание.

Во-вторых, рекорды ставятся при так называемом набивании легких – когда при помощи мышц горла и языка дайвер упаковывает больше воздуха, чем влезает при обычном глубоком вдохе. Говорят, что за счет этой техники профи добавляют три лишних литра. Но если выполнять прием неправильно, можно порвать ткани легких.

Вот так набивание легких выглядит со стороны.

А вот так – на рентгене.

И наконец главная хитрость – подышать чистым кислородом. На соревнованиях ассоциации фридайвинга это не практикуется, но все нырки дольше 12 минут совершались именно за счет этого приема. Перед задержкой дыхания спортсменам разрешают полчаса дышать 100-процентным кислородом, поэтому запаса хватает на большее время – ведь для жизни нам нужен не воздух, а именно O2, который в итоге из легких всасывается в кровь.

А кроме технических приемов рекорды по статическому апноэ раскрывают еще два важных сюжета – о человеческой биологии и воле.

У человека есть нырятельный рефлекс, показанный на задушенных утках

Почему статическая задержка дыхания, которой без проблем можно заниматься на суше, входит в программу дайвинга? Отчасти, чтобы облегчить борьбу с жуликами – когда человек лежит в воде, ему трудно тихонько подсосать откуда-нибудь воздуха. Но куда важнее то, что вода позволяет максимизировать возможности организма.

У человека нет очевидных адаптаций дыхательной системы, способных спасти жизнь в экстремальной ситуации. Мы не черепахи, который обычно пользуются легкими, но зимой переключаются на клоачное дыхание – у них участки тела рядом с органами выделения умеют поглощать кислород прямо из окружающей их воды. Это особенно помогает, когда они зимуют в замерзших водоемах и не могут выбраться из-подо льда. За счет адаптации черепахи способны протянуть в воде до 100 дней.

Человек задницей дышать не умеет, но, как и у многих животных, у него есть так называемый нырятельный рефлекс. Его одним из первых продемонстрировал французский ученый и нобелевский лауреат в области физиологии и медицины Шарль Рише в конце XIX века. Эксперимент был жестоким: он пережимал дыхательное горло уткам и засекал, через какое время они умрут. На открытом воздухе смерть наступала в среднем через семь минут. Но когда он опускал уток под воду, они мучились в среднем 23 минуты.

Все из-за нырятельного рефлекса, который есть и у человека и включается на полную при соблюдении двух условий: задержка дыхания и охлаждение лица. Оба этих условия соблюдаются, если опускаться в воду температурой не выше 21 градуса.

В результате запускаются два процесса:

• Замедление сердцебиения. У тренированных пульс может снизиться в два раза, но и у обычных людей он замедляется на 10-30%.

• Организм сокращает приток крови в конечности и отдает приоритет наиболее зависимым от содержащегося в ней кислорода и наиболее важным для жизнеобеспечения органам – мозгу и сердцу.

Связь между этими процессами и задержкой дыхания более-менее понятная и прямая (организм чувствует дефицит и замедляет работу для экономии ресурсов), а вот с охлаждением лица все интереснее. Оно работает из-за тройничного нерва – он находится в районе скул и связан с участком нервной системы, управляющим сердцем. Когда на тройничный нерв воздействует что-то холодное, сердце через посредников получает сигнал замедлиться.

Ученые до сих пор не знают, почему и как возникла эта связь, но она существует. Поэтому, например, считается, что умывание прохладной водой помогает успокоиться.

Кроме того, в воде легче не дышать, потому что в ней проще выполнить основное требование для успеха в статическом апноэ – расслабиться. Какими бы человек ни обладал биологическими механизмами, если он будет напряжен, сердцебиение не замедлится, и накопленный в организме кислород сгорит быстрее.

Поэтому в статическом апноэ главный допинг – препараты из категории бета-адреноблокаторов. Они снижают пульс, давление и количество прокачиваемой сердцем крови.

Основа успеха – расслабление и умение не слушать собственное тело

Нырятельный рефлекс – один из защитных механизмов организма. Но фридайверы демонстрируют, что умеют не только использовать эти механизмы, но и игнорировать.

Порыв сделать вдох в первую очередь возникает не из-за того, что человеку не хватает кислорода, – а из-за того, что в организме накапливается углекислый газ. Тело это чувствует, рефлекс пытается победить волю, и запускаются непроизвольные дыхательные движения. Профессиональные дайверы умеют их терпеть – некоторые сдаются, только выдержав больше сотни порывов ко вдоху.

В 2016-м физиолог и специалист по экстремальной задержке дыхания Энтони Бэйн провел эксперимент. Чтобы заглушить сигналы от организма, запускающие дыхательные движения, испытуемым давали небольшие дозы дофамина. В итоге обычные люди при его помощи могли задержать дыхание дольше.

Но на результаты тренированных фридайверов гормон никак не влиял – им не надо было заглушать защитные системы организма, потому что они уже умели их не слушать. И дышать они начинали, только когда уровень кислорода в крови опускался критически низко. «В отличие от нетренированных людей дайверы удивительно легко задерживают дыхание до потери сознания», – говорил Бэйн. Именно поэтому фридайвингом ни в коем случае нельзя заниматься без страхующих.

Способность доводить организм до физических пределов истощения интересна и с общеспортивной точки зрения.

Сейчас в научной среде идет спор о природе утомления. В классическом представлении утомление – механический процесс: организм уже не может прокачивать кислород в мышцы, они закисляются и – на фоне идущего одновременно нарушения связи с мозгом – перестают работать.

Но британский физиолог Самуэль Маркора утверждает, что в утомлении огромную роль играет психология. Конечно, внешние условия и подготовка важны, но на их важность влияет восприятие усилия. Как это сформулировали в The New Yorker, физическая реакция организма на нагрузку «не заставляет человека остановиться, а заставляет его хотеть остановиться». И Маркора утверждает, что чаще всего человек останавливается не из-за механического отказа организма, а в результате сознательного решения.

Поэтому в контексте утомления интересно изучать не только физиологию, но и то, что влияет на сознательное решение остановиться. Например, в Уэльсе в результате эксперимента показали, что велосипедисты уставали быстрее, когда во время теста на выносливость им показывали грустные картинки, и медленнее, когда видели радостные лица.

Источник

Оцените статью