Скорость подлодки под водой рекорд мира

Самая быстрая подводная лодка

Самая быстрая подводная лодка

Самой быстрой подводной лодкой всех времен и народов, считается лодка К-162 проекта 661. Она могла развивать скорость в подводном положении 44,7 узла, что эквивалентно 80,4 км/час. Для справки нужно сказать, что средняя скорость атомных подводных лодок составляет 30 узлов в подводном положении, это примерно эквивалентно 55,5 км/час. Так, например, подводные лодки проекта 955 «Борей» имеют подводную скорость 29 узлов или 53,7 км/час. Для сравнения, атомный авианосец «Нимец” США имеет максимальную скорость хода 30 узлов или 56 км/час

Атомная подводная лодка К-162 проекта 661 «Анчар” была заложена 28.12.1963 года, спущена на воду 12.12.1968. Через год 31.12.1969 года она завершила государственные испытания. С января 1970 года, по декабрь 1971 года лодка находилась в опытной эксплуатации. В строю, она находилась с 1971 года.

Атомная подводная лодка К-162 проекта 661 предназначалась для борьбы с кораблями противника на больших расстояниях. В частности для борьбы с авианосцами. Для этого она была вооружена крылатыми ракетами с твердотопливным стартовым двигателем, ракета получила наименование ПРК «Аметист”. Это первая подводная лодка СССР, оснащенная первой ракетой в мире подводного старта, которая могла осуществлять пуск ракет из-под воды. Недостатком этой ракеты была сравнительно малая дальность полета, по сравнению, например с уже использующимися ракетами П-6, которые имели дальность до 400 км, в то время как у «Аметиста” всего 100 км. Однако фактор внезапности, а именно возможность пуска из-под воды — играл определяющую роль.

Читайте также:  Характеристика елизаветы петровны по воде

Новшеством было так же двухкорпусная схема лодки. Легкий корпус придавал ей правильную гидродинамическую форму, в корме были установлены 2 винта. В передней части был прочный внутренний корпус, расположенный в виде восьмерки. Корпус был выполнен из титана.

Силовая установка состояла из двух ядерных реакторов с водо-водяным теплоносителем мощностью 2х177,4 МВт.

Подробно о скорости лодки

При проведении испытаний на скорости 35 узлов на центральном посту лодки возникал шум за счет турбулентных потоков, который достигал 100 Дб. Сам шум шел извне лодки. При испытаниях в 1971 году лодка развила скорость 44,7 узлов (80,4 км/час). Этот рекорд скорости до сих пор не побит и на сегодняшний день.

Лодка при эксплуатации давала определенные отказы оборудования, можно сказать она была первой в своем роде и экспериментальной. Была попытка создать на основе ее – новую скоростную лодку проекта 661М. Однако мировая тенденция развития подводных лодок пошла в сторону бесшумности и малозаметности. Проект 661М не был реализован, однако лодка дала большой опыт строительства и эксплуатации подводных лодок.

В августе 1971 года, произошел интересный случай, который удивил весь «Пентагон”. На новейшем авианосце «Саратога», акустики обнаружили неизвестный объект, который двигался с огромной скоростью на обгон. Лодка под водой обогнала авианосец. Для Америки загадочный объект оставался мистическим до конца 80-х годов, когда выяснилось, что на обгон пошла лодка К-162 проекта 661.

Адмирал ВМС США Роберт Карс в своей статье, опубликованной в 1990 году в The Washington Post, впервые применил термин «убийца авианосцев» применительно именно к этой уникальной советской подлодке.

Технические характеристики подводной лодки К-162 проекта 661:

Характеристики Параметры
Водоизмещение
Надводное нормальное: 5200 тонн
Подводное: 8770 тонн
Скорость хода
Полная подводная под ГТЗА: 37-38 узлов (44,7 — максимальная)
Полная надводная под ГТЗА: 19 узлов
Глубина погружения
Предельная: 400 метров
Кораблестроительные элементы
Длина: 106,4 метра
Ширина: 11,5 метра
Осадка средняя: 7,8 метра
Конструктивный тип: Двухкорпусная
Вооружение
Крылатые ракеты: 10 х «Аметист»
533-мм носовые торпедные аппараты: 4
Общее число торпед: 12
Энергоустановка
Тип: Атомная
тип ППУ: В-5Р
Количество реакторов: 2
Тип ПТУ: ГТЗА-618
Количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 40000 л.с.
Количество х мощность ТГ, кВт.: 2 х 3000 (типа ОК-3)
Количество валов: 2
Тип АБ, число групп АБ х число элементов: Серебряно-цинковая СЦМ (СЦ-55), 2 х 152
Обитаемость
Автономность: 70 суток
Экипаж: 75(80?) человек (в т.ч. 25 офицеров)

Видео обзор подводной лодки К-162 проекта 661

Источник

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

«Голубая лента скорости».
О подлодке «Золотая рыбка», которую никто не превзошел

«Голубая лента скорости». О подлодке «Золотая рыбка», которую никто не превзошел

50 лет назад, 31 декабря 1969 года, в состав ВМФ вошла первая в мире титановая субмарина, которая впоследствии стала самой быстроходной

Рекорд скорости этой подлодки не побит до сих пор. Мало того, ни одна субмарина в мире даже и не приблизилась к скорости 44,7 узла (около 83 км/ч), как это смогла в 1971 году атомная подводная лодка проекта 661, построенная на «Севмаше» (крупнейшая судоверфь страны в составе Объединенной судостроительной корпорации). Именно тогда дали радиограмму: «Голубая лента скорости» в руках советских подводников».

«К-162 быстрее всех!» — говорили об этой суперподлодке моряки. Она была чем-то похожа на фюзеляж воздушного лайнера — такая же обтекаемая, серебристая и с хорошо развитыми стабилизаторами. Но главное — она была полностью титановая. И единственная в своем роде.

Создание «Папы»

Постановление о её создании было подписано в декабре 1959 года. В ЦКБ-16 (ныне — СПМБМ «Малахит») началась работа по проектированию высокоскоростной атомной подлодки (АПЛ) второго поколения с титановым корпусом и крылатыми ракетами, стартующими из-под воды, — проект 661 (шифр «Анчар», по классификации НАТО получил название Papa).

Началось формирование титановой индустрии в стране. На Севмашпредприятии понимали, что при постройке корпуса лодки из нового материала требовался новый подход. Было приложено много усилий для создания небывалого по тем временам производства.

Строилась лодка в цехе №42, где и сейчас делаются титановые конструкции, но тогда работники здесь обучались абсолютно всему заново. Не все получалось сразу. Титан трудно поддавался сварке, но специалисты предприятия справились с этой задачей. «И поскольку титан — очень сложный металл, который требует чистоты, определенного подхода и определенных видов сварки, то цех был похож на лабораторию. Он был весь выкрашен в светлые тона. Люди ходили только в одежде светлого цвета, причем на ноги одевались даже бахилы», — рассказала ТАСС начальник технического отдела цеха №42 завода «Севмаш» Марина Неклюдова.

В процессе постройки лодки на заводе была масса вопросов. Ответственный сдатчик атомной подлодки К-162 Кузьма Палкин рассказал ТАСС, что с освоением этого металла все решалось на заводе легко, потому что руководство относилось к этому внимательно и все время помогало.

«С главной установкой совсем глуховато было, — вспоминает он. — Корпус уже на стапеле. Вскрыто отверстие для погрузки оборудования… так называемый агрегат №2 поставки Балтийского завода. Этот агрегат состоит из насоса первого корпуса гидрокамеры, и к камере на отростках приварены парогенераторы. Так должен был поставлять этот завод. Не поставил. Сроки прошли. Поехали разбираться». Это был 1966 год.

Полный ход!

В процессе постройки по заказу было много замечаний по легкому корпусу. «Он был слишком легкий. Было ясно, что не очень прочный, может подвести. Личный состав тоже был согласен с нами, — рассказывает ответственный сдатчик К-162. — Мы вышли в море в декабре 1968 года, провели все испытания. Командир гонял личный состав по своей программе: аварийная тревога, всплытие, погружение, стрельба и так далее. Мы не участвовали. Вдруг прибегает механик и говорит — там комбриг отдал команду «боевая тревога», готовимся к полному ходу, — а мы этого полного хода боялись из-за легкого корпуса».

В это время с госкомиссией был главный председатель госкомиссии адмирал Федор Маслов. С ним договорились полный ход делать в последнюю очередь.

АПЛ проекта 661 «Анчар» © ОАО «ПО «Севмаш»

Вернулись домой, а до Нового года осталась пара дней. Надо сдать заказ. Сказали, что этот заказ по тем временам и по тем деньгам в товаре со всеми опытными работами стоит 2 млрд рублей. И если этого не будет подписано, то не выполнит план ни завод, ни министерство. «Сделали в четвертом цехе две шайбы, как в мясорубке с дырочками, и поставили их на циркуляционную трассу. Запустили насосы, запустили установку, все работает. Корпус дырявый. Доложили, можем выйти в море, договорились с министерством, с военными, что заказ в таком виде можно подписать и передать в опытную эксплуатацию, все это дело восстановить и продолжать дальше», — рассказывает Палкин.

Так был подписан приемный акт, сдан заказ в опытную эксплуатацию. В период дальнейшей доработки ЦКБ выпустило чертежи новых усиленных решеток легкого корпуса, работы проводились в док-камере «Звездочки». Провели ремонт, и на следующий год весной в составе Военно-морского флота лодка смогла выполнить сверхсложное боевое задание. В 1971 году она вышла на полный ход — 44,7 узла. Это достижение не превзойдено до сих пор ни одной страной в мире. Современные американские подлодки разгоняются максимум до 35 узлов. В 1971-м лодка вышла в автономку в Атлантический океан, пройдя от Гренландского моря до Бразильской впадины, где снова продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США.

«Рыбка» на «крючке»

На Западе лодку прозвали «Серебряным китом» за цвет корпуса, а в России «Золотой рыбкой» — за дороговизну постройки. Говорили, что её стоимость в то время составляла 2% от оборонного бюджета страны, поэтому и стала «золотой». От серийного строительства этих подлодок отказались ещё в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.

«Назначение на «Золотую рыбку» стало для меня радостным событием, — рассказал в интервью ТАСС капитан 2-го ранга в отставке Дмитрий Жиганов. — Об этой лодке я узнал ещё в училище. Изучением корабля всецело обязан экипажу. Специалисты были классные, прошедшие все стадии строительства, испытания и подготовки подводной лодки к выполнению боевых задач». Он прослужил на К-162 (впоследствии К-222) с конца 1973 по 1986 год в должностях от командира гидроакустической группы — инженера до командира боевой части связи — начальника радиотехнической службы. На «Рыбке» прошел две автономки.

Однако уникальность корабля, по мнению подводника, тесно связывала его с заводом при проблемах технического характера. «За период службы корабль переходил из Западной Лицы (пункт базирования кораблей Северного флота в 45 км от границы с Норвегией — прим. ТАСС) в Северодвинск на завод и обратно шесть раз. Периоды отрыва экипажа корабля от боевой подготовки, подводников от семей достигали многих месяцев. И это негативно сказывалось на морально-психологической обстановке в коллективе», — говорит Жиганов.

© Пресс-служба ПО «Севмаш»

Тем не менее в периоды пребывания корабля в Западной Лице, по словам подводника, экипаж проходил полный курс боевой подготовки, выходил в «линию», заступал на боевое дежурство, обеспечивал отработку задач боевой подготовки кораблей Северного флота.

«Известно, что основное качество подводной лодки — скрытность. Она зависит от шумности, которая у нас была довольно высокая. Моряки всеми доступными способами боролись с этим «недугом» корабля, — рассказывает Жиганов. — При отработке противолодочных задач эта шумность в некоторой степени помогала нашим «коллегам» успешно их выполнять. Нам в данном случае было труднее. Можно похвалиться успешным слежением за подводной лодкой проекта 670 в течение 15 минут с использованием станции обнаружения мин в активном режиме». Потому в плане гидролокации «Рыбку» легко было «посадить на крючок», то есть обнаружить.

Говорит подводник и о других интересных моментах: «Первая опытная автономка помогла выявить и в дальнейшем решить проблему пагубного влияния реакции электрохимической коррозии, возникающей между сталью и титаном. В дальнейшем при стоянке в базе нам отвели персональный пирс с бонами, разделяющими сам пирс и корпус подлодки. Сделано это было во избежание разрушения стальных конструкций пирса. Также были специально изготовлены удлиненные трапы для личного состава и коммуникаций».

«Разница в скоростях была в нашу пользу»

«Золотая рыбка» была наделена усовершенствованной атомной энергетической установкой и могла запускать крылатые ракеты П-70 «Аметист» из подводного положения.

Проектировалась АПЛ для противодействия авианосным ударным соединениям (АУС) вероятного противника на морском театре военных действий. «Расчет такой: подводная лодка ищет АУС, используя гидроакустический комплекс в режиме шумопеленгования (пассивный поиск); при обнаружении цели подводная лодка скрытно выходит на расчетную дальность стрельбы ракетами; производится залп, после которого лодка уклоняется от противодействия сил и средств противника, имея значительное преимущество в подводной скорости», — говорит Жиганов.

«Что касается ощущений скорости, то, во-первых, начинаешь чувствовать инерцию собственного тела, особенно во время разгона, — рассказывает подводник. — Далее, на скоростях выше 35 узлов (более 70 км/ч), из-за турбулентного характера обтекания лодки возникали шумы, доходящие в центральном посту до 100 децибел. Подобный шум не только приводил к дискомфорту экипажа, но и лишал лодку скрытности. Однако на таких скоростях нашу лодку не могла догнать ни одна имеющаяся в то время у противника торпеда. Разница в скоростях была в нашу пользу».

© Пресс-служба ПО «Севмаш»

Подводник признается, что в обычном режиме, при несении боевого дежурства и в автономном плавании, лодка, естественно, на максимальных скоростях не ходила — «не резон было слишком светиться». «Мне довелось прочувствовать движение на максимальной скорости только один раз — на испытаниях после проведения среднего ремонта корабля», — говорит он.

«Золотую рыбку» вывели из эксплуатации в 1988 году. Результаты, полученные во время её боевой службы, были успешно использованы при проектировании и строительстве атомоходов третьего и четвертого поколений. Правда, дороговизна уникальных систем и сложности работы с титановым корпусом доставили строителям этой лодки немало хлопот, но зато были отработаны многие принципы и технологии — в дальнейшем работы велись в сторону снижения стоимости и шумности лодок.

Прямым развитием данной концепции стал проект 670 «Скат». Кроме того, были продолжены работы по созданию опытных и серийных лодок с титановыми корпусами.

В сентябре 2019 года стало известно, что по инициативе ветеранов «Севмаша» память о «Золотой рыбке» увековечат — её рубка станет памятником в Северодвинске.

Роман Азанов

ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу ПО «Севмаш»

Источник

Оцените статью