Скорость шквала под водой

Торпеда «Шквал»: на какие рекорды способна лучшая в своем классе «убийца авианосцев»

Пойдем от противного. Несмотря на признание российской ракетоторпеды «Шквал» лучшей в своем классе, даже по мнению американских специализированных изданий (это практически официальная оценка Пентагона), у нее есть свои минусы.

Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте – около 7 миль, в отечественном – 14, в модернизированном – около 20. Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров.

Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров. Вероятность обнаружения пуска очень высока: из глубины – из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности – из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны.

Ну а теперь отдадим должное «Шквалу» – на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах.

Читайте также:  Перед свиданием отключили воду

Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор – с расстояния в 10-20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет никаких.

Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами. Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей (пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду ракета становилась торпедой) еще в конце 1970-х годов. Однако, несмотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными.

И скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на семь миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное. Причем не только по характеристикам дальности, но и по большей мощности заряда (в том числе ядерного), меньшей заметности и большей точности. В том числе благодаря современным системам наведения с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС.

Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Если обычная торпеда может разогнаться под водой до 60 — 70 узлов, то «Шквал» в буквальном смысле слова летит в толще морской воды со скоростью 200 узлов (370 километров в час), что является абсолютным рекордом для любого подводного объекта.

Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Поэтому для разгона торпеды требовалась огромная тяга, которая в «Шквале» была достигнута за счет ракетных ускорителей. В этой ракетоторпеде вначале срабатывает стартовый твердотопливный ускоритель, который разгоняет ее до крейсерской скорости, а затем отстреливается.

Далее вступает в работу маршевый реактивный двигатель, который работает на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду. Подобная адская смесь позволяет поддерживать высокую скорость, но дает мощный выхлоп газов, след от которых становится заметен на поверхности воды. Впрочем, попробуй увернуться!

Еще одна изюминка скорости «Шквала» – в эффекте суперкавитации. Торпеда (по сути ракета) не плывет в воде, а летит в газовом пузыре – каверне, который сама и создает. В ее носовой части расположена специальная деталь – кавитатор. Она представляет собой эллиптической формы плоскую пластину с заточенными краями.

Кавитатор, слегка склоненный к оси торпеды, создает подъемную силу. При достижении скорости вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образует пузырь, который обволакивает торпеду и уменьшает гидродинамическое сопротивление. «Шквал» буквально летит в этом облаке, который сам себе и создает – по всему объему корпуса. Для этого используется дополнительный поддув – за счет отверстий, через которые подается воздух от отдельного газогенератора.

И вот эти поистине прорывные принципы в конструкции «Шквала», позволившие дать торпеде феноменальную скорость, сделали ее неуправляемой – система самонаведения в виде гидролокаторов не способна пробиться сквозь газовый пузырь. Поэтому торпеду приходится программировать буквально перед пуском, что снижает вероятность точности поражения.

«Подобные проблемы есть и с наведением нашей авиабомбы КАБ 500, – говорит военный эксперт Руслан Пухов. – Как любая бомба, она при пуске приобретает вращательное движение, что мешает установлению устойчивого сигнала со спутниковой системой навигации. У «Шквала» тоже нет устойчивой связи с системами наведения, что превращает ее практически в снаряд, запускаемый из катапульты.

Но за счет высокой скорости эта торпеда успевает достаточно точно поразить надводную или подводную цель даже при таком, практически ручном, прицеливании. Если удастся связать систему наведения с самим снарядом, то эффективность ее применения увеличится многократно. Насколько я знаю, подобные работы уже ведутся».

Американцы неслучайно записали наши торпеды «Шквал», наряду с ракетами «Гранит», в разряд «убийц авианосцев». Даже при их нынешней «прямолинейности» при поражении цели. И, как отмечают российские военные эксперты (а западные догадываются), когда завершатся разработки по точности наведения «Шквала», пощады от этого «охотника» уже не будет никому – с любой дистанции. И последним, что увидят с авианосца потенциального противника, будет лишь стремительно приближающийся дымный след за кормой.

Автор: Виктор Сокирко

Фото: Минобороны РФ/ОАО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

Источник

Самая быстрая отечественная подводная ракета ВА-111 «Шквал»

— скорость на марше почти 200 узлов (100 метров в секунду);
— унификация под стандартные ТА;

Принцип применения «Шквала»
Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автопилот ракето-торпеды. Что примечательно – ГСН у подводной ракеты нет, она просто выполняет программу, которую задает ей автопилот. Вследствие этого ракету невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами.

Испытания скоростной ракетной торпеды
Испытания первых образцов новой ракето-торпеды начинаются в 1964 году. Испытания проходят в водах Иссык-Куля. В 1966 году начинаются испытания «Шквала» на Черном море, возле Феодосии с дизельной подлодки С-65. Подводные ракеты постоянно дорабатываются. В 1972 году очередной образец с рабочим обозначением М-4 не смог пройти полного цикла испытаний из-за неполадок в конструкции образца. Следующий образец, получивший рабочее обозначение М-5, успешно проходит полный цикл испытаний и постановлением совета министров СССР в 1977 году под шифром ВА-111 ракето-торпеда принимается на вооружение Военно-Морского Флота.

Интересно
В Пентагоне на конец 70-х годов в результате проведенных расчетов ученые доказали, что большие скорости под водой технически невозможны. Поэтому военное ведомство Соединенных Штатов относилось к поступающей информации о разработках в Советском Союзе высокоскоростной торпеды из различных разведывательных источников как к спланированной дезинформации. А Советский Союз в это время спокойно завершал испытания ракето-торпеды. На сегодня «Шквал» признан всеми военными экспертами как оружие, не имеющее аналогов в мире, и состоит почти четверть века на вооружении советско-российского ВМФ.

Принцип действия и устройство подводной ракеты «Шквал»
В середине прошлого столетия советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения — высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты. Используется инновация – подводное движение объекта в режиме развитого отрывного обтекания. Смысл данного действия – создается воздушный пузырь вокруг корпуса объекта (парогазовый пузырь) и, вследствие падения гидродинамического сопротивления (сопротивления воды) и применения реактивных двигателей, достигается требуемая подводная скорость движения, превышающая в разы скорость самой быстрой обычной торпеды.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стало возможным благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:
— движения тел при развитой кавитации;
— взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
— устойчивости движения при кавитации.
Исследования по кавитации в Советском Союзе начинают активно прорабатываться в 40-50-х годах в одном из филиалов ЦАГИ. Руководил данными исследованиями академик Л.Седов. Принимал активное участие в исследованиях и Г.Логвинович, ставший позже научным руководителем в разработке теории прикладных решений по вопросам гидродинамики и кавитации применительно к ракетам, использующим в движении принцип кавитации. Как итог данных работ и исследований советские конструкторы и ученые нашли уникальные решения для создания подобных высокоскоростных подводных ракет.

Для обеспечения высокоскоростного подводного движения (около 200 узлов) требовался и высокоэффективный реактивный двигатель. Начало работ по созданию такого двигателя — 1960-е годы. Они проходят под управлением М.Меркулова. Завершает работы в 70-х годах Е.Раков. Параллельно с созданием уникального двигателя проходят работы по созданию уникального топлива для него и конструкции зарядов и производственных технологий для массового изготовления. Двигательной установкой становится гидрореактивный прямоточный двигатель. Для работы используется гидрореагирующее топливо. Импульс данного двигателя был в три раза выше современных ракетных двигателей того времени. Он достигался применением забортной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а как топливо использовали гидрореагирующие металлы. Кроме того, для высокоскоростной подводной ракеты создавали и автономную систему управления, которая была создана под управлением И.Сафонова и имела переменную структуру. АСУ использует инновационный способ управления подводным движением ракето-торпеды, он обусловлен наличием каверны.

Дальнейшее развитие ракето-торпеды — увеличение скорости движения, становится затруднительным из-за значительных нагрузок гидродинамического типа на корпус изделия, а они вызывают нагрузки вибрационного типа на внутренние элементы аппаратуры и корпуса.

Создание ракето-торпеды «Шквал» потребовало от конструкторов быстрого освоения новых технологий и материалов, создания уникальной аппаратуры и оборудования, создания новых мощностей и производств, объединения различных предприятий многих отраслей промышленности. Руководство всем осуществлял министр В.Бахирев со своим заместителем Д.Медведевым. Успех отечественных ученых и конструкторов в воплощении новейших теорий и неординарный решений в первой в мире высокоскоростной подводной ракете явилось громадным достижением Советского Союза. Это открыло возможность для советско-российской науки успешно развивать данное направление и создавать перспективные образцы новейшего оружия с высочайшими характеристиками движения и поражения. Высокоскоростные подводные ракеты кавитирующего типа имеют высокую боевую эффективность. Она достигается за счет огромной скорости движения, что обеспечивает максимально короткое время достижения ракетой цели и доставки к ней боевой части. Использование ракетного вооружения под водой без ГСН значительно затрудняет противнику возможность осуществления противодействия данному типу вооружения, что позволяет использовать его в арктическом районе подо льдами, т.е., полностью сохраняет положительные стороны обычных ракет. Ракето-торпеды «Шквал» после принятия на вооружение существенно повысили боевой потенциал ВМФ Советского Союза, а после и Российской Федерации. В свое время была создана экспортная модификация высокоскоростной подводной ракеты «Шквал» — «Шквал-Е». Экспортный вариант поставлялся в ряд дружественных государств.

Дополнительная информация – иранский «Шквал»
В 2006 году Иран проводит учения в Оманском и Персидском заливах, которые вызывают «возмущения» в военных кругах НАТО. А после испытаний высокоскоростной подводной ракеты Пентагон не на шутку встревожился и был готов к применению «акции устрашения». Но вскоре появляется информация, что иранские высокоскоростные подводные ракеты «Hoot» — копия советской «Шквал». По всем характеристикам и даже по внешнему виду — это российская ракето-торпеда «Шквал». Из-за малой дальности ракету не относят к наступательному виду вооружения. Но применение её в Оманском и Персидском заливах будет для Ирана очень эффективным из-за достаточно небольших размеров проливов. Данное вооружение позволит полностью блокировать выход из Персидского залива, а ведь через него проходит большая часть нефти из региона. По мнению некоторых военных экспертов, советско-российская ракета «Шквал» попала в Иран из КНР. Китай получил «Шквал» от Советского Союза еще в 90-х годах.

Основные характеристики:
— масса — 2.7 тонны;
— калибр – 533.4 мм;
— длина — 800 сантиметров;
— дальность до 13 километров;
— маршевая глубина — 6 метров;
— возможная глубина старта до 30 метров;
— вес БЧ не меньше 210 килограмм;

P.S. В настоящее время подводная ракета «Шквал» в ВМФ РФ не используется. «Шквал» может быть обеспечен боеголовкой с ядерным зарядом (вес ядерной БЧ – 150 кг), что переводит «Шквал» в класс тактического ядерного вооружения.

Источник

Самая быстрая торпеда в мире: выстрелил и забыл

ВА-111 “Шквал” – разработанный в СССР ударный комплекс с высокоскоростной ракетой-торпедой. Предназначен для поражения подводных и надводных целей. Торпеда может размещаться на различных носителях: подводных лодках, надводных кораблях или стационарных носителях.

Отличительная способность комплекса – высокотехнологичная торпеда, которая может двигаться в толще воды с невероятной скоростью в 370 км/ч. При такой скорости сближения, вражеский корабль не в состоянии избежать попадания торпеды.

Тактика применения торпеды

Комплекс “Шквал” имеет нестандартную для торпед тактику применения. Носитель (например, подводная лодка) после обнаружения вражеского корабля отрабатывает всего его характеристики: скорость движения, направление движения, дистанцию. Далее вся эта информацию забивается в автопилот торпеды.

После пуска торпеда двигается по просчитанной траектории. Головки самонаведения и систем по корректировке курса у нее нет. Это одновременно и преимущество, и недостаток.

Так, в случае ухода цели от ожидаемой траектории ракета-торпеда не сможет скорректировать свою траекторию движения и поразить цель. В то же время никакие помехи противника не смогут сбить “Шквал” с курса. Ракета-торпеда на огромной скорости сближается с целью не оставляя практически никаких шансов на маневры.

Почему торпеда двигается так быстро

Классические торпеды не могут быстро двигаться под водой (обычная скорость до 80-90 км/ч). Это связано с тем, что сопротивление воды в 1000 раз больше сопротивления воздуха. Силы, действующие на торпеду, не дают ей разогнаться до высокой скорости.

В торпеде “Шквал” используется мощный реактивный двигатель, а для преодоления сопротивления воды вокруг торпеды создается воздушный кокон, который обволакивает всю поверхность торпеды. Воздушный кокон создается специальным газовым генератором и выпускается с кавитатора в носу торпеды.

Фактически мы имеем ракету с реактивным двигателем, которая двигается в воздушном коконе в толще воды. Этим и обуславливается высокая скорость ракеты-торпеды “Шквал”.

150 килотонн мощности на скорости 370 км/ч

Ракета может снаряжаться двумя видами боевых головных частей. С обычной взрывчаткой массой 210 кг или ядерной боеголовкой мощностью 150 килотонн. Для ядерной торпеды даже не обязательно напрямую поражать цель.

Подрыв ядерной торпеды в радиусе 500-1500 метров от цели нанесет ощутимые повреждения кораблю противника и вызовет серьезные повреждения. Электромагнитный импульс может поразить бортовые устройства вражеского корабля. В любой ситуации после поражения ядерной торпедой вражеский корабль должен будет отправиться на ремонт.

Ну а при прямом попадании ядерной торпеды чинить уже будет нечего.

США: такую торпеду невозможно создать, это дезинформация

В США в 70-х годах ученые провели серию расчетов и пришли к выводам, что невозможно создать торпеду, которая будет двигаться со скоростью 370 км/ч. Военное командование США получало разведывательную информацию о разработке в СССР самой быстрой торпеды в мире. Но относилось к ней как к дезинформации и попытке ввести США в заблуждение.

В это время СССР уже провел успешные испытания оружия и ставил “невозможную” торпеду на вооружение.

Характеристики торпеды “Шквал”:

Боевая часть – 210 кг обычная, 150 кт ядерная

Торпеда «Шквал» стояла на вооружении в СССР, а позже и в России. Оружие признано военными экспертами из различных стран самой быстрой торпедой в мире. А вооружение ядерной боеголовкой делает торпеду еще и одной из самых мощных.

Понравилась статья? Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал , чтобы снова увидеться в вашей ленте Дзен и не пропустить следующие статьи!

Источник

Оцените статью