Скульптура несущая воду история

«Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске

Весной прошлого года в Лиственничном парке Светлогорска демонтировали копию скульптуры Германа Брахерта «Несущая воду». На место каменной девушки с кувшином власти обещали вернуть точную копию из белого мрамора, но чуда не случилось — в новой вариации местные жители едва ли смогли найти сходство с прежней скульптурой. «Новый Калининград» рассказывает, кто виноват в изготовлении сомнительного «дубликата», и что теперь с ним будут делать.

Начнём с того, что скульптура, которая последние годы стояла в Лиственничном парке — это уже копия работы Германа Брахерта. Оригинал находился там со времён войны, но балтийские ветра и дожди постепенно разрушали мрамор, и в 2002 году «Несущую воду» передали в дом-музей Германа Брахерта в Отрадном. Копия скульптуры появилась в Светлогорске только в 2005 году. Её созданием занимались мастера из Эрмитажа. «Первая копия была высокохудожественным произведением, — считает искусствовед Ирина Кожевникова. — Конечно, были отличия от оригинала — всё равно авторская рука будет присутствовать, но они были третьестепенны. Работа соответствовала замыслу оригинала. Это мысль о гордости, не гордыне, а о внутреннем достоинстве».

Идею «Несущей воду» Германа Брахерта часто объясняют легендой о девушке, брата которой несправедливо посадили в тюрьму. Была жара, и молодой человек умирал от жажды. Стражи разрешили девушке приносить ему воду, но только обнажённой, и она шла через весь город без одежды, чтобы спасти жизнь любимому брату. По одной из версий этой легенды, девушка несла воду с таким достоинством, что прохожие отворачивались, чтобы она не стыдилась. «Особенно важно, что эта идея прозвучала здесь в 1943-1944 году, — поясняет Ирина Кожевникова. — С 1930-х годов начинаются гонения на Германа Брахерта, его работы уничтожаются. Работать становится сложно и опасно. Идёт война. Мне кажется, это очень важное произведение как в жизни самого Брахерта, так и в жизни города».

Читайте также:  Оксид кремния вода уравнение реакции

К 2020 году назрела замена копии из искусственного камня. По словам властей, из-за перепада температур и повышенной влажности на ней стали появляться трещины, и скульптуру списали в Музей изобразительных искусств в Калининграде. Администрация Светлогорска обещала вернуть на место «Несущей воду» её точную копию, но на этот раз — из цельной глыбы белого мрамора. Обновить скульптуру решили в рамках проекта приграничного сотрудничества России и Польши — власти города выиграли по этой программе грант размером 458 тысяч евро. На эти деньги планировалось благоустроить Лиственничный парк и заменить скульптуры сфинксов и девушки с кувшином.

Контракт на воссоздание «Несущей воду» выиграла московская компания «Левша». Она не первый раз работает в Калининградской области. Именно «Левша» изготавливала скульптуры для парка «Муза» у Тихого озера в Светлогорске, «Курортницу» и «Бегущую по волнам» в Зеленоградске. Стоимость контракта составила 952 тысячи рублей. В эту сумму входила не только работа, но и расходы на материалы, транспортировку, монтаж, страхование, уплату таможенных пошлин и пр. «Изображение скульптуры с постаментом должно быть точной копией копии», — отмечалось в техническом задании, разве что постамент «Несущей воду» теперь превращался в фонтан (по задумке по нему должна стеной стекать вода).

Новую версию «Несущей воду» начали устанавливать в Лиственничном парке в последний день лета. «Ура, возвращение! Волнительно. Мы скучали», — отрапортовал глава администрации Светлогорска Владимир Бондаренко в Instagram. «Увезите назад, не позорьтесь», — ответили ему подписчики. С реакцией местных жителей согласились искусствоведы. «Ремесленная поделка, попросту бессовестная халтура — вот что собираются установить в Светлогорске, — так прокомментировал „Новому Калининграду“ новую копию „Несущей воду“ заведующий сектором Российского института истории искусства, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Иван Чечот. — Говорить о ней серьёзно вообще бессмысленно. Место ей где-нибудь на кладбище, на могиле того или иного авторитета в качестве знака его культурных амбиций. Так называемая копия прежде всего вообще мало похожа на оригинал и в целом, и в деталях. Она передаёт только „сюжет“ и предметный состав скульптуры Брахерта: да, действительно перед нами коленопреклоненная обнажённая женщина с кувшином и драпировкой как у Брахерта. Но это совсем другая женщина, лишённая красоты пропорций (даже это, измеряемое линейкой „копиисты“ не смогли или не удосужились воспроизвести), с иным выражением лица, с иными, более пухлыми и грузными формами».

Читайте также:  Оксиды которые реагируют с водой образуя кислоты

По словам Ивана Чечота, настоящую копию обычно легко спутать с оригиналом. «То, что на скорую руку создали в Москве, можно назвать, самое большее, косноязычным пересказом, анекдотом о скульптуре Брахерта. Настоящую копию должен делать художник, это не „техническое задание“, а творческое. Оно требует от копииста понимания стиля оригинала, адекватного ощущения образа, пластического таланта и многого другого, — и стоит это не 950 тысяч рублей вместе с материалом, транспортными расходами и пр., а гораздо больше. Скульптор с именем (оно должно быть и должно быть названо) взял бы за работу не менее полутора миллионов чистого гонорара, не считая стоимости материала. Калининградские начальники решили вопрос по дешёвке и получили дешёвку». Отрицательно охарактеризовали скульптуру и калининградские специалисты. «Даже непрофессионалам заметно, насколько копия отличается от оригинала неуклюжестью, несуразностью форм. Меняется сам посыл этой скульптуры. Из стройной гордой девушки она превращается в какую-то вялую рабыню», — отметила сотрудник Калининградского областного музея изобразительных искусств Ирина Кожевникова.

По словам директора ООО «Левша» Василия Фильшина, у авторов новой копии не было идеи сделать её полностью идентичной оригиналу. «Была задача создать скульптуру из мрамора по мотивам первой копии, — утверждает он. — Мрамор — это немножко другой материал, поэтому была задача сделать немножко иначе, чтобы установить скульптуру в парке. В отличие от копий, которые у вас разрушаются, эта рассчитана на 100-200 лет, потому что там использован греческий мрамор. Её делали мастера, основываясь на фотографиях, которые нам прислали. Не снимали [замеры], только фотографии присылали».

Василий Фильшин отмечает, что стоимость контракта в 952 тысячи рублей едва покрыла затраты на создание «Несущей воду». «В минус ушли, можно сказать. Когда рассчитывалась эта сумма, были совсем другие цены, а сейчас только глыба мрамора стоит больше, чем эта скульптура. Порядка 10 тысяч евро ушло на материал. Сделали только из-за хорошего отношения к администрации [Светлогорска]», — говорит руководитель ООО «Левша».

Власти города поспешили заверить, что новой «Несущей воду» ещё предстоит пройти экспертную комиссию. «Техническое задание было отыграно на аукционе. Подрядчик вышел на этот аукцион. Соответственно, он сказал: я сделаю то, что вы от нас хотите. И мы ждали этого результата», — заявила заместитель главы администрации Светлогорска Оксана Туркина в разговоре с «Новым Калининградом». Уже 2 сентября состоялось внеплановое выездное совещание с участием светлогорских властей и Службы охраны памятников, по результатам которого скульптуру решили не принимать. Правда, профессиональной экспертизе ещё предстоит обосновать это решение. На изготовление копии «Несущей воду» будет сделан новый заказ. Скульптуру обещают больше не ваять по фотографиям, а оцифровать оригинал и сделать 3D-модель, которая позволит добиться большей точности.

«С ходу вспомнились давно и случайно читанные строки: „Простите, м г , если грубая кисть копиистов обезобразила превосходную картину великого мастера“ (из письма В.А. Жуковского Г.Р. Державину, январь 1799). К сожалению, автор новой копии видимо так не скажет», — написал глава Службы охраны памятников Евгений Маслов на своей странице «Вконтакте». Контракт, заключенный с ООО «Левша» предусматривает оплату работы подрядчика только после приёмки. Если экспертная комиссия обоснует разрыв контракта, расходы на создание копии так и останутся на исполнителе. На сегодняшний день администрация Светлогорска прав на скульптуру не имеет.

Оригинал скульптуры «Несущая воду», созданный Германом Брахертом (сейчас находится в доме-музее Германа Брахерта в Отрадном)

Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Источник

Лиственный парк в Светлогорске (скульптура «Несущая воду»)

Лиственный парк — небольшой парк, являющийся популярным местом для прогулок и отдыха и расположенный в центре Светлогорска, между улицами Октябрьской, Курортной и Садовой.

Лиственный парк через улицу Курортную граничит с Центральной площадью Светлогорска и Водонапорной башней Раушена, являющейся символом города.

Лиственный парк представляет собой небольшую зеленую зону с дорожками для прогулок, лавочками и беседками для отдыха.

Центр парка украшают клумба и скульптура «Несущая воду» (немецкое название Wasserträgerin) работы Германа Брахерта.

Скульптура была установлена в 1944 году в центре Курпарка Раушена (в настоящее время — Лиственничный парк Светлогорска).

Скульптура, ныне входящая в список достопримечательностей Светлогорска, была создана в Георгенсвальде (ныне поселок Отрадное) в мастерской на территории дома, в котором проживала семья скульптора Брахерта с 1933 по 1944 годы.

С 1945 по 2003 год скульптура находилась в парке, после чего была перенесена в дом-музей Германа Брахерта, где и находится по настоящее время. В 2005 году в Лиственничном парке Светлогорска, на месте оригинала, была установлена копия «Несущей воду», созданная из искусственного мрамора скульпторами из Санкт-Петербурга (Эрмитаж) по заказу администрации города.

Центральный вход в Лиственный парк, расположенный со стороны улицы Октябрьской, украшают две скульптуры сфинксов.

Парк окружают исторические здания, из которых можно выделить:

— здание с башней, построенное в Раушене в довоенные годы, в котором ныне расположено отделение ФЛК Военного санатория МО РФ и магазин цветов. Адрес: улица Октябрьская, дом 14;

— дом, в котором с 1975 по 1998 годы жил начальник Светлогорского центрального военного санатория полковник медицинской службы Батраков Виктор Леонидович. Адрес: улица Октябрьская, дом 16;

— органный зал компании «Макаров», ранее являющийся капеллой «Мария — звезда моря». Подробнее об органном зале в Светлогорске…;

— здания довоенной постройки.

При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Источник

Скульптура несущая воду история

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дом-музей Германа Брахерта

C реди основных достопримечательностей г.Светлогорска, несомненно, особое место занимает скульптура «Несущая воду» более известная как «Девушка с кувшином», которая украсила собой Лиственничный парк и стала одним из символов города. Автором этого замечательного произведения является немецкий скульптор Герман Брахерт живший когда-то в этих краях.

В посёлке Отрадное, что недалеко от Светлогорска, находится Дом-музей Германа Брахерта, который непременно стоило посетить. Мне повезло, что в тот день в ранние часы, когда я приехал туда, посетителей и туристических групп совсем не было, и я смог не спеша ознакомиться с музеем и пообщаться с директором Аллой Саруль, которая провела небольшую экскурсию и рассказала мне много интересного.

Неприятность в жизни скульптора Германа Брахерта обернулась, как ни странно, редкостной удачей для городов Георгенсвальде (Отрадное) и Раушена (Светлогорск). Пацифист Брахерт, подписавший воззвание против строительства нового броненосца, предпочитавший ваять вовсе не мускулистых солдат и рабочих, а сказочных нимф и русалок, вынужден был покинуть Кенигсберг. Скульптор решает поселиться в тихом и укромном Георгенсвальде, расположенном в километре от курортного Раушена.

Герман Брахерт родился 11 декабря 1890 года в Штутгарте в семье простого столяра Альфреда Брахерта. После окончания реальной школы брал частные уроки у профессора Пауля Кристаллера. Затем продолжил обучение в художественном училище в Вайсенхофе в классе скульпторы профессора Роберта Кнорра. В дальнейшем работал в Штуттгарте в качестве скульптора совместно с профессором Паулем Бонатцем. Изучал архитектуру в Техническом институте в Штутгарте.
В 1919 году получил приглашение из Школы искусств и ремёсел в Кёнигсберге. Переехав в Кёнигсберг, стал профессором Школы искусств и ремёсел, вёл классы скульптуры, основ интерьера и ювелирного дела. Брахерт проработал в Художественной школе до 1926 года, после чего полностью посвятил себя творческой работе.

Архитектор Дитрих Зломке вспоминал о своем друге Брахерте: “Для скульптора самым плодотворным было время, проведенное в Восточной Пруссии. Об этом он написал в своей книге. Свыше 20 своих крупных работ он создал именно здесь. Нигде он не черпал столько вдохновения, как на этой земле. Дело в том, что большинство зданий в этих местах было построено после Первой мировой войны, так что творческому человеку было где развернуться”. Созданные им монументальные скульптуры и рельефы украшали многие здания Кёнигберга и других городов Восточной Пруссии. В течение десяти лет Брахерт был художественным консультантом Государственной янтарной мануфактуры в Кёнигсберге.

В 1933 году Брахерт, не разделявший взглядов нацистов, получил запрет на профессиональную и преподавательскую деятельность. Брахерт покинул Кёнигсберг и стал постоянно жить в своём летнем доме в Георгенсвальде (ныне Отрадное) на берегу Балтийского моря, ведя жизнь свободного художника.

«Наш дом в Георгенсвальде перестраивается. Это означает, что снаружи он остается скромным, но внутри, когда он будет готов, это уже не обычный летний домик. Стены выложены стекловатой, а поверх нее белые плиты. Наверху в мансарде появились две маленькие симпатичные спальни со встроенными шкафами и кроватями. Имеется и умывальник с проточной водой. Но самое прекрасное – это центральное отопление с топкой в кухне, обогревающей весь дом. Я была совершенно очарована, когда увидела дом в первый раз уже перестроенным. Он стоит чистый, отделанный со вкусом и ждет нашего приезда. В доме немного гармонирующей с ним мебели…»
Из дневника Мии Брахерт

«Герман считает, что мы можем провести Рождество на даче, но переедем туда только весной. И вот тогда начнётся новый период в нашей жизни. Несколько рискованно, правда, дом далеко от города, где мы оба работали. »

«И всё же у нас созрело решение жить на даче. Когда Герман спросил моё мнение, я не раздумывала ни минуты. У меня было чувство, что после многих лет бойкой, оживлённой городской жизни только там, на даче, на природе, на краю леса начнётся настоящая жизнь. На пляже, у крутого берега мы будем смотреть на летящих чае, слушая шум моря, а по ночам сов. Мы будем во власти тишины. А если будет и шумно, то это будет не шум вагонов, машин и людей на улицах города, а скрип на ветру гигантских дубов и елей…»

До 1990 года калининградские краеведы только предполагали, что особняк, в котором с 1933 по 1945 год практически безвыездно проживал Герман Брахерт, должен находиться в поселке Отрадное. Идентифицировать его не удавалось. За дело взялись писатель и краевед Юрий Иванов и художник Николай Фролов. Они разыскали в Германии сына Германа Брахерта Томаса, который и прислал фотографии, по которым и был найден дом. В советское время здесь была коммунальная квартира, но в целом здание находилось в более-менее технически исправном состоянии. В декабре 1990 года на доме укрепили памятную доску работы скульптора Роберта Дербенцева.

Через некоторое время стало известно, что руководство санатория «Отрадное» планирует снести расселённый к тому времени дом и построить на его месте грязелечебницу. Местной жительнице Надежде Кузьминой удалось собрать восемь тысяч подписей за сохранение дома. Учитывая желание жителей, руководство Светлогорска приняло решение о создании в доме мемориального музея Брахерта.

Дом-музей Германа Брахерта открылся для посетителей 14 июля 1993 года.

Давайте и мы зайдём внутрь и познакомимся с домом где жил и творил скульптор.
Самым главным экспонатом музея, конечно же, является скульптура «Несущая воду», созданная Брахертом в 1944 году и которая впоследствии была установлена в Лиственничном парке г.Раушена над искусственным водоемом с плавающими в нем рыбками.

«Несущая воду (Девушка с кувшином)» — 1940 год, резьба, мрамор, 193 х 73 х 90 см, подиум 17 х 51 х 71 см

Мраморная скульптура «Несущая воду» является самой известной работой Германа Брахерта. Простоявшая долгое время в парке Светлогорска, она фактически стала символом города. Однако постепенно скульптура стала разрушаться (появились трещины), к тому же она стала жертвой вандализма. В 2001 году на состояние скульптуры обратил внимание заместитель директора Государственного Эрмитажа по выставочной деятельности и развитию Владимир Юрьевич Матвеев. Он написал письмо тогдашнему губернатору Калининградской области Егорову, в котором просил принять срочные меры для спасения скульптуры. 15 октября 2002 года скульптура была демонтирована и перевезена для реставрации в дом-музей Брахерта в п.Отрадном.

Скульптура осталась в музее, так как состояние мрамора не позволяет размещать её под открытым небом. В 2005 году в парке Светлогорска на старом месте была установлена точная копия «Несущей воду».

Среди других произведений скульптора первым делом стоит отметить барельеф Мии Брахерт верной подруги и музе Германа Брахерта. Портрет юной жены скульптора вырезан из белого мрамора, хранится в коллекции семьи. Гипсовая копия выполнена с мраморного оригинала и подарена музею Томасом Брахертом в 2001г.

«Мия Брахерт» — 1915 год, литье, гипс, 35,7 х 32 х 5,2 см

Мария Брахерт (1893-1970), урождённая фон Вистингхаузен, супруга Германа Брахерта, была неизменной спутницей и вдохновительницей художника.
Она — потомственная русская дворянка. Род Вистингхаузенов получил дворянский титул в 1812 году. Она родилась и выросла в Санкт-Петербурге. В 1913 г. семья Вистингхаузенов переселилась в Штуттгарт, где она получила немецкое гражданство. В 1915 г. она становится студенткой класса скульптуры в Академии художеств Штуттгарта, где также посещала класс художественной фотографии.

Герман и Мария познакомились между 1914 и 1916 годом, так как в 1916 году они уже поженились. В Восточную Пруссию супруги перебрались спустя три года, в 1919 году и проживали в Кенигсберге, Георгенсвальде и Штуттгарте.

Будучи художником –фотографом, оставила бесценные материалы о культурной жизни Восточной Пруссии, о несохранившемся творческом наследии Германа Брахерта. Все черно-белые фотографии, ставшие экспонатами Дома-музея, выполнены Мией Брахерт.

Её письма и дневники опубликованы изданиями (1998, 2003), подготовленными сотрудниками музея цитаты из которых были приведены выше.
Фото на обложке: Мия Брахерт в своём фотоателье на улице Канта в Кёнигсберге.

«Портрет Траут» — 1934 год, литье, бронза, 7 х 4,5 х 6,5 см

Траут (1922 — 1943) — приемная дочь скульптора изображена в возрасте 12 лет. Она трагически погибла при английской бомбежке в городе Крефельде. В этом городе она оказалась, чтобы познакомиться с родителями своего жениха, ей было всего 21 год.
Дар Томаса Брахерта в 1993.

Среди экспонатов музея находится и книга Томаса Брахерта, которую он так же преподнёс в дар музею.

Томас Брахерт — сын скульптора родился в 1928 году.
Доктор искусствоведения, главный реставратор Национального музея Германии в Нюрнберге. Реставрировал музыкальные инструменты, церковную утварь, картины, оружие. Написал труды по реставрации, его книги находятся в научной библиотеке Государственного Эрмитажа, две подарены Дому-музею Германа Брахерта.
Томас Брахерт передал музею три работы отца, по его словам, лучшие женские портреты, дневники и письма Мии Брахерт; семейные фотографии и два письма Германа Брахерта сыну в канун его дня рождения. Томас Брахерт участвовал в международной конференции «Художник во времени» (1998), организованной сотрудниками Дома-музея Г.Брахерта и посвященной творчеству скульптора. Томас Брахерт написал предисловие, сделал комментарии ко второму изданию книги «Дневники и письма Мии Брахерт» (2003).

«Портрет Маргарет Штепат» — 1923 год, литье, бронза, 52х40х40

Портрет «Маргарет Штепат» посвящен лучшей ученице Г. Брахерта по школе искусства и ремесел, где он преподавал в 1919-1925 гг. Портрет нового времени, рассчитан на молниеносное восприятие по четкости читаемых форм. Впоследствии М. Штепат стала известным скульптором в Германии.

Среди других женских образов представленных здесь выделяется скульптура «Деметра» выполненная Брахертом в 1939г.
Гипсовый оригинал подарен музею И. Зиглох – Брахерт в 1998. Гальваническая копия выполнена в реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа в 2000 году и передана в коллекцию Дома-музея Г.Брахерта в 2001.

«Деметра» — 1939 год, гальванопластика, бронза, 47,7 х 22,7 х 19 см

Здесь же можно увидеть фотографию Кеты Фрост, которая была моделью для таких работ как «Деметра» и «Нимфа»

«Шагающая девочка» — 1922 год, бронза , 52 см

Великолепная коллекция янтаря

«Утренняя заря» — 1940 год, мрамор , 1м / 1м. 80 см

Рельеф имеет еще два названия – «Парящая» и «Нимфа». Он сделан в традициях античной пластики. Легкость ощущений парящей фигуры в плотном материале. Едва заметная тончайшая моделировка объемов, уходящих в глубину камня.
В лице девушки можно заметить черты юной Траут.

«Дар Господа» — 1959 год, литье, тонированный гипс, 14 х 22,7 х 2,4 см.

«Девушка на чужбине» — 1953 год, лепка, терракота, 35,4 х 27,6 х 2,6 см.

«Чары русалки (Хоровод русалок)» — 1953 год, литье, искусственный материал, 38 х 30 х 3,5 см.

«Рыбак и русалка» — 1940 год, резьба, известняк, 121 х 89 х 23 см

Рельеф создан для Государственной янтарной мануфактуры, находился в мастерской Германа Брахерта в Георгенсвальде, после войны был установлен в Лиственничном парке Светлогорска. В 1993 году рельеф поступил в коллекцию Дома-музея Г.Брахерта и был отреставрирован реставратором Государственного Эрмитажа Т.Н.Чернышовой.

«Три девушки с янтарем» — 1940 год, резьба, известняк, 119,5 х 114 х 15 см

«Ткачи» — 1923 год, литье, бетон

Рельефы находились на здании катушечной фабрики, которое в советское время вошло в состав Вагоностроительного завода города Калининграда. В 2001 году директор Вагоностроительного завода М.Д. Козин безвозмездно предал рельефы в собственность Дома-музея. Демонтаж и установка рельефов были осуществлены при финансовой поддержке мецената музея А.А. Гирзекорна.

В период международного симпозиума, скульпторами разных стран, работавшими прямо здесь, создавались современные творения из дерева и камня. Вот некоторые из них.

Покидая этот замечательный музей, я с удовольствием почесал пузо этому славному коту, который безмятежно грелся на солнышке у входа. Было видно, что он не обделён лаской от всех кто посещает этот гостеприимный дом.

И в завершении предлагаю посмотреть очень интересный фильм о музее снятый медиагруппой «Каскад» в 2012г.
В фильме принимают участие: Алла Саруль директор МБУ «Дом — музей Германа Брахерта», Виктория Корнева менеджер проектов по культуре МБУ «Дом — музей Германа Брахерта», Олег Блябляс научный сотрудник ГЦСИ.

Источник

Оцените статью