Сквозь чистую прозрачную воду видны были

Сквозь чистую прозрачную воду видны были

Владимир Клавдиевич Арсеньев

В горах Сихотэ-Алиня

В 1908 году Приамурский отдел Русского Географического общества снарядил экспедицию для обследования части Дальнего Востока, заключенной в границах: нижний Амур — на западе, пролив Невельского (Татарский) — на востоке, реки Хор и Самарга — на юге. Цель экспедиции — естественно-историческая, продолжительность — 19 месяцев (с 24 июня 1908 года по 20 января 1910 года). В состав экспедиционного отряда вошли следующие лица: начальник экспедиции, автор настоящей книги, В. К. Арсеньев, и его сотрудники: помощник по хозяйственной и организационной части Т. А. Николаев, известный флорист Н. А. Десулави, естественник-геолог С. Ф. Гусев и большой знаток охотничьего дела, сотрудник журнала «Наша охота» И. А. Дзюль.

Кроме того, в экспедицию были назначены семь человек стрелков — от 23-го Восточно-Сибирского стрелкового полка: Петр Вихров, Станислав Глегола, Михаил Марунич и Иван Туртыгин, от 24-го Восточно-Сибирского стрелкового полка: Михаил Курашев, Илья Рожков и Павел Ноздрин и от Уссурийского казачьего дивизиона казаки: Григорий Димов и Иван Крылов.

В начале июня Т. А. Николаев получил задание отправиться морем в Императорскую (ныне Советскую) гавань и устроить три питательные базы: 1) при устье реки Самарги, 2) при реке Ботчи и 3) в бухте Андреева. По прибытии в Императорскую гавань ему надлежало повидать орочских старшин и узнать, в бассейн какой реки выйдет экспедиция после перевала через Сихотэ-Алинь, и тогда по этой реке с запасами продовольствия итти ей навстречу. С Т. А. Николаевым отправились все стрелки, а с автором пошли: Н. А. Десулави, С. Ф. Гусев, И. А. Дзюль, Чжан-Бао и оба казака, Иван Крылов и Григорий Димов.

Читайте также:  Когда введут норматив по воде

Все участники экспедиции были одеты однообразно. Летняя одежда состояла из рубах защитного цвета, таких же штанов, поясного ремня, фуражки и трех смен белья. Для защиты от паразитов была заготовлена одна пара дегтярного белья, которая надевалась по очереди, когда это было нужно. Обувь была сшита в Хабаровске по форме орочских унтов. Автор рассчитывал также приобрести их у местного туземного населения. Кроме того, все имели для защиты от комаров: сетки на головы, нарукавники и нитяные перчатки.

Зимняя одежда состояла из меховых шапок с наушниками, полушубков, теплого белья, суконных шаровар, шерстяных перчаток и той же туземной обуви, но только большего размера. Для ног каждый участник экспедиции имел по паре суконных обмоток. Они хорошо защищают голени от ушибов и гораздо удобнее кожаных голенищ.

Летние палатки, как и во время путешествия 1906–1907 годов, отсутствовали. Взамен их были взяты комарники. Зимой путешественники были лучше обставлены. Прежде всего, имелся большой суконный шатер, в котором свободно могло разместиться до двадцати человек. Он имел вид шестиугольной призмы, покрытой шестиугольной же пирамидой, и держался на одном колу, поставленном посредине. К углам его были прочно пришиты кольца с длинными веревками, при помощи которых шатер и растягивался во все стороны. Свет во внутренность его проникал через два небольших окна с толстыми стеклами. Обстановка зимней палатки состояла из коллекционных ящиков, складного столика со свертывающейся доской и обрезков древесных стволов, заменяющих Стулья. Чугунная печка с вращающимся флюгером на трубе давала тепла больше, чем нужно. На ней варили чай и кипятили воду для стирки белья. Обед и ужин варились снаружи. Пол в шатре прикрывался еловыми ветками и сухой травой. Все спали вместе, плотно прижавшись друг к другу и прикрывшись сверху шерстяными одеялами и полушубками.

Читайте также:  Если после обливания холодной водой

Начальник экспедиции и его спутники были вооружены винтовками системы Маузера и Винчестера и дробовыми ружьями Зауэра и Ремингтона с достаточным запасом пороха и дроби. Стрелки имели трехлинейные винтовки без штыков, патронташи и по триста патронов на человека.

Бивуачное снаряжение состояло из поперечной пилы, двух лопат, нескольких топоров, котелков с дужками разной величины, входящих друг в друга, сковороды, поварешки, эмалированных чашек для еды, кружек и пр.

Необходимой принадлежностью всякой продолжительной экспедиции является комплект плотничных и слесарных инструментов. Не забыта была также походная аптечка с достаточным запасом перевязочного материала. Особое внимание было уделено научному снаряжению экспедиции.

Всем успехом своего предприятия автор обязан самоотверженной и бескорыстной службе своих младших сотрудников. Несмотря на то, что их сверстники были уволены в запас армии, несмотря на полную возможность уехать из Императорской гавани во Владивосток на пароходе, они, понимая, что уход даже одного человека из отряда был бы очень чувствителен, добровольно остались до конца экспедиции. Едва ли когда стрелкам и казакам приходилось переносить большие лишения, чем вынесли эти скромные труженики. Несмотря на постоянное переутомление и физические страдания от холода и голода, которых невозможно передать словами, они мужественно боролись с природой и не жаловались на свою судьбу. Многие из них погибли во время империалистической войны. Какая судьба постигла остальных — не знаю.

Рассматривая карту Дальневосточного края, мы замечаем, что некоторые пути обследования его были особенно излюблены. Одни ученые за другими идут по проторенным дорожкам. Большинство совпадающих маршрутов мы видим: 1) в районе реки Суйфуна и около города Никольска-Уссурийского,[1] 2) по восточному берегу озера Ханка, по реке Сунгаче и по реке Уссури, 3) по рекам Даубихе, Улахе, Фудзину и далее через Сихотэ-Алинь к морю, 4) по нижнему течению рек Бикина, Имана и Баку. Меньше всего исследований производилось в прибрежном районе к северу от залива Ольги и в центральной части горной области Сихотэ-Алиня.

Самым первым исследователем Нижнего Амура является казачий старшина Василий Поярков, который в 1643 году со 132 казаками, будучи послан якутским воеводой Петром Головиным, прошел в Амурский край таким путем, который после него никто не повторил. Поярков поднялся из Якутска по рекам Алдану, Учуру и Гонаму и, перевалив через Становой хребет, спустился по рекам Брянте и Зее к Амуру, а по нему проплыл до устья и вышел в Охотское море. В 1646 году Поярков благополучно вернулся в Якутск после четырехлетнего путешествия, сопряженного с большими лишениями, потеряв половину своего отряда, частью в битвах с даурами, частью от голода и болезней.[2]

Следом за ним в 1647 году казак Семен Щелковников спустился по реке Амуру и, войдя в лиман, направился на север к устью реки Охоты.

Приблизительно через полтораста лет после Пояркова на Амуре появляются два японских путешественника: Могами Токнай в 1785 году и Мамия Ринзо в 1808 году.

Ссыльный Васильев трижды плавал до устья реки Амура (1815–1826 гг.), но всякий раз маньчжуры задерживали его на возвратном пути и выдавали нашему правительству. При допросе он дал подробные сведения о климате, природе и богатстве недр края, проверенные потом Ладыженским в 1832 году.

В 1845 году французский миссионер де ла Брюньер по поручению китайского императора Кханси предпринял путешествие на реку Амур. 16 июля он отправился из города Сансина на восток по узкой тропе и, пройдя 120 миль, 19 сентября достиг реки Амура, где и зазимовал в гольдской деревне Фурме.[3] 5 апреля 1846 года он поплыл к устью реки Амура и близ деревни Гутонг был зверски убит туземцами. Они вырвали у него глаза, выбили зубы и оставили тело на берегу, где оно лежало до тех пор, пока волны Амура не унесли его в море.[4]

Другой миссионер Рено, посланный викарием Маньчжурии Веролем для расследования участи де ла Брюньера, в 1850 году спустился по реке Амуру почти до деревни Ху-Дунь, расположенной около озера Кизи. Экспедиция. Рено не дала никаких результатов, кроме печального повествования о гибели де ла Брюньера, 1849 год является знаменательным на Дальнем Востоке. Г. И. Невельской при обследовании Амурского лимана установил, что Сахалин есть остров, а не полуостров, как думали раньше.

Источник

Пунктуация при однородных и неоднородных определениях

Урок русского языка в 8 классе «Пунктуация при однородных и неоднородных определениях

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация при однородных и неоднородных определениях»

Тема. Пунктуация при однородных определениях

Актуализировать знания учащихся об эпитетах, выраженных прилагательными и причастиями. Ознакомить с понятием «определения-эпи­теты»; с правилом пунктуационного оформле­ния определений, стоящих после определяе­мого слова.

Формировать умения видеть, правильно ин­тонировать и пунктуационно оформлять одно­родные определения, стоящие после опреде­ляемого слова. Совершенствовать умения устанавливать однородность и неоднородность определе­ний, правильно интонировать и пунктуационно оформлять синтаксические конструкции с однородными и неоднородными определе­ниями. Формировать представление о синтаксиче­ской норме, регламентирующей построение однородного ряда. Обогатить грамматический строй речи уча­щихся предложениями с однородными члена­ми, демонстрировать их потенциал как средства выразительности речи.

Воспитывать культуру речи.

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

Связный рассказ об однородных и неоднородных определениях.

2. Упр. 243 (2-й абзац, разборы).

Отлично помню сн (примыкание)

Него ф – не-го – 2 слога

н – [ н` ] – согл., звонк., мягк.

е – [ э ] – гласн., безуд.

г – [ в ] – согл., звонк., тв.

о – [ о ] – гласн., безуд.

4 буквы, 4 звука

Всего пленительнее м – прилаг., н.ф. – пленительный, качеств., сост. форма. превосх. степ., сказуемое.

В этом лице сн (согл.)

Между м – предлог, служит для связи слов в слов-и и предл-и, непроизв., прост., употр. с Т.п.

Юношеским сл – юношеский ← юноша (суфф.)

III. Лингвистическая разминка

Задание 1 (на карточке). Укажите номера предложений с однородными определениями. Знаки препинания опущены.

Вокруг дома стоял высокий зелёный забор.

В окошечко билетной кассы протягивались муж­ские женские руки.

Над домом возвышалась остроконечная железная крыша.

Могучий буйный оглушительный ливень хлынул на степь.

Наш класс отдыхал в летнем оздоровительном лагере.

Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок.

Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

В углу гостиной стояло пузатый сосновый комод.

Толпы ребятишек в синих красных белых рубашках стоят на берегу.

На вто­рой этаж вела витая железная лестница.

IV. Изучение темы «Однородные и неоднородные определения»

Чтение теоретического материала учебника на с. 134-137. Составление ОК.

Обозначают однородное понятие.

В шкатулке лежали синие, белые, красные пуговицы.

Нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

выраж. прилаг. выраж. прич. об. или прилаг. с завис. словом.

На молодой, посаженной три года назад яблоньке появились первые плоды.

Его тяжёлое, каменное лицо меня испугало.

Определения, стоящие после определяемого слова.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

1. Упр. 239 (1, 2-е предл. устно, 3-4 предл. письменно).

2. Работа с карточкой А5.

Задание 2. В данные предложения вставить однородные (I часть) и неоднородные (II часть) определения.

Образец: 1. Сквозь чистую. воду видны были обтёсанные. ка­мешки. Сквозь чистую, прозрачную воду видны были обтёсанные гладкие камешки. 2. Широкий. пляж тянулся вдоль моря. Широкий песчаный пляж тянулся вдоль моря.

Широкоплечий . человек открыл нам дверь.

Полная . тишина заставляла напрягать слух.

Сырой . ветер проникал сквозь одежду.

Бледная . луна освещала окрестность.

Стояла бесснежная . зима.

Старинные . стены окружали крепость.

3. Упр. 241 (выписывание предложений с определениями, стоящими после определяемого слова).

4. Упр. 242 (тест из электронного учебника).

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

На белой, тщательно отглаженной скатерти появились чашки.

И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.

Яркие, освещенные холодным огнем молнии казались живыми.

На красных, жёлтых флажках ребята писали буквы.

Тёмные, с оттенком грусти глаза делали её старше всех.

В лавке продавали глиняную, деревянную посуду.

Мрачная, угрюмая ночь приближалась быстро.

Зимы снежной, морозной птицы очень боялись.

10.У сестры есть книги на английском, французском языках.

А. Обозначают однородное понятие.

Б. Нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

Г. Определения, стоящие после определяемого слова.

Ключ: 1В, 2Б, 3Г, 4Б, 5А, 6Б, 7А, 8В, 9Г, 10А.

VI. Подведение итогов урока

Назовите признаки однородных определений.

Как характеризуют предмет однородные определения? (С одной стороны: цвет, форма, размер, материал и т.д.)

С какой интонацией мы произносим однородные определения? (Перечисления)

Какой союз можно вставить между однородными определениями? (И)

Назовите признаки неоднородных определений.

Как характеризуют предмет неоднородные определения? (С разных сторон)

К каким разрядам обычно относятся неоднородные определения? (Качественное + относительное, качественное + притяжательное)

Перечислите, когда определения являются однородными?

Наибольшее затруднение вызвало …

VIII. Домашнее задание

§30, упр. 244, 245 (инд. задание).

Пунктуация при однородных определениях

Составление ОК (опорного конспекта)

Определения однородные, если:

обозначают однородное понятие.

В шкатулке лежали синие, белые, красные пуговицы.

нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

выраж. прилаг. выраж. прич. об. или прилаг. с завис. словом.

На молодой, посаженной три года назад яблоньке появились первые плоды.

определения-эпитеты (прилаг. в перен. значении).

Его тяжёлое, каменное лицо меня испугало.

определения, стоящие после определяемого слова.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

Задание 1. Укажите номера предложений с однородными определениями (Запятые опущены.)

Вокруг дома стоял высокий зелёный забор.

В окошечко билетной кассы протягивались муж­ские женские руки.

Над домом возвышалась остроконечная железная крыша.

Могучий буйный оглушительный ливень хлынул на степь.

Наш класс отдыхал в летнем оздоровительном лагере.

Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок.

Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

В углу гостиной стояло пузатый сосновый комод.

Толпы ребятишек в синих красных белых рубашках стоят на берегу.

На вто­рой этаж вела витая железная лестница.

Задание 2. В данные предложения вставить однородные (I часть) и неоднородные (II часть) определения.

Образец. I часть: Сквозь чистую . воду видны были ка­мешки. Сквозь чистую, прозрачную воду видны были камешки.

II часть: Широкий . пляж тянулся вдоль моря. Широкий песчаный пляж тянулся вдоль моря.

1) Широкоплечий . человек открыл нам дверь.

2) Полная . тишина заставляла напрягать слух.

3) Сырой . ветер проникал сквозь одежду.

1) Бледная . луна освещала окрестность.

2) Стояла бесснежная . зима.

3) Старинные . стены окружали крепость.

Задание 3. Тестовая работа

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

На белой, тщательно отглаженной скатерти появились чашки.

И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.

Яркие, освещенные огнем молнии казались живыми.

На красных, жёлтых флажках ребята писали буквы.

Тёмные, с оттенком грусти глаза делали её старше всех.

В лавке продавали глиняную, деревянную посуду.

Мрачная, угрюмая ночь приближалась быстро.

Зимы снежной, морозной птицы очень боялись.

10.У сестры есть книги на английском, французском языках.

А. Обозначают однородное понятие.

Б. Нераспр. определение + следующее за ним распр. определение

Г. Определения, стоящие после определяемого слова.

Источник

Оцените статью