Слить воду с двигателя зил 131

Слить воду с двигателя зил 131

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-5081.1000401 автомобиля ЗИЛ-131Н — часть 2

Радиатор — трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка заливной горловины радиатора (рис. 33) герметичная с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 0,1 МПа (1 кгс/см2). При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119 °С.

Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100 °С.

Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при уменьшении давления на 0,001 0,013 МПа (0,01 .

0,13 кгс/см2). Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на щитке приборов. При достижении жидкостью температуры 115 °С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости. При этом водитель должен остановить автомобиль и выяснить причину перегрева охлаждающей жидкости.

При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей жидкости из горловины.

Жалюзи радиатора — створчатые, управляются из кабины водителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.

Термостат с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками рубашки охлаждения. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения.

Рис. 33. Пробка радиатора:
I — открыт выпускной паровой клапан; II — открыт впускной воздушный клапан; 1 — крышка пробки;
2 — упорная пружинная шайба крышки; 3 — пружина выпускного клапана;
4 — стержень выпускного клапана; 5 — тарелка выпускного клапана; 6 и 11 — уплотнительные резиновые шайбы выпускного и впускного клапанов; 7 — чашка впускного клапана; 8 — пружина впускного клапана; 9 — шайба впускного клапана; 10 — стержень впускного клапана; 12 — пароотводное отверстие

Термостат открывается при температуре 70 . 83 °С.
В радиатор необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее. Нельзя заливать холод-ную жидкость в горячий двигатель. В сильные морозы надо утеплять радиатор и внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. При работе непрогретого двигателя интенсивно изнашиваются поршневые кольца и цилиндры.

Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре. Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.

Охлаждающуюся жидкость из системы охлаждения надо сливать при открытой пробке радиатора через три крана: кран нижнего патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя. Рукоятки управления кранами выведены через первую поперечину рамы в переднюю часть автомобиля, под буфер. При необходимости слива жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крана отвертывают на несколько оборотов. Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на котле.

Зимой после слива жидкости из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.

В зимнее время воду нужно сливать из горячего двигателя, сразу после его остановки.

При сливе охлаждающей жидкости следует проверить исправность сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов и полный слив жидкости окажется невозможен. Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока и разрушению блока цилиндров. Для предотвращения замерзания жидкости необходимо систему охлаждения промыть до наступления морозов. Одновременно надо продуть остов радиатора сжатым воздухом, струя которого должна быть направлена из-под капота наружу.

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если краны обледенеют в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость.

При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя. Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.

Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.

Запрещается пуск и кратковременная работа, двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел’ клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению головки.

В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засорённости. Систему охлаждения необходимо промывать первый раз после обкатки автомобиля (1000 км пробега), далее 2 раза в год — весной и осенью.

Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно. Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернув из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора. Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата.

Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны необходимо прочистить и промыть каждый отдельно, проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды); при этом пробка радиатора должна быть закрыта. Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.

Качество воды, применяемое для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.

Накипь обладает очень плохой теплопроводностью, поэтому при наличии даже незначительного слоя накипи на внутренних поверхностях системы охлаждения отвод теплоты резко ухудшается.

Если в источнике водоснабжения вода жесткая, то воду перед заливкой в систему охлаждения двигателя необходимо смягчить (удалить соли кальция и магния) одним из следующих способов.

Первый способ — кипячение воды в течение 30 . 40 мин. Котлы для кипячения воды могут быть самой различной конструкции. Часть солей оседает на стенках котла, а часть собирается в шламоотстойнике, установленном на пути движения горячей воды.

Второй способ — Добавление к воде технического три-лона. Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания ее при нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не оказывает вредного влияния на детали системы охлаждения.

Третий способ — химический. При этом способе смягчения воды требуются специальные очистные установки. Смягчают воду с помощью натрийкатионитных фильтров. Такие фильтры различных размеров и пропускной способности выпускает промышленность.

В случае отложения накипи, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии систему охлаждения надо промыть следующим образом. Залить воду, в 1 л которой предварительно растворяют 20 г технического трилона. После одного дня работы автомобиля (не менее 6 . 7 ч) этот раствор слить и залить свежий, менять раствор в течение 4 . 5 дней. После окончания промывки систему охлаждения залить водой, содержащей в 1 л 2 г трилона.

Источник

ЗИЛ 131

Содержание материала

1 — сливной кран 2 — отводящие шланги 3 — патрубок подачи воды от водяного насоса в рубашку левого ряда блока цилиндров 4 — отводящий патрубок 5 — нижний бачок 6 — охлаждающая трубка 7 — поперечина рамы 8—подушки подвески радиатора 9 — усилитель рамки радиатора 10 — болт крепления подвески радиатора 11 —рамка радиатора 12 — охлаждающие пластины трубок 13 — масляный радиатор 14 — ремень привода вентилятора, генератора и водяного насоса 15 — пластина жалюзи радиатора 16—вал водяного насоса 17 — корпус подшипников водяного насоса 18 — трехручьевой шкив 19 — вентилятор 20 — ремень привода компрессора 21 — подвижная пластина жалюзи 22 — рычаг привода жалюзи 23 — рамка жалюзи 24 — верхний бачок 25 — подводящий патрубок 26 — пробка 27 — трубка для перепуска пара 28 — датчик контрольной лампы 29—рубашка охлаждения компрессора 30 — кожух вентилятора 31 — шланг слива жидкости из головки компрессора 32 — подводящий шланг к радиатору 33 — перепускной шланг к водяному насосу 34 — корпус водяного насоса 35 — крыльчатка 36 — термостат с твердым наполнителем 37 — шланг слива жидкости из отопителя 38 — верхний патрубок рубашки охлаждения 39— нижний патрубок рубашки охлаждения 40 — конденсационный бачок 41 —сливной кран конденсационного бачка 42 — кран системы отопления кабины 43 — сливной шланг 44 — дозирующая вставка 45 — впускной газопровод 46 — пробка конденсационного бачка 47 — датчик температуры жидкости 48 — шланг подачи воды к отопителю 49 — рубашка охлаждения впускного газопровода 50 — головка блока цилиндров 51 — рубашка охлаждения блока 52 — канал дозирования поступления охлаждающей жидкости в рубашку головки блока 53 — рубашка охлаждения головки блока 54 — блок цилиндров двигателя 55 — сливной кран рубашки охлаждения левого ряда блока цилиндров

Система охлаждения — жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией. В нее входят: трубчато-ленточный радиатор, конденсационный бачок, отопитель кабины и пусковой подогреватель. Общая емкость системы — 51 л. Клапан бачка открывается при давлении 1 кГ/см2. В этом случае вода кипит при 119° С.

ЖИДКОСТНОЙ ОТОПИТЕЛЬ КАБИНЫ

1 — трубка слива жидкости из отопителя в систему охлаждения двигателя 2 — шланг подачи горячей жидкости от двигателя 3 — заслонка кожуха отопителя 4 — рукоятка управления заслонкой 5 — радиатор отопителя 6 — кожух отопителя 7 — патрубок вентилятора обдува ветрового стекла 8 — кожух вентилятора 9 — электродвигатель вентилятора 10 — дополнительное электрическое сопротивление 11 —фланец крепления электродвигателя 12 — вентиляционные окна 13—рабочее колесо вентилятора 14 — пружинная пластинка фиксации положения рукоятки

Эффективная работа отопителя возможна после прогрева системы охлаждения двигателя до 75° С. В целях обеспечения циркуляции жидкости и предохранения ее от замерзания кран отопителя (на двигателе) должен быть полностью открыт и закрываться только при сливе жидкости.

Рукоятка 4 заслонки 3 имеет три фиксированных положения: первое — теплый воздух для подогрева поступает только из кабины; второе — свежий воздух поступает из атмосферы, когда доступ воздуха в кабину закрыт; третье — свежий воздух из атмосферы поступает в кабину. Вентилятор отопителя включают только после прогрева двигателя.

1 — подшипники шкива вентилятора 2—гайка затяжки подшипников 3 — одноручьевой шкив 4 — масленка смазки подшипников шкива 5 — вал водяного насоса 6 — ступица шкива водяного насоса 7 — двухручьевой шкив 8 — распорная втулка подшипников 9 — масленка смазки подшипников вала 10 — патрубок перепускного шланга 11 —пробка контрольного отверстия 12 — обойма крыльчатки водяного насоса 13 — графитизированная упорная шайба 14 — резиновый уплотнитель 15 — болт крепления крыльчатки насоса 16 — крыльчатка водяного насоса 17 — корпус водяного насоса 18 — патрубок подачи охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения правого ряда блока цилиндров 19 — патрубок подачи охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения левого ряда блока цилиндров 20 — отверстия слива жидкости при неисправном уплотнении 21 — упорная шайба пружины 22 — распорная пружина уплотнения 23 — корпус подшипников насоса 24 — патрубок подачи жидкости в насос 25 — водосбрасыватель 26 — подшипники вала насоса 27 — конусная втулка шкива 28 — отверстие штуцера слива жидкости из компрессора 29 — отверстие штуцера слива жидкости из отопителя

ПРИБОРЫ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

1 — пружина впускного клапана 2 — пароотводное отверстие 3 — заливная горловина 4 — корпус пробки 5 — защитная шайба корпуса пробки 6 — тарелка выпускного клапана 7 — выпускной клапан 8 — впускной клапан 9 — чашка впускного клапана 10 — стержень выпускного клапана 11 —пружина выпускного клапана 12 — упорная шайба пружины 13 — стержень впускного клапана 14 — корпус термостата 15—упорный кронштейн 16—клапан-заслонка термостата 17 — коромысло заслонки 18 — шток заслонки 19 — возвратная пружина 20 — резиновая диафрагма 21 — твердое активное вещество церезин 22 — баллон термостата 23 — рант 24 — резиновый буфер 25 — направляющая втулка 26—подводящий шланг к радиатору 27 — верхний выпускной патрубок 28 — нижний выпускной патрубок 29 — перепускной шланг насоса

При нагреве охлаждающей жидкости до 70—80° С церезин 21 плавится, увеличивается в объеме, давит на диафрагму 20 и шток 18, который при помощи коромысла 17 открывает клапан-заслонку 16. При полном открытии заслонка поворачивается на 45° .

При холодном двигателе пружина 19 удерживает заслонку в закрытом положении и жидкость циркулирует по «малому кругу», прогревая двигатель.

СХЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

1 — нижняя часть масляного картера 2 — щиток — направляющий лоток 3 — газоотводящий патрубок 4 — газоход котла 5 — сливной кран котла 6 — котел пускового подогревателя 7 — жидкостная рубашка котла 8 — жаровая труба котла 9 — патрубок возврата жидкости 10—наливная трубка котла 11 —отводящая труба котла 12 — трубопровод возврата жидкости 13 — рубашка охлаждения блока 14 — рубашка охлаждения головки блока 15 — патрубок подачи жидкости в рубашку правого ряда блока 16 — перепускной шланг 17 — рубашка впускного трубопровода 18—пробка наливной воронки 19—наливная воронка 20 — шланг компрессора 21 — шланг слива жидкости из отопителя 22 — шланг слива жидкости из компрессора 23 — корпус водяного насоса 24 — термостат 25 — выпускной патрубок 26 — корпус подшипников насоса 21 — кран системы отопления кабины 28 — сливной кран бачка 29 — конденсационный бачок 30 — трубка перепускного пара 31 — верхний бачок радиатора 32 — подводящий патрубок радиатора 33 — патрубок подачи жидкости в рубашку левого ряда блока 34 — охлаждающие трубки радиатора 35 — тяга к сливному крану 36 — сливной кран блока цилиндров 37 — картер двигателя 38 — сливной патрубок 39 — отводящий патрубок 40 — нижний бачок радиатора 41 —сливной кран патрубка радиатора

1 — котел пускового подогревателя 2 — отводящая труба котла 3 — шланг подачи топлива к жиклеру 4 — масляный картер двигателя 5 — блок цилиндров двигателя 6 — рубашка правого ряда блока цилиндров 7 — включатель свечи накаливания 8 — провод от источника тока 9 — контрольная спираль 10—пульт пускового подогревателя 11 — переключатель пульта подогревателя 12—топливный фильтр клапана 13 — топливный жиклер 14 — обмотка электромагнита 15 — корпус электромагнита 16 — клемма электромагнита 17 — сердечник электромагнита 18 — электромагнитный клапан 19 — жиклер электромагнитного клапане 20 — штуцер трубки подачи топлива 21 — регулировочная игла 22 — корпус электромагнитного клапана 23 — спираль подогрева клапана 24 — штуцер шланга бачка 25 — топливный кран 26 — топливный бачок 27 — пробка топливного бачка 28 — электродвигатель вентилятора 29 — крыльчатка вентилятора 30 — пробка наливной воронки 31 — наливная воронка 32 — наливная трубка котла 33 — тяга управления краном 34 — корпус вентилятора 35 — шланг подвода воздуха 36 — проходной конденсатор 37 — патрубок отвода жидкости от левого ряда блока цилиндров 38 — сливной кран трубопровода 39 — трубопровод возврата жидкости из рубашки левого ряда блока 40 — рубашка левого ряда блока 41 — жаровая труба котла 42 — корпус установки свечи 43 — электрическая свеча накаливания 44 — трубка подачи топлива в камеру 45 — шланг подвода воздуха к котлу 46 — патрубок отвода жидкости от правого ряда блока цилиндров 47 — корпус камеры сгорания котла 48 — патрубок возврата жидкости 49 — газоотводящий патрубок 50 — направляющий лоток 51 — нижняя часть масляного картера 52 — сливной кран котла

Пусковой подогреватель — жидкостной. Работает на автомобильном бензине. Емкость бака — 2 л, расход топлива 2 кг ч, тепловая производительность 14 000 ккал.ч. Время прогрева двигателя до его пуска при минус 30° С 25 мин.

Источник

Читайте также:  Когда худеют какую воду пьют
Оцените статью