Экспериментальная деятельность: почему снег превращается в воду?
Нина Архипова
Экспериментальная деятельность: почему снег превращается в воду?
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом»
Опытно- экспериментальная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
«Опыты с водой, снегом и льдом»
Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
1. развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться.
2. познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ», и их отличия друг от друга.
3. на примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.
Материалы и оборудование:
1. подкрашенная жидкость в прозрачном стакане;
2. вода, лед в формочке;
3. спиртовка, на которой нагревается вода до кипения и испаряется;
Эксперименты:
1. Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в холодильнике.
2.Моделирование трех состояний вещества:
Взявшись за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;
Легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;
Свободно распределиться по группе, как «газ».
3. Двум детям (один в рукавичках, другой нет) предложить взять кубики льда в руки и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
4. Проделать эксперименты: вязнет ли палец в варенье? Проходит ли он сквозь стекло? Куда девалась соль в воде? Почему она становится невидимой? Объяснить причины полученных результатов.
5. На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стекло и увидеть, как пар опять превращается в воду. Объяснить увиденное явление.
На морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода, жидкость, превращаются в лед, твердое тело. При охлаждении жидкости расширяются. Если ее нагреть, то частички воды распределяются более свободно, а значит, вода превратиться в газообразное вещество.
Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее.
Палец вязнет в варенье, потому, что варенье – это густая жидкость. Частички варенья находятся достаточно близко друг к другу и «не пускают» палец. А сквозь стекло он вообще не проходят, так как это твердое вещество, в котором частички «крепко держатся» друг за друга.
Вода проливается потому, что ее частички не так крепко держатся друг за друга, как в твердых веществах.
Частички соли в воде распределяются между частичками воды, и их становится не видно, но они никуда не делись, поэтому вода соленая.
1. Опыт «Нужен ли растениям снег»
Материалы: 2 ёмкости с водой.
Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время.
Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.
2. Опыт «Снег и лёд»
Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.
Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.
Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.
3. Опыт «Лед и соль»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек.Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом.
Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?
4.«Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды».
5. Опыт «Зимние веточки»
6. Опыт «Освобождение пуговицы из ледяного плена».
Материал: лёд, пуговица.
Цель: подобрать быстрый и безопасные способ освободить пуговицу.
Дети выдвигают предположения.
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:
— можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)
— можно отогреть в варежках (варежки намокнут)
— можно положить на батарею
— разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)
— можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
— можно положить в теплую воду
— можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)
Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.
Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.
7. Опыт «Сколько воды получается из снега?»
8. Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
9. Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Что тяжелее: снег или лёд?
Первая группа– опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третья группа — лёд не тонет, он ещё тяжелее.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
10. Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
Материал: формочки, снег, лёд.
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
11. Опыт «Почему снег мягкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Материл: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Прикреплённые файлы:
pochemu-sneg-prevraschaetsja-v-vodu_h3f6u.ppt | 24878,5 Кб |
Детское экспериментирование в подготовительной к школе группе «Почему снег белый» Если спросить ребёнка: «Какого цвета зима?», то он, не задумываясь, ответит: «Белого». И это правильно, ведь снег — белый, а зимой он повсюду.
Исследовательский проект «Почему снег белый?» Исследование на тему: «Почему снег белый?» Введение Наступила зима. На улице стало холодно. Белым пушистым одеялом покрылась вся земля,.
Конспект занятия «Снег и лед» (опытно-экспериментальная деятельность) Цель: познакомить детей с физическими свойствами снега и льда (хрупкий, холодный, прозрачный, белый, твердый, рассыпчатый, скользкий, в.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Почему шарик не тонет в воде?» Цели: — развивать у детей любознательность, интерес к исследовательской деятельности; — продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;.
Проектная деятельность в детском саду «Почему нельзя есть снег?» Тип проекта : познавательно- исследовательский. Сроки: краткосрочный. Проблема:Все дети любят, есть снег. Взрослые в один голос твердят,.
«Снег, лед и его свойства». Экспериментальная деятельность «Снег и его свойства» Цель:Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, когда он влажный,.
Экспериментальная деятельность «Что быстрее растает — снег или лёд?» Цели: — знакомить детей с агрегатными состояниями воды; — закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда; — развивать у.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Почему шарик надулся?» Цели: — продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; — показать детям, как различные состояния веществ могут.
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?» Цели: — продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; — формировать.
Экспериментальная деятельность «Превращаем в воду лёд, а потом наоборот» Наконец-то, в нашей Ленинградской области наступила зима! И у нас появилась возможность поближе познакомиться с зимними явлениями в природе.
Источник
Снег летит по всей России
Выпал снег —
и всё забылось,
Чем душа была
полна!
Сердце трепетней
забилось,
Как от белого вина.
Вдоль по улице
по узкой
Вьётся снежный ветерок,
Красотою древнерусской
Принакрылся городок.
Снег летит
на храм Софии,
На детей, а их
не счесть.
Снег летит
по всей России,
Словно
Благостная Весть.
Снег летит — гляди
и слушай!
Так вот, просто
и хитро,
Нам зима врачует
души.
Ну и ладно!
И добро.
И сквозь жар, ночной, священный, адный,
Сквозь лиловый дым, где пел кларнет,
Запорхает белый, беспощадный
Снег, идущий миллионы лет.
Черная мадонна
Борис Поплавский
1903 — 1935
Ах, кто не любит
первый снег
В замёрзших руслах
русских рек,
В полях, в селеньях
и в бору,
Слегка гудящем
на ветру!
В деревне празднуют
дожинки,
И на гармонь летят
снежинки.
И весь в светящемся
снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.
Зачем ты держишь
кнут в ладони?
Легко в упряжке
скачут кони,
И по дорогам
меж полей,
Как стаи белых
журавлей,
Взлетает снег
из-под саней.
Ах, кто не любит
первый снег
В замерзших руслах
русских рек,
В полях, в селеньях
и в бору,
Слегка гудящем
на ветру!
Источник
Рассказываю, почему снегом нельзя утолить жажду. Выживальщикам на заметку
Из снега и льда можно получить чистейшую воду. Не зря многие марки бутилированной воды бравируют тем, что их вода из ледника. Так почему же снегом и льдом невозможно напиться? Понимание этого поможет многим охотникам, а также людям, попавшим в безвыходное положение в условиях дикой природы.
Казалось бы, на улице зима, по пояс снега и помереть от жажды при всём желании не выйдет. Вот только снегом не напьёшься, не утоляет он жажду. Более того, употребление чистого снега грозит обезвоживанием. Тому есть несколько причин.
Физика и ничего личного
Во-первых, человеческому организму для поддержания жизнедеятельности в условиях повышенных физических нагрузок (а других зимой в дикой природе и не будет) требуется больше 2 литров жидкости в сутки, а снег имеет весьма малую плотность. Это означает, что для получения 2 литров воды потребуется употребить внутрь не менее 6-7 литров снега.
Подумаешь, —скажете вы, — всего одно ведро снега, жуй себе помаленьку в течение дня. Чего такого?
Во-вторых, не следует забывать о затраченной на растапливание снега энергии. Например, если за бортом минус 45 градусов, то на растапливание 6 -7 литров снега, которые на выходе дадут заветные 2 литра воды, у вас уйдет не менее 400 ккал. Не уверен, что в условиях повышенной физической нагрузки и ограниченном количестве еды они будут лишними.
Кстати эскимосы, например, обходятся теплом собственного тела, заполняя кожаные фляги снегом и надевая их под теплую меховую одежды. Для современного человека способ довольно спорный — как бы чего лишнего не застудить при такой растопке снега.
Да, можно развести костер и натопить воды, это не сложно и позволит нивелировать указанные выше причины. Казалось бы, физика побеждена, но тогда выходит на передний план биология.
Биология и ничего личного
Для того, чтобы понять, почему даже растопленный на костре снег не даст достаточного эффекта в утолении жажды, следует вспомнить, чем он является. Снег, это сконденсировавшаяся на мельчайших частичках пыли и замершая вода. Конденсат, по сути своей, являющийся дистиллированной водой. Не содержит солей и микроэлементов.
Дистиллированной водой практически нельзя напиться. Она вымывает из организма необходимые человеку соли и соединения.
Поэтому снег даже в растопленном на костре виде подходит лишь для поддержания жизнедеятельности организма в короткий период преодоления трудностей, но ни в коем случае не как долгосрочная перспектива. Чай на охоте заварить можно, а пить перетопленный снег в течение всей зимы нельзя.
А как же дикие звери?
Вы можете возмутиться, мол, как же дикие звери зимой выживают, если жажду жеванным снегом утолить невозможно?
Во-первых, они не выживают, а живут. Они приспособлены к этому изначально. Печальнее всего для них, когда зима наступает в полном бесснежьи. Замерзли реки и озера, снег не выпал и зверю негде утолить жажду.
Во-вторых, звери сталкиваются с той же проблемой вымывания солей из организма, когда утоляют жажду снегом в течение всей зимы. Не зря же лоси грызут кору и выходят на дорогу соль лизать.
Кстати, самый простой солонец для зайца — желтый снег после человека. Солей там в достатке!
Источник