Битва на Синих Водах 1362 г. — начало крушения монгольского ига
Есть даты в общеславянской истории о которых мы мало знаем, хотя они сыграли решающую роль в истории Европы. К таким относится битва на Синих Водах. Битва на Синих водах, результат совместной военной акции литовско-украинско-беларуского войска, обозначила новый этап славянской истории. Центральнославянские земли (Украина) вышли из-под власти Золотой Орды. Золотая Орда теряла величие и концентрировала свои усилия на внутренних проблемах.
Битва на Синих Водах (Синеводская битва) — сражение, состоявшееся между 24 сентября и 25 декабря 1362 года на реке Синие Воды (ныне река Синюха) между литовско-русинскими (украинскими и беларусскими) войсками великого князя литовского Ольгерда и монголо-татарских правителей на Подолье.
Она состоялась вблизи крепости Торговица (ныне село в Кировоградской области Украины в окрестностях Новоархангельска).
Воспользовавшись внутренними неурядицами в Золотой Орде, вызванными гибелью ханов Джанибека и Бердибека, великий князь литовский Ольгерд организовал кампанию на татарские земли.
Литовцы и русины (на то время единое православное войско) одержали решающую победу над тремя местными нойонами хана Мурада. В результате победы большая часть современной Украины (в том числе малонаселённые Подолье и Северное Причерноморье) с Киевом, уже находившимся под литовским влиянием после битвы на реке Ирпень 1324 года, оказались под освобождёнными от монгольского влияния.
Довольно подробное описание Синеводской битвы содержится только в хронике Матея Стрыйковского: Ольгерд, заключив на два года соглашение о мире с прусскими и ливонскими крестоносцами, отправился в поход в Дикие поля против татар.
С ним отправились также четыре его племянника, сыновья новогрудского князя Кориата, княжичи Александр, Константин, Юрий и Фёдор.
И когда они, миновав Канев и Черкассы, дошли до урочища Синие Воды, то увидели в поле большую татарскую орду с тремя царьками, разделённую на три отряда. Один отряд вёл султан Кутлубах, второй возглавлял Качибей-Керей, а третьим командовал султан Димейтер.
Ольгерд, увидев, что татары готовы к бою, выстроил своих в шесть изогнутых отрядов, по-разному их по бокам и во главе рассадив, так чтобы татары, как задумали, не могли их окружить в обычных схватках и причинить вред стрелами.
Татары с неистовым рвением начали бой, засыпав литовско-русинских союзников густым железным градом из луков, случились несколько стычек, но нанесли мало потерь из-за правильного её построения и быстрого маневрирования.
Литва с русинами с саблями и копьями нагрянули на них и в рукопашном бою прорвали лобные части и смешали им танцы полукругом, а другие, особенно новогрудцы с Кориатовичами, с самострелов со стрелами нагрянули по бокам и длинными копьями сбрасывали их с сёдел.
Не сумев дольше выдержать лобового натиска, татары начали мешаться и испуганные бежать в обширные поля. На побоище остались убиты три их царька: Кутлубах, Качибей (от имени которого названо Качибейским солёное озеро в Диких полях по дороге как идти в Очаков) и султан Димейтер, и вместе с ними очень много мурз и уланов. Также везде по полям и в реках лежало полно татарских трупов.
Исходя из описания Стрыйковского, битву на Синих Водах можно разбить на два этапа.
Первый этап — это противостояние разделённой на три отдела орды и расположенных полукругом и разделённых на шесть отрядов войск Ольгерда. Попытка ордынцев уничтожить отряды в центре оказалась неудачной. Войско расступалось и пропускало конницу, обстреливая её с боков.
На втором этапе битвы войска Ольгерда перешли в наступление. Они стремились окружить ордынцев и уничтожить. Ордынцы не выдержали натиска и отступили. Битва завершилась преследованием войсками Ольгерда остатков орды.
Вот что пишут по этому поводу летописи.
Рогозкая летопись, составленный в окончательной редакции осенью 1396, сообщает: «Въ лѢто 6871… Того же лѢта Литва взяли Коршевъ и сотворишас[я] мятежи и тягота людемъ по всеи земли. Тое же осени Олгрд Синю воду и БѢлобережїе повоевалъ.»
Такая же, но несколько сокращенная запись содержится в Никоновском летописном своде конца 1520-х годов: «Въ лѢто 6871… Того же лѢта Литва взяша Коршеву. Того же лѢта князь великій литовскій Ольгерд Гедименович Синюю воду и БѢлобережіє повоєва.»
И, наконец, Густынская летопись сообщает: В лѢто 6870… В сіє лѢто Ольгерд побѢди трех царков Татарских из ордами их, си єсть, Котлубаха, Качзея, Дмитра; и оттоли от Подоля изгна власть Татарскую. Сей Олгерд и иныя Рускія державы во власть свою пріят, и Кіев под Федором князем взят, и посади в нем Володымера сына своего, и нача над сими владѢти, им же отци его дань даяху.»
По политическому значению битву на Синих Водах историки ставят выше, чем битву на Куликовом поле в 1380 году (в дальнейшем волынские князья, Боброк Волынский, помагал москвичам в борьбе с монголами).
Ведь Великий князь московский Дмитрий Иванович на Куликово поле пошел для того, чтобы по распоряжению правителя Золотой Орды хана Тохтамыша привести к повиновению темника Мамая, который незаконно взял себе право назначать на трон верховного хана Золотой Орды угодных ему претендентов.
За это он и был наказан верноподданным хану князем Дмитрием, что в дальнейшем все равно не спасло Москву в 1382 г. от осады и сожжения войсками Тохтамыша.
После Куликовской битвы еще 100 лет (до 1480 г.) земли Великого княжества Московского находились под властью Орды.
Но Золотая Орда на Синих Водах получила первое сокрушительное поражение от православных (на то время ими были и большинство литовцев).
А что говорят археологические поиски? Существуют ли материальные доказательства синеводской битвы?
Экспедиция, работавшая под руководством кировоградских ученых Нинель Бокий, Ирины Козырь и Александра Демешко, обнаружила около Торговицы могильник, а в нем — 21 погребение.
Находится могильник у самой реки, чего почти никогда не бывает. И почти никаких предметов быта, оружия. По некоторым признакам, это могло быть погребение невольников, которых в XIV веке улицы города, бывшего предшественником Торговицы, видели много.
Ордынцы гнали сюда ясиров — и кто знает, возможно, Ябу-город был этакой степной Кафой? Наиболее же ценная находка — 2 серебряные и 10 медных монет, с которыми еще должны поработать специалисты. Возможно, окажется, что то — монеты хана Навруза?!
Под Торговицей не раз встречаются подземные ходы, случалось, что и избы в селе проваливались ни с сего, ни с того. Когда и для чего их рыли? Возможно, опять же, для невольников? И почему торговицкая земля так напичкана монетами, что их вот уже столько лет местные жители находят в самых неожиданных местах?
Скажем, в 1980 году наводнение размыло берег около нынешнего моста через Синюху, и глазам открылись каменная кладка, россыпи монет. Здесь поневоле подумаешь о неслучайности названия Торговица. И действительно: водные пути, «крепостной» характер местности, географическое расположение делали эту землю удобной для обустройства большого торжища.
Изучением скелетов и черепов, найденных археологами, вскоре займутся антропологи. Монеты могут прояснить хронологию событий прошлого. Будут и новые экспедиции.
А где-то в Турции или Литве, возможно, отыщутся письменные источники, которые помогут раскрыть загадки Синих Вод и битвы на них осенью 1362 года. Битвы, которая была предтечей победы на поле Куликовом.
Победа литовско-русинского войска в сражении, произошедшем задолго до Куликовской битвы 1380 года, подорвала могущество Золотой Орды и положила начало освобождению всех славян от монголо-татарского ига.
Участие волынян (Дмитрия Михайловича Бобрка Волынского, как воеводы) и литовских князей (Андрея и Дмитрия Ольгердовичей и других) со своими полками в Куликовской битве тому доказательство.
Опыт первой победы, на Синих Водах, имел огромное значение для Дмитрия Донского и его войска.
Источник
Как появились сразу 5 картин по одному сюжету: Исторический скандал на свадьбе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История золотого пояса, украшенного камнями, интересна и сама по себе. Эта драгоценная вещь оказалась несчастливой. Сделана она была, скорее всего, для суздальского князя, и в 1367 году тот подарил пояс своему будущему зятю – московскому князю Дмитрию, которого позже назовут Донским. Однако на той свадьбе драгоценную реликвию выкрали. Надо сказать, что в те далекие времена пояс был не просто элементом одежды или украшением, он нес очень важную «информационную нагрузку», связанную с честью человека. Даже для женщины он значил много. Так, сегодня мы читаем в старинных сказках, как герой похищает у купающейся девушки не одежду или какую-нибудь интимную деталь туалета, а именно пояс, после чего красавица оказывается связана с похитителем некими узами и делает все, чтобы только вернуть себе этот символ девичьей чести.
А для мужчины, тем более князя, пояс и подавно был невероятно важен. Сегодня по значимости его можно сравнить скорее с регалиями, означающими властное право. Поэтому история украденного пояса на многие десятилетия была для московских князей позорной страницей, о которой предпочитали не вспоминать. Однако 65 лет спустя она получила продолжение. Через несколько промежуточных рук драгоценная реликвия оказалась у боярина Всеволожского. Его внучка была помолвлена с молодым Василием Косым, сыном звенигородского князя, и «добрый дедушка» сделал будущему родственнику этот двусмысленный и опасный подарок. Историки не исключают мысль, что он рассчитывал на скандал, дабы рассорить две княжеские ветви. Если так, то эта интрига удалась в полной мере. Василий Косой, ничего не подозревая о «позорном следе», надел пояс, собираясь на свадьбу своего двоюродного брата Василия II.
Начало XV века было временем борьбы за власть. Разгоралась она между потомками Дмитрия Донского. Малолетний Василий II, ставший московским князем при регентстве своей матери Софьи Витовтовны, полностью полагался на ее мнение. 8 февраля 1433 года 18-летний правитель играл свадьбу с боровской княжной Марией Ярославной (разумеется, невеста была выбрана властной матерью). Однако новобрачные в этой истории оказались далеко не главными действующими лицами.
В разгар веселья Софье Витовтовне нашептали, что кузен сына разгуливает в том самом поясе, который давным-давно был украден на свадьбе ее свекра Дмитрия Донского. Нашлись старожилы-свидетели, которые драгоценную реликвию 65 лет назад видели и теперь опознали. Разгневанная княгиня немедленно подошла к Василию, сорвала с него пояс и прилюдно обвинила в воровстве. Это оскорбление можно было приравнять, пожалуй, только к плевку в лицо. Разумеется, Василий Косой вместе с братом немедленно покинули Москву и уехали к отцу в Галич. По дороге они от обиды «пограбиша Ярославль и казны всех князей разграбиша». Дальше началась кровопролитная междоусобная война, и власть еще неоднократно переходила из одних рук в другие.
Существует версия, что вся эта история с поясом даже была подстроена самой Софьей Витовтовной. Звенигородские князья были у нее тогда «как кость в горле», а влиятельный московский боярин Всеволож как раз собирался с ними породнится. Разразившийся скандал позорил всех ее политических противников сразу. Точных данных о «подводных течениях» и скрытых интригах близ московского княжеского престола у историков нет, поэтому сегодня можно только гадать, что именно послужило истинной причиной такого яркого эпизода.
В 1861 году в Академии художеств именно этот исторический сюжет выбрали в качестве темы для выпускных экзаменов. В результате появились пять прекрасных картин на одну тему, да к тому же датированные одним и тем же годом. Их авторами стали молодые художники: П. П. Чистяков, В. П. Верещагин, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, К. Ф. Гун и К. Б. Вениг (победителем конкурса был объявлен Чистяков). Все полотна решены примерно в одном ключе – на заднем плане присутствуют новобрачные, у разгневанной княгини в руках сорванный пояс, опозоренный Василий Косой и многочисленные гости застыли в ужасе (разумеется, все художники отобразили самый драматический момент этой истории). Так одна из самых знаменитых исторических провокаций стала популярным живописным сюжетом.
Многие страницы истории пересматриваются потомками, а частично даже кардинально переписываются. Так, например, много вопросов возникает у историков по поводу фактов из жизни Александра Невского: было ли побоище «ледовым», кланялся ли князь ордынцам и другие спорные вопросы
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
БИТВА НА СИНИХ ВОДАХ 1362 г.
Есть даты в общеславянской истории о которых мы мало знаем, хотя они сыграли решающую роль в истории Европы. К таким относится битва на Синих Водах.
Довольно подробное описание Синеводской битвы содержится только в хронике Матея Стрыйковского: Ольгерд, заключив на два года соглашение о мире с прусскими и ливонскими крестоносцами, отправился в поход в Дикие поля против татар.
Такая же, но несколько сокращенная запись содержится в Никоновском летописном своде конца 1520-х годов: «Въ лѢто 6871… Того же лѢта Литва взяша Коршеву. Того же лѢта князь великій литовскій Ольгерд Гедименович Синюю воду и БѢлобережіє повоєва.»
И, наконец, Густынская летопись сообщает: В лѢто 6870… В сіє лѢто Ольгерд побѢди трех царков Татарских из ордами их, си єсть, Котлубаха, Качзея, Дмитра; и оттоли от Подоля изгна власть Татарскую.
(Летопись Красиньского — условное название рукописной копии сокращенного варианта общегосударственного летописного свода ВКЛ. Она создана во второй половине XVI века. Хранилась в библиотеке графов Красиньских в Варшаве, отсюда название. Опубликована в Полном собрании русских летописей — ПСРЛ (том 35, Москва, 1980)).
Воспользовавшись внутренними неурядицами в Золотой Орде, вызванными гибелью ханов Джанибека и Бердибека, великий князь литовский Ольгерд организовал кампанию на татарские земли.
Литовцы и русины (на то время единое православное войско) одержали решающую победу над тремя местными нойонами хана Мурада. В результате победы большая часть современной Украины с Киевом, уже находившимся под литовским влиянием после битвы на реке Ирпень 1324 года, оказались под освобождёнными от монгольского влияния.
Битва на Синих Водах (Синеводская битва) — сражение, состоявшееся между 24 сентября и 25 декабря 1362 года на реке Синие Воды (ныне река Синюха) между литовско-русинскими (украинскими и беларусскими) войсками великого князя литовского Ольгерда и монголо-татарских правителей на Подолье.
Она состоялась вблизи крепости Торговица (ныне село в Кировоградской области Украины в окрестностях Новоархангельска).
Карта с указанием места битвы на Синих Водах в 1362г.
… битву на Синих Водах можно разбить на два этапа.
Первый этап — это противостояние разделённой на три отдела орды и расположенных полукругом и разделённых на шесть отрядов войск Ольгерда. Попытка ордынцев уничтожить отряды в центре оказалась неудачной. Войско расступалось и пропускало конницу, обстреливая её с боков.
На втором этапе битвы войска Ольгерда перешли в наступление. Они стремились окружить ордынцев и уничтожить. Ордынцы не выдержали натиска и отступили. Битва завершилась преследованием войсками Ольгерда остатков орды.
По политическому значению битву на Синих Водах историки ставят выше, чем битву на Куликовом поле в 1380 году (в дальнейшем волынские князья, Боброк Волынский, помагал москвичам в борьбе с монголами).
Ведь Великий князь московский Дмитрий Иванович на Куликово поле пошел для того, чтобы по распоряжению правителя Золотой Орды хана Тохтамыша привести к повиновению темника Мамая, который незаконно взял себе право назначать на трон верховного хана Золотой Орды угодных ему претендентов.
Победа литовско-русинского войска в сражении, произошедшем задолго до Куликовской битвы 1380 года, подорвала могущество Золотой Орды и положила начало освобождению всех славян от монголо-татарского ига.
Участие волынян (Дмитрия Михайловича Бобрка Волынского, как воеводы) и литовских князей (Андрея и Дмитрия Ольгердовичей и других) со своими полками в Куликовской битве тому доказательство.
Опыт первой победы, на Синих Водах, имел огромное значение для Дмитрия Донского и его войска.
Золотая Орда на Синих Водах получила первое сокрушительное поражение от православных (на то время ими были и большинство литовцев).
Картина — волынский князь Константин Острожский в битве на Синих Водах
Источник