- Урок по окружающему миру по теме: «Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши» презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация по внеурочной деятельности «Солнце, воздух и вода»
- НОД «Солнце, воздух и вода в жизни человека, животных и растений»с элементами театрализации и экспериментирования.
Урок по окружающему миру по теме: «Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши»
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)
Урок по окружающему миру по теме: «Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши»
УМК «Планета знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 26.23 КБ |
okruzhayushchiy_mir.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока : Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.
— Объяснить причины изменения поверхности суши под влиянием природных явлений.
— Учить замечать изменения, давать им объяснения, рассуждать, доказывать.
— Развитие познавательных интересов, навыков самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы.
— Воспитывать бережное отношение к природе.
Личностные : развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Регулятивные : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом.
Познавательные : находить ответы на вопросы, на основе опыта и информации, полученную на уроке.
Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.
Ресурсы : Учебник Окружающий мир 4 класс Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.. Интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с вопросами.
Тип урока : комбинированный.
Методы обучения: фронтальная, групповая.
Настрой детей на работу, доброе пожелание.
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
- Проверка домашнего задания. Подготовка к активной учебной деятельности.
А) Фронтальный опрос:
— Основные формы поверхности суши. (Равнины, горы).
Б) Сообщения учеников:
— Что такое равнина. Виды равнин.
А) Фронтальный опрос:
— Чем же горы отличаются от равнин? (Горы – это возвышенности, поднимающиеся над земной поверхностью более, чем на 200 метров. Равнины – это большие пространства ровной или слегка холмистой поверхности суши).
— Чем похожи горы и холмы? (Каждая гора, как и холм, имеет подошву, склоны и вершину).
- Определение темы урока. Постановка учебных задач. Сообщение темы урока.
1.Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит. (Солнце)
2.Все говорят – она течет.
Все говорят – она играет.
Она всегда бежит вперед,
Но никуда не убегает. (Вода)
3.Без рук, без ног,
а дерево гнёт. (Ветер)
которая обозначается на карте зелёным,
жёлтым и коричневым цветами – это … (Суша)
Тема сегодняшнего урока — Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.
Цель урока — узнать как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.
- «Открытие» нового знания. Б) Выполнение практической работы
Поверхность суши постоянно меняется.
Твёрдые горные породы не разрушаются.
Твёрдые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.
Вода создаёт на поверхности суши только овраги.
Речные долины и овраги образуются в результате разлива горных пород текучими водами.
Пещеры образуются под воздействием ветра.
Барханы образуются под воздействием воды.
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
- Усвоение новых знаний через решение учебной задачи. А) Работа по учебнику . Б) Заполнение таблицы
Речная долина – это понижение на поверхности суши, по дну которого течет река.
Пещеры – это пустоты в толще земли, которые образуются с помощью воды.
С потолка пещеры падает вода, которая содержит много растворенных веществ, в том числе известь. Часть извести выделяется, пока капля висит на потолке, а остальная выделяется после падения капли на пол. Из этой извести через некоторое время начинает расти сосулька. Сосулька, которая свисает с потолка, называется сталактит , а тот столбик, который образуется на полу, называется – сталагмит .
Барханы – это песчаные холмы, которые образуются с помощью ветра.
— Что изучали на уроке?
— Что нового для себя узнали?
— Какие новые понятия вам запомнились по сегодняшней теме?
Если вам понравился урок, то возьмите яркий желтый лучик, который лежит на вашем столе и прикрепите его к нашему солнышку. А если не понравился, то возьмите черную тучку и закройте им наше солнышко.
- Итог урока . Оценивание работы учащихся.
Источник
Презентация по внеурочной деятельности «Солнце, воздух и вода»
Описание презентации по отдельным слайдам:
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ
Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? Шар воздушный, золотой Над рекой остановился, Покачался над водой И потом за лесом скрылся. — Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле? — Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)
Дети, что солнышко дарит земле? (тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т.д.). — Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей. Физкультминутка – Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу – Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу – В стороны руки – Плавно помашем – Это к нам птицы летят – Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад.
Солнце и животные — М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца…» Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий свет. — Всем ли животным необходимо солнечное освещение? — А тем животным, которые не имеют глаз? — Всем ли животным необходимо солнечное тепло? Дело в том, что солнечные лучи помогают вырабатывать в организме животных очень полезные вещества – витамины.
Солнце и растения — Солнечное тепло и свет необходимы не только животным, но и растениям. Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят. Жарким летним днем, когда Солнце нещадно жжет, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками, или скручивают листики. Воск и волоски защищают листья от ожогов. Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.
Посмотрите на эти два комнатных цветка. Сравните, одному из них не хватало солнечного света. Расскажите, как оно выглядит.
солнце и человек — Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным необходимы солнечный свет и тепло. — А необходимы ли они человеку? — Для чего?
Через нас проходит в грудь И обратно держит путь он не видимый ,и все же Без него мы жить не можем! Что это ? Он такой большой, Что занимает весь мир, Он такой маленький, Что в любую щель пролезет.
О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты» Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.
Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? – Нет. – Через стену мы видим соседний класс? – Нет. – А предметы, которые находятся в классе, вы видите – Да. – О каком свойстве воздуха это говорит? Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы. – Посмотрите на доску. Какого она цвета? – Зеленая – А какого цвета воздух? – Он бесцветен. – Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.
— Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? – Чистый воздух не пахнет. Воздух — это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.
Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода — Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смеем вам мы доложить: Без воды нам не прожить.
Итак ребята, где и для чего используется вода?
1. для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди). 2. в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, — ничего не сделать без воды). 3. средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги). Одним словом вода необходима для поддержания чистоты. 4. среда обитания В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными. Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла. 5. дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров). 6. Для получения электрического тока 7. красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов) 8. кормит (Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов). В соленых водах морей и океанов очень много водорослей. Ими питаются водные животные. Также водоросли используют в пищу, на корм скоту и в медицине.
Физкультминутка К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот так славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – это кроль. Все как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой, И отправились домой.
Источник
НОД «Солнце, воздух и вода в жизни человека, животных и растений»с элементами театрализации и экспериментирования.
НОД «Солнце, воздух и вода в жизни человека, животных
с элементами театрализации (К. И. Чуковский «Краденое солнце»)
— расширить через экспериментирование и использование элементов театрализации представления детей о значимости солнца, воды, воздуха в жизни человека, животных;
— учить работать в коллективе и индивидуально во время экспериментирования и театрализации.
— развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования и театрализации;
— развивать умение делать выводы и умозаключения;
— развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой;
— развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность, творческий потенциал;
— пополнять словарь (пресная, круговорот воды, полярный день, полярная ночь и т. д.), развивать диалогическую и монологическую речь.
— воспитывать интерес к познанию природы посредством трёх основных жизненных источников (солнце, воздух, вода);
— формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
— привлекать родителей к совместной экспериментальной и театрализованной деятельности.
Материал: ширма с фрагментом из сказки (крокодил проглотил солнце), маски и атрибуты к театрализации, экран, презентация к занятию (5 слайдов), мешок с заданиями, глобус, фонарик, символы и эмблемы («Круговорот воды в природе»), листы картона на каждого, пластиковые бутылки на каждого, 5 – 6 тазов под воду, звукозапись «Волк воет».
Дети совместно с воспитателем заходят в музыкальный зал (негромко играет музыка).
Воспитатель: «Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к сказке, но для этого нам нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной: «Мы на месте покружились, покружились, покружились и в доброй сказке очутились!» (движения по тексту под музыку).
Знакомство с автором произведения К. И. Чуковским
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, мы оказались с вами в сказке. Думаю, что она вам знакома. Назовите, пожалуйста, сказку и её автора» ( слайд 1 «Краденое солнце», портрет автора – К. И. Чуковского). Дети называют сказку и автора.
Воспитатель: «Дети, что же случилось с солнцем в сказке?».
Дети: «Крокодил проглотил солнце».
Театрализация фрагмента сказки «Краденое солнце»
Воспитатель: «Предлагаю вам обыграть эту ситуацию перед нашими гостями, показать театр. Дети – зрители, предлагаю вам сесть на стульчики, а артистам приготовится к показу начала сказки» (дети – артисты одевают маски и разные атрибуты).
На фоне сказочной ширмы (крокодил проглотил солнце) идёт показ начала сказки:
«Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
Поскакали по полям,
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют» (гости, воспитатель благодарят артистов за выступление).
Экспериментальная деятельность по природным источникам жизни (солнце).
Воспитатель: «Вот какая страшная беда приключилась. Посмотрите, ребята, герои сказки оставили за ширмой мешок с заданиями. И если мы с вами выполним задания, то, наверное, удастся вернуть солнце на небосклон и помочь всем животным. Первое задание: «Постарайтесь отгадать загадку».
«На ноге стоит одной,
Крутит — вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны».
Воспитатель: «Что изображает глобус?»
Дети: «Нашу планету. Это наша планета Земля» (предполагаемые ответы).
Воспитатель: «А может ли наша планета обойтись без солнца? Вспомните, в сказке крокодил солнце в небе проглотил…».
Дети: «Нет. Все погибнут, люди и животные. Мы не можем жить без солнца» (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: «Солнце – это планета?».
Дети: «Это горячая звезда. Это огненный шар» (возможные ответы детей).
Воспитатель: «Дети, а что даёт солнце всем живым организмам?».
Дети: «Свет. Тепло» ( слайд 2 «Тепло и свет солнца в жизни растений» — видео).
Родитель 1: «Предлагаю вам поучаствовать в опыте «День – ночь», чтобы понять, что происходит с солнцем по отношению к нашей планете».
Опыт 1 «День – ночь»:
«Во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути ( слайд 3 «Вселенная»). Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко показать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Там, где граница света и темноты размыта, наступает утро либо вечер. А если выключить фонарь (солнце), что произойдёт? Как вы думаете?» (предполагаемые ответы детей).
«Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше (поднять руки вверх, потянуться).
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже (присесть на корточки, руки опустить на пол).
А под солнышком нам
Весело живется (хлопать в ладоши, улыбаться)».
Экспериментальная деятельность по природным источникам жизни (вода).
Воспитатель: «Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? Как вы думаете?».
Дети: «Это вода: моря, океаны, реки, озёра» (предполагаемые ответы).
Воспитатель: «Ребята, для жизни человека, животных и растений вода имеет большое значение. А знаете ли вы, что на нашей планете Земля только пресная вода пригодна растительному, животному миру и человеку. А какая это вода пресная ? Что вы знаете о ней?».
Дети: «Это вода без соли».
Воспитатель: «А в морях и в океанах какая вода?».
Дети: «Солёная. Морская. Её нельзя пить» (возможные ответы детей).
Родитель 2: « Люди берут воду из подземных скважин — это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества ( слайд 4 «Водоочистное сооружение»). Питьевую воду нужно беречь. Почему?» (предполагаемые ответы). Запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. А как вода поступает в реку? Вы знаете?» (возможные ответы). Воспитатель: «Дети, сейчас мы с вами познакомимся с круговоротом воды в природе и главной ролью солнца в этом. Посмотрите на рисунок (слайд 5 «Круговорот воды»), когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. Предлагаю вам поиграть в круговорот воды, вы будете капельками воды, снежинками (эмблемы – капли, снежинки). Это будет следующее задание 2 » (обыгрывание с помощью необходимых символов, эмблем).
Экспериментальная деятельность по природным источникам жизни (воздух).
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Теперь остаётся выполнить последнее задание 3. Постарайтесь отгадать загадку.
«Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!»
Воспитатель: «Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух?» (ответы детей – чтобы дышать ).
Воспитатель: « Что было бы, если на земле исчезнет воздух?» (предполагаемые ответы).
Воспитатель: « Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого» (дети проходят в лабораторию).
Опыт 1. «Почувствуй воздух».
— Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).
— Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.
— Что вы чувствуете? (ответы детей).
Опыт 2. «Есть ли воздух».
Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку.
— Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?
— А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (ответы детей).
— Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.
— Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (воздух невидим, он прозрачный).
— Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.
Воспитатель: «Воздух необходим всем живым организмам, также как и солнце и вода.
Вы сегодня постарались и выполнили все три задания! Посмотрим, отдаст ли крокодил наше солнце….» (один из детей прикрепляет солнце на небосклон).
Источник