Солоухин дерево над водой
Владимир Алексеевич СОЛОУХИН
Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды. Но и в воде отражается все та же сплошная зелень.
Будем теперь по капелькам увеличивать наше внимание. При этом почти одновременно с водой и зеленью увидим, что, как ни узка речка, как ни густо сплелись над ее руслом ветки, все же и небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. Оно то серое, когда еще самый ранний рассвет, то серо-розовое, то ярко-красное — перед торжественным выходом солнца, то золотое, то золотисто-синее и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного летнего дня.
В следующую долю внимания мы уже различим, что то, что казалось нам просто зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное. И в самом деле, натянуть бы около воды ровную зеленую парусину, то-то была дивная красота, то-то восклицали бы мы: «Земная благодать!» — глядя на ровную зеленую парусину.
Висит над водой старая, черная, как уголь, коряга. Отзвенела, отшумела свое. Отдрожала дождевыми каплями на весенних листьях, отсорила в воду ярко-желтыми глянцевыми листочками. Угольное отражение ее четко лежит на воде, перерываясь лишь в тех местах, где попадает на округлые листья кувшинок. Зелень этих листьев не может не совпадать, не сливаться с отраженной вокруг лесной зеленью. У черемух выросли до своей величины будущие ягоды. Теперь они гладкие, жесткие, как все равно вырезаны из зеленой кости и отполированы. Листья ракиты повернуты то своей ярко-зеленой, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего все дерево, вся его крона, все, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.
Но всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Еще и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.
Вообще-то говоря, сидя с удочкой, ни о чем больше не думаешь, как только о клеве, о поплавке, если можно назвать думанием сосредоточенное, напряженное ожидание хотя бы легкого шевеления. Страстный рыболов Антон Павлович Чехов не так уж прав, говоря, что во время уженья приходят в голову светлые, хорошие мысли. Ничуть не бывало! Последние жалкие обрывки деваются неизвестно куда.
Глядя на белые пышные груды цветов, я часто думал о нелепости положения. Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. А вот спроси меня, как они называются, — не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. Одуванчик, ромашка, василек, подорожник, колокольчик, ландыш — на это нас еще хватает. Эти растения мы еще можем называть по имени. Впрочем, зачем же сразу обобщать, — может быть, один лишь я и не знаю? Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:
— Кто их знает! Полно их растет: и на реке, и в лесных оврагах. А как называются. Да тебе на что? Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. Нюхать и без названия можно.
Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние теплые закаты. Ну и, конечно, собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес еще полон темно-зеленой, черной почти прохлады. Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.
«Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» — «То есть как это как? Трава. Ну там. какой-нибудь пырей или одуванчик». — «Какой же тут пырей? Тут вовсе нет никакого пырея. Всмотрись повнимательнее. На месте, которое ты занял своим телом, растет десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость. Пусть об этом знают хотя бы специалисты. Но названия, конечно, не мешало бы знать».
Из двухсот пятидесяти видов грибов, что растут повсеместно в наших лесах, начиная с апреля и кончая заморозками (кстати, почти все виды съедобны, исключая лишь несколько видов), мы знаем «в лицо» и по названиям едва ли четвертую часть. Про птиц не говорю. Кто мне подтвердит, которая из этих двух птиц малиновка-пересмешница, которая крапивница, а которая мухоловка-пеструшка? Кто-нибудь, конечно, подтвердит, но каждый ли? Но каждый ли третий, по каждый ли пятый — вот вопрос!
. Встретившись в Москве с моим другом и земляком из соседнего села Сашей Косицыным, мы начинаем вспоминать наш лес Журавлиху, нашу речушку Воршу, наш Долгий омут, затерявшийся в Журавлихе.
— Больше всего я люблю в Журавлихе запахи, — зажмуриваясь от блаженства, вспоминает Саша Косицын. — Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов! Нельзя сказать в отдельности, что пахнет крапивой, или мятой, или вот этой. как ее. Ну, знаешь, такая белая трава. пышная, ну, ты знаешь.
Источник
Книга: Владимир Солоухин «Дерево над водой»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Время собирать камни | Мысль о сохранении заповедных мест, о сбережении чистоты природной сферы, сохранении старины объединяет все очерки, которые вошли в сборник «Время собирать камни» — Современник, (формат: 84×108/32, 254 стр.) Новинки «Современника» Подробнее. | 1980 | 140 | бумажная книга |
Венок сонетов | Произведение известного советского поэта Владимира Солоухина «Венок сонетов», по существу, небольшая, законченная лирико-философская поэма. Сложная и емкая форма «Венка сонетов» позволила поэту… — Молодая гвардия, (формат: 70×108/32, 32 стр.) Подробнее. | 1978 | 200 | бумажная книга |
Закон набата | В сборник «Закон набата» вошли лучшие рассказы известного советского поэта и прозаика Владимира Солоухина. С большой теплотой пишет он о людях своего родного края -раскрывает в них черты русского… — Современник, (формат: 84×108/32, 206 стр.) Подробнее. | 1971 | 50 | бумажная книга |
Письма из Русского музея | Новое произведение В. Солоухина — это своеобразный публицистический очерк, в котором автор делится своими раздумьями о судьбах многих и многих памятников русскойкультуры. Он пишет о резко выраженной… — Советская Россия, (формат: 70×108/32, 132 стр.) Подробнее. | 1967 | 140 | бумажная книга |
Белая трава | В книгу известного писателя входят рассказы, созданные в разные годы, такие, как «Каравай заварного хлеба», «Ножичек с костяной ручкой», «Подворотня», «Белая трава», «Мед на хлебе» и другие. В основе… — Детская литература. Москва, (формат: 84×108/32, 208 стр.) Подробнее. | 1990 | 300 | бумажная книга |
Камешки на ладони | В книгу известного писателя входят рассказы, написанные в разные годы, такие, как «Каравай заварного хлеба», «Белая трава», «Ножичек с костяной ручкой», и др. В их основе — человек, его мир, его… — Детская литература, (формат: 84×108/32, 288 стр.) Школьная библиотека Подробнее. | 2011 | 150 | бумажная книга |
Мать-мачеха | Предлагаем вашему вниманию сборник рассказов и роман «Мать-мачеха» — Московский рабочий, (формат: 84×108/32, 488 стр.) Подробнее. | 1969 | 70 | бумажная книга |
Свидание в Вязниках | Вашему вниманию предлагаются произведения Владимира Солоухина «Свидание в Вязниках» и другие — Молодая гвардия, (формат: 60×84/16, 256 стр.) Подробнее. | 1964 | 130 | бумажная книга |
Седина | Вашему вниманию предлагается сборник стихотворений В. Солоухина «Седина» — Советский писатель. Москва, (формат: 70×108/32, 96 стр.) Подробнее. | 1977 | 40 | бумажная книга |
Каравай заварного хлеба | В настоящий сборник вошли рассказы советского писателя Владимира Солоухина, такие, как «Каравай заварного хлеба», «Под одной крышей», «Три белоснежные хризантемы», идругие. Рассказы документальны и… — Правда, (формат: 84×108/32, 416 стр.) Подробнее. | 1986 | 70 | бумажная книга |
Капля росы | Вашему вниманию предлагается книга Владимира Солоухина «Капля росы» — Молодая гвардия, (формат: 84×108/32, 240 стр.) Подробнее. | 1960 | 280 | бумажная книга |
Имеющий в руках цветы | Прижизненное издание. Москва, 1962 год. Советский писатель. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Владимир Алексеевич Солоухин — русский советский писатель и поэт, видный представитель… — Советский писатель. Москва, (формат: 70×108/32, 312 стр.) Подробнее. | 1962 | 70 | бумажная книга |
Лирические повести | В книгу вошли повести «Владимерские просеки», «Капля росы», «Терновник» — Московский рабочий, (формат: 84×108/32, 552 стр.) Подробнее. | 1962 | 270 | бумажная книга |
Владимир Солоухин. Избранные произведения в 2 томах (комплект из 2 книг) | В первый том вошли лирические повести и рассказы В. Солоухина. В повестях «Владимирские проселки» и «Капля росы» своеобразно переплелись описание природы и людские судьбы, история и современность. В… — Художественная литература. Москва, (формат: 84×108/32, 1100 стр.) Владимир Солоухин. Избранные произведения в 2 томах Подробнее. | 1974 | 1200 | бумажная книга |
С лирических позиций | Книга известного советского поэта и прозаика В. Солоухина объединяет размышления поэта об отношении художника к слову, к красоте окружающего нас мира. В. Солоухин рассказывает о своем творческом… — Советский писатель. Москва, (формат: 70×108/32, 186 стр.) Подробнее. | 1965 | 100 | бумажная книга |
Владимир Солоухин
Владимир Солоухин | |
Дата рождения: |
---|