Социально гигиенический мониторинг вода

Социально-гигиенический мониторинг

Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

  • Формирование регионального информационного фонда (РИФ) и отчеты для федерального информационного фонда (ФИФ);
  • Гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;
  • Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
  • Подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

Организация и ведение СГМ на федеральном и региональном уровнях регламентируется следующими законодательными документами: Законом Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 45 «Социально-гигиенический мониторинг»), Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», приказами Роспотребнадзора.

В Архангельской области порядок ведения СГМ определяется Постановлением администрации области от 27.06.2002 № 123 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге в Архангельской области», которым также утвержден перечень показателей, подлежащих мониторированию. В Архангельской области действует ряд приказов, определяющих мониторинг факторов среды обитания и здоровья населения.

Читайте также:  Зачем ныряют с трубкой под водой

Формируются и ведутся 13 электронных баз данных регионального информационного фонда:

  • Питьевая вода систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения;
  • Санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест;
  • Контаминация продовольственного сырья и продуктов питания химическими веществами;
  • Содержание генно-инженерно-модифицированных организмов в пищевой продукции;
  • Сведения об остаточном количестве антибиотиков в пищевых продуктах;
  • Условия труда и профессиональная заболеваемость;
  • Показатели радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей;
  • Здоровье населения;
  • Медико – демографические показатели;
  • Социально – экономическое состояние территории;
  • Cведения о санитарно – эпидемиологической обстановке на водных объектах;
  • Острые отравления химической этиологии;
  • Первичная неинфекционная заболеваемость.

Отдел социально-гигиенического мониторинга:

телефон (8182) 20-63-48.

Заведующий отделом Крутская Ксения Валерьевна.

Версия для печати Версия для MS Word Социально-гигиенический мониторинг

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области», 2006-2021 г.

Адрес: 163001, Архангельская область, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 164, корпус 1

Источник

Социально-гигиенический мониторинг

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами окружающей среды.

В Липецкой области социально-гигиенический мониторинг внедрен в деятельность госсанэпидслужбы с 1994 года. За эти годы накоплен большой опыт и сделано много для развития данного направления на территории области.

Важная роль в организации работы по СГМ принадлежит структурному построению, кадрам, техническому и программному обеспечению.

За годы работы структура подразделений СГМ менялась. На первом этапе в городах и районах были созданы 2 отделения социально-гигиенического мониторинга в центрах госсанэпиднадзора в Липецкой области и г. Липецке, 15 информационно-аналитических групп в составе санитарно-эпидемиологических отделов районных ЦГСЭН.

После реформирования госсанэпидслужбы в 2005 году организованы Управление Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с разделением их функций. Для эффективного выполнения работы по СГМ было заключено Соглашение об объединении деятельности подразделений по социально-гигиеническому мониторингу Управления и Центра гигиены и эпидемиологии на функциональной основе.

В 2013 году в структуре Управления упразднен отдел социально-гигиенического мониторинга, функции по ведению социально-гигиенического мониторинга переданы в Учреждение.

Совершенствование СГМ требовало улучшения обеспеченности электронно-вычислительной техникой и создания электронных баз данных. Компьютеризация госсанэпидслужбы области прошла путь от единичных ЭВМ на первом этапе работы по СГМ до обеспеченности каждого специалиста современными компьютерами, объединенными в локальную вычислительную сеть по всей территории области с целью создания единого информационного пространства.

В области успешно функционировали компьютерные программы Федерального ЦГСЭН, ЦГСЭН в Свердловской области, а также разработанные специалистами Липецкой области (в т.ч. АРМ врача отдела социально-гигиенического мониторинга, врача-вирусолога, бактериолога, эпидемиолога).

С 2003 года поэтапно внедряется информационная система АС «Социально-гигиенический мониторинг» НПО «Криста», рекомендованная как базовый вариант единого программного обеспечения социально-гигиенического мониторинга в госсанэпидслужбе Российской Федерации.

С 2007 года начато внедрение геоинформационных технологий, которые позволяют связать графические объекты с информацией в базах данных, визуализировать информационные массивы в виде карт, проводить анализ пространственных данных и моделировать обстановку. Для систематизации и анализа данных о состоянии среды обитания и здоровье населения используются географические информационные системы «Карта 2008», «Карта 2011» (ЗАО КБ «Панорама», г. Москва), СМО-КН «Сталкер» мобильной станции радиомониторинга (ЗАО «Иркос», г. Москва).

Проводится работа по формированию информационной базы для создания тематических слоев популяционного здоровья, социальной и окружающей среды.

Создание системы социально-гигиенического мониторинга базируется на использовании материалов официальной статистики. Для обеспечения эффективного функционирования системы СГМ был разработан порядок информационного взаимодействия, утвержденный Постановлением главы администрации Липецкой области.

Для межведомственной координации деятельности заключены соглашения с федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и ведомствами, участвующими в проведении социально-гигиенического мониторинга.

С 2009 года начато использование методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения. Для выполнения работ по оценке риска используется Унифицированная программа расчета загрязнения атмосферного воздуха «Эколог 3.0» и программные модули «Норма», «Средние», «Риски», «Экограф».

Аккредитованным Органом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» проводятся гигиенические исследования по оценке риска для здоровья населения от воздействия химических веществ в атмосферном воздухе и по оценке риска, связанного с качеством питьевой воды.

Ведение социально-гигиенического мониторинга – это сложная научная, методическая и практическая задача. На территории области успешно развивается научная составляющая социально-гигиенического мониторинга. Специалистами госсанэпидслужбы выполнено 18 научно-исследовательских работ, которые завершились защитой 2 докторских и 16 кандидатских диссертаций. Большинство научно-исследовательских работ выполнено под руководством Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, в последние годы развиваются научные и учебные связи с Северо-Западным государственным медицинским университетом (ранее Санкт-Петербургской госмедакадемией им. И.И. Мечникова).

Результатом проведенных исследований явилась разработка региональной системы эколого-гигиенической оценки здоровья населения, которая основана на комплексной оценке среды обитания, интегральном районировании заболеваемости, инвалидности и смертности населения, широком использовании анкетирования при оценке здорового образа жизни.

Внедрены скрининговые методы донозологической диагностики, которые позволили установить причинно-следственные связи между накоплением вредных веществ в объектах окружающей среды, биосредах человека, состоянием неспецифического иммунитета и повышением уровня заболеваемости на территориях риска.

Проведенные исследования совместно с ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана, Санкт-Петербургским НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека послужили основой разработки целого ряда методических рекомендаций и указаний на федеральном уровне.

В ходе проведения социально-гигиенического мониторинга учтены и проанализированы региональные особенности антропотехногенных, социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов, что позволило реализовать комплексный подход к оценке факторов среды обитания.

В дополнение к методическим рекомендациям «Комплексное определение антропотехногенной нагрузки на водные объекты, почву, атмосферный воздух в районах селитебного освоения» в комплексный показатель дополнительно включены коэффициенты суммарного химического загрязнения пищевых продуктов, пестицидной нагрузки и радиационного фона.

Внедрена методика оценки по объединенному социально-экономическому показателю и отдельным социально-экономическим факторам.

Разработан подход к оценке среды обитания по суммарному ранговому санитарно-гигиеническому показателю, который учитывает гигиеническую характеристику населенных мест, состояние детских и подростковых учреждений, эпидемиологическую безопасность пищевых продуктов и др.

Для оценки качества окружающей среды и обоснования управленческих решений по обеспечению санэпидблагополучия населения на региональном уровне разработаны четыре издания атласа «Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Липецкой области» и Атлас электромагнитной и акустической обстановки окружающей среды города Липецка. Начата подготовка атласа «Онкологическая заболеваемость в Липецкой области». С 2008 года при подготовке атласов используются геоинформационные технологии.

На современном этапе в рамках СГМ внедрена система проведения лабораторного контроля по мониторинговым точкам с адресной привязкой. Определение географических координат проводится GPS приемниками Garmin и Российской спутниковой навигационной системы «Глонасс». Разработана программа пересчета координат из системы WGS 84 в Пулково 42.

Охват населения комплексным контролем за загрязнением атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы населенных мест, радиационной обстановкой в системе СГМ составляет 66%.

Дополнительно к показателям федерального информационного фонда СГМ внедрен мониторинг акустической и электромагнитной безопасности окружающей среды. Удельный вес населения, охваченного данными видами контроля, составил соответственно 75 и 16%.

Данные, полученные в ходе проведения социально-гигиенического мониторинга, используются при подготовке государственного доклада, информационных бюллетеней, материалов для рассмотрения вопросов в органах государственной власти, ведомствах по вопросам снижения влияния среды обитания на здоровье населения.

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», 2014-2021 гг.

При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.

Адрес: 398002, г. Липецк, ул. Гагарина, 60а.

Источник

О введении в действие МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения»

Управление Роспотребнадзора по Ростовской области информирует, что ру-ководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены и впервые введены методические рекомен-дации МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения каче-ственной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения».

Данные рекомендации устанавливают порядок мониторинга питьевой воды, подаваемой централизованными системами водоснабжения, в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга, осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля, а также при организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора качества и безопасности питьевой воды.

(c) Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, 2006—2020 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. 18 линия, 17

Источник

Документы

Размещен: 2 Октября 2006 г.

Об организации лабораторного контроля при проведении социально-гигиенического мониторинга

Руководителям территориальных органов, учреждений и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

едеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет, для использования при проведении социально-гигиенического мониторинга, материалы по организации лабораторного контроля за факторами среды обитания (приложение).

Приложение: Материалы по организации лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга на 8 л. в 1 экз.

Организация лабораторного контроля за факторами среды обитания для социально-гигиенического мониторинга

Приложение
к письму Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
от 02.10.2006 г. № 0100/10460-06-32

Все мониторинговые точки, посты наблюдения должны иметь единую нумерацию (код), привязаны к карте населенного пункта с точностью не менее 2 метра, т.е. иметь географические координаты. Данные о географических координатах рекомендуется заполнять из проектных документов на стационарный пост наблюдения, земельного кадастра или определять с помощью Global Positioning System GPS (глобальная система местоопределения).

Выбор приоритетных веществ выполняется с использованием методологии оценки риска для здоровья химических веществ или в соответствии с информационным письмом «О списке приоритетных веществ, содержащихся в окружающей среде, и их влиянии на здоровье населения» №И/109-111 от 07.08.97г.

Для оценки приоритетности загрязняющих веществ должен быть выполнен сбор информации по ряду показателей и созданы необходимые базы данных. Эта работа выполняется однократно. Ежегодно вносятся изменения, связанные с характеристикой выбросов (сбросов, изменений технологий и т.д.) источников загрязнения.

1. Организация лабораторного контроля за качеством атмосферного воздуха жилых территорий

Отбор проб атмосферного воздуха населенных мест осуществляется на стационарных, маршрутных и передвижных постах в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных пунктов».

Для СГМ необходимо использовать данные стационарных и маршрутных постов, т.к. только данные этих постов отражают диффузное загрязнение атмосферного воздуха, что позволяет рассчитать экспозицию, а последняя — оценить влияние на здоровье населения.

Обязательными исследуемыми веществами в атмосферном воздухе являются взвешенные вещества (PM10 или TST), диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы.

Стационарный и маршрутный посты размещаются в местах, выбранных на основе предварительного исследования загрязнения воздушной среды населенного пункта промышленными выбросами, выбросами автотранспорта, бытовыми и другими источниками и условий их рассеивания.

Стационарные и маршрутные посты размещаются в жилых районах с различным типом застройки (в первую очередь, наиболее загрязненных), зонах отдыха, на территориях, примыкающих к магистралям интенсивного движения транспорта.

Размещение постов определяется с учетом наибольшей плотности и численности населения, площади населенного пункта, рельефа местности, развития и размещения промышленных зон, зон отдыха, сети магистралей и их расположения по территории города.

Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее:

1 пост — до 50 тыс. жителей, 2 поста — до 100 тыс. жителей, 2 — 3 поста — 100 — 200 тыс. жителей, 3 — 5 постов — 200 — 500 тыс. жителей, 5 — 10 постов — более 500 тыс. жителей, 10 — 20 постов (стационарных и маршрутных) — более 1 млн. жителей.

Для СГМ оптимальна полная программа наблюдений, которая предназначена для получения информации о разовых и среднесуточных концентрациях. Наблюдения по полной программе выполняют ежедневно путем непрерывной регистрации с помощью автоматических устройств или дискретно через равные промежутки времени не менее четырех раз с обязательным отбором в 1, 7, 13, 19 часов по местному декретному времени.

Одновременно с отбором проб воздуха определяют следующие метеорологические параметры: направление и скорость ветра, температуру воздуха, состояние погоды и подстилающей поверхности.

Не менее 200 среднесуточных проб в год дают относительно надежное представление о степени загрязнения воздуха территории.

2) Организация лабораторного контроля за почвой селитебных территорий

Оценка загрязнения почвы в районе жилой застройки проводится не только в отношении характеристики самой почвы, но и в отношении характеристики объектов загрязнения среды обитания как источников загрязнения. Возможное оседание компонентов выбросов на почву может служить для их идентификации (по градиенту снижения концентрации с удалением от источника) и характеризовать мощность выбросов, что, прежде всего, актуально в аварийных ситуациях.

При проведении контроля загрязнения почв следует учитывать класс опасности химических веществ. Необходимо соблюдение требований при использовании физико-химических и биологических методов, позволяющих получить достоверную качественную и количественную информацию о наличии загрязнителей в почве.

Почвы, отнесенные к категории загрязненных, должны находиться под постоянным контролем. Почвы выводятся из этой категории, когда количество в них загрязняющих веществ становится ниже допустимого уровня и постоянный контроль заменяется на периодический.

Желательно предусмотреть общий элементный анализ почв. При этом необходимо фиксировать не только превышение, но и дефицит микроэлементов.

Заключение по результатам анализа элементного состава, составляется с учетом: подвижности, характера взаимодействия и степени связывания элементов со структурами почвы.

Особое внимание следует уделять почвам, прилегающим к предприятиям и объектам промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйств, транспорта, которые по характеру своей деятельности могут загрязнять почву посредством выбросов, сбросов, отходов, стоков и осадка сточных вод. В этом случае, размещают мониторинговые точек в направлении господствующих ветров и в противоположном им направлении. Для контроля санитарного состояния почвы в зоне влияния промышленного источника загрязнения пробные площадки закладывают на расстояниях до 3-кратной величине санитарно-защитной зоны.

Пробные площадки закладывают на участках с однородным почвенным и растительным покровом, а также с учетом хозяйственного использования основных почвенных разновидностей.

Для контроля загрязнения почв сельскохозяйственных угодий в зависимости от характера источника загрязнения, возделываемой культуры и рельефа местности на каждые 0,5 — 20,0 га территории закладывают не менее 6 пробных площадок размером не менее 10 х 10 м для получения статистически значимых результатов.

Для контроля санитарного состояния почв на территории расположения детских садов, игровых площадок, выгребов, мусорных ящиков и других объектов, занимающих небольшие площади, размер пробной площадки должен быть не более 5 х 5 м.

Сеть мониторинговых точек определяется в зависти от площади населенного пункта, рельефа местности, численности и плотности населенного пункта.

Мониторинговые точки для контроля загрязнения почвы необходимо размещать на территориях ДОУ, игровых, спортивных, детских площадок селитебной территории, в зонах рекреаций, на территориях лечебно-профилактических учреждений.

Число мониторинговых точек должно охватывать 20% каждого вида территорий и охватывать всю территорию населенного пункта.

Исследование почвы для химического, бактериологического и гельминтологического анализов в каждой мониторинговой точке должно быть не менее 6 в год и охватывать все сезоны года (кроме зимнего сезона для территорий с минусовыми температурами).

3) Организация лабораторного контроля в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения

Для оценки качества питьевой воды важное значение имеют данные, характеризующие условия, формирующие качество воды источника, питьевой воды и т.д.

На относительно небольшой селитебной территории население, как правило, обеспечивается питьевой водой одинакового качества. Однако нельзя исключить, что на указанной территории, тип водоснабжения, химический состав воды и степень ее загрязнения могут оказаться различными. В связи с этим могут потребоваться дополнительные мониторинговые точки.

Отбор проб воды должен осуществляться в соответствии с нормативными документами таким образом, чтобы в конечном итоге была обеспечена возможность оценки качества питьевой воды по всем выделенным территориям (зонам) для изучения влияния на здоровье населения.

Частота отбора проб зависит от происхождения показателя, чувствительности и ошибки используемого метода, но не может быть менее 12 в год (ежемесячно). Для веществ, изменение концентраций которых маловероятно в процессе их распределения в сети (фториды, мышьяк, хлориды, жесткость) — частота отбора проб воды из мониторинговой точки может не превышать 12 в год. Для веществ, концентрация которых может варьировать при распределении в сети, минимальное число отбора проб следует удвоить (например: тригалометаны, хлорамины, свинец, сурьма и т.д.).

Время отбора проб рекомендуется в часы с максимальным разбором воды из сети. Если для конкретной водопроводной сети характерно пространственное колебание — мониторинговые точки рекомендуется выбирать на основе случайной выборки. Отбор проб воды из крана проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб» (п. 4.1.4.), т.е. анализу должна подвергаться первая порция слива воды.

Количество точек для отбора проб воды определяются конкретной санитарной ситуацией. При этом можно выделить следующие стратегии отбора проб (выбора точки):

а) краны, выбираемые на случайной основе;

б) краны, выбираемые систематически с учетом факторов, влияющих на представляющие интерес вещества;

в) краны, выбираемые на участках рецепторных точек установленных для отбора проб воздуха.

Точки для мониторирования показателей качества воды ежегодно уточняются исходя из конкретной ситуации. При сформированных базах данных СГМ допускается включать тот или иной участок в рамки одной рецепторной точки, если интервалы измеряемых показателей не отличаются межу собой более чем на 20%. Для оценки потенциальной опасности загрязнения питьевой воды следует накапливать и учитывать ретроспективные данные об авариях на сетях.

Зонирование территории, для определения количества и месторасположения мониторинговых точек в системе СГМ, выполняется следующим образом:

выделяются территории, которые обеспечиваются из одного водозаборного узла (на основании схемы водопроводной сети по данным водоканалуправления);

внутри территорий выделяются участки, где система транспортировки и водоподачи организованы в один и тот же период, используются однотипные материалы и покрытия, а сети эксплуатируются одной и той же организацией;

на каждом выделенном участке организуется одна (не менее) точка для отбора проб воды из крана.

4). Организация лабораторного контроля за безопасностью

При проведении контроля загрязнения пищевых продуктов определяется содержание в них тяжелых металлов, нитритов и нитратов, пестицидов, минеральных удобрений и других соединений. Для исследования используются те пищевые продукты (в том числе привозные), которые, во-первых, входят в рацион населения, проживающего на территории, во-вторых, они получены на сельскохозяйственных полях и приусадебных участках, для которых были определены среднегодовые показатели территориальной нагрузки пестицидами и минеральными удобрениями.

Продукты, которые в питании используются в основном без кулинарной обработки (фрукты, некоторые овощи, ягоды и т.д.) исследуются в сыром виде. Продукты (картофель, мясо, рыба, хлебобулочные и макаронные изделия), которые используются в питании после кулинарной обработки (варка, жаренье и т.д.), исследуются после проваривания (прожаривания) — для сырых ингредиентов, в исследовательских лабораториях (перед анализом) до состояния готовности; при этом исследованию подвергается только съедобная часть продукта.

Отбор проб является начальным этапом санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, призванным при оптимальных затратах времени и средств обеспечить представительность проб, наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемую партию продуктов (при экспертизе партии) или отдельного образца.

Порядок отбора проб пищевых продуктов при экспертизе партии включает в себя выделение однородной партии, определение числа и отбор точечных проб (не менее 6), составление объединенной пробы и формирование из нее средней пробы, которая направляется на лабораторные исследования.

Экспертиза партии проводится в соответствии с действующей инструкцией о порядке проведения гигиенической экспертизы пищевых продуктов в учреждениях Роспотребнадзора.

Радиационно-гигиенический мониторинг для сельского населения предусматривает наблюдение за содержанием радионуклидов в пищевых продуктах местного производства, поступающих из индивидуальных хозяйств, сельхозпредприятий, а также реализуемых через рынки; для городского населения — наблюдение за содержанием радионуклидов в пищевых продуктах местного производства и ввозимых, поступающих через розничную торговую сеть.

Контролируемыми радионуклидами в пищевых продуктах, определяющими состояние радиационной безопасности населения на наблюдаемых территориях, являются техногенные 90Sr и 137Cs (как представители продуктов ядерного деления) и природные 226Ra и 210Pb.

Определение удельной активности 226Ra и 210Pb в пищевых продуктах на территории субъекта Федерации производится в сельских населенных пунктах, в приарктических районах, а также в районах действия предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, энергетических станций, работающих на органическом топливе и т.п.

Число контрольных населенных пунктов на территории субъекта Федерации должно быть не менее 3-х и обеспечивать представительность наблюдаемых радиационных параметров.

Перечень основных пищевых продуктов для определения 90Sr, 137Cs , 226Ra и 210Pb, периодичность и объем контроля представлены в таблице 1, 2.

Перечень основных пищевых продуктов для определения 90Sr и 137Cs , периодичность и объем контроля

Источник

Оцените статью