Сплав леса по реке
Сплав леса по реке – экономически выгодная, а порою единственно возможная, транспортировка древесины по воде к месту ее обработки и использования.
Сплав леса
Процесс перемещения древесины по воде осуществляется благодаря ее плавучести и течению воды. При такой транспортировке затрачивается меньше сил, чем при использовании других видов перевозки леса.
В СССР сплавлялось до 120 млн. м3 древесины ежегодно. Сейчас эти объемы значительно сократились.
Виды сплавов
Существует 3 основных вида сплава леса по реке.
- Молевой. Срубленные зимой стволы при наступлении паводка сталкиваются в воду и плывут по течению к месту задержания – запани (Фото 1).
- Плотовой. Все стволы увязываются в пучки, а затем из них образуют плоты. Эти плоты либо привязывают к специальным судам-тягачам, либо их направляют по течению плотогоны (Фото 2).
- Кошельный. Осуществляется на небольшие расстояния суднами. Несвязанные бревна помещают в специальные плавучие ограждения – кошели.
Четвертый вид транспортировки леса по воде – внутри судов, но он не экономичный.
Фото 1. Запани для молевого сплава леса.
Фото 2. Плотовой сплав леса
Вред сплава леса по реке
При молевом сплаве леса часть намокших стволов тонет. Скапливаясь на дне реки, древесина захламляет дно реки, мешая судоходству. Она начинает гнить, отравляя воду. При активном лесосплаве нарушается речная фауна и флора, т.к. выдираются растения со дна, образуется муть при проходе леса, гибнут беспозвоночные и рыба. Кроме того, утонувшие стволы не поступают в производство, что ведет к экономическим потерям.
Источник
Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?
Сколько кубометров древесины вятские речники могли сплавить за один рейс и чем опасен лесосплав — читайте в нашем краеведческом блоге.
В этом году году синоптики ожидают «тревожного» половодья. Вода в Вятке может подняться на полтора метра выше нормы. Ещё несколько лет назад известие о «большой воде» могло очень порадовать речников. Вместе с половодьем начиналась навигация и сплав леса по реке — это было время больших заработков, а для горожан – зрелище сродни фейерверку.
Что такое лесосплав?
Дмитрий, коллега по работе, которому чуть перевалило за 20 лет, рассказывает, что о том, как сплавляли лес по реке, ему рассказывала бабушка. Сам он, конечно, не видел, но бабушка уверяла, что посмотреть на многокилометровые плоты на Вятку приходил весь город.
Все лишь несколько десятилетий назад лесосплав был прибыльным делом, а в некоторых местах – единственной возможностью транспортировки леса.
Как сообщает Большой энциклопедический словарь, лесосплав – это заключительная стадия лесозаготовки. Самый дешёвый способ транспортировки вырубленного леса к местам его переработки и строительства.
На Вятке несколько столетий сплавляли лес по рекам. Активно и большими объёмами начали сразу после революции. Доставлять древесину водным путём стало новой философией молодой республики. В Петрограде даже открыли институт Лесосплава и стали обучать этой профессии речников и работников лесозаготовительных производств.
В нашем регионе никто не хотел отставать, тем более что мы располагали нетронутыми запасами леса и тогда ещё почти полноводной Вяткой.
Как переправляли брёвна по реке?
Сплав начинается зимой. На берегу брёвна связывали в пучки, а потом укладывали на лёд реки. Затем стальными тросами стягивали их в длинные ленты плотов. До паводка плоты ждали большую воду.
По Вятке древесину сплавляли несколькими способами.
Молевой сплав — брёвна сплавляли во время половодья в хаотичном порядке. Такой лес могли направлять только специальные сооружения, установленные на реках. При таком виде сплава много древесины намокало и тонуло. Она ложилась на дно реки, начинала гнить и засорять русло.
Плотовой сплав — из заготовленной древесины формируют плоты. Её плотно скрепляют, а потом отправляют по рекам километровыми водными «кортежами». При таком сплаве используют речной флот — буксир, который тянет плот к месту назначения.
Кошельный сплав — брёвна, не связанные между собой, загоняют в особое ограждение, тоже сооружённое из древесины. Кошель транспортируется теплоходами. Чтобы брёвна не тонули во время пути, их сушат и смазывают гидроизоляционным материалом.
Леонид Рычков, бывший житель посёлка Вишкиль, вспоминает:
— В то время в Вятку по весенней воде заходили мощные буксиры из Волги. Они могли тянуть одновременно два плота длиной более километра! С берега эти буксиры казались огромными, высотой с трёхэтажный дом. Верхние палубы были вровень с берегами. Движение по реке не прекращалось круглые сутки. Складывалось такое ощущение, что дома стоят вблизи оживлённой магистрали, только по ней движутся не автомобили, а теплоходы. Вечером засыпаешь под гул судовых двигателей, а утром в предрассветной тишине тебя будит тревожный гудок буксира, выводящего плот в повороте реки на фарватер. И в окнах дома проплывает очередная мачта буксирного теплохода с включенными ходовыми огнями. И сплав леса продолжается, пока вода не начнёт спадать.
Расцвет лесосплава на Вятке
Как вспоминают кировчане, сплав леса был очень впечатляющим зрелищем. Это было ещё интереснее, чем ледоход. На берег Вятки со стороны города высыпали целые толпы жителей и наслаждались видом процесса.
Кировчанка Надежда Павловна рассказала, что в конце 50-х годов прошлого века она помнит две самые удобные точки для любования ледоходом, а затем лесосплавом.
— Мы шли либо со стороны улицы Водопроводной на берег, либо собирались в районе современного Вечного огня. В береговой ротонде тоже было можно посмотреть на лесосплав, но там всегда было очень мало места.
Фото из зарубежного журнала
Под снимком автор подписал: «СССР — страна огромных расстояний, реки — длинные и многоводные. Поскольку иных дорог часто нет, то сплав по рекам — лучший способ транспортировки древесины. » Фото сделано на реке Вятка.
В середине 20 века в Кировской области каждый год заготавливалось более 16 миллионов кубометров леса. Древесину отправляли на фабрики, стройки и заводы. 2 миллиона кубометров сплавляли по Вятке.
Сплавщики всегда тревожились: сколько времени будет паводок и успеют ли они сплавить плоты. Паводок в среднем длится 2-3 недели. Поэтому каждый день запрашивали новости из метеоцентра.
В газете «Речник Вятки» ветераны флота вспоминали:
— Когда дожидались большой воды — на рейдах кипела работа. Только успевай поворачиваться, нужно все плоты отправить, и чтобы они на место прибыли целыми. По пути к месту назначения плот очень легко было посадить на мель. На плотах круглосуточно дежурили люди. Если плот коснётся берега, то его уже никакими тросами не вытащить. Нужно знать Вятку как свои пять пальцев иначе плот «растащит» по пути.
Любопытный факт: в оперативных сводках с полей по радио говорили не только о том, когда начался сев, сколько вспахано и какие колхозы передовые, но и о том, что на Вятке начался сплав и плоты идут в районе, к примеру, Нагорска. К слову, Нагорск был самым северным рейдом (точкой), откуда начинали сплавлять древесину.
Там, где река была узкой, увязывали плот по 10 тысяч кубометров, затем к нему добавляли ещё 10 и уже в самых широких местах реки формировали плот по 40 тысяч кубометров древесины.
Кировский лес отправляли по Каме и Волге в Ульяновск, Волгоград, Астрахань и другие города. А сплавщиков отправляли самолётом домой, успеть за новым плотом, чтобы не ушла большая вода. Тех, кто водил плоты по Вятке, называли плотогонами.
Но не всегда лесосплав шёл по плану, например, большого паводка не было, вода быстро спадала, заготовленные с зимы плоты обсыхали. Их можно было транспортировать уже только следующей весной. Это приносило огромные убытки.
Кто срывал самый большой куш?
В сплаве древесины принимали участие работники лесозаготовительных производств и речники.
В Кирове было несколько специальных организаций. Одна из крупных, по документам Государственного архива политической истории Кировской области, была образована ещё до 1930 года.
В начале 30-х она получила название «Верхне-Вятская сплавная контора Северо-Восточного государственного промышленного треста «Севвослес». На балансе предприятия числились свои мастерские, ремонтные цеха. Контора занималась лесозаготовками и сплавляла древесину в Нагорске, в Чёрной Холунице, в Кирово-Чепецке, а в Кирове её ремонтные мастерские и базы находились в посёлке Вересники.
Эта контора несколько раз меняла название: Вятское производственное лесосплавное объединение «Вятлесосплав» объединения «Кировлеспром» в 1975 году, Открытое акционерное общество «Вятлесосплав» в конце 90-х. Предприятие просуществовало до 2001 года и продолжало заниматься лесозаготовками, пока не было признано по документам банкротом.
Речники для «погонки» плотов использовали специальные мощные буксиры, работали бригадами, часто без сна и без отдыха всё время половодья. В их послужном списке отмечалось не только то, сколько успешных навигаций на счету, а ещё и сколько успешно было сплавлено плотов.
Что на дне Вятки?
До 2004 года по Вятке местами ещё сплавляли лес, но не в таких объёмах, как в середине 20 века.
«Закат» вятского лесосплава как вида транспортировки древесины начался уже с конца 60-х годов прошлого века. Дело в том, что экологи забили тревогу. Вятка мелела и экология главного водоёма области необратимо изменялась.
Причина в том, что когда лес плывёт по реке «молью» (читай выше — молевой сплав), много древесины тонет и засоряет дно рек. «Топляки» гниют и выделяют вредные вещества. Гибнет флора и фауна. После активной работы экологов в Водный кодекс РФ были внесены изменения. Это коснулось статьи об использовании водных ресурсов для сплава древесины. Водный кодекс разрешал сплавлять лес только при условии, что тот, кто это делает, регулярно чистит водоём от «топляка», а молевой сплав и вовсе был запрещён.
В наши дни в Кировской области острая нужда сплавлять лес по рекам вообще отпала. Теперь дешевле вывезти его наземным транспортом. А российские учёные предлагают организовать новый бизнес — поднимать со дна рек затопленную там древесину. Они утверждают, что это уникальный строительный материал. Древесина, которая десятки лет выдерживалась в воде, минерализировалась и приобрела прочность камня.
Немного цифр: по данным ЦНИИ Лесосплава, о котором я писала выше, во время транспортировки по реке тонет до 1% сплавляемого объёма. Например, в Волго-Вятском бассейне, по предположению учёных, затоплено около 9 млн м3 древесины, в реке Енисей — 7 млн м3, в бассейне Оби и Иртыша — 6,5 млн м3. По предварительной оценке, от 30 до 50% затонувшей древесины можно использовать.
Источник
Сплав леса: перезагрузка
До Перестройки сплав древесины был традиционно наиболее распространённым способом доставки леса с заготовительных участков на перерабатывающие комбинаты. Он самый дешёвый, а в некоторых случаях и вовсе единственно возможный. В последние 20 лет сплав заменили на транспортировку лесовозами, и идею возобновить доставку древесины по воде многие лесозаготовители не воспринимали всерьёз, а то и вовсе считали абсурдной. Однако в последнее время некоторые предприятия снова возвращаются к такой практике. И их становится всё больше.
В Архангельской области лесосплав по сей день — один из основных способов доставки сырья. Многие деревообрабатывающие предприятия доставляют лес плотами и на баржах, а Северную Двину считают крупной транспортной артерией.
Госсовет Коми в прошлом году выступил с инициативой и предложил лесозаготовительным предприятиям республики воспользоваться примером соседнего региона и тоже возродить сплав древесины. Помимо того, что этот способ до сих пор остаётся наиболее рентабельным, по мнению республиканских властей, он поможет сохранить автомобильные дороги, которые лесовозы разбивают из года в год. Учитывая прогноз, что правительство России также намерено возродить лесосплав, на совещании предположили вариант возможной поддержки — выделении средства на дноуглубительные работы. Насколько обоснованы такие предположения, судить сложно. Однако и без дополнительного финансирования некоторые предприниматели уже сейчас готовы освоить речной вид транспортировки.
Руководитель компании «Северо-Западный лесной терминал» Николай Балин сообщил позже нашим коллегам из «Комиинформ», что предприятие прорабатывает вопрос о запуске лесосплава древесины со стороны Корткеросского района к «Монди СЛПК» — основному покупателю сырья.
Вниз по Ангаре
В последние несколько лет крупные компании Сибири тоже снова стали проявлять интерес к доставке древесины с помощью сплава. Так, в 2017 году крупная сибирская компания «Краслесинвест» впервые в своей истории осуществила сплав лесосырья плотами по Ангаре. До этого момента всю заготовленную древесину вывозили с делянок автотранспортом. Сейчас на предприятии реализуют комплексную программу бесперебойной поставки древесины на завод, в которую включён и сплав древесины в плотах с наиболее удалённой лесосырьевой базы в Кежемском районе Красноярского края.
Сплотка осуществляется на расстояние в 150 км. В зависимости от уровня воды каждый плот состоит из 6 000 – 6 500 кубометров древесины. Для того, чтобы сохранить качество сырья, после транспортировки по реке брёвна не отправляли на склад, а сразу же по прибытии они шли на распиловку.
В 2018 году планируется доставить по Ангаре 200 000 м 3 пиловочного сырья — это в два раза больше, чем в прошлом. Первый плот на рейд приплава «Краслесинвест» уже доставлен.
Работы по разбору плота, приёмка лесосырья идут круглосуточно. Строго контролируют расстановку техники и персонала, качество работ на участке. Для удобства сотрудников оборудовали вагончик.
В соответствии с требованиями Водного Кодекса РФ и договором водопользования, «Краслесинвест» разработал и реализует программу регулярных наблюдений за состоянием определённого участка акватории Ангара и его водоохраной зоной, в которую входят наблюдения и анализ состояния водоохраной зоны, качества воды. Также идёт подготовка к выпуску в реку популяции мальков хариуса и осетра.
Заготовку леса для сплава ведёт авторитетная подрядная организация ООО «Карат-Лес». Услуги по проводке, транспортировке и постановке плотов предоставляет Енисейская сплавная контора.
Ярцевский филиал — в передовиках
А вот для Лесосибирского ЛДК №1 сплав – вполне традиционный способ транспортировки леса. Сезон навигации для предприятия начинается каждый год примерно в одно и то же время — в начале мая. Объём древесины, доставляемой на комбинат с лесозаготовительных участков по воде, весьма внушительный, и составляет порядка 900 кубометров заготовленного зимой леса.
Навигация-2018 для Лесосибирского ЛДК №1 стартовала 27 апреля. В этот день рейд комбината принял первую баржу «Рудовоз-11» с грузом свыше 1000 м 3 пиловочного сырья из села Язаевка Большемуртинского района.
В общей сложности, собственные лесозаготовительные филиалы комбината в текущем году подготовили к сплаву около 500 000 м 3 круглого леса. Передовиком традиционно является старейший и самый крупный Ярцевский филиал, который в этом году планирует отправить более 200 000 м 3 сырья. Ещё по 140 000 м 3 готовят к сплаву Тагаринский и Шиверский филиалы.
В дополнение к древесине собственной лесозаготовки на комбинат ждут по реке около 350 000 м 3 кругляка, заготовленного сторонними организациями. Треть от общего объёма леса планируют доставить баржами, а остальной будет поступать плотами до конца августа.
Подготовка флота к навигации — отдельная тема. Слаженная команда комбината провела большую предварительную работу по ремонту и техническому обслуживанию судов, решила вопросы со своевременной поставкой ГСМ, обеспечением пожарной безопасности. Все суда прошли масштабный капитальный ремонт и соответствуют требованиям Российского речного регистра.
И всё же, несмотря на некоторые попытки вернуться к практике сплава леса, такого масштаба, как это было в СССР, нам никогда не добиться. К сожалению, или к счастью.
Как это было
С наступлением весны, после того, как проходил ледоход, реки по всему Советскому союзу превращались в огромные многокилометровые коридоры из брёвен. Смотришь на старые фотографии и кажется, будто реки до краёв заполнены деревянными плотами.
Чтобы хоть немного представить себе размах лесосплава, достаточно назвать всего один факт. Только представьте себе: в 1970-е годы древесину сплавляли по 85 рекам — свыше ста миллионов кубометров в год.
К делу относились не только с энтузиазмом, но и со всей серьёзностью. Для обучения речников и работников лесозаготовительных производств в Ленинграде создали профильный институт Лесосплава. Забытые сейчас профессии сплавщиков и плотогонов были в чести. Они требовали не только сноровки и физической силы, но и досконального знания течения и специфики реки. А у каждой из них свой характер, свой норов.
Способ транспортировки по воде в большинстве случаев даже не обсуждался. Он был не просто приоритетным. А единственно возможным. Если говорить о Сибири, то и сейчас мы не вполне довольны качеством и количеством автодорог, а в 1960-70 годы, как говорят старожилы, дорог не было вовсе — были только направления. Отсюда в то время и получили такое развитие водный и авиационный транспорт.
Если вернуться к лесозаготовке, то основной объём работ проводился зимой, после чего лес вывозили на берег замерзшей реки, где он ждал своего часа. А весной, в половодье, сплавщики спускали брёвна на воду.
Существует несколько видов сплава леса.
Молевой. Когда стволы при наступлении паводка сталкиваются в воду, и они плывут по течению к месту задержания — запани.
Плотовой. Все стволы связывают в плоты, которые прикрепляют к тягачам или направляют по течению плотогоны.
Кошельный. Осуществляется, как правило, на небольшие расстояния суднами. Несвязанные брёвна помещают в специальные плавучие ограждения — кошели.
Четвёртый вид транспортировки леса по воде — внутри судов. Он применяется, но считается уже не столь экономичным.
Лесные утопленники
«Основные причины потерь при молевом сплаве: пуск в сплав неподготовленной древесины тяжёлых хвойных и лиственных пород (лиственница, осина, берёза), плохое оснащение сплавной трассы, несоблюдение правил и сроков проведения лесосплавных работ, перегрузка реки», — считает заведующий кафедрой использования водных ресурсов СибГУ им. М. Ф. Решетнёва Александр Пережилин.
Молевой сплав в России сейчас запрещён. Соответствующее решение утверждено в 1995 году вместе с принятием Водного Кодекса. Причина запрета очевидна: при молевом сплаве свободно плывущие по реке брёвна быстро намокают и опускаются на дно. Чтобы представить себе масштабы проблемы, достаточно учесть: потери древесины при молевом сплаве, по мнению экспертов, составляли до 5% от объёма. А если к этим цифрам добавить леса, затопленные при строительстве ГЭС…
При большом объёме спускаемых одновременно деревьев стволы наносят огромный ущерб речной экосистеме. Со временем, они начинают гнить и отравляют воду. Кроме того, невыловленные и торчащие из воды брёвна представляют опасность для речных судов. Есть мнение, что затонувшая древесина, десятилетиями лежавшая на речном дне, приобретает свойства морёной, за счёт чего её стоимость резко возрастает. Специалисты лесной отрасли считают такие заявления беспочвенными, поскольку морение леса происходит в результате выдержки здоровой древесины, не подвергшейся гниению в толще воды без доступа воздуха. Бесспорно одно: чтобы поднять «лесных утопленников» со дна, необходимы баснословные средства и пока что желающие вкладывать деньги в столь сомнительное, с экономической точки зрения, мероприятие в очередь не стоят.
И всё же, учёные считают, что сплав леса влияет на экосистемы водных объектов не только отрицательно, но и положительно.
Всегда на плаву
Как нетрудно понять из названия, для Енисейской сплавной компании сплав леса — основной вид деятельности. Кредо, если можно так выразиться. Это одно из старейших предприятий Красноярского края, основанное в далёком 1934 году, 70 лет занимается организацией и координацией лесосплавных работ.
В 80-х годах двадцатого века Енисейская сплавная контора по объёму лесосплава занимала второе место в стране после Керченского рейда на Каме, сплавляя до 6 млн м 3 леса.
Предприятие формировало транзитные плотокараваны на Крайний Север, доставляло лес на деревообрабатывающие предприятия Маклаково и Новоенисейска.
Как и в те далёкие годы, и сейчас, сохранив своё историческое название, Енисейская сплавная контора оказывает услуги по проводке плотов, производит отгрузку круглого леса, лесоэкспортным и другим предприятиям Лесосибирска и Нижнего Приангарья, выполняет паромные перевозки через Енисей для предприятий Мотыгинского района. Неслучайно выбрано месторасположение конторы: посёлок Стрелка до сих пор является стратегическим транспортным узлом Ангаро-Енисейского бассейна.
Благодаря тому, что удалось сохранить деловые связи с крупными деревообрабатывающими предприятиями Лесосибирска, Красноярска и территорий Крайнего Севера, сплавная контора развивает новые виды деятельности, а вместе с тем поддерживает жизнедеятельность поселка, поскольку «Енисейская сплавная контора» до сих пор является градообразующим предприятием.
Мнение
«После прекращения молевого лесосплава сотрудники кафедры использования водных ресурсов СибГУ им. М. Ф. Решетнева в 1990-1995 гг. провели научно-исследовательские работы и обследовали реки Красноярского края и Иркутской области. В результате чего был сделан вывод, что объём затонувшей древесины составил более 450 000 м 3 .
Повторные обследования в 2004 году на реках Мана и Колба подтвердили предположение о незначительности произошедших изменений, т. к. основная доля приходилась на древесину лиственницы и располагалась в труднодоступных местах.
Кроме того, объёмы разнесённой в устье р. Енисей древесины по разным источникам колеблются от 0,4 до 1,5 млн м 3 .
Однако больше всего леса было затоплено в ложах водохранилищ ГЭС Ангаро-Енисейского бассейна – более 32 млн м 3 по причине экономической нецелесообразности вырубки на участках с незначительными запасами древесины и большими уклонами, а также из-за несоблюдения установленных сроков. Так, на Братском водохранилище подготовленную и уложенную вдоль берегов при лесосводке древесину не успели вывезти из-за ускорения темпа гидростроительства.
Плавающая и затопленная древесина, несомненно, является источником засорения и загрязнения водных объектов, но негативное отношение большинства населения базируется на субъективных фактах, в большинстве случаев, не находящих подтверждения. О вредном влиянии лесосплава заговорили тогда, когда в реках резко сократились уловы рыбы, не учитывая при этом влияние других видов водопользования.
Плавающая и затопленная древесная масса как физическое тело оказывает механическое воздействие на водохозяйственные объекты:
— забивая защитные решетки, снижает производительность и представляет непосредственную угрозу безопасности гидротехнических сооружений;
— представляет опасность для судоходства, особенно для судов на подводных крыльях;
— нарушает естественные условия среды обитания рыб;
— скопившаяся в заливах и разнесённая по берегам древесная масса снижает привлекательность их как зон активного отдыха и туризма.
Вещества, экстрагируемые водой из древесины, состоят в основном из следующих типов соединений:
— многоатомные фенолы, так называемые дубильные вещества, или танниды;
— полисахариды — пектины, крахмал и некоторые гемицеллюлозы, так называемые камеди;
— низкомолекулярные углеводы.
Многолетние исследования ГосНИОРХ и ЛТА доказали, что критерием безвредности лесосплава для экологического равновесия водоёма является отношение объёмов древесины и воды во время лесосплава 1:250 и более, при котором не создаётся неблагоприятных условий для обитания и развития гидробионтов. При проведении лесосплава на реках Европейской части России и Сибири это соотношение, как правило, было значительно больше: р. Кама — 1:920, р. Пинега — 1:3500, р. Мана — 1:631, р. Тасеева — 1:6022, р. Бирюса – 1:2937, р. Абакан — 1:3991.
Анализ химических свойств воды лесосплавных рек России показывает, что в большинстве случаев показатели находятся в границах предельно допустимых концентраций или мало отличаются от своих значений при бытовом режиме рек. Это подтверждает, что нахождение древесины в определённых объёмах не создаёт заметного дополнительного загрязнения воды по сравнению с естественным фоновым значением, а, следовательно, не оказывает значительного негативного воздействия.
При этом влияние на изменение гидрохимического состава воды достаточно ощутимо проявляется в местах её концентрации: рейды, запани».
Источник