Среда обитания вода 5 класс биология

Урок «Водная среда обитания» (5 класс)

ГКООУ РО Санаторная школа-интернат №28 г.Ростова-на-Дону

Тюменева Наталья Николаевна, учитель биологии

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Водная среда обитания

Познакомиться с условиями водной среды, познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, определить приспособления организмов к жизни в этой среде.

Образовательные: продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания организмов; об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов; познакомить обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и растениями, простейшими, приспособленностью организмов к жизни в воде.

Развивающие: развитие у учащихся системного мышления, умения анализировать и обобщать, развитие речи, памяти.

Воспитательные: содействие формированию мировоззренческого понятия: познаваемости мира и природы; воспитание бережного отношения к природе, ответственного отношения к труду и учебе, самостоятельности в действиях, усидчивости и внимания.

Водная среда, экологический факторы, приспособление к водной среде обитания.

1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм.

5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение,

Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Учебные материалы: учебный лист урока, презентация, использование интерактивной ссылки.

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Технологическая карта урока

Формируемые универсальные учебные действия

I Мотивирование к учебной деятельности

Приветствуют учителя, слушают его.

Знакомство с материалами урока: « Рабочий лист».

-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Эпиграфом к нашему урока будут слова: «Нет ничего более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя…»

Личностные: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:

Называют экологичекие факторы живой природы, неживой природы, влияние деятельности человеа. Вспоминают что такое среда обитания организмов.

Среды обитания: Наземно-воздушная, водная, почвеная, организменная.

Отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся выполняют задание, по ссылке.

-Правильно, водная среда.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «экологические факторы». Давайте вспомним какие экологичекие факторы влияют на живые организмы? Что называют «средой обитания».Сколько сред жизни вам известно?

Коммуникативные: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения, уметь обосновывать собственное мнение.

Проблематизация (постановка проблемы),

выявление места и причины затруднения

Отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся выполняют задание, по ссылке.

Правильно, водная среда.

-Обитатели рыбы, и.т.д.

Обуающиеся записывают в рабочий лист.

(Формулируют цели урока)

Хочу знать: -Какие условия среды

-Какие организмы живут и чем питаются

-Как приспособились к этой среде.

Учитель записывает на доске.

Давайте выполним следующее задание. Перед вами изображения организмов, вам нужно распределить их по средам жизни.

Изображения каких организмов остались? В какую среду жизни мы могли бы их отнести?

Вы уже догадались о какой среде обитания сегодня пойдет речь?

( записываю тему урока на доске) «Водная среда обитания».(Слайды).Далее использую прием: «Знаю-Хочу знать-Узнал».

Давайте выясним , что мы знаем об этой среде.

Учитель записывает на доске тему и сформулированные детьми цели урока.

Личностные: применяют правила сотрудничества, сравнивают разные высказывания; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; формулируют ответы на вопросы учителя; самостоятельно формулируют цели.

Регулятивные: взаимодействуют с учителем и другими учащимися.

Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение формулируют цель урока:

Познакомиться с условиями водной среды, познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, определить приспособления организмов к жизни в этой среде).

Учитель записывает на доске тему и сформулированные детьми цели урока. Далее поэтапно достигаем поставленных целей.

Регулятивные: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат

Коммуникативные: уметь обосновывать собственное мнение

Познавательные: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата

Первичное усвоение нового знания

Смотрят видео ролик с комментариями учителя и наслаждаютя звуками природы.

1 группа самостоятельно изучает

«Приспособления животных к дыханию водной среде обитания».

2 группа самостоятельно изучает «Приспособления животных к движению водной среде обитания».

3 группа самостоятельно изучает

«Приспособления растений к водной среде».

4 группа самостоятельно изучает «Экологические факторы водной среды».

В процесе изучения обучающиеся заполняют таблицу, в которой каждая группа заполняет свой раздел

Предлагаю посмотреть видео ролик по данной теме с комментариями.

Далее идет работа в группах. (Каждой группе предлагается прочитать готовый текст,( Приложение №2 )

характеризующий водную среду обитания и характеристику обитателей водной среды.

После самостоятельного прочтения текста, каждая группа учеников заполняет таблицу в рабочей карте.

Познавательные: ориентируютсяв тексте, осуществляют поиск необходимой информации, дополняют и расширяют имеющиеся знания об экологических факторах и приспособленности организмов к жизни в воде, структурируют знания в виде таблицы.

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и вступать в диалог, сотрудничать с одноклассниками при обсуждении текста.

Личностные: мотивируют свои действия.

Регулятивные: планируют работу при решении учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Участвуют в комплексе упражнений воздействующие на основные группы мышц и суставов.

Выполняет упражнения с детьми.

Создание условий позволяющих избежать переутомления и обеспечивающих выокую работоспособность детей на протяжении урока.

Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации.

Применение знаний в новой ситуации

После заполнения таблицы ученики каждой группы выходят к доске дают характеристику своего раздела ( в помощь детям слайды презентации) и заполняют под контролем учителя таблицу на доске, обучающиеся других групп заполняют у себя в рабочий лист пустые колонки.

Дети выполняют задание в рабочей карте. Дублируется на слайдах. После выполнения задания, на слайдах появляются правильные ответы. Обучающиеся выполняют самопроверку и выставляют себе оценки.( по пятибальной системе).

Учитель обсуждает сказанное с классом. Обращает внимание детей на презентацию. в дальнейшем применяют полученные знания на практике.

Предлагается выполнть задание «Выбери правильное утверждение». (Приложение № 3)

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные: высказывание в устной форме по заданным вопросам.

Осуществляют поиск информации, делают выводы.

Регулятивные: планируют работу при решении учебной задачи, обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, самоконтроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

Ребята говорят о том, что нового они узнали на уроке о водной среде обитания.

-Органы дыхания водных животных: жабры, легкие, вся поверхность тела.

-В водных растениях есть пузырьки воздуха.

-У водных животных обтекаемая форма тела.и.т.д.

— Особенности водной среды.

Предлагаю вспомнить начало нашего урока(обращаюсь к доске) где мы записали что вы знали о водной среде обитания и что бы вам хотелось узнать на уроке.

-Обитатели рыбы, и.т.д.

Хочу знать: -Какие условия среды

-Какие организмы живут и чем питаются

-Как приспособились к этой среде

Теперь давайте допишем

В завершении урока хотелось бы пожелать всем:

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.

Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Домашнее задание стр.20-21, Вопросы 1-3 на стр. 21 ответить письменно.

Рабочая карта урока

Цели урока: 1.______________________________________________________________________________________________________________

Задание №1. Заполнить таблицу. «Адаптации организмов к жизни в воде».

Особенноости обитателей водной среды.

Адаптации организмов к водной среде

1Приспособления животных к дыханию водной среде обитания.

2.Приспособления животных к движению водной среде обитания.

3.Приспособления растений к водной среде.

4.Экологические факторы водной среды.

Выполнить задание. Выставить оценки.

Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

2.Приспособления животных к жизни в воде:

1. Обтекаемая форма тела.

2. Приспособления для плавания: плавники (рыбы, киты, дельфины); ласты (моржи, тюлени); перепонки между пальцами конечностей (лягушки, выдры, бобры, водоплавающие птицы); плавательные ножки, похожие на весла (жук-плавунец).

3. Наличие слизи на теле, отсутствие шерсти. (Для снижения силы трения при движении в воде.)

4. Толстый слой подкожного жира. (Для сохранения тепла у животных, обитающих в холодных водоемах.)

5. Специальные органы дыхания – жабры(у рыб и моллюсков) и поверхностью тела

3.Приспособления растений к водной среде.

Водные растения имеют значительные отличия от наземных растительных организмов. Способность водных растений поглощать влагу и минеральные соли непосредственно из окружающей среди отражается на их строении. Характерным для водных растений является слабое развитие проводящей ткани и корневой системы. Корневая системой служит главным образом для прикрепления к подводному субстрату и не выполняет функции минерального питания и водоснабжения, как у наземных растений. Питание водных растений осуществляется всей поверхностью их тела.

Условия жизни животных, обитающих в водной среде , сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды.Водная среда характеризуется следующими чертами: а) большая плотность; б)неравномерное распределение света; в) низкое содержание кислорода; г) нет резких перепадов температуры д) избыток воды г) наличие растворенных солей и газов. В водной среде обитают рыбы , ракообразные, кишечнополостные. Одни животные «парят» в толще воды , их называют планктон. (зоопланктон, фитопланктон). Другие — активно плавают и способны преодолевать значительные расстояния (рыбы, черепахи и др.) – это нектон. Некоторые обитают на дне или в грунте водоемов – это бентос (кораллы, губки, плоские и круглые черви, ракообразные, иглокожие, скаты, камбала). Организмы, живущие в водной среде, называются гидробионтами. Приспособления к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле, плавники, ласты, подкожный слой жира

Источник

Презентация к уроку в 5 классе «Вода как среда жизни»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: « Вода как среда жизни организмов» Уучитель биологии и химии МБОУ «Первомайская школа» Чоджан Зарема Халитовна

« Вода! … ты и есть жизнь» Ты не просто необходима для жизни, Антуан де Сент- Экзюпери

Цели урока Выделить отличительные особенности водной среды 2.Выявить особенности строения и жизнедеятельности организмов, живущих в воде.

Гидросфера занимает 71% площади земного шара; в ней обитает 150 тыс. животных и 10 тыс. видов растений.

Основные физические свойства воды запах, цвет, прозрачность, вкус, плотность, температура, вязкость, сжимаемость, электропроводность.

Работа в группах

ЛАБОРАТОРИЯ № 1 «ЭКОЛОГИ» — ВЫДЕЛЯЕТ ОСОБЕННОСТИ ВОДНОЙ СРЕДЫ ( ПЛОТНОСТЬ, ОСВЕЩЕННОСТЬ, ТЕМПЕРАТУРА, СОДЕРЖАНИЕ КИСЛОРОДА И Т.Д.) ЛАБОРАТОРИЯ № 2 «БОТАНИКИ» — ВЫЯВЛЯЮТ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ РАСТЕНИЙ, ОБИТАЮЩИХ В ВОДНОЙ СРЕДЕ. ЛАБОРАТОРИЯ № 3 «ЗООЛОГИ» — ВЫЯВЛЯЮТ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЖИВОТНЫХ, ОБИТАЮЩИХ В ВОДНОЙ СРЕДЕ.

Сазан, карась, линь могут жить в условиях дефицита кислорода.

1 — ряска; 2 — кубышка; 3 — кувшинка; 4 — лотос; 5 — виктория-регия

обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира Жабры Приспособления животных к водной среде обитания

Приспособления к водной среде обитания: Обтекаемая форма тела Наличие слизи на теле

Приспособления к водной среде обитания: Плавники

Приспособления к водной среде обитания: Ласты Подкожный слой жира: плавательные ножки — вёсла

Живые организмы океана: бентос планктон нектон

Планктон – от греческого слова «блуждающий». Планктон образуют животные и водоросли, которые пассивно плавают в толще воды. Они не имеют двигательного аппарата, например, плавников, и передвигаются благодаря течениям. Планктон служит пищей многим рыбам и некоторым китам. Общий вес планктона в Мировом океане составляет 36 млрд. тонн.

Нектон – от греческого слова «плавающий». Это активно плавающие животные в толще воды: рыбы, киты, тюлени, моржи, дельфины, змеи, черепахи, плавающие медузы, кальмары и др. Все эти животные имеют обтекаемую форму тела, которая позволяет с легкостью передвигаться в толще воды.

черепаха морж Рыба- молот медуза

Бентос – от греческого слова «глубина». Это животные и растения, живущие на дне водоема: моллюски, кораллы, губки, крабы, придонные рыбы, черви. Для жизни им необходима опора, постоянная или временная. Роль опоры выполняет твердый грунт. Крупные водоросли растут до глубин в 100-150 метров.

« Так почему же вода не просто необходима для жизни, а и есть жизнь?» Вода как среда жизни организма является самой древней на нашей планете. В ней с течением времени мало изменились условия обитания. А также по мнению многих ученых сама жизнь (примитивные живые организмы) зародилась в воде.

Вопросы кроссворда по «Водной среде» 1. Искусственно созданные человеком отверстия во льду водоёма для предотвращения массовой гибели рыб. 2.Основные жители водоёмов. 3. Массовая гибель рыб, связанная с недостатком кислорода или выбросом в водоём вредных веществ. 4. Царская рыба, требовательная к кислороду и водящаяся в горных реках Крыма.

Водная среда жизни 1 2 4 3

Водная среда жизни 1 п р о р 2 ы б ы у б ь л е р о ф 4 3 з а м о

Домашнее задание Прочит. п.6; подобрать загадки о водных организмах.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Номер материала: ДВ-464431

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор планирует вернуть обязательную сдачу ЕГЭ по базовой математике

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Как напоить кошку водой когда болеет
Оцените статью