Конспект занятия по экологическому воспитанию «Вода — наше богатство»
Божикова Неля
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Вода — наше богатство»
Цель:
воспитание экологической культуры детей. Дать детям представление о воде, о ее различных состояниях.
Воспитывать бережное отношение к воде, как природному ресурсу. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, к совместному выполнению задания.
Задачи:
— вызвать интерес к экспериментальной деятельности, к совместному выполнению задания, дать детям знания о том, что вода — это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники).
— развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов.
— развивать навыки проведения опытов. Закрепить умение работать со стеклянной посудой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
— развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение товарищей.
— развивать экологическое мышление и экологическую культуру.
— активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
— формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Интеграция областей:
познание, художественно — эстетическая, коммуникация.
Материалы:
глобус, бутылочка с растительным маслом, стаканчики с водой и молоком, соль, сахар, черный перец, белая салфетка, принадлежности для рисования, аудиозаписи.
Прогнозируемые результаты:
— повысилась познавательная активность детей к проведению опытов;
— дети умеют работать в паре, договариваться, соблюдать элементарные меры безопасности;;
— умеют делать выводы и обобщения;
-умеют бережно относиться к воде.
Программное содержание:
— способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
— уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;;
— развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
— обобщать и устанавливать причинно — следственные связи, умение делать выводы.
I часть: Вводная
В-ль:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
В-ль: — А что такое глобус?
Ответы детей
В-ль: — Правильно, дети, глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
— А что мы можем узнать о нашей планете земля, посмотрев на ее модель, то есть, посмотрев на глобус?
Ответы детей
В-ль: — Да, можно увидеть моря, океаны, горы, реки и страны.
— Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер ее поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материк. (показать на глобусе)
— Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Ответы детей
В-ль: — синий цвет — это вода: моря, океаны, реки и озера. А главное вода в них не такая как в реках. В озерах, реках вода — (Пресная, а в морях и океанах вода — (соленая). Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета. Как вы думаете, это тоже вода или нет?
Ответы детей
В-ль: — Это, ребята. тоже вода, но особенная. белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.
Сегодня я хочу поговорить с вами о воде: самой обыкновенной, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной — потому что без нее мы просто не смогли бы жить. Как вы думаете, какая это вода?
Ответы детей
В-ль: — Правильно, пресная вода — это вода без солей. а в морях, океанах, как мы уже говорили, вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин — это в поселках и деревнях. А в городах вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях. А как вы думаете почему нужно беречь питьевую воду?
Высказывания детей
В-ль: А еще воду необходимо беречь, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологией.
Ребята, почему воду называют «волшебницей»?
Ответы детей
В-ль: Вода, как в сказке может превратиться в лед, в пар. Может спокойно плескаться в море и бежать быстрыми ручейками.
Послушайте одно из множества стихотворений о воде:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
II часть: Практическая
В-ль: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Высказывания детей
В-ль: Это место, где ученые проводят опты и ставят эксперименты. Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты с водой, ведь о ней мы с вами сегодня говорили.
Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода. все время меняется.
Вывод: вода не имеет форму и принимает форму того сосуда, в котором находиться. Вода — жидкость. Итак вода не имеет формы.
Опыт 2 Какого цвета вода?
Возьмем два стакана — один с водой, а другой с молоком. возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого будем потихоньку добавлять краску в воду, наблюдая как изменяется прозрачность воды. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода — растворитель
А у воды есть вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому — соль, третьему лимонную. кислоту. После растворения веществ,предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: У воды нет своего вкуса, Вода может растворять. А все ли вещества могут раствориться в воде, как вы думаете? Если в воду капнуть масло оно так же исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки по несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает у нескольких детей, что произошло с маслом в воде?
Ответы детей.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Опыт 4 Вода не имеет собственного запаха
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Сама по себе вода без вкуса, цвета и запаха.
Опыт 5 Способность воды отражать предметы.
Ребята, скажите, что стоит на моем столе? (Таз с водой)
-Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Свое лицо, отражение)
— А где еще можно увидеть свое отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
Вывод: вода отражает предметы, как зеркало. Если вода не спокойна, то отражение размыто.
Итог занятия: Ребята, вода — одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?
Ответы детей
В-ль: вода у нас настоящая волшебница. Вода — это жизнь, и воду нужно беречь! А как же мы будем беречь и экономить воду? (ответы детей).
Дети рисуют знаки берегите воду и представляют их.
Конспект итогового открытого занятия по экологическому воспитанию «Вода — источник жизни!» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Березовка» структурное подразделение Детский сад Саратовская область Энгельсский.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Хлеб — наше богатство страны» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 г. Челябинска» ОСП 2 Конспект Непосредственно образовательной.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебница вода» Задачи: Закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед,.
Конспект открытого занятия в старшей группе «Хлеб — наше богатство» Тема: «Хлеб – наше богатство» Воспитатель: А. А. Жигальцова Программные задачи: 1. Закрепить знания детей об этапах выращивания.
Конспект занятия в средней группе «Лес — наше богатство» Конспект в средней группе «Лес — наше богатство». Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической.
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Лес — наше богатство» Цель: Довести до сознания детей какую пользу приносит лес. Закреплять знания о многообразии растительного мира. Воспитывать бережное отношение.
Конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми второй младшей группы «Чудесница вода» Чудесница-вода. Цель: Формировать представления детей о значении воды в природе. Программные задачи: 1. Уточнить представление детей о значении.
Методическая разработка НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Деревья-наше богатство» Методическая разработка НОД по теме: «Деревья – наше богатство» для детей подготовительного возраста. Цель: расширить знания детей о роли.
Паспорт проекта «Вода-наше богатство» Проект Тема: «Вода наше богатство» Тип проекта: познавательно – исследовательский; экспериментальный Участники проекта: воспитанники группы,.
Проект по экологическому воспитанию «Лес-наше богатство» «Лес – наше богатство» (проект)В сосновом бору, В березовой роще, Где так многогранно желание жить, Мне, сильному, только добрее и проще.
Источник
Конспект классного часа «Вода — наше богатство»
Тема : Вода-наше богатство
Цель: Расширить знания учащихся о роли воды в жизни человека;
Показать, важность чистой воды для здоровья и жизни человека;
Прививать навыки бережного и экономного расходования воды в
Оборудование: компьютер, экран, слайды.
Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
Мне все мило улыбнулись.
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
Подача нового материала
Загадка: (Слайд 2.)
В морях и океанах обитаю,
Но часто по небу летаю.
Как наскучит мне летать,
На землю падаю опять
— Какая бывает вода? (Чистая, грязная, тёплая, холодная, солёная, горячая,
дождевая, морская, речная, минеральная, газированная)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
В озере меня найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Наша спутница – вода!
— О чём говорится в стихотворении (О воде)
— Где вода встречается в природе (В сосульках, в тумане, в ледниках, в парах, в реках, в болоте, в водопроводе) (Слайд 3.)
— О существовании воды в разных состояниях человек знает уже давно. И у нашего народа есть много интересных загадок по этому поводу. А сейчас мы узнаем, чей ряд самый сообразительный. Давайте отгадаем загадки. За отгадки вы будете получать жетоны в виде капельки воды.
1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)
2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд.)
3. В новой стене,
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь.)
4. Сани бегут, а оглобли стоят. ( Река и берега.)
5. Посмотрю в окошко: идёт длинный Антошка. ( Дождь.)
6. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)
7. Что в решете не унесёшь. (Воду.)
8. Молчит холодною зимой,
Но разговорчива весной. (Река.)
9. День и ночь кричит, а голос не устаёт. (Водопад.)
10. Горя не знает, а слёзы проливает. ( Туча)
11. По морю идёт. Идёт, а до берега дойдёт, так и пропадёт. (Волна.)
12. Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
13. Алёна – царевна по городу ходила, ключи обронила.
Месяц видел, солнце взяло. (Роса.)
14. Белые барашки на синем лугу…
А кто их пасёт, понять не могу. ( Облака.)
15. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)
(Подведение итогов конкурса.) (Слайд 4.)
— Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета – это вода – океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. На нём есть и участки белого цвета. Это тоже вода – льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Арктике, Антарктиде. Это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. В реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная.
— Какую воду мы пьём? (Пресную.)
— Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А знаете ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле? (Слайд 5.)
При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Вода является основой всего, что мы едим, пьём и около половины её, выпитой за день, остаётся в организме. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.
(Ученик в костюме рыбки читает стихотворение)
Трудно стало жить в реке:
Каме, Волге и Оке.
Ах, судьба моя жестока –
Негде спрятаться от стока.
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
С ферм навоз течёт рекой.
Нарушает мой покой.
— На что жалуется рыбка? ( На грязные водоёмы, реки, моря.)
— Как происходит загрязнение? Кто в этом виноват? (Слайд 6.) ( Люди виновны во всех бедах. В загрязнённых реках, озёрах гибнет всё живое от сброшенных нечистот фабрик и заводов. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.
— Закон об охране природы требует строить на всех предприятиях очистные установки для очистки отработанной воды. Проходя через них, вода возвращается в реку очищенной. Закон об охране природы запрещает вырубать леса вокруг водоёмов, чтобы не мелели реки. (Слайд 7.)
В каждом городе нашей страны есть очистные сооружения, где вода очищается и контролируется её качество, прежде, чем она попадает в наши дома. Там вода проходит через решётки, которые задерживают рыбу, сор, и затем закачивается насосами. Потом она попадает в смеситель, где смешивается с хлором, который обеззараживает её. Потом вода поступает в отстойник, где находится 3 часа, а затем идёт в фильтр. В нём вода проходит через двухметровый слой угля , очищается, ещё раз хлорируется. В резервуаре чистой воды она отстаивается 30 минут и направляется в насосную станцию для подачи в город. Вода ежедневно контролируется СЭС, однако в железных трубах, по которым течёт вода в наши квартиры, живут бактерии, питающиеся железом труб, и они образуют внутри трубы толстый слой продуктов жизнедеятельности и просветы труб уменьшаются. Так происходит вторичное загрязнение воды. Что нужно делать, чтобы вода, поступающая в наши дома, была безопасной для нашего здоровья? (Отстаивать воду, кипятить, фильтровать.) (Слайд 8.)
— Чем опасна неочищенная вода? (Она может стать причиной эпидемий, дизентерии, гепатита А и других заболеваний.)
-Посмотрите сценку «У острова Буяна».
Автор: Князь Гвидон сидел у моря.
Князь Гвидон (С опаской):
Море вдруг всколыхалося вокруг,
И оставило на бреге
Нефтью жирною горя.
Стража в мире нет надёжней,
И храбрее и прилежней.
Дядька Черномор (тяжело дыша Гвидону).
Славный город твой храню
И дозором обхожу.
Но нынче много средь морей
Кругом мусор на просторе,
Превратили в свалку море!
Гибнут рыбы, крабы, птицы…
Завтра всё может случиться:
Голод, мало кислороду,
Поскорей спасайте воду!
— О какой проблеме говорится в сценке? (О загрязнении воды в морях, реках.)
— Чистой воды на земле становится всё меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Над водой нависла угроза загрязнения. Люди выбрасывают в реки разный мусор, не задумываясь о последствиях. Раки, рыба, растения – всё живое гибнет в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний.
— Ребята, а как мы можем защитить воду от загрязнений? (Нарисовать плакаты и развесить по городу с призывом беречь и экономить воду.)
Часто люди оставляют включённые краны с водопроводной водой. Из них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь! Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей среды. (Слайд 9-11.)
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…» Антуан де Сент – Экзюпери.
3. Рефлексия (Слайд 12.)
-Какой личный вклад может внести каждый из нас в дело охраны водных ресурсов нашей страны?
Источник