- Судно движется по каналу с проточной водой с относительной скоростью 10 км/ч. Длина канала 10 км. В первой половине канала течение воды 5 км/ч. Вторая половина канала вдвое уже первой, глубина при этом везде одинаковая. Найдите время, в течение которого судно проплывёт канал от начала до конца. ответ выразите в минутах, округлите до целого числа
- Ответы 2
- Московская олимпиада школьников по физике 7-11 класс задания и ответы 3-го отборочного этапа 2020-2021
- ПОДЕЛИТЬСЯ
- Московская олимпиада школьников по физике 7-11 класс третий тур отборочного этапа 2020-2021 задания и ответы:
- Московская олимпиада школьников по физике 8 класс третий тур отборочного этапа 2020-2021 задания и ответы:
- Московская олимпиада школьников по физике 9 класс третий тур отборочного этапа 2020-2021 задания и ответы:
- Московская олимпиада школьников по физике 10 класс третий тур отборочного этапа 2020-2021 задания и ответы:
- Управление и маневрирование судном при плавание в канале
- Характеристика каналов
- Влияние рельефа канала на управляемость судна
- Влияние течения на управляемость судна в канале
- Поворот судна в канале
- Особенности расхождения судов в канале
- Разворот судна в узкости
- Меры предосторожности при проходе мимо ошвартованных в канале судов
Судно движется по каналу с проточной водой с относительной скоростью 10 км/ч. Длина канала 10 км. В первой половине канала течение воды 5 км/ч. Вторая половина канала вдвое уже первой, глубина при этом везде одинаковая. Найдите время, в течение которого судно проплывёт канал от начала до конца. ответ выразите в минутах, округлите до целого числа
Ответы 2
Произведение скорости течения воды в канале на площадь поперечного сечения канала сохраняется постоянным:
То есть, при втекании воды из широкого русла в узкое скорость её течения становится больше. Тогда выясним как именно изменится скорость течения во второй половине канала:
u2 = u1*s / (s/2) = (u1*s*2)/s = 2*u1 — скорость течения воды во второй половине канала увеличится вдвое по сравнению с u1.
Далее. По условиям задачи у нас канал с проточной водой — то есть судно движется по ходу потока. Скорость судна относительная. Это значит, что у судна скорость складывается из скорости потока воды и собственной скорости:
Тогда скорость судна во второй половине канала:
И скорость самого судна:
Время — это путь, делённый на скорость:
Время, которое потратит судно на прохождение каждой из половин:
t1 = L1/v1 = (L/2) / v1 = L/(2*v1)
t2 = L2/v2 = (L/2)/(u2 + v) = (L/2)/(2*u1 + (v1- u1)) = (L/2)/(u1 + v1) = L/(2*(u1 + v1))
Тогда общее время:
t = t1 + t2 = L/(2*v1) + L/(2*(u1 + v1)) = L* (1/(2*v1) + 1/(2*(u1 + v1))) = 10 * (1/(2*10) + 1/(2*(5 + 10))) = 10 * (1/20 + 1/30) = 10/20 + 10/30 = 1/2 + 1/3 = 3/6 + 2/6 = 5/6 = 0,8(3) часа = 0,8(3) * 60 = 50 мин.
Источник
Московская олимпиада школьников по физике 7-11 класс задания и ответы 3-го отборочного этапа 2020-2021
ПОДЕЛИТЬСЯ
Задания и ответы для московской олимпиады школьников МОШ по физике 7, 8, 9, 10, 11 класс третьего отборочного этапа 2020-2021 ученый год, официальная дата проведения олимпиады: 15.01.2021-17.01.2021 (с 15 по 17 января 2021 года).
Для 7 класса — 9 заданий, для 8-11 класса — 10 заданий для выполнения.
Ссылка для скачивания заданий для 7-11 класса: скачать
Ссылка для скачивания ответов для 7-11 класса: скачать
Московская олимпиада школьников по физике 7-11 класс третий тур отборочного этапа 2020-2021 задания и ответы:
1)Переведите в СИ: 15 г/л (грамм на литр).
- 0,015 кг/л
- 15000 г/м3
- 0,015 г/см3
- 15 кг/м3
2)Чему равна цена деления шкалы секундомера, изображенного на рисунке?
3)Эскалатор метро движется вверх со скоростью 0,75 м/с. С какой скоростью относительно эскалатора должен двигаться пассажир, чтобы быть неподвижным относительно стоящих пассажиров на соседнем эскалаторе, который движется вниз со скоростью 0,75 м/с?
4)Чему равна средняя скорость тела за первые 7 с. Укажите вариант ответа, в котором стоит значение, наиболее близкое к найденному вами.
5)Три кубика имеют одинаковые массы, и внутри одного из них имеется полость. Известно, что ρ1 3 «> 3 . Ювелир согласился заплатить только за чистое золото. После некоторых расчётов ювелир сказал золотоискателю, что масса чистого золота 64 г. Сколько грамм чистого золота ювелир нечестно присвоил себе, не оплатив золотоискателю? Плотность золота 19,3 г/см 3 «> 3 , плотность кварца 2,7 г/см 3 «> 3 . Ответ выразите в граммах, округлите до целого числа.
Московская олимпиада школьников по физике 8 класс третий тур отборочного этапа 2020-2021 задания и ответы:
1)Чему равна средняя скорость тела на первой половине пути? Укажите вариант ответа, в котором стоит значение, наиболее близкое к найденному вами.
2)Два легких блока радиусами R и 2R, имеющих общую неподвижную ось вращения О, склеили между собой и намотали на них невесомые нити. На одну повесили игрушечную обезьянку массой m, на второй закреплен груз массой m1 . Система находится в равновесии. Определите массу груза m1 . Трение отсутствует.
3)Три кубика имеют одинаковые массы, и внутри одного из них имеется полость. Известно, что ρ2 g = 10 «> g = 10 Н/кг. Ответ выразите в см, округлите до десятых.
8)Рабочий удерживает за один конец бревно так, что этот конец находится на уровне живота рабочего, а второй конец бревна лежит на земле. При этом рабочему приходится действовать на бревно вертикальной силой 100 Н. Если рабочий положит бревно на землю, подойдёт к противоположному концу бревна, поднимет его и будет держать на уровне головы, то окажется, что он действует на бревно вертикальной силой 300 Н. Найдите массу бревна. Ускорение свободного падения g = 10 «> g = 10 Н/кг. Ответ выразите в кг, округлите до целого числа.
9)На плоту хотели перевезти по реке товар весом 900 кг. Когда товар загрузили на плот, плот начал тонуть. Под плот быстро поместили большую воздушную подушку и накачали её, после чего плот перестал тонуть, но оказался полностью погруженным в воду, а товар при этом остался сухим. Каков был объём накачанной подушки? Объём находящейся в воде части плота равен 4 м 3 «> 3 , его плотность 0,8 кг/дм 3 «> 3 . Плотность воды 1 кг/дм 3 «> 3 . Ответ выразите в дм 3 «> 3 , округлите до целого числа.
10)Два одинаковых калориметра имеют температуру 20℃. В первый из них налили 50 г воды с температурой 50℃. Когда установилась тепловое равновесие, половину воды перелили в другой калориметр. Когда в нем установилась тепловое равновесие, его температура стала 25℃. Определите теплоемкость калориметра. Удельная теплоемкость воды равна 4200 Дж/(кг•℃). Ответ выразите в кДж/℃, округлите до сотых.
Московская олимпиада школьников по физике 9 класс третий тур отборочного этапа 2020-2021 задания и ответы:
1)Законы движения двух материальных точек заданы уравнениями: x1=−3t−3t2 (м) и x2=−3+2t (м). Какой из рисунков согласуется с данными уравнениями в начальный момент времени?
2)Тело бросили под углом к горизонту с высоты 2 h «> 2 h . Сила сопротивления воздуха отсутствует. Куда направлен вектор ускорения в тот момент, когда тело окажется на высоте h «> h ?
3)Закрытый сосуд, частично заполненный водой, и две гири уравновешены на рычажных весах. Нарушится ли равновесие весов, если вода испарится?
4)На рисунке представлен график зависимости температуры олова от времени. Укажите участок, на котором внутренняя энергия увеличивается?
5)Общий ток в участке цепи I=160 мA. Определите показание I4 четвёртого амперметра А4. Приборы идеальные.
6)Машине длиной 4 м, едущей по шоссе, попадается на пути автобус длиной 14 м, который движется со скоростью 85 км/ч. Водитель автомобиля снижает скорость до 85 км/ч и начинает готовиться к обгону. Какое время понадобится для безопасного обгона, если скорость автомобиля при обгоне не превышает 95 км/ч, а автомобиль ускоряется равномерно так, что за каждую секунду скорость автомобиля увеличивается на 5 км/ч, и после окончания обгона скорость автомобиля равна 95 км/ч? При безопасном обгоне расстояние между автомобилем и автобусом равно 15 м до и после обгона. Ответ выразите в секундах, округлите до десятых.
7)Ленту перематывают с одной бобины на другую так, что скорость свободной ленты, находящейся между бобинами, всё время постоянна и равна 1 см/с. Толщина ленты 0,1 мм. Радиус первой бобины (вместе с лентой) в начальный момент времени равен 1 см. С какой частотой будет вращаться первая бобина по прошествии 100 с после начала перематывания? Оси вращения бобин параллельны друг другу и расстояние между ними постоянно. Ответ выразите в c − 1 «> − 1 , округлите до сотых.
8)В кастрюле находится 5 кг воды. На её нагревание от температуры 40℃ до температуры 41℃ требуется 10 с. Найдите время, которое понадобится для того, чтобы нагреть эту воду от температуры 90℃ до температуры 91℃. Мощность плиты 2500 Вт. Считайте, что тепловые потери пропорциональны разности температур воды и окружающей среды. Температура окружающей среды равна 20℃. Теплоёмкостью кастрюли можно пренебречь. Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг·℃). Ответ выразите в секундах, округлите до целого числа.
9)Школьник решил починить ёлочную гирлянду, в которой перегорела одна лампочка. Гирлянда с 18 лампочками питается от сети с напряжением 230 В. На лампочках написан их тип: 13,6 В и 0,13 А. К сожалению, точно таких же лампочек у школьника не было. Какие из нижеперечисленных типов лампочек подошли бы для замены перегоревшей лампочки:
10)Комната имеет длину 4 м и высоту 3 м. На одной стене комнаты вертикально висит зеркало. Человек стоит на расстоянии 1 м от зеркала лицом к зеркалу. Какой должна быть минимальная высота зеркала, чтобы человек мог видеть находящуюся за его спиной стену в полную высоту (от пола до потолка)? Ответ выразите в см, округлите до целого числа.
Московская олимпиада школьников по физике 10 класс третий тур отборочного этапа 2020-2021 задания и ответы:
1)Тело свободно падает с высоты H «> H . Начальная скорость равна нулю. Чему равно отношение v 3 / v 1 «> v 3 / v 1 , где v 1 «> v 1 – средняя скорость тела за первую треть всего времени движения, v 3 «> v 3 – средняя скорость тела за последнюю треть всего времени движения.
2)Два одинаковых бруска 1 и 2, масса которых равна m «> m , связанные невесомой и нерастяжимой нитью, движутся под действием силы F «> F по гладкой горизонтальной поверхности. На бруске 1 лежит тело массой 2 m «> 2 m . Как изменится сила натяжения нити, если тело 2 m «> 2 m переместить на брусок 2? (↑ — увеличится, ↓ — уменьшится).
3)Клин массой 2 m «> 2 m покоится на гладком горизонтальном столе. На клин аккуратно ставят брусок массой m «> m и отпускают без начальной скорости. Клин и брусок приходят в движение. Выберите правильное утверждение.
4)В два одинаковых котелка налито одинаковое количество воды при одинаковой температуре. Один котелок расположен на уровне моря, а второй находится высоко в горах. Выберите правильное утверждение.
5)Имеются четыре фонарика, в каждом из которых есть по три одинаковые лампочки. Соединение лампочек в каждом случае различно. Какой фонарик светит тусклее всего, если напряжения батарей в фонариках одинаковые?
6)Из кормового и носового зенитных орудий, расположенных на верхней палубе неподвижного крейсера, под одним и тем же углом 30° к горизонту прямо по курсу одновременно производятся два выстрела. Начальная скорость снаряда носового орудия равна 100 м/с, кормового 200 м/с. Найти наименьшее расстояние между снарядами в процессе полёта, если длина палубы (расстояние между орудиями) равна 100 м. Ответ выразите в м, округлив до целого числа. Ускорение свободного падения считайте равным 10 м/с2. Сопротивлением воздуха пренебречь. Траектории снарядов лежат в одной вертикальной плоскости.
7)Три одинаковых бруска кладут друг на друга, при этом нижний брусок лежит на горизонтальном столе. Масса каждого бруска равна 0,2 кг. Коэффициент трения между брусками и между бруском и столом равен 0,2. Ускорение свободного падения g=10 м/c2 . C какой максимальной горизонтальной силой F1 нужно действовать на нижний брусок, чтобы стопка из брусков двигалась по поверхности стола как единое целое, то есть проскальзывание между брусками отсутствовало? Ответ выразите в Н, округлите до десятых.
8)На одинаковых нитях подвешены практически в одной точке два маленьких, упругих шарика массами m и M (m
Источник
Управление и маневрирование судном при плавание в канале
Характеристика каналов
Судоходные каналы классифицируются по назначению, способу устройства, наличию оградительных сооружений, пропускной способности, размерам поперечного сечения и высот надводных переходов, длительности навигационного периода и характеру материковых грунтов, составляющих ложе канала.
По назначению каналы подразделяют на соединительные и подходные; по способу устройства — на закрытые (шлюзованные) и открытые; по наличию искусственных оградительных сооружений — на огражденные и не огражденные.
По пропускной способности каналы классифицируются показателями проектного и фактического судооборота в обоих направлениях, выраженными количеством пропускаемых судов и их регистровым тоннажем. По размерам поперечного сечения и высотам надводных переходов (мосты, линии электропередач и др.) каналы классифицируют по: максимально допустимой осадке пропускаемых судов; максимально допустимой высоте надводного габарита судов; режиму пропуска судов (каналы одностороннего или двустороннего движения). Каналы двустороннего движения могут иметь достаточную ширину либо по всей длине для расхождения встречных судов в любом пункте, либо иметь уширения в нескольких пунктах для ожидания пропуска встречных судов. В принципе движение в каналах в зависимости от размерений судов может быть в каждом конкретном случае и односторонним, и двусторонним.
Движение судна в канале
По длительности навигационного периода каналы подразделяются на незамерзающие с круглогодичным навигационным периодом и замерзающие с ограниченным навигационным периодом по ледовым условиям. По характеру грунтов, составляющих ложе, каналы подразделяются на имеющие глинистое или суглинистое ложе, песчаное или супесчаное ложе, илистое ложе, каменистое и скальное ложе.
Влияние рельефа канала на управляемость судна
Движение судна в мелководном канале сопровождается теми же явлениями, что и на мелководье, но выраженными в более резкой форме. Из-за дополнительного стеснения фарватера интенсивность волнообразования, просадки и сопротивления движению нарастают быстрее, чем на неограниченном мелководном участке моря. Особенности движения судна в канале различаются в зависимости от скорости движения. При движении судна с докритической скоростью в сечении канала, стесненном корпусом, скорость течения жидкости между бортом судна и стенкой канала увеличивается, а уровень ее поверхности понижается. При смещении с оси канала обтекание корпуса становится несимметричным, скорость потока воды между бортом и ближайшей стенкой увеличивается и возникает поперечная сила, которая притягивает судно к ближайшей стенке.
Эффект берега при плавании судна в канале
Явление притягивания особенно заметно при отходе судна от стенки канала. В начале движения винт, работающий вперед, интенсивно засасывает воду со стороны носовой части судна. Поскольку приток воды со стороны ближайшего к стенке борта затруднен, уровень воды между бортом и ближайшей стенкой понижается и возникает сила, притягивающая судно к стенке канала.
Более сложными являются взаимодействие корпуса и стенок канала при движении судна околокритическими скоростями. С началом образования одиночной волны изменяется профиль поверхности воды, обтекающей корпус. При смещении с оси канала со стороны ближайшей стенки в носовой части судна уровень поверхности воды повышается и возникает избыточное давление, отталкивающее скулу от ближайшей стенки. Одновременно ускоряется поток воды между бортом и ближайшей стенкой, достигая максимальной скорости в корме судна за счет винтовой струи, что приводит к понижению уровня воды, и корма судна стремится притянуться к ближайшей стенке.
Взаимодействие корпуса судна и стенок канала
Для компенсации возникающего момента и удержания судна на прямом курсе в этом случае необходимы несимметричные, смещенные в сторону ближайшей стенки канала перекладки руля. Во время прохода мимо расширений или ответвлений канала, из-за нарушения симметричности обтекания корпуса, носовая оконечность судна будет уклоняться в сторону расширений или ответвлений. Если в это время в расширении стоит какое-либо судно, то это грозит навалом. Средство предупреждения – заранее переложить руль в сторону противоположную расширению.
Влияние расширения канала на управляемость судна
При прохождении прямолинейных участков, поскольку профиль сечения канала редко бывает симметричным, нос судна будет уклоняться в сторону больших глубин. Это явление называется «эффектом свободной воды». При следовании судна вдоль отлогого берега этот эффект резко усиливается.
Влияние рельефа дна канала на отклонение носа судна
Рассмотренные ранее явления существенно усиливаются при увеличении скорости судна, что приводит к его резким отклонениям от курса, которые иногда невозможно компенсировать только перекладкой руля. Первым признаком несоответствия скорости движения судна площади сечения канала является ярко выраженная крутая кормовая волна. Если не уменьшить скорость судна, то при неожиданном уменьшении площади сечения канала увеличивается интенсивность процесса волнообразования, существенно возрастет сопротивление движению, и судно резко потеряет скорость. Тогда кормовая волна нагонит судно и вызовет его отклонение в ту или иную сторону, т.е. судно потеряет управляемость.
Влияние течения на управляемость судна в канале
Встречное течение. Если судно запоздало положит руль вправо, корма начнет притягиваться к берегу, а нос отклоняться к противоположной бровке канала. Струи воды будут ударять в правый борт, еще больше отклоняя нос влево. В таком положении трудно выправить судно с помощью руля. Остается единственное средство — застопорить машину, чтобы уменьшить влияние взаимодействия между судном и берегом. Если этого не сделать, — судно может врезаться в противоположный берег с последующим разворотом против течения.
Влияние встречного течения на управляемость судна
Попутное течение. Скорость относительно воды меньше, чем скорость такого же судна, но идущего против течения. Если судно запоздало положит руль вправо, то его развернет поперек канала. Это произойдет из-за сужения сечения в районе правого борта, вследствие чего скорость течения увеличится, давление между бровкой канала и корпусом уменьшится и начнется притяжение кормы к правому берегу. Однако это явление будет значительно меньше влиять на судно, так как скорость в зазоре значительно меньше, чем при встречном течении. Кроме того, струи воды будут ударять в левый борт и препятствовать повороту влево. Судно будет лучше слушаться руля, и может быть легко выведено на ось канала.
Влияние попутного течения на управляемость судна
Поворот судна в канале
Выполнение поворота в узкости является наиболее ответственным моментом. Точка начала поворота должна быть нанесена на карту с учетом действия течения, радиуса циркуляции при определенной перекладке руля и фиксироваться методом обсервации.
При выполнении поворота на течении необходимо учитывать, что даже кратковременное положение судна под значительным углом относительно направления течения создает угрозу сноса его в сторону берега. Судно должно вписаться в поворот так, чтобы его диаметральная плоскость была параллельна близлежащему берегу.
При выполнении поворота следует избегать резкой перекладки руля в крайние положения: необходимо учитывать возможность заклинивания руля. На крутых поворотах можно ускорить поворот кратковременным увеличением скорости. Поэтому поворот всегда следует делать на умеренной скорости с тем, чтобы был резерв хода для улучшения поворотливости судна.
При отклонении по оси узкости, канала и при приближении к берегу сопротивление движению судна возрастает – возникает перечная сила, которая отталкивает носовую часть судна и притягивает кормовую к ближнему берегу, причем чем ближе судно будет находиться к одному из берегов, тем больше возмущение воды и скорость потока между берегом и бортом судна и тем больше силы отталкивания и притяжения, что может привести к развороту .судна поперек узкости.
При движении судна с неработающими машинами эффект берега практически не ощутим. При работе машины ходом назад эффект берега противоположен — притягивается носовая часть судна, отталкивается — кормовая.
Поворот в узкости
Особенности расхождения судов в канале
Расхождение судов друг с другом в каналах сопровождается не только гидродинамическим взаимодействием между судами, но и каждым судном с дном водоема и ближайшим берегом. Смещение при расхождении с оси канала вызывает действие гидродинамических сил, которые стремятся развернуть судно поперек канала. Чтобы удержать его на курсе, требуются своевременные действия рулем.
Расхождение в узком канале. Два судна сближаются, придерживаясь оси канала. Скорость судна заблаговременно уменьшают до минимальной, достаточной для управления. Когда до встречного судна остается расстояние, равное 2—3 длинам корпуса, оба судна энергично кладут руль вправо и выходят ближе к кромке канала. Приближаться к кромке канала заранее, на большом расстоянии между судами, нельзя, так как удерживать судно вплотную к бровке длительное время трудно. В тот момент, когда форштевни судов поравняются, руль перекладывают влево, чтобы отвести корму и начать движение вдоль встречного судна, одновременно увеличивая частоту вращения гребного винта. Суда огибают друг друга, совершая плавный поворот влево. Когда носовая часть подходит к траверзу миделя другого судна, руль перекладывают вправо, чтобы воспрепятствовать движению кормы к кромке канала. Благодаря взаимодействию гидродинамических сил между судами и каждого судна с берегом оба судна стремятся развернуться влево. Судоводителям следует контролировать движение судов, но не препятствовать их плавному развороту влево. Как только оба судна разойдутся чисто, они снова выйдут на ось канала. Движению необходимо помогать рулем и при выходе на ось канала задержать на заданном курсе.
Если одно из судов во время расхождения задержит движение влево и после прохождения другого судна останется у правой бровки канала, то влияние берегового эффекта (отталкивание носа и притягивание кормы) может резко уклонить его влево и даже развернуть поперек канала. Чтобы не допустить разворота влево, в этом случае своевременно одерживают судно рулем вплоть до перекладки руля право на борт и помогают работой машины до тех пор, пока судно не выйдет на ось канала.
В случае расхождения в узком канале или фарватере последовательно с несколькими судами эти суда должны заблаговременно установить и сохранить между собой интервал не менее 1 —1,5 мили, чтобы дать возможность встречному судну занять устойчивое положение на оси канала после расхождения с предыдущим судном.
Расхождение судов в узком канале
Обгон в узкости. Обгонов других судов в узкости следует избегать. С целью обеспечения безопасности плавания на наиболее тяжелых участках местными правилами обычно вводится запрет на обгоны. Однако в случае, если какое-либо судно пойдет на обгон в опасной близости, необходимо принять меры предосторожности: в первую очередь уменьшить ход до минимально возможного, затем выполнять действия, способствующие безопасному обгону.
Разворот судна в узкости
В практике плавания в узкостях бывают случаи, когда необходимо развернуть судно на обратный курс. Такой маневр одновинтового судна с правым шагом винта осуществляют следующим образом. Наибольшая скорость поворота наблюдается тогда, когда машине дан полный ход вперед и руль положен на правый борт. Струя воды от винта, действующая на руль, будет отклонять корму влево. С увеличением хода поворот кормы влево будет происходить быстрее. Как только нос судна начнет уклоняться вправо, дают машине полный ход назад и перекладывают руль сначала прямо, а затем, по мере увеличения оборотов винта, влево. С увеличением хода назад отклонение кормы влево будет увеличиваться действием руля. Когда судно начнет двигаться назад, снова перекладывают руль вправо и дают машине полный ход вперед. Маневрируя таким образом, разворачиваются в нужном направлении. Во многих случаях в узкостях, прежде чем начать разворот, следует погасить излишнюю инерцию, для чего заранее уменьшают ход. Нужно помнить, что диаметр циркуляции бывает наименьшим при малой начальной скорости судна, но при работающей полным ходом машине и положенном на борт руле.
Разворот судна в узкости
Разворот на обратный курс можно осуществить с помощью якоря, для чего в определенном месте отдают якорь, потравливают якорь цепь с таким расчетом, чтобы при данной глубине на малом ходу он держал.
Положив руль на борт в сторону отданного якоря, постепенно увеличивают обороты винта и двигаются вокруг якоря на туго натянутой цепи.
Разворот судна при помощи якоря
Нельзя отдавать якорь там, где находятся цепи якорей других судов, мертвых якорей швартовных бочек, подводные телефонные и электрические кабели.
Маневры необходимо выполнять на малой скорости, а выходить на якорь-цепь — постепенно, исключая чрезмерные ее напряжения.
Меры предосторожности при проходе мимо ошвартованных в канале судов
При проходе мимо ошвартованных судов необходимо держаться оси канала. Уклоняться к противоположному берегу не следует, т.к. отталкивание носа от стенки канала может вызвать резкий поворот в сторону ошвартованного судна. Скорость движения должна быть минимально возможной, а в некоторых случаях проходить мимо ошвартованных судов следует по инерции с остановленными машинами, чтобы уменьшить на них влияние судовых волн. При чрезмерной скорости судовые волны могут вызвать резкие продольные и поперечные перемещения ошвартованного судна, что может привести к обрыву швартовых и возникновению аварийной ситуации.
Ошвартованное судно в канале
Источник