- Зажгите свечи! 5 опытов для детей в ожидании Нового года
- Вечер при свечах: опыты с огнем и свечами, гадание на свече
- Почему свечи не тонут? Опыты и гадание на свече
- Как погасить свечу: 3 способа
- Подборка опытов по физике
- «Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность
- Ход экспериментирования:
Зажгите свечи! 5 опытов для детей в ожидании Нового года
Вечер при свечах: опыты с огнем и свечами, гадание на свече
Лиза Арье автор блога и книг об играх и тверчестве с детьми, мама троих детей
В ожидании Рождества и Нового года в Европе каждую неделю зажигают свечи Адвента и так отмеривают время до праздника. Мы же предлагаем зажечь свечи для опытов с детьми — вечер при свечах с научными развлечениями тоже может стать своеобразной подготовкой к Новому году. Как проводить опыты с огнем и безопасно ли это?
Огонь — чудесное и завораживающее зрелище. У детей он вызывает восторг, а у родителей — опасение. Мы знаем не понаслышке, сколько бед может натворить огонь.
Страх перед огнем достался нам от далеких предков. Когда-то люди не знали, как им управлять. Нам привычны вечера при свечах, посиделки у костра, тепло и уют домашнего камина или печи. Может, наши страхи не так уж и обоснованны? И если попробовать с огнем договориться, не оставляя с ним детей без присмотра, можно провести простейшие опыты и эксперименты и показать нашим малышам, каким удивительным он может быть.
Почему свечи не тонут? Опыты и гадание на свече
Любоваться горящими свечами, конечно, интересно. А почему бы не провести с ними несколько опытов? Устроив небольшую свечную лабораторию, вы сможете узнать много интересного о составе свечей, их весе и способности переходить из твердого состояния в жидкое. Почему свечи не тонут? И почему, если оставить зажженной длинную красивую свечу надолго, она превратится в маленькое, плоское, ничем не примечательное «озерцо»?
Нам понадобятся:
- свечи разных размеров
- прозрачные емкости
- вода
- стеклянные шарики, песок или другой груз
- Для начала возьмите свечи разных размеров и попробуйте их утопить в воде. Маленькая не тонет? Конечно — она же маленькая! Возьмем свечу побольше. Она тяжелая и уж точно потонет. Ничего подобного. Всплывает!
Возьмем огромную тяжеленную свечу. Смотрите: даже вода из берегов вышла, а свеча всё равно плавает и не тонет.
Воск легче воды, поэтому свеча всплывает, какой бы большой ни была. Разве не удивительно? Можно, конечно, попытаться «обмануть» свечу и засыпать ее чем-нибудь тяжелым.
- У свечей есть еще одно любопытное свойство — переходить из твердого состояния в жидкое при нагревании. Именно его интересно проверить опытным путем. Лучше взять прозрачную емкость из тонкого стекла, чтобы оно не треснуло во время эксперимента.
На дно положите небольшую свечу и засыпьте ее стеклянными шариками либо песком, добавьте воду. Теперь возьмите газовую горелку или поставьте емкость на кухонную плиту.
По мере того как содержимое будет нагреваться, воск от свечи станет плавиться, постепенно поднимаясь на поверхность и создавая причудливые узоры. В них можно рассмотреть много интересного. Они всё время меняются: вы видите то деревья, то морские водоросли, то диковинных животных. Отличный научный способ гадания на свече. Возьмите на заметку!
Как погасить свечу: 3 способа
Сколько вы знаете способов потушить свечу? Хотя самый что ни на есть простой способ всё равно очень интересен детям. Не зря же они так любят задувать свечи на праздничном торте.
Очень интересно наблюдать, как от слабого дуновения огонек начинает трепетать, а от сильного — пропадает совсем, оставляя после себя лишь легкий дымок. Так почему и в обычный день не доставить малышам такое удовольствие?
Нам понадобится:
- свечи
- спички
- прозрачные емкости, вода
- стеклянный колпак
- сода
- пластилин
- уксус
- пищевые красители
- Итак, простой способ задувания свечей мы уже испытали. Теперь попробуем вариант чуть посложнее — потушить свечу с помощью колпака. Лучше, чтобы он был прозрачный: тогда весь процесс будет виден. Подойдет и бокал: чем он больше, тем лучше.
Накройте горящую свечу колпаком и ждите. Постепенно станет ясно: чем больше колпак, тем медленнее идет процесс угасания пламени и тем интереснее за ним наблюдать. Неужели огонек совсем потухнет?
Теперь самое время поговорить о том, почему свеча под колпаком гаснет. Можно рассказать малышу о кислороде, углекислом газе, нагревании и т.д. Или просто наслаждаться волшебством. Хотя старшим детям, конечно, именно сейчас захочется узнать всё о горении.
Вот свеча и погасла. Правда, дыма под колпаком осталось немыслимое количество.
- Усложним эксперимент. Понадобится тот же колпак и еще емкость с водой, в которую мы поставим свечку. Подойдет обычное блюдце. Саму свечу нужно приклеить ко дну расплавленным воском или пластилином, чтобы она не упала в воду.
—>
Поставьте колпак прямо в воду. Ее уровень под колпаком будет постепенно подниматься, и в конце концов вода загасит свечу. Очень необычный способ: видно, как уровень жидкости внутри колпака становится выше, чем снаружи, заливая огонь. Имеет смысл подкрасить воду, чтобы было еще интереснее.
- А теперь последний, самый волшебный способ. Нам понадобятся сода и уксус. Засыпьте в банку соду (она должна покрывать дно толстым слоем) и залейте ее уксусом. Следите, чтобы жидкость не перелилась через край. Вы сможете наблюдать известную реакцию. И в который раз восхититься. Можно даже помешивать смесь, дожидаясь, пока реакция пойдет на убыль.
Теперь «перелейте» воздух из баночки в пустой стаканчик: осторожно, нельзя, чтобы туда попала жидкость!
Да-да, переливаем ничто в пустоту. Чтобы ни одной «капли» не пропало. А теперь из пустого стакана быстро выливаем наше ничто на свечку. Она сразу же гаснет!
Взрослым понятно, что тушит свечу газ, выделившийся при химической реакции. Но понимать — одно, а видеть волшебство — совсем другое.
Источник
Подборка опытов по физике
Демонстрационный эксперимент проводимый учащимися на уроке или во внеклассной деятельности должен быть интересным и не сложным. А лучше, если известные приборы или предметы из повседневной жизни станут приборами с новыми свойствами. Так проведение опытов со стеариновой или парафиновой свечами позволит учащимся увидеть , что физика их окружает на каждом шагу и каждый предмет интересен своими физическими свойствами.
Цель работы: пообобрать опыты, для проведения которых необходимы свечи.
Задачи: 1. Пообобрать описание опытов со свечами из литературы и Интернета
2. Провести их и объяснить наблюдаемое явление или процесс
Опыт № 1Удивительный подсвечник
Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.
Утяжелить конец свечи гвоздём.
Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
Объяснение опыта: свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.
И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.
Опыт № 2 Свеча за бутылкой
Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички
Этапы проведения опыта
Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.
Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.
Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.
Опыт № 3 Вертящаяся змейка
Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.
Этапы проведения опыта
Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.
Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.
Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.
Этапы проведения опыта
Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось качелей.
Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.
Зажечь свечу с обоих концов.
Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и качели начнут работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.
Опыт №5 Взять монетку на намочив рук
Приборы: тарелка с водой ( можно чуть подкрасить воду для большего эффекта), свечка ( закрепите её на дно тарелки пластилином или воспользуйтесь плавающей свечой ), банка, монета
Инструкция
Положите монету на дно тарелки.
Подожгите свечу. Накройте свечу банкой сначала не касаясь воды ( так чтобы воздух внутри банки прогрелся), а затем опустите банку в воду, так чтобы монета оказалась рядом.
Объяснение.
Свеча потухнет. Это происходит потому, что для поддержания процесса горения необходим кислород, а в перевернутой банке он быстро заканчивается. Нагретый воздух оказывает большее давление, поэтому при остывании давление внутри банки будет уменьшаться и для его выравнивания с наружным атмосферным давлением вода будет втягиваться в банку. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Опыт №6 Погаси свечу звуком
Приборы: картонная трубка, полиэтиленовая пленка, свеча, спички
Заклейте концы трубки плёнкой и закрепите скотчем
Ножницами сделайте отверстие в центре плёнки
Зажгите свечу и поставьте на стол.
Поднесите к пламени торец торец трубки с отверстием на расстояние2-3см.
Резко стукнув как по барабану, постучать по противоположному концу трубки. Пламя погаснет
При ударе пальцами возник звук. Звук заставил колебаться воздух внутри трубки. Воздух, выходя через маленькое отверстие задул свечу.
Источник
«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность
Татьяна Петровская
«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха — кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами тушения огня.
Материалы и оборудование: Свеча, банка, металлический поднос.
Ход экспериментирования:
Воспитатель зажигает свечу и показывает детям. Задается вопрос, как можно погасить пламя свечи, не задувая ее, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени.
Накройте свечу банкой и наблюдайте до тех пор, пока свеча не погаснет.
Воспитатель поясняет эксперимент: «Для горения нужен газ — кислород, который находится в воздухе. Если мы накроем свечу банкой, мы ограничим доступ кислорода. Тот, что остался в банке быстро израсходуется и свеча погаснет.
Люди используют это свойство при тушении пожаров. Вода, которой заливают огонь, при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода. Другой вариант тушения пожара — засыпать огонь землей или песком и также ограничить доступ кислорода».
Вывод: Для горения нужен кислород, который постоянно присутствует в воздухе. Вот почему постоянно происходит большое количество пожаров и их трудно тушить.
Дети рассматривают макет «Пожарный щит», закрепляют знание первичных средств пожаротушения.
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6–7 лет «Знакомство с солью» НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет Тема: Знакомство с солью. Задачи: формировать представления детей.
Познавательно-исследовательская деятельность Цель: формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой.
Познавательно-исследовательская деятельность «Морозко» в средней группе Цель: Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. Материал:.
Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.
Познавательно-исследовательская деятельность «Удивительное рядом» ЗАДАЧИ образовательной программы: Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность в процессе исследовательской.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями в подготовительной группе «Человек стал человеком,.
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» дошкольников» Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами.
Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.
«Удивительные свойства магнита». Познавательно-исследовательская деятельность конспект познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группы №4(6-7 лет) тема «Удивительные свойства магнита».
Источник