Конспект урока Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Цели: повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения); вспомнить порядок синтаксического разбора.
Личностные УУД . Личностное самоопределение.
Познавательные УУД . Синтез знаний. Анализ явлений.
Коммуникативные УУД . Умение вступать в диалог и вести беседу.
I. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
— На какие группы делятся славянские языки? (восточнославянские, западнославянские, южнославянские)
— К какой группе относится русский язык? (восточнославянской)
— Какие ещё языки являются восточнославянскими? (украинский, белорусский)
— Какие уровни языка вам известны? (фонетический, морфемный, морфологический, лексический, синтаксический)
— Что изучает фонетика? (звуки)
— Как называется раздел, изучающий состав слова? (морфемика)
— Что изучает морфология? (части речи)
Упр. 4, 6 (устные ответы).
II. Орфографическая разминка. По цепочке ученики выходят к доске, каждый записывает по 2—3 словосочетания.
Благородный человек, нужная профессия, лиловая салфетка, багряные листья, румяный малыш, пышная сирень, талантливый писатель, искусство общения, искусный мастер, биография автора, великолепный рассказ, преодолеть препятствие, прийти на спектакль, подзаголовок текста, серьёзное исследование, присутствовать на собрании, уважительная причина.
III. Повторение сведений о синтаксисе.
Ученики записывают предложение под диктовку; находят и выписывают из него словосочетания; выполняют синтаксический разбор. Учитель напоминает детям, что словосочетание состоит из главного и зависимого слов, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, а смысловая связь устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому.
Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. (И. Соколов-Микитов)
Беседа по вопросам и заданиям:
— Как называется раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.)
— Что такое словосочетание? (Словосочетание — сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.)
— Какую синтаксическую единицу мы называем предложением? (Предложение — основная синтаксическая единица, которая характеризуется наличием грамматической основы, смысловой и интонационной законченностью.)
— Что такое грамматическая основа предложения?
— Дайте определение главным членам предложения.
— Какой член предложения мы называем определением? Как оно подчёркивается?
— Что такое обстоятельство? Как оно подчёркивается?
— Какие члены предложения называются однородными?
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником.
Упр. 7 . Ученики составляют словосочетания по схемам; вспоминают, какие предложения являются простыми и сложными; конструируют предложения на одну из тем.
Упр. 8. Самостоятельное списывание; взаимопроверка. Один ученик записывает на доске первое предложение, выполняет синтаксический разбор, затем класс проверяет разбор.
1. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа.
а) Рядом с нашим домом разбили новый парк.
б) Взрослые и дети сидели у костра.
в) Дом строят по типовому проекту.
г) Кто сегодня дежурит ?
2. Найдите распространённое предложение.
а) Зима была многоснежной и радостной.
б) Все смеются, и очарование пропало.
в) Великий Устюг — чудо.
г) Принесли пирог с яблоками.
3. Укажите предложение, в котором верно найдены все определения.
а) Ночь была ясная, звёздно-лунная .
б) Солнечный осенний вечер прохладен .
в) Он рассказал ему всю свою жизнь.
г) Вечер золотистый, тихий .
4.Укажите предложение, в котором верно найдены все обстоятельства.
а) Ходил он туда по утрам и после обеда, и часто вечерняя темнота заставала его в беседе с Иваном Дмитричем.
б) Шацкий покорно ушёл в свою комнату.
в) В усадьбе переизбыток довольства, счастья .
г) Ничего не понимаю, еду и смотрю вдаль .
5.Отметьте предложение, в котором допущена ошибка при нахождении дополнений.
а) Я брошу рассказывать .
б) Восторг переполняет маленькое сердце Тёмы.
в) Ювелир навещал Шамета , но не приносил ему лекарств .
г) Росы холодные и свежий ветер днём умеряют летний жар .
V. Подведение итогов урока.
— Что значит произвести синтаксический разбор предложения?
— Найдите ошибки в определении: Обстоятельство — это главная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? и обозначает признак предмета.
Источник
Синтаксис. Синтаксический разбор — Повторение изученного в 5-6 классах
Результаты обучения. Личностные: восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к русскому языку; увеличение словарного запаса. Метапредметные: способность понимать информацию при чтении текста и восприятии его на слух; умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст; умение создавать устные тексты и письменные; владение диалогом в процессе учебной деятельности; умение выступать перед аудиторией сверстников. Предметные: актуализация в памяти знаний по русскому языку, полученных в 5—6 классах; опознавание и анализ языковых единиц, изученных в 5—6 классах; овладение стилистическими ресурсами русского языка; освоение жанра убеждения; умение анализировать текст публицистического стиля.
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Цели: повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения); вспомнить порядок синтаксического разбора.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
I. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
— На какие группы делятся славянские языки?
— К какой группе относится русский язык?
— Какие ещё языки являются восточнославянскими?
— Какие уровни языка вам известны?
— Что изучает фонетика?
— Как называется раздел, изучающий состав слова?
— Что изучает морфология?
Упр. 4, 6 (устные ответы).
II. Орфографическая разминка. По цепочке ученики выходят к доске, каждый записывает по 2—3 словосочетания.
■ Благородный человек, нужная профессия, лиловая салфетка, багряные листья, румяный малыш, пышная сирень, талантливый писатель, искусство общения, искусный мастер, биография автора, великолепный рассказ, преодолеть препятствие, прийти на спектакль, подзаголовок текста, серьёзное исследование, присутствовать на собрании, уважительная причина.
III. Повторение сведений о синтаксисе.
1. Наблюдение над лингвистическим материалом.
Ученики записывают предложение под диктовку; находят и выписывают из него словосочетания; выполняют синтаксический разбор. Учитель напоминает детям, что словосочетание состоит из главного и зависимого слов, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, а смысловая связь устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому.
Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. (И. Соколов-Микитов)
2. Беседа по вопросам и заданиям:
— Как называется раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.)
— Что такое словосочетание? (Словосочетание — сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.)
— Какую синтаксическую единицу мы называем предложением? (Предложение — основная синтаксическая единица, которая характеризуется наличием грамматической основы, смысловой и интонационной законченностью.)
— Что такое грамматическая основа предложения?
— Дайте определение главным членам предложения.
— Какой член предложения мы называем определением? Как оно подчёркивается?
— Что такое обстоятельство? Как оно подчёркивается?
— Какие члены предложения называются однородными?
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 7. Ученики составляют словосочетания по схемам; вспоминают, какие предложения являются простыми и сложными; конструируют предложения на одну из тем. Упр. 8. Самостоятельное списывание; взаимопроверка. Один ученик записывает на доске первое предложение, выполняет синтаксический разбор, затем класс проверяет разбор.
2. Тестовые задания.
1. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа.
2. Найдите распространённое предложение.
а) Зима была многоснежной и радостной.
б) Все смеются, и очарование пропало.
в) Великий Устюг — чудо.
г) Принесли пирог с яблоками.
3. Укажите предложение, в котором верно найдены все определения.
4. Укажите предложение, в котором верно найдены все обстоятельства.
5. Отметьте предложение, в котором допущена ошибка при нахождении дополнений.
V. Подведение итогов урока.
— Что значит произвести синтаксический разбор предложения?
— Найдите ошибки в определении: Обстоятельство — это главная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? и обозначает признак предмета.
VI. Домашнее задание. Упр. 9.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Разработка урока
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»
Синтаксис. Синтаксический разбор
Ц е л и: повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения); вспом- нить порядок синтаксического разбора.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. По- знавательные УУД. Синтез знаний. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и ве- сти беседу.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
На какие группы делятся славянские языки?
К какой группе относится русский язык?
Какие ещё языки являются восточнославянскими?
Какие уровни языка вам известны?
Что изучает фонетика?
Как называется раздел, изучающий состав слова?
Что изучает морфология? Упр. 4, 6 (устные ответы).
Орфографическая разминка. По цепочке ученики выходят к доске, каждый записывает по 2—3 словосоче- тания.
6 Благородный человек, нужная профессия, лиловая сал- фетка, багряные листья, румяный малыш, пышная сирень, та- лантливый писатель, искусство общения, искусный мастер, био- графия автора, великолепный рассказ, преодолеть препятствие, прийти на спектакль, подзаголовок текста, серьёзное исследо- вание, присутствовать на собрании, уважительная причина.
Повторение сведений о синтаксисе.
Наблюдение над лингвистическим материалом. Ученики записывают предложение под диктовку; на-
ходят и выписывают из него словосочетания; выполняют синтаксический разбор. Учитель напоминает детям, что словосочетание состоит из главного и зависимого слов, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, а смысловая связь устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому.
Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. (И. Соколов-Микитов)
Беседа по вопросам и заданиям:
Как называется раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.)
Что такое словосочетание? (Словосочетание — соче- тание двух или нескольких самостоятельных слов, связан- ных друг с другом по смыслу и грамматически.)
Какую синтаксическую единицу мы называем пред- ложением? (Предложение — основная синтаксическая
единица, которая характеризуется наличием грамматиче- ской основы, смысловой и интонационной законченностью.)
Что такое грамматическая основа предложения?
Дайте определение главным членам предложения.
Какой член предложения мы называем определе- нием? Как оно подчёркивается?
Что такое обстоятельство? Как оно подчёркивается?
Какие члены предложения называются однородными?
Активизация и закрепление изученного.
Работа с учебником. Упр. 7. Ученики составляют словосочетания по схемам; вспоминают, какие предложе- ния являются простыми и сложными; конструируют пред- ложения на одну из тем. Упр. 8. Самостоятельное списы- вание; взаимопроверка. Один ученик записывает на доске первое предложение, выполняет синтаксический разбор, затем класс проверяет разбор.
Тестовые задани я.
Укажите предложение, в котором неверно выделена грамма- тическая основа.
а) Рядом с нашим домом разбили новый парк. б) Взрослые и дети сидели у костра.
в) Дом строят по типовому проекту. г) Кто сегодня дежурит?
Найдите распространённое предложение.
а) Зима была многоснежной и радостной. б) Все смеются, и очарование пропало.
в) Великий Устюг — чудо.
г) Принесли пирог с яблоками.
Укажите предложение, в котором верно найдены все опреде- ления.
а) Ночь была ясная, звёздно-лунная.
б) Солнечный осенний вечер прохладен. в) Он рассказал ему всю свою жизнь.
Укажите предложение, в котором верно найдены все обстоя- тельства.
а) Ходил он туда по утрам и после обеда, и часто вечерняя темнота заставала его в беседе с Иваном Дми- тричем.
б) Шацкий покорно ушёл в свою комнату.
Отметьте предложение, в котором допущена ошибка при на- хождении дополнений.
а) Я брошу рассказывать.
б) Восторг переполняет маленькое сердце Тёмы.
в) Ювелир навещал Шамета, но не приносил ему ле- карств.
г) Росы холодные и свежий ветер днём умеряют лет- ний жар.
Подведение итогов урока.
Что значит произвести синтаксический разбор пред- ложения?
Найдите ошибки в определении: Обстоятель- ство — это главная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куд а? откуд а? и обозначает признак предмета.
Источник