Похороны
ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА
Похороны. Очень болезненный момент бывает для семьи, когда умирает близкий человек. Как проводить его в последний путь, какими должны быть действия и слова сочувствия?
Что нужно сделать с телом человека, душа которого ушла в вечность? Сначала надо расстелить на полу что-то вроде клеенки, положить усопшего на пол и человеку соответствующего пола обмыть тело водой, либо протереть влажной тряпочкой и одеть в погребальные одежды, в которых он будет лежать в гробу. Какой должна быть одежда? Как правило, новой. Обычно, мужчину одевают в светлую рубашку, темный костюм. Прежде были белые погребальные одежды. Женщину можно одеть в венчальное платье, если оно у нее сохранилось. Так же венчальный костюм можно надеть и на мужчину. Если же они не сохранились, то просто надеть чистую одежду.
Прежде, чем положить тело усопшего в гроб, когда уже готова подушечка из опилок, на дне рассыпаны опилки и все это покрыто простыней — окропляют святой водой сам гроб, крышку его, крест, который вкопают в могилу. Когда тело еще не положено в гроб, по усопшему совершается лития. После положения тела во гроб над ним совершается панихида. Очень хорошо, чтоб верующие люди читали по усопшему псалтирь в течение всех сорока дней. Поэтому родные должны побеспокоиться, кому читать псалтирь об усопшем.
Раньше существовал обычай, когда тело усопшего приносили в храм накануне дня погребения — и гроб с телом эту ночь стоял в храме. Сейчас далеко не всегда бывает такая возможность. Но хотя бы отпевание совершать надо все же в храме. Бывают такие ситуации, что тело человека уже предано тлению, идет неприятный запах. В таком случае тело усопшего в храм не вносится, ставится перед храмом в церковной ограде, где и совершается отпевание.
Существует неправославный, языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, начинают бросать монеты в гроб или в могилу, или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. Ничего этого делать не надо — все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном — это тоже нецерковная традиция.
Пока с покойным не простились все его родные, не надо покрывать лицо усопшего церковным покрывалом. Это делается только после отпевания и прощания — после этого закрывается крышка гроба, и его опускают в могилу.
Что кладется в гроб с усопшим? Непременно надо оставить на усопшем нательный крест — ведь с крестом христианин должен был пребывать всю прошедшую жизнь. Надевать же крест на неверующего, никогда его не носившего, пользы будет мало. Кроме того, в руки усопшего дается погребальный крест, обычно черного цвета. Затем священник, совершив чин отпевания, дает ему разрешительную молитву в руки, рядом с усопшим ставится икона Божией Матери или Спасителя — эту икону можно оставить в храме по желанию родных или же ее оставляют в гробе вместе с усопшим.
Затем, когда приносят покойника на кладбище, если здесь есть священник, то хорошо бы совершить краткую литию об усопшем человеке. Затем саму могилу окропляют святой водой — если нет священника, кто-нибудь из родных, близких, верующих может сам это сделать. Если усопший человек был верующим, ходил в храм, соборовался, то после того, как предали его земле, возливают на него, на пелену соборное масло — так же крестообразно. Пепел — перегоревший уголь и перегоревший ладан — высыпаются из кадила на могильный холмик, в специальное углубление, сделанное в могилке, чтобы ветер не разнес святую пыль, затем ямочка сравнивается.
Русская Православная Церковь
Николаевский Собор
Источник
Стакан воды для покойника
Всем известна присказка о том, зачем нужны в старости близкие – конечно же, «чтоб было кому стакан воды в старости подать». Причём говорится она как о супруге, с которым доживают старость, так и о детях, то есть о самых близких людях. Мнения самих подающих воду, как правило, не спрашивают. Подразумевается, что оказываемое милосердие по отношению к беспомощному старому человеку проявится само собой. Второй вопрос – что будет делать сам немощный человек с этим стаканом воды? Запивать таблетку? Утолять жажду? Смачивать губы? Так для таких дел понадобится не один стакан воды, а много, да ещё и ежедневно. В присказке же говорится только об одном, решающем.
Что такое «Омовение души»
Согласно древним славянским поверьям стакан воды ставили у изголовья умирающего. Не подавали в руки, не давали напиться, а просто ставили. Тогда в момент отлучения души от тела по воде пробежит небольшая рябь, что и покажет живущим о наступлении неизбежного. Душа словно «омывается» в воде, очищается от телесной скверны перед тем, как устремиться на Небеса.
После смерти принято ставить на подоконник, у икон или фотографии почившего стакан с водой. Рядом развешивают полотенце – чтобы душа после того как омылась, могла утереться. В современном варианте стакан с водой просто накрывают краюхой хлеба.
Чем должен быть наполнен стакан – водкой или водой?
Часто стакан с водой заменяют на стакан с водкой, а к хлебу добавляют кусочек сала или огурец, как бы для закуски. Подобные действия искажают древнюю традицию, низводят до банального «выпить и закусить». Правильно всё же ставить стакан с водой. И обойтись без сала-огурцов.
Иногда ставят для усопшего два стакана: один с водой, а другой – с водкой. В данном случае опять идёт искажение традиций. При поминовении было принято перед трапезой «угощать» первой ложкой и первым глотком почившего. Для этого на угол стола проливали немного воды и клали горсточку кути. Сейчас ограничиваются выплёскиванием из «рюмки для покойного» небольшого количества налитой водки на пол.
Зачем на стакан с водой для умершего кладут хлеб?
Краюха хлеба на стакане с водой предназначается отнюдь не покойному, потому воспринимать её как закуску не следует. Наши предки считали, что умершие обращаются после кончины в птиц. И хлеб предназначался птицам-ангелам для поминовения души усопшего.
Какое время стакан с водой долен стоять на столе?
Как предписывает традиция, шесть недель или дольше должна стоять вода, налитая в стакан. Стакан при этом следует разместить столе или на окне. Как правило, до Сороковин, то есть до сорокового дня, в доме покойного стакан с водой и лежащий на нем хлеб не трогают. Вода в это время постепенно испаряется, поэтому ее время от времени подливают. Не надо стесняться этого делать – вы не наущаете таким образом традицию, а, напротив, следуете ей: считается, что испаряющуюся воду расходует сам покойный для своих загробных нужд. Впрочем, в некторых регионах России традиция предписывает вовсе менять воду ежедневно, а хлеб всегда держать свежим, показывая таким образом уважение к умершему. Какой из вариантов поведения выбрать – зависит только от вас и ваших предпочтений.
Что впоследствии делать с водой и хлебом?
Как ни странно, традиция не предписывает строгих способов избавиться от воды. Вовсе не обязательно идти с ней на могилы, чтобы вылить на могильный холм или надгробие – можно просто выплеснуть ее под деревом у дома или в чистом поле. Хлеб стоит раскрошить в том месте, где его съедят птицы или другие звери – это будет своеобразными «поминками» умершего со стороны природы.
Важно! Имейте в виду – стоявшую вот так на столе в стакане воду нельзя пить и в связи с требованием традиций, и по медицинским соображениям.
Кладбище и вода в стакане
Посещение кладбища редко обходится без поминовения души упокоенного. Для этих целей в отдельный стакан наливается «пять капель» и выливается на могилу. Вариант: оставляют ёмкость с водкой у надгробия.
Скорее такие действия можно назвать современными традициями. Наши предки-славяне поминки справляли без горячительных напитков. Сейчас же родственники аргументируют: «Неужели же усопший отказался бы выпить за упокой своей души с нами?» в этом случае следует поступать сообразуясь с характером почившего. Если он не приветствовал алкоголь при жизни, то ограничьтесь стаканом с обычной водой.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Источник
Обряд погребения
Омовение и облачение умершего.
Как молиться о человеке в первые дни после его смерти.
Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание.
Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.
Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он – член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий ( 1Кор. 6: 15, 19 ). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием ( 1Кор. 15: 53 ). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.
Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.
Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.
Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.
При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).
После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия ( 1Кор. 15: 53 ). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.
Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.
Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.
Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб.
На чело (лоб) умершего(ей) кладут венчик, который дают в церкви, когда усопшего(ую) привозят для отпевания. Некоторые люди покупают венчик для себя заранее.
Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец ( 2Тим. 4: 7, 8 ) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.
Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
Гроб полагается ставить перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к иконам.
Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.
Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»). Если человек умер не дома, то в день его смерти все равно читают этот канон.
Чтение канона предваряют предначинательные молитвы, затем псалом 90, далее – по порядку.
Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» (имя).
Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (рабы Твоей)» (имя), произносить другие имена умерших (родителей, родственников, знакомых и т. п.). Канон читается только за одного.
В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя). ». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), Господи».
«Последование» читается от лица усопшего(ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего(ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.
Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (песнь 5).
«Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (песнь 4).
«Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его(ее)» (из начального тропаря).
Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в «Православном молитвослове».
Псалтирь начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.
Псалтирь разделена на двадцать больших частей – кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».
После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава. трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды) Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди. » После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и т. д.)
В каждой кафизме трижды читается Слава, следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.
Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.
Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешениями ободрения в наше скорбящее сердце.
Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем.
Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится запечатленными устами самого усопшего. Он как бы сам из гроба умоляет милосердие Божие о своем помиловании.
Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».
Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство безплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.
Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.
По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.
Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.
«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».
Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека ( 1Фес. 4: 13–17 ). Наконец, Сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна ( Ин. 5: 25–30 ).
По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими.
Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв):
«Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога. »
В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот, он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».
Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.
При выносе гроба с телом из храма поется Ангельская песнь – “Трисвятое”. Лицо умершего обращают к выходу.
Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.
Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся на восток: в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.
При опускании гроба с телом в могилу вновь поется “Трисвятое”. Перед зарытием могилы все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: земля ecu, и в землю отыдеши ( Быт. 3: 19 ).
Крест, символ спасения, возвышается над могилой, всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.
По кончине человека на тело его елей (освященное церковное масло) не возливают. Освященное масло используется при жизни православного во исцеление его души и тела: оно употребляется внутрь или же им натирают больные части тела. Умершему оно ни к чему.
Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении – все это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Источник