О святой воде
Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru |
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Источник
Святая вода — как можно и нужно ее пить?
В христианстве святая вода считается божьим даром и наделяется чудесными свойствами, соответственно, требует благоговейного отношения.
Поэтому существуют особые правила относительно того, как, кому и в каких случаях ее можно пить и связанные с ее использованием запреты.
Необходимо ли употребление?
Пить святую воду христианам не только можно, но и настоятельно рекомендуется.
Однако не просто так, для утоления жажды (это считается большим грехом), а только при возникновении проблем, в случае серьезной надобности.
Например, священнослужители рекомендуют прихожанам пить святую воду при тяжелой болезни, необходимости защиты от отрицательного влияния. Это поможет восстановить утраченное здоровье и душевное равновесие.
То же самое касается беременных женщин. Будущей матери рекомендуется сделать несколько глотков при наличии реальной угрозы жизни и здоровью (своему и плода), а также при тяжелом течении беременности. Это поможет организму перенести нагрузку, обеспечит прилив физических и духовных сил.
Святая вода, даваемая не крещенным младенцам, защищает его от негативной энергии, пока у их еще нет ангела-хранителя. Священнослужители рекомендуют до совершения обряда каждый день ежедневно поить ею ребенка, защищая его душу от возможного негативного воздействия извне.
Допустимо испить воды и представителям иных конфессий, если они решили обратиться в христианство. У правоверного мусульманина, иудея, буддиста, скорее всего, даже мысли такой не возникнет. То же самое касается некрещенных и неверующих.
Во время менструации
Помимо отсутствия серьезной причины и неподобающего отношения к святыне (это считается однозначным запретом для питья святой воды), много споров вызывает вопрос, можно ли пить ее женщинам во время менструации.
Некоторые священники однозначно запрещают ее употребление своим прихожанкам, ссылаясь на Библию.
Там прямо говорится, что женщине с месячными запрещается посещать церковь, читать молитвы, целовать иконы, касаться их, ведь в это время она считается нечистой.
Сторонники противоположной точки зрения указывают: запрет изначально был обусловлен отсутствием средств гигиены – кровь, пачкая пол, оскверняла святое место.
Большинство священнослужителей склоняются ко второй точке зрения. Это логично: при менструации женщина остается правоверной христианкой, ее благоговейное отношение к святой воде не исчезает.
Что можно и что нельзя?
Святой водой можно:
- Запивать медикаменты. Многие христиане считают, что это усилит эффект от принимаемых препаратов. Прямого запрета на это нет, но и совета поступать именно так священнослужители не дают. Каждый христианин должен сам для себя решить: допустимо ли совмещать божий дар и достижение науки.
- Прикладывать к больному месту смоченные святой водой компрессы. Это, наряду с питьем, позволяет ей проявить свои целебные свойства, поэтому даже рекомендуется.
- Разбавить обычной водой. Это допускается, если святой воды осталось совсем мало и взять новую негде. Воду из родника, колодца, ключа (любого другого природного источника) и святую (достаточно нескольких капель) сливают в одну емкость, читая над ней молитву (например, «Отче наш»). После таких манипуляций она перенимает чудесные свойства.
- Пить вместе с заговоренной. Можно, но, разумеется, заговор должен быть сделан с помощью христианских молитв. Единственное исключение – заговоры от любой зависимости (наркомания, алкоголизм). Такая вода все же несет негатив, значительно ослабляя целительное действие святой.
Чего делать со святыней нельзя:
По единому мнению священнослужителей, это минимум неуважение к христианству. Для некоторых из них такое поведение – грех, требующий покаяния на исповеди.
Как правильно употреблять?
Наиболее ортодоксальная точка зрения – делать это можно исключительно один раз в день, с утра и натощак, ровно по три глотка.
Но ведь необходимость прибегнуть к помощи божьего дара нередко возникает и в иное время суток. Упомянутые рекомендации – это просто благочестивая традиция.
Священнослужители подтверждают, что нет никаких строгих правил касательно того, как именно пить святую воду, нет.
Ее можно пить и на пустой, и на полный желудок (но первый вариант все же предпочтительнее), главное – с подобающе уважительным отношением и открытым Богу сердцем, четко понимая, зачем это делается. Тогда в действиях никакого греха нет.
Как правило, достаточно выпивать по несколько глотков святой воды раз в день. Но если физическое, душевное или духовное состояние, тяжелые жизненные обстоятельства требуют более частого соприкосновения с божьим даром, никаких препятствий к этому нет. После необходимо прочитать молитву об исцелении и перекреститься.
Что делать, если использовал недостойным образом?
Неподобающее, неуважительное, недостойное отношение, разумеется, отягощает душу и совесть истинного христианина. Поэтому оно требует покаяния на ближайшей исповеди.
Многие священники считают, что это грех против божьего дара, соответственно, и против Бога, и его нужно упоминать в начале исповеди, среди наиболее серьезных грехов.
Сомневающимся, стоит ли им каяться в недостойном отношении к святыне и не знающим, каким образом лучше построить свою исповедь, рекомендуется предварительно поговорить со священнослужителем. Либо можно ознакомиться с трудами церковных деятелей – они тоже дают советы по этому поводу.
Заключение
Святая вода, как и другие христианские святыни, требует от верующих подобающего отношения. Принимать ее нужно с полным осознанием прикосновения к божьему дару, соответствующим моменту благоговением и молитвой. Традиционно считается, что чудесные свойства святой воды помогают избавиться от любых болезней, обрести душевное равновесие.
Источник
Православная Жизнь
Что говорят святые о крещенской воде.
С самого начала Церковь с благоговением относилась к святой воде. Она ежегодно освящалась, хранилась весь год и употреблялась, как и ныне, для здравия души и тела. Святая вода, как и все Таинства, берет начало от времен апостолов.
История употребления крещенской воды
Иорданским освящением освящалась и освящается вода для Крещения христиан всех поколений.
Уже во II веке на праздник Богоявления мы встречаем проповедь сщмч. Ипполита Римского, где упоминается освящение водного естества. Святитель Иоанн Златоуст в IV веке говорил, что богоявленская вода в продолжение многих лет остается свежей и чистой: «Эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и не уступает водам, только что взятым из источников».
Отлученным от причастия, согласно древним канонам, разрешалось вкушать агиасму – великую святыню, то есть крещенскую воду, для помощи в покаянии.
Уже тысячелетиями верующие знают, что крещенская вода – это великая святыня и должна храниться в святом углу под иконами.
Как употребляли крещенскую воду наши святые
Наши святые постоянно употребляли святую воду в борьбе с грехом, болезнями и лукавым духом. Святитель Феофан Затворник молодым монахом был проездом в Одессе. Из записок архим. Порфирия (Успенского) мы узнаем рассказ свт. Иннокентия (Борисова), что монах Феофан, будучи еще студентом академии, свою келью просил часто окроплять святой водой для защиты от искушений лукавого. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им пить святую богоявленскую воду. Преподобный Амвросий Оптинский послал умирающему крещенской воды – и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, прекратилась. Преподобный Кукша Одесский, когда шел в мир и когда возвращался, окроплял себя святой водой.
Мысли новомучеников о святой воде
Новомученики относились очень серьезно к богоявленской воде. Они считали, что через неё не передаются никакие болезни. Она великая святыня. Сщмч. Кирилл Казанский однажды, будучи молодым викарным епископом в Петербурге, освящал воду в присутствии всей царской семьи. Тогда в столице лютовала эпидемия холеры. Санитарная комиссия во главе с протестантом-доктором распорядилась освящать кипяченую воду в бочке возле Нивы. Владыка Кирилл отказался, указав на Священное Писание: «Все что не от веры – грех». Император согласился с епископом. Освящали воду в реке, и никто не заразился.
Новомученики – наши современники, и проблемы нашего века уже волновали их сердца. Их основная мысль: человек неотделим от природы. Мы призваны быть добрыми хозяевами мира, призваны освящать творение своей жизнью во Христе. Сщмч. Сергей Мечев в своей проповеди на Богоявление говорил: «Сегодня еще мы молились: ‟Помилуй нас и мир Твой. ” Мы в христианском сознании не отделяем себя от того мира, в котором живем, и Христос явился на Иордан не только для того, чтобы восстановить падшее человеческое естество, но и обновить всю тварь через естество водное. ‟Ты во Иордане крещся, Спасе наш, воды освятил еси, дланию раба рукополагаемый, и страсти мира исцеляяй”».
Святые еще глубже современных борцов за экологию планеты осознают роль природы в жизни человека. Мы призваны хранить мир не только потому, что нашим потомкам жить в нем. Мы призваны его хранить потому, что Бог, наш общий Творец, призывает нас к этому: «Господь освятил водное естество, чтобы через него освятить и всю природу». Наши святые сродники учат, что в этот величайший праздник Господь обновляет Собою водное естество и через это обновляется вся природа и получает снова свою одежду первую, какую и мы получили в крещении.
Сщмч. Сергий задается вопросом: почему именно через воду освящается мир и человек? И отвечает: «Вода с самых первых дней творения является одухотворяющим, освящающим естеством. Еще не было мира, а Дух Божий носился над водами, как над самым чистым. Через воду в Ветхом Завете совершалось очищение. ‟И окроплю вас чистою водою, – говорит пророк Иезекииль, открывая тайну духа, – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам” (Иез. 36:25–26). Каждый из нас при духовном рождении освящается Иорданским крещением… через то же водное естество освящается и вся природа».
Церковь посредством своего богослужение раскрывает нашу связь со всей природой, которую мы утеряли через суету и греховность. Мы призваны это осознать. Это часть покаяния, часть изменения образа мыслей: мы не что-то отдельное от творения, мы все вместе созданы Богом. Мученик указывает на великую связь человека и природы. Господь сделал материю служительницей нашего спасения: «Разве можно говорить, что есть человек и мертвая материя, когда водою совершаем мы таинство крещения – совершается рождение вновь, духовное рождение. Эта самая обыкновенная вода получает духовные дары благодати, она освящается, и через нее мы освящаемся. Другое великое таинство – миропомазание – совершается через миро. Миро – простое благоуханное вещество, но оно, освятившись, приобретает те свойства, которые дают нам, миропомазанным, дары Святого Духа. Вот хлеб и вино – освященные и предложенные, они являются как Тело и Кровь Господа, и они нас делают Телом Христовым, когда мы ими приобщаемся, как говорит Иоанн Златоуст. Стало быть, эта связь наша с видимой природой так тесна, потому что все, что живет, живет как создание Божие, живет своим Творцом – Истинной Жизнью».
Святитель Лука Крымский о святой воде говорил так: «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».
Сщмч. Сергей Мечев замечал, что крещенская вода – это вода, которая живет и несет в себе освящение, истинное нетление, омывая нас «банею пакибытия» (Тит. 3:5). В Таинстве Крещения дает нам духовное рождение, освящает и неодушевленную и одушевленную тварь: и растения, и животных – всю природу, которую человек в своей слепоте называет мертвой».
Новомученики очень сожалели, что к святой воде относятся непочтительно, присылают соседей и друзей за водой, а не сами приходят. Берут воду, как будто она собой не представляет никакой святыни: «Когда, наконец, святая Церковь уже прямо призывает ‟почерпать воды из источников спасения”, они или не идут, или посылают за себя других на краткое время. Да и если приидут, для них, не приготовившихся почерпать воды ‟из источников спасения”, в том, что видят они здесь в церкви в спасительный день Господень, нет никакого таинства: они с рассеянным шумом черпают как бы обыкновенную воду и затем ставят ее куда-либо в угол, чтобы забыть на целый год», – жаловался сщмч. Фаддей (Успенский) в своей проповеди народу.
Святая вода, как утверждают новомученики, «есть вода спасения, не только для уврачевания болезней телесных, Господь подает дар святости этой воде ради главным образом освящения душ, для очищения их от скверн страстей, для отгнания всяких сопротивных сил… Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца».
Условия принятия святой воды в пользу и во здравие
В этот день, по мысли сщмч. Сергия Мечева, мы призваны «почувствовать свою связь с обоими мирами, с миром горним и миром дольним». Бог призывает нас к покаянию, желанию жить в мире с Его творением. Для этого необходим большой труд.
Сщмч. Фаддей (Успенский) говорил, что мы «должны употребить все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы явиться Христу в виде, который не оскорбил бы Его. Чем дальше от Него блуждало сердце в дни Святок и теряло теплоту любви ко Христу, тем большее усилие нужно употребить, чтобы очистить весь сор, в душе накопившийся. Чем больше накопилось в душе дел, смутивших совесть, тем глубже нужно хотя бы воздыхать, хотя бы чрез то сбросить часть лежащего на душе бремени страстей и легче подойти ко Христу, к Себе зовущему: Жаждущие! Идите все к водам… Послушайте Меня внимательно. и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша (Ис. 55:1–3)!».
Новомученики призывают нас быть с Богом – и тогда святая вода будет нам водою освящения: «Когда самое сердце начнет омываться потоками умиления, когда будет окропляться и ‟помазываться” словесами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа будет изводить ‟реки воды живой”, токи смиренных покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, – тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась ‟источником воды, текущей в жизнь вечную”».
Источник