Загадка Святой воды
Каждый год 19 января, в праздник Крещения Господня, происходит настоящее чудо: вода во всех источниках, будь то родник, река или озеро, изменяет свою структуру и приобретает уникальные целительные свойства. Как объяснить этот феномен?
В январе христиане всего мира празднуют Крещение. Правда, происходит это у католиков и православных по-разному, и даже даты торжества не совпадают. В католической традиции Крещение отмечают 6 января. В этот день вспоминают трех волхвов — Каспара, Мельхиора и Валтасара.
Следуя за яркой звездой, они прибыли в Вифлеем сразу после рождения Иисуса и первыми поклонились Спасителю. Люди, исповедующие католичество, в Крещение приносят из костелов домой освященный мел. Они пишут на дверях первые буквы имен мудрецов — «К», «М» и «В» полагая, что тем самым оберегают семью от злых духов.
ЧУДО ПРИРОДЫ
В православии праздник приходится на 19 января. Считается, что именно тогда Иисус крестился в реке Иордан. Согласно Евангелию, в тот момент на него снизошел Святой Дух в виде голубя, и голос с небес провозгласил его Божьим Сыном. В честь этого события во всех православных храмах принято освещать воду, совершая над ней особые ритуалы. Известно, что такая вода, если ее хранить в отдельном сосуде, долго не портится, а кроме того, обладает уникальными лечебными свойствами. Но что удивительно: точно такие же качества приобретает влага из любого источника, даже из- под крана. И происходит это только 19 января.
В одной из научных лабораторий вода, набранная в праздник Крещения из проточного озера, хранилась при комнатной температуре четыре года. При этом она не изменила ни цвет, ни вкус, ни запах. Обычная водопроводная вода, стоявшая рядом с ней в аналогичных условиях, стала непригодна для питья уже через пять месяцев, а минеральная негазированная, приобретенная в магазине, -через восемь. И это действительно чудо, прикоснуться к которому может каждый, вне зависимости от религиозных воззрений и конфессиональной принадлежности.
Более того, именно в этот день можно наблюдать еще одно уникальное явление. Иногда на спокойной поверхности водоемов видно резкую рябь, внезапно возникающую при полном безветрии. Этот феномен был зафиксирован множество раз, причем свидетелями становились не только истинно верующие, но и далекие от религии люди.
ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ
Христианство традиционно связывает чудо освящения воды со Спасителем. Отцы Церкви полагают, что в момент крещения произошло соприкосновение Богочеловека с материей. Погрузившись в воду, он тем самым освятил ее. И с тех пор в этот день не только в святых источниках, но в любом другом месте вода приобретает «первозданное свойство нетленности», и процессы гниения и распада ей не грозят. Более того, она имеет способность исцелять болезни и освящать божьей благодатью каждого человека, с верой принимающего ее. Крещенская вода, по уверениям священников, гасит пламя страстей и отгоняет злых духов, поэтому ею окропляют жилища и пищу, омывают лицо и руки.
Момент вхождения Иисуса в иорданские воды сопровождалось многими знамениями. Река течет с гор, впадает в Генисаретское море (ныне озеро Киннерет), но на протяжении 300 метров не смешивается с его солеными водами, а мощным потоком продолжает свой путь, пока не впадет в Мертвое море, Когда Иисус принял крещение и на него снизошел Дух Святой — и воды Иордана пошли вспять. Это знамение с тех пор повторяется ежегодно. Накануне праздника православные христиане пускают по реке деревянные кресты с зажженными свечами. Вода уносит их в Мертвое море, а 19 января возвращает обратно! В этот же день пресная вода Иордана становится соленой.
Место крещения Христа ныне находится на территории Иордании. Местные власти только 19 января позволяют совершать на берегу реки церковную службу и освящать воду. За действом следит множество туристов и паломников, поэтому есть масса очевидцев, которые своими глазами наблюдают за тем, как река поворачивает вспять, а ветви деревьев опускаются так низко, что касаются водной глади.
Несмотря на то что Крещение отмена ют миллионы людей во всем мире, это событие отнюдь не относится к разряду библейских. Первые христиане вообще никак не выделяли этот день. Да и в Священном Писании об этом ничего не сказано. Традиция празднования появилась только в VII—VI11 веках от Рождества Христова. Возможно, она имеет что-то общее с обычаями наших более далеких предков? Ведь культ воды был одним из главных в язычестве.
Например, славянские народы издавна поклонялись дождю, который увлажнял и как бы оплодотворял землю. Небесной воде приписывали защитные, очищающие и преумножающие свойства, от ее качества напрямую зависело состояние здоровья жителей той или иной местности. Одно из самых распространенных приветствий у древних русичей было пожелание «Будь здрав, как вода!». Множество источников и колодцев, вода в которых обладала целительной силой, находилось под покровительством богини Мокоши.
Кстати, после принятия христианства все они перешли в ведение святой Параскевы Пятницы, а затем святителя Николая Чудотворца.
В современных марийских, албанских и адыгейских семьях до недавних времен сохранялись обряды вызывания дождя, корни которых уходят к началу нашей эры. Во время засухи женщины и девушки делали особую куклу, относили ее к реке и бросали в воду. Встреченные по дороге к водоему люди пытались обрызгать процессию, а участники действия в ответ должны были утащить их с собой и окунуть в реку.
Наконец, уже в наши дни на побережье Средиземного моря, особенно в окрестностях Ларнаки, Лимассола, Протараса, Пафоса, широко отмечается древний языческий праздник Катаклизмос — день ритуальных купаний в святой воде, являющийся отголоском культов Афродиты и Диониса* В сумерках на берегах горных рек и у моря собираются тысячи людей для ритуального погружения в воду, на одну ночь обретающую магические свойства.
Освящение воды и связанные с ней всевозможные обряды проводились в древности повсеместно. Например, знаменитые русалии, приуроченные к зимнему и летнему солнцестоянию, служили своего рода инициациями для девушек и юношей, вступающих во взрослую жизнь. Именно они породили и отправили странствовать по былинам и сказкам русалок и водяных, распорядителей влаги земной и небесной. Главные действующие лица праздника — невинные девушки, вытянувшие жребий. Их приносили в жертву реке, венчали с водой ради плодородия прибрежных земель.
Но самый ужасный в жизни любого язычника культовый праздник — Велесов день. Он приходится как раз на б января по старому стилю, то есть 19 января, в тот самый день, когда мы празднуем Крещение!
Имя бога Велеса (в некоторых областях — Волоса) произошло от индийского «вел» — «гибнуть», В течение пяти дней, предшествовавших 6 января, старейшины родов отбирали немощных, больных и ненужных племени людей для отправки к праотцам. Делалось это для того, чтобы работникам не приходилось зря кормить «дармоедов». Обреченных готовили к ритуальной гибели. Родственники выслушивали их последние напутствия, передавали свои просьбы к потусторонним силам, а затем прощались. И в Велесов день людей отводили на берег и топили в проточной воде (обычно в проруби у омута или в устье реки).
Поразительно, но после принятия христианства в тех же самых местах стали сооружать часовни и купели, а зимой делать проруби во льду в виде крестов. И там, где прежде топили родных, стали купаться во славу христианского праздника Крещения, как бы смывая с себя старые грехи!
И все же почему так много ритуалов сошлось на дате 19 (б) января? В результате многолетних наблюдений специалисты по ядерной физике зафиксировали: каждый год именно в этот день на Землю обрушиваются интенсивные потоки нейтронов-элементарных частиц, не имеющих заряда. Мощность нейтронного облучения нашей планеты возрастает в 100-200 раз. Максимальная интенсивность потока приходится на область Мертвого моря, — не потому ли гнутся деревья на берегах реки Иордан?
Ученые давно установили тот факт, что интенсивные нейтронные «атаки» обладают стерилизующим действием, то есть все вредоносные вирусы и бактерии уничтожаются. Остается лишь удивляться и восхищаться тем, как наши предки умудрились обнаружить этот эффект. Возможно, мудрый Спаситель не зря окунулся в воды Иордана именно в это время. Тем самым он даровал своим последователям мощное средство для самоисцеления, очищения души и тела.
Источник
Крещение у славян, В какие дни вода святая?
Крещение — многими любимый праздник, день когда святая водица поможет смыть все плохое и освободиться от груза болезней и обид. Этот праздник древнее православия. В славянской культуре в январе значатся 2 даты когда вода в открытых водоемах становится священной. Первый водокрес выпадает на последний день Велесовых святок, водокрес малый или турицы зимние с 6 на 7 января. Вторая дата совпадает с современным крещением с 18 на 19 января.
Водосвятие у славян празднуется дважды в январе: с 6 на 7 и с 18 на 19.
Рассмотрим традиции праздника подробнее.
Что такое водокрес?
Славянский водокрес ознаменует окончание страшных святок. В этот день врата между миром нави и яви закрываются и в мире восстанавливается порядок. Слово «крес» означает огонь, да не простой, а священный огонь из кузни Сварога. Именно в эту дату падает искра священного огня падает в воды земли. Заряжая их огромной энергией, способной исцелить и придать силы. Священная вода служит лучшим оберегом от нечисти. Благодаря чудодейственной силе вода используется для окропления дома, двора и скотины с целью защиты от навьих проявлений и несчастного случая.
Что предшествует празднику?
Зимние праздники славян начинались с 21-22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Первая дата, день равноденствия отмечали ведуны да колдуны, народ начинал праздновать рождение нового солнца — Коляду с 25 декабря, когда светлое время уже превышает темное (ночь). К 25 декабрю день прибавляется на «воробьиный скок».
Вслед за Колядой проходили Велесовы святки, которые делились по 6 дней на светлые и страшные. Переломным днем между этими датами был щедрый вечер. На протяжении всего периода святочных дней люди гадали о грядущем, проводили обряды на благополучие любовь и защиту от невзгод. В эти же даты можно пообщаться с духами умерших сородичей, спросить совета или благословения, вспомнить добрым словом. Именно для этого двери между мирами открыты. В завершение святочных вечеров справляются турицы зимние или водокрес малый.
6 января — водокрес малый
С 18 часов 6 января до полудня 7 вся вода в открытых источников обретает огромную силу и считается святой. По сей день сохраняется традиция очищать жилье и хозяйство святой водой от нечисти и негатива. Если умыться водой из родника или проруби, можно получить огромный заряд энергии. Важно нырять в прорубь с благими намерениями, ведь вода усиливает любую энергетику человека. Поэтому не всегда такое купание пойдет на пользу.
Купание в проруби заряжает человека бодростью, дарит здоровье и энергию на свершение будущих дел, святая вода способна и исцелить от любого недуга.
Традиции водосвятия
Накануне праздника принято было наводить порядок. В день водосвятия (6 января) люди в еде не усердствовали. В полночь проводили обряд на прощание с духами и отпускали их в мир духов. После этого у открытого источника (или колодца) разводили огонь. В разведенном огне раскаляют кусок железа — как связь с кузницей Сварога и опускают его в воду.
После освящения огнем было принято купаться в проруби, чтобы смыть с себя все худое да не доброе. Воду набирали в чистые сосуды и несли домой. Освященной водой поили больных и слабых, прося о здоровье. Также окропляли все углы дома и хозяйства. Поили и окропляли водой скот, изгоняя болезни. Опрыскивали каждый угол сарая, изгоняя нечисть.
Также обходили дом с освещенной водой для защиты от пожара. Для окропления использовали березовый веник, специально припасенный с праздника Купало.
Святая вода не хранится долго, обладая огромной энергией она считается живой. Эти свойства теряются по прошествии праздников.
19 января — второй водокрес
Второй раз святой становится вода с 18 на 19 января. Большой водокрес праздновался на широкую ногу. Именно в этот день принято было купаться в проруби. На 19 января проводятся защитные обряды на будущий год. Считается что к этому дню силы нави окончательно теряют свою силу и наиболее уязвимы. Очищение святой водой жилья не оставляет нечисти никакой возможности закрепиться в мире явном и навредить людям. Обливание водой и питье ее дает заряд бодрости и наделяет жизненной энергией.
Если первый водокрес посвящен Сварогу, то 2 водосвятие – богине судьбы Макошь.
Водокрес – пробуждение водицы
Источник
Святая вода в православии
Вода… Влага, несущая жизнь, и стихия, сметающая все на своем пути. Вода благословения и потопа. Какие виды святой воды существуют в православной христианской традиции и для чего они нужны?
Вода в Библии
Вода – один из древнейших религиозных символов. В Священном Писании она занимает ключевое место. Водой называется неоформленная материя в самом начале творения мира: после того как Бог «в начале» сотворил небо и землю, «Дух Божий носился над водою». Из воды же, согласно библейскому рассказу о творении мира, появляются первые живые существа: пресмыкающиеся и рыбы. В жизни человека, сотворенного «из праха земного», вода тоже играет очень важную роль.
Человек – часть этого мира. Принадлежа душой к миру небесному, духовному, своим телом человек всецело принадлежит миру материальному, — миру, в котором так важна вода, которая присутствует везде, где встречается жизнь любом ее проявлении. Поэтому первый аспект религиозной символики воды – это вода как начало, несущее жизнь.
Но вода может стать и грозной стихией, стать символом разрушения и смерти. Таинственная черная глубина воды способна убить и уничтожить, стереть с лица земли города и цивилизации, стать образом иррациональной и неуправляемой стихии. Первый человеческий мир, как рассказывает первая книга Библии, погиб в водах потопа. Такой способ избрал Бог, чтобы уничтожить мир, в котором зло стало абсолютно преобладать над добром. Не знак ли это того, что когда человек живет во зле, сам мир, созданный Богом для того чтобы быть в гармонии с человеком, восстает против своего «повелителя»? Христиане веруют, что грехопадение первых людей повредило не только самому человеку, но внесло дисбаланс во все мироздание: образ отношения людей друг с другом и с миром стал иным, не таким, каким задумал его Бог. И теперь вода, некогда бывшая началом жизни, становится стихией, несущей смерть.
Но став разрушительной, вода как символ приобретает еще одно измерение: она очищает. Воды потопа по велению Божию очистили мир от тотального засилья греха. Чистота, возрождение и обновление – третий аспект символики воды в библейской культуре. Вода смывает грязь, очищает тело, одежду и жилище. Эта символика воды – основанная на ее самых естественных свойствах — пронизывает всю Библию.
Великое освящение воды
Вода как начало жизни, как символ суда и смерти, как средство очищения – три эти основные измерения воды как религиозного символа связаны с тремя основными акцентами христианской веры: творение, грехопадение, искупление. Весь мир, вода как его часть, человек как его «венец» — сотворены Богом изначально добрыми, «благими» в своей сущности. Но та же материя, «добрая» в своей основе, послужила орудием падения человека, что привело его к рабству греху и смерти. Но во Христе – Боге воплотившемся – и Его властью вещество может снова стать символом Божия присутствия и Его славы, стать материей таинства, соединяющего человека с Богом.
Каждый раз, когда совершается крещение, происходит так называемое великое освящение воды. Оно же совершается в канун и праздник Крещения Господня. Молитвы, которые читаются во время этого чина, — это торжество хвалы и благодарения, обращенное к Богу от лица всего мира. Слишком узко рассматривать освящение воды как «сакрализацию» некоторого количества вещества. Из читаемых молитв видно, что замысел авторов, написавших эти слова много столетий назад, — в том, чтобы вновь сделать воду способной стать явлением и присутствием силы и любви Божией в этом падшем, но искупленном мире.
Благодарственные слова молитвы великого водоосвящения делают нас свидетелями творения, возвращают нас к самым истокам жизни. А способный благодарить, человек становится свободным по отношению как к Богу, так и к миру.
«Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни…», — молится священник. Любое освящение, совершаемое Церковью, никогда не является видимым, «физическим» чудом, своего рода превращением, которое можно «пощупать» и доказать. Можно ли провести какие-то лабораторные анализы или исследования, которые «докажут» некоторые изменения вещества, или нет – не должно волновать верующего. Можно даже сказать, что ожидание или поиски подобных «изменений» часто рассматривались Церковью как богохульство и грех. Ведь не для того пришел Христос, чтобы «естественную материю» заменить какой-то «сверхъестественной», или «освященной». Сын Божий воплотился для того, чтобы открыть нам путь к соединению с Богом. И Он возвращает материи ее изначальное свойство – служить средством такого единения. Таким образом, вода крещения – вода великого освящения – является святой, то есть становится местом присутствия Христа и Святого Духа.
Малое освящение воды
Кроме чина великого водоосвящения, совершаемого очень редко (вода, оставшаяся при совершении таинства крещения, далее не используется), в церковной традиции сложился и чин «малого водосвятия», который во многих храмах служится довольно часто, порой даже каждое воскресенье. Этот чин основан на иной идее освящения. Если великое освящение воды, о котором речь шла выше – это освящение прежде всего и преимущественно через саму молитву, то в малом водосвятии ключевую роль играет погружаемый в воду предмет – крест как образ Креста Христова. Причем вещество, из которого этот крест изготовлен, не имеет никакого значения: важно, что этот крест – святыня как символ победы Иисуса Христа над смертью.
Церковная традиция, таким образом, знает два способа освящения: через непосредственно молитву и через соприкосновение с чем-либо, что уже освящено.
Освящение через соприкосновение применяется и по отношению к крещенской воде. Священники часто советуют долить немного святой воды в сосуд с питьевой водой, чтобы освятить ее. Вода, освященная таким образом, употребляется верующими наравне с первой, бывшей «источником» освящения.
В древности же воду могли освящать, не только погружая в нее крест или доливая святой воды. Известен чин «омовения мощей» — по сути тот же чин малого водоосвящения, но погружали при этом в воду не крест, а часть мощей святого угодника. В XVII веке этот чин совершали в Великую Пятницу перед Пасхой в московском Кремле, а потом постепенно он оказался вытеснен обычным теперь способом малого водосвятия.
Зачем это нужно?
Освящение воды, как и вообще любое священнодействие, не является замкнутым в себе. Так, на литургии освящаются хлеб и вино для того, чтобы стать средством истинного единения с Богом. И вода освящается не для того, чтобы годами храниться в кладовке (хотя при многолетнем хранении она, как правило, не портится: приходилось встречать совершенно свежую святую крещенскую воду, простоявшую на полке шестнадцать лет!), но для того, чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела, для того, чтобы, как писал замечательный богослов ХХ века отец Александр Шмеман, «быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели — обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним».
Источник