Иорданская вода
Вода в реке Иордан освящена на все времена земной жизни личным присутствием Сына Божьего Иисуса Христа, благословением Отца Небесного и схождением Духа Святого в день Крещения Господнего. От этого она всегда хранит все качества святой крещенской воды, ибо она и есть собственно крещенская вода. Все остальные крещенские воды, которые воспроизводятся Богом в природных источниках земли в ночь под Богоявление или в истинных храмах в день этого праздника, получают благословение Иордана. Об этом прямо говорится в молитвах на освящение воды. Мне один из моих чад привез воду из Иордана, которую он сам набрал в этой речке. Это вода стоит у меня седьмой год при комнатной температуре в стеклянном сосуде с неплотно прикрытой крышкой – и вода нисколько не испортилась или растлилась. При подготовке к таинству крещения священнослужитель освящает воду в купели по чину Великого освящения, после которого вода становится равной иорданской. Таким образом крещающиеся люди церковным чудом погружаются в иорданскую воду, освященную крещением Христа!
Что касается водных источников, находящихся на святых местах, то там действует другой закон. Эти воды принадлежат именно данному локальному святому месту (например, источник преподобного Серафима Саровского). Вот почему святая вода из этих источников оказывает свое благодатное, исцеляющее и освящающее действие только на с верой пришедших к данному источнику и на данное святое место людей. Передать это благое воздействие посредством почерпывания воды из источника в какой-то сосуд невозможно. Здесь работает принцип паломничества, когда человек должен идти поклониться святому источнику, а не ждать, когда эту воду привезут к нему. Зато земельку с могилы святого человека или масло с лампады у святого места можно взять с собой как благословение.
Испокон веков воде приписывали магическую силу, особенно иорданской.
Вода, набранная в любом водохранилище — реке, озере, пруду, колодце, даже из кранов в городских квартирах в ночь на Крещение (до 5 часов утра), будет свежей на протяжении года, она не имеет неприятного запаха, не застаивается.
В Украине люди верили и верят в целебную силу иорданской воды. С давних времен ею лечили разные болезни у людей и животных, окропляли роженицу, очищали усадьбы, поэтому в доме в течение всего года была иорданская вода, которая и год, и два не портилась, а всегда была свежей и пригодной к использованию.
На Крещение некоторые смельчаки купаются в прорубях. В народе говорят, что тот, кто выкупается на Иордань, целый год не будет болеть, так как в этот день крестили Иисуса Христа.
Дома хозяин окроплял свяченой водой огород, реманент, скот, дом, потом все углы, стены, окна, печь и полку для посуды в доме, все выпивали свяченой воды и лишь тогда садились за стол завтракать, так как до этого времени никто ничего не ел.
Согласно христианскому вероучению именно после Крещения Иисус начал учить людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в крещении Христовом человечество приобщилось к Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, что приводит в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности прихожан к церкви. Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов именно по молитве. Благодать и целебная сила иорданской воды — это ответ на наши молитвы, наше религиозное чувство.
Сегодня существует много новейших технологий очищения воды, но высочайшую степень имеет освященная иорданская вода .Традиционным у нашего народа было оберегание водохранилищ. Во многих семьях были собственные копанки, которые заполнялись естественным путем. Наши пращуры верили, что земная вода объединяется с небесной, поэтому, оберегая земную воду, верили, что будут иметь и небесную. Возле колодцев, источников часто можно было увидеть вербу — ее корни очищали воду. Нельзя было бросать мусор в воду, загрязнять ее. За осквернение воды нужно было покаяться, так как наказание ждало этого человека. А еще в украинцев существовала хорошая традиция: юноша, собираясь на войну, должен был почистить 12 источников, чтобы вражеская пуля не брала. Если человек относится к воде по-божьему, то вода, которая есть в организме, в случае опасности отводит зло, становится невидимым щитом, защищающим от всяких напастей. Известно в народе лечение из трех колодцев, которые при храме.
Источник
О реке Иордане *
Почему, помимо всех земных рек, Христос совершает таинство крещения в реке Иордане? Необходимо рассказать о природе реки, чтобы отсюда узнать соответствие с установленным таинством. Исключительно в Иордане есть два коренных источника; не из одного источника течет Иордан, Один источник его в Панеаде, другой близ Панеады; один источник называется Иор, другой Дан; несколько протекая в раздельности друг от друга, эти источники в известном месте взаимно сливаются и образуют одну реку. Древние дали ему имя по коренным источникам, сначала разделяющимся и в конце соединяющимся; Иордан – река, рожденная Иором и Даном. Не в пример опять всем рекам, эта не течет в живое море; его принимает не живая вода моря, но принимает его Мертвое море. Он только, не как все реки, соединяется с мертвыми и бесплодными водами. Иордан есть образ нашего смертного рода, и слушай, как.
Сначала наш род имел два корня: Адама, образованного из земли, (и) Еву, происшедшую от ребра; не одно место, и не один способ устройства. Он образован был из земли, имел источником землю; она была от ребра, имела корнем ребро; одно начало того, и другое этой. Пока они были в отдельности друг от друга, по способу образования; но сошлись (потом) в брачный союз, сделалось из обоих одно тело, и рождавшиеся рождались уже более не от ребра или из земли, но от сожительства (их): «будут два одною плотью» ( «буд ут два в плоть едину» ) ( Мф. 19:5 ). Этот наш образ, протекши последовательность природы, закончился смертью. Начался наш образ из земли и прекратился смертью; его приняло мертвое море, глубокое, преисподнее, мертвая бездна. Что Мертвое море для живых вод, то ад для умирающих. Потому Павел говорит: «Не говори в сердце твоем: . кто сойдет в бездну? То есть Христа из мертвых возвести» ( «да не речеши в сердцы твоем: . кто снидет в бездну? Сиречь Христа от мертвых возвести» ) ( Рим. 10:6–7 ).
Итак, относительно этого Иордана, истекающего из живых источников и разрешающегося в мертвое море, все чудодеяние Божие совершалось (для того), чтобы живая вода не текла более к смерти. Трижды его разделил Бог, чтобы в нем не было более течения к мертвому морю, но чтобы он востекал к древним живым корням. Он был рассечен при Иисусе Навине; рассечен был и при Илии, когда милотью он рассек его; рассечен был Елисеем, когда, возвращаясь, он рассек его. Первый Иисус Навин рассек Иордан, и слушай, как. Не остановил струи источников, но обратил воду назад, как свидетельствует псаломопевец словами: «Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?» ( «что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять» ) ( Пс. 113:5 ). То, что позади, сделалось источниками. Спаситель, освобождая наш род от течения к смерти, делает, что он более не течет к смерти, но возвращается к древним живым корням, не разрешается в Мертвое море. Итак, восстановляется смертная природа в древний вид. Ни один рассекатель Иордана не является без некоторого символа. Иисус Навин рассек с кивотом, Илия с милотью, Елисей рассек опять с милотью учителя. Так как смертная природа не достаточна была сама по себя остановить течение, то входить Иисус (Навин) первый, с именем Владыки, неся с собой кивот, символ Владычного тела. И оказывается, Иордан ни Иисуса не почтил, (как) только человека, разумею Навина, ни Иудеев не устыдился, ни перед священниками не поворотился. И чтобы показать, что не народу он уступает, но кивот уважает, Иисус говорит: «Вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет» ( «се кивот. Господа всея земли преходит Иордан: и будет егда почиют ноги жерцев воздвизающих кивот . Иордан . оскудеет» ) ( Нав. 3:11, 13 ); не священников уважает, но кивот. И слушай, почему так. Спрашивает его Давид словами: «Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?» ( «что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?» ) На это создание отвечает словами: «Пред лицем Господа трепещи, земля» ( «от лица Господня подвижеся земля» ) ( Пс. 113:7 ).
Лицом Господа был вид ковчега. Чем был кивот для закона, скрижалей, стамны и жезла, тем была плоть Владычная для необъятного божества, как в кивот носившая божество. Об этом святом кивоте говорил блаженный Давид: «Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего» ( «воскресни, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея» ) ( Пс. 131:8 ). И смотри, что он делает: Иордан высох, не потеряв своих струй, но отступив к древним корням. Взял Иисус от Иордана двенадцать каменей великих, и поставил их по ту сторону реки; положил же вместо них «[другие] двенадцать камней . среди Иордана» ( «другия дванадесять каменей в реке») ( Нав. 4:9 ). Чего он желает тем, что кряду взял двенадцать камней, и вместо них положил другие двенадцать? Как я раньше сказал, он освобождает смертную природу; или лучше – желает показать, что вытаскивает человечество из глубины и возводит на небо. Он извлек на свет камни, никогда не созерцавшие солнечных лучей, не принимавшие света; они были вытащены из глубины на землю. Почему он взял оттуда двенадцать камней? Потому что двенадцатью апостолами (Господь) намерен был освободить человечество от смертной природы. И вот: он взял снизу камни, чтобы обнаружить их перед солнцем и светом, и для ясного созерцания будущим людям, как они перешли Иордан; эту именно причину он обозначил: «когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: «к чему у вас эти камни?» ( «егда вопросит тебе. сын твой, глаголя: что суть камение сие. – скажи ему, что по суше мы перешли Иордан, когда Бог удержал воду перед лицом нашим») ( Нав. 4:6–7 ). И вот: вынесенные камни были положены, чтобы были явны для будущих (поколений); (но) почему вместо них были положены (другие)? Он взял из глубины погруженные в глубину, и опять дал глубине залог спасения. Положенные камни – залог, взятые – постоянство.
Важно исследовать это: почему положены камни, и почему взяты камни? Христос и берет и дает. Он пришел в мир: принял наше тело, дал нам Свою силу. Через апостолов Он обратно полагает в реке двенадцать камней, залог спасения и задаток будущего. Дающий кому-нибудь нечто на дело дает ему залог на будущее. Так как это имя (Иисус) имело в будущем сохраниться за Ним, когда Он намерен был креститься от Иоанна, то, наперед взяв, Он положил залог пришествия, и поставил (также) камни, которые взял оттуда, (т. е.) патриархов, которых воскресил тогда; (камни же) которые положил вместо них – (это) апостолы, которых дал за них: «Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои» ( «вместо отец твоих быша сынове твои» ) ( Пс. 44:17 ). Так он (И. Навин) перешел Иордан, и делается Иордан для Иисуса Навина началом обладания землей. Пока он не перешел Иордан, не получал в наследство обетованной земли; пока Христос не вступил в Иордан, не начинал проповеди о царстве. Иордан – начало обладания землей; Иордан – начало обладания царством небесным. Поэтому пророк говорит: «буду помнить о Тебе, Господи, «с земли Иорданской» ( Пс. 41:7 ), (это) память непрерывная. Так перешедший Иисус рассек Иордан, показав перед ним ковчег. Илия рассек милотью, мертвой кожей, и живые воды послушались мертвенной милоти; рассек Иордан Илия милотью, и с тем перешел, чтобы взойти на небо. Возвратился блаженный Елисей с милотью учителя, после просьбы к нему: «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» ( «дух, иже в тебе, да будет. сугуб во мне;» ) говорит ему: «трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так» ( «ожесточил еси просити: аще узриши мя вземлема от тебе, будет ти» ) ( 4Цар. 2:9–10 ), т. е., «ты удостоишься двойного действия Святого Духа». Потом он был взят; была поднята на воздух милоть, и упала к ученику; он взял залог и поспешил к реке, попытался рассечь Иордан, но не послушалась вода; в затруднении Елисей говорит: «где Господь, Бог Илии, – Он Самый?» ( «где Бог илиин Аффо» ) ( 4Цар.2:14 ), и после этих слов ударил по воде вторично, и разделился Иордан. Почему вода не послушалась его первый раз? Чтобы он не думал, что она послушалась за его прежнее достоинство, которое было у него; и потому он призвал Бога и говорил: «где Господь, Бог Илии, – Он Самый?» ( «где Бог илиин Аффо» )? Почему он сказал: где Бог? Не знал разве пророк, что Бог на небе, и на земле, и всюду? Но так как ему сказал Илья: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так» ( «аще узриши мя вземлема, будешь ти тако» ). (здесь совсем прерывается).
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»
Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1904. Том 10, Книга 2, О реке Иордане, с. 877-880.
Источник
Святая Земля. Часть 9. Иордан
Продолжение. Начало читайте здесь.
Иордан — название, хорошо знакомое любому христианину. С крещения в водах этой реки Спаситель начал Свое служение. Вот как повествуют об этом евангелисты:
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
(Матф.3:1-6) Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Иордан течет с севера на юг, длина его составляет 252 км. Он берет начало на Голанских высотах, протекая по гористой местности, впадает в Тивериадское озеро (оно же Генисаретское, современное название – Кинерет). Вытекая из озера на юге, Иордан течет далее по равнинным землям Иорданской долины, достигая местами ширины до 40 метров, и впадает в Мертвое море. Побережье Мёртвого моря является самым низким участком суши на Земле: оно находится на 420 метров ниже уровня мирового океана.
Вдоль дороги, спускающейся от Иерусалима в долину Иордана, установлены указатели высот относительно уровня мирового океана.
Пространство между Иорданом и Еерихоном (находящимся у основания гор) — пустынны и безжизненны, и напоминают рельеф морского дна.
Уровень Мертвого моря продолжает снижаться в среднем на 1 метр в год. Из-за высокого содержания соли в Мертвом море не может жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан). Игумен Даниил так отзывается о Мертвом море: «исходит из него дух знойный, смердящий, сушит и сжигает всю эту землю».
Иосиф Флавий в книге «Иудейская война» оставил следующее описание Мертвого моря (которое он именует Асфальтовым озером): «Вода его, как уже было замечено, горька, неплодотворна, но притом так легка, что удерживает на своей поверхности самые тяжелые предметы, бросаемые на нее, а человеку при самых напряженных усилиях не так легко окунуться в нее. Веспасиан, посетивший озеро для наблюдений над ним, приказал бросить вглубь несколько человек, не умеющих плавать, со связанными за спиной руками, но все они, точно подхваченные ветром, были подняты вверх и остались плавать на поверхности».
В наши дни из солей и минералов Мертвого моря изготавливают многочисленные лечебные и косметические средства, на его берегах обустроены курортные места. Отношение верующих к нему неоднозначно.
Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.
Иудейская пустыня
Дорога к Иордану
Проповедь Иоанна Предтечи, как и Крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром. Это и есть древняя Вифавара (или Бетебара – “дом перехода”), как написано «это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн». (Иоан.1:28), неподалеку от современного местечка Бейт-ха-Арава, стоящего на шоссе, соединяющем Иерусалим и Амман. За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский; здесь впервые вступил Израиль в Землю Обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома (2 Цар.17:22). В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2:4-15). А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.
Русский Странноприимный дом на другой стороне реки, уже в Иордании
Иордан в 5 км от впадения в Мертвое море. Храм на противоположном берегу находится на территории Иордании
Река очень узкая, всего несколько метров. Посередине — нейтральная полоса, по воде проходит государственная граница Израиля и Иордании
Течение в Иордане быстрое, а вода в нижнем течении очень мутная. Но если отстоять ее на протяжении суток, то ил оседает и она становится прозрачной
Эта фотография из архива ИППО сделана более 100 лет назад. На ней изображено почти то же самое место на Иордане (узнается по скалам на Иорданской стороне). На фото запечатлена паромная переправа.
Это место на Иордане напротив монастыря Иоанна Предтечи. Тут видно, что Иордан 100 лет назад был шире и полноводнее.
На самом деле место крещения Господа Иисуса Христа было на территории нынешней Иордании, в нескольких километрах к западу от современного русла реки. За прошедшие два тысячелетия река изменила место своего течения.
Игумен Даниил дает подробное описание Иордана: «Иордан-река течет быстро, берега с той стороны крутые вначале, а затем идут пологие. Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека.
Всем подобен Иордан реке Снови. И шириной, и глубиной, и извилистым течением, и быстротой — всем он похож на реку Сновь. Глубина его в месте купания паломников четыре сажени, я сам измерил и испытал во время переправы на другую сторону Иордана.
На этой стороне Иордана, где купель, растут невысокие деревья, похожие на вербу, выше купели растет лозняк, но не как наша лоза, а как кустарник и тростник; прибрежная равнина напоминает также Сновь-реку.
По той стороне Иордана — горы высокие каменные, они дальше от Иордана. Под теми горами другие горы, ближе к Иордану, эти горы белые».
Река Сновь, с которой игумен Даниил сравнивает Иордан, протекает в Брянской области России и Черниговской области Украины, правый приток Десны (современное название — Снов). По-видимому, «игумен земли русской» происходил из тех мест.
Иордан вблизи Тивериадского озера
Интересно, что реками в Библии именуются только великие реки, как Евфрат; мелкие реки называются потоками и ручьями; и только об Иордане говорится не иначе, как «воды Иорданские». Несмотря на незначительную ширину, Иордан – основная водная артерия Израиля и Иордании.
В 2009 году мы окунались в воды Иордана в его верхнем течении, вблизи Генисаретского (Тивериадского) озера. Здесь вода была прозрачной и слегка зеленоватой, в ней плавало множество рыб.
У входа в купальню на Иордане
Фрагмент из Евангелия на разных языках
Большинство паломников в наши дни окунается именно здесь — неподалеку от места, где Иордан вытекает из Генисаретского озера. Омовение в священных водах — это не простое купание, погружаться в них следует благоговейно и молитвенно. Паломники окунаются в длинных белых рубашках (под рубашку необходимо надеть плавки или купальник, поскольку ткань при намокании становится прозрачной и липнет к телу). Эти рубашки потом бережно хранят, многие надеются именно в них быть положенными в гроб.
Омовение в священных водах Иордана
Еще в XII веке игумен Даниил отмечал, что «вверху Иордана много рыбы». Действительно, в месте, где устроены купальни для паломников, плавают в большом количестве огромные рыбы, похожие на сомов.
Из паломнических впечатлений 2016 года: «В этот раз мы погружались в Иордан на юге, в том месте, которое ближе всего к подлинному месту крещения Спасителя (сейчас это место находится на суше, поскольку река изменила русло). Но прежде омовения наши священники совершили Великое освящение воды — полным чином, как оно совершается в праздник Крещения Господня.
Все туристы не паломнического вида вскоре после начала богослужения куда-то исчезли.
Исчезла и шумная компания на иорданском берегу, и мы служили, казалось, в полном одиночестве — только священники и наша группа.
Потом народ стал собираться вокруг нас, с интересом наблюдая происходящее.
Наконец, собралась большая толпа снимающих на фотоаппараты и телефоны.
Среди зрителей было немало мусульман.
Когда запели тропарь Крещению Господню и дошли до слов «И Дух в виде голубине», с противоположного берега поднялась в небо стая белых голубей! Этого никто не ожидал, и потому сам момент снять не успели, но запечатлели в своих сердцах».
Но пора вернуться к Евангельским событиям. Сразу после Своего Крещения, «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».
(Матф.4:1-11)
Иерихон и Гора Сорокодневного Искушения
При игумене Данииле в Иерихоне жили иноверцы (и до сих пор это стопроцентно мусульманский город): «Иерихон был в давние времена великим городом и крепостью, но его взял и разрушил до основания Иисус Навин. Ныне здесь село сарацинское. Здесь был дом Закхея, и пень до ныне стоит от дерева, на которое влезал Закхей, желая видеть Христа. Тут же находился и дом сонамитянки, где Елисей воскресил отрока.
Около Иерихона земля добрая и урожайная, поле красивое и ровное, около города растет много высоких финиковых пальм и разнообразных плодовых деревьев, текут обильные воды по всей этой земле. Эти воды пророк Елисей опреснил».
То же можно сказать об этой земле и сейчас: благодаря обилию воды и плодородной почве, цветущая Иорданская долина разительно отличается от находящейся поблизости бесплодной Иудейской пустыни.
Источник