Танк переправа под водой

ПОДГОТОВКА БОЕВЫХ МАШИН К ПЕРЕПРАВЕ ПОД ВОДОЙ И НА ПЛАВУ

Для переправы под водой и на плаву допускаются только исправные боевые маши­ны, прошедшие техническое обслуживание и проверку качества герметизации. Танки, предназначенные для переправы под водой, кроме того, должны иметь запас хода до очеред­ного ремонта не менее 1000 км.

Объем работ и последовательность их вы­полнения при подготовке к преодолению вод­ных преград зависят от конструктивных осо­бенностей боевых машин и проводятся в соот­ветствии с рекомендациями руководств по материальной части и эксплуатации или техни­ческих описаний по ним.

Подготовка танков к движению по глубокому броду и под водой состоит из трех этапов:

— предварительная подготовка, которая проводится в выжидательном районе или на коротких остановках в ходе выдвижения к водной преграде;

—окончательная подготовка, которая в за­висимости от конструкции ОПВТ проводится перед исходным рубежом для форсирования или в районе герметизации;

—контроль герметизации на КТП.

Предварительная подготовка танков дол­жна включать те работы, которые не снижают боевых возможностей танков:

—проведение технического обслуживания № 1 или № 2, при котором особое внимание уделяется обслуживанию узлов и агрегатов, оказывающих влияние на состояние машины и экипажа при переправе танков через водные преграды;

—проверку наличия и исправности всех узлов ОПВТ, инструмента и материалов, не­обходимых для проведения работ по оконча­тельной подготовке танков, и укладку их на свои места;

—проверку средств внешней и внутренней связи, системы ПАЗ(пожарная автоматическая защита) и гирополукомпаса;

—смазку втулок балансиров и обмазку на­ружных выводов электрооборудования, щелей замков, контуров наружных окон призменных приборов наблюдения и мест их установки, где это предусматривается инструкцией по эксплуатации машины;

—проверку наличия всех крышек и пробок люков и лючков и состояние их уплотнительных прокладок, а также стопорения задраек крышки люка аварийного выхода;

—подготовку изолирующих противогазов и спасательных жилетов;

— проверку состояния и крепления уплот­нений бронемаски, пушки и щели прицела;

— установку на ящиках ЗИП съемных стяжек.

В зависимости от конструктивных особен­ностей ОПВТ в предварительную подготовку могут включаться дополнительные операции, которые выполняются с целью сократить объем работ при окончательной подготовке танка.

Окончательная подготовка также зависит от конструктивных особенностей танка и ОПВТ и, как правило, производится согласно техно­логическим графикам с обязательным включе­нием следующих работ:

— контрольный осмотр танка;

— завершение работ по герметизации танка;

— проверка качества герметизации танка замером разрежения на машинах, где этот способ применяется;

сборка и установка воздухопитающей трубы (Если движение танка к переправе невозможно с воздухопитающей трубой, то установка ее производится на КТП).

На третьем этапе основная часть работ про­изводится группой контроля герметизации на КТП. Эта группа и экипаж выполняют сле­дующий объем работ:

— группа контроля внешним осмотром проверяет состояние уплотнений, правильность
укладки буксирных тросов, наличие пробок и крышек лючков днища, закрывает крышки люков уплотнения силового отделения, сни­мает защитное приспособление с выпускных клапанов там, где они имеются;

— экипаж выполняет работы, предусмот­ренные в руководствах по материальной части и эксплуатации определенной марки танка.

Дозаправка танков топливом из возимых на них бочек в зависимости от конкретных условий может производиться до подхода к водной преграде или в районе герметизации.

В зависимости от обстановки на тактиче­ских учениях и в боевых условиях при подго­товке танков к движению под водой по реше­нию командира можно снимать брезент и до­полнительные бочки с топливом.

При подготовке танка к преодолению глу­бокого, брода выполняется весь объем работ, предусмотренный для движения под водой, кроме установки воздухопитающей трубы.

Прицепка буксирных тросов к танку и укладка их производится в зависимости от имеющихся эвакосредств, а также ширины и глубины водных преград.

При преодолении водных преград по глубо­кому броду или под водой, когда эвакуация организована только на один берег, оба бук­сирных троса прицепляются к задним или пе­редним крюкам танка и укладываются на полки и крышу силового отделения, а свобод­ные концы скрепляются серьгой и к ней при­вязывается веревка с буйком.

При преодолении широких водных преград и организации эвакуации танков из воды на оба берега один из тросов прицепляется. К заднему, а второй — к переднему буксирным крюкам танка, расположенным у нижнего по отношению к течению борта. Защелки крюков заклиниваются деревянными клиньями. Сво­бодные коуши набрасываются на металличе­ские штыри, изготавливаемые силами войск и прикрепленные к полкам танка.

К этим коушам привязываются веревки (буйрепы) длиной по 5 м каждая с буйками красного (передний трос) и белого (задний трос) цвета, которые после погружения танка под воду плавают на поверхности и обеспечи­вают подъем тросов в лодку без использова­ния водолазов. Длина веревки должна быть на 1 м больше максимальной глубины водое­ма на участке переправы. На буйках дополни­тельно пишутся буквы: «П» — передний трос, «3» — задний трос. Этот способ крепления применяется при глубине водной преграды до 3,5 м.

При глубине реки более 3,5 м буксирные тросы наращиваются последовательно путем соединения их серьгой. Так же, как и в пер­вом случае, коуши, соединенные между собой серьгой, накладываются на штырь. Второй (свободный) трос укладывается на тот же штырь, где были уложены соединенные между собой концы тросов, а для крепления образо­вавшейся петли устанавливаются дополни­тельные штыри. К свободному (ходовому) коушу привязывается веревка с буйком. В этом случае эвакуация возможна только на один берег.

Проверка качества герметизации танков проводится методом «разрежения» в соответствии с рекомендациями руководств по мате­риальной части и эксплуатации. При этом создание разрежения свыше 300 мм рт. ст. не допускается. При достижении такого разреже­ния заслонка на воздухопитающей трубе дол­жна быть приоткрыта. На танках, где провер­ка герметичности замером разрежения не при­емлема, применяется метод «замочки».

Проверка герметичности выпускной трассы проводится при поджатых выпускных клапа­нах с усилием до 40 кг (одним или двумя че­ловеками) в следующем порядке: в танк, под­готовленный к движению под водой, садится механик-водитель, закрывает все люки, запу­скает двигатель и, проработав 10 сек, оста­навливает его на 5—10 сек. Проверка повто­ряется два-три раза. Если после этого в танке не ощущается запаха отработанных газов, значит герметизация выпускной трассы нор­мальная.

Подготовка плавающих боевых машин к преодолению водной преграды слагается из предварительной и окончательной. Объем ра­бот зависит от конструктивных особенностей машины и выполняется в соответствии с реко­мендациями руководств по материальной ча­сти и эксплуатации или технических описа­ний по ним.

Предварительная подготовка производится во время остановок на марше, в выжидатель­ном или в исходном районе; окончатель­ная— непосредственно перед входом в воду. Плавающие боевые машины в предвидении форсирования водных преград должны прове­ряться «замочкой» в воде. При «замочке»

вскрываются такие недостатки в герметиза­ции, как нарушение уплотнений в люках днища, перекосы кормовых дверей или потеря эластичности резиновых уплотнений карданов. Проверка герметичности «замочкой» прово­дится в следующем порядке: в машину, пол­ностью подготовленную к движению на пла­ву, садится механик-водитель (водитель) в спасательном жилете. Для страховки к машине прицепляют трос бронетягача. После этого механик-водитель (водитель) ведет машину в воду и останавливает ее, когда она еще нахо­дится на грунте, на 2—3 мин. Если не обнару­жится струйного проникновения воды в маши­ну, то по команде руководителя движение продолжается. Вторая остановка на 3—5 мин делается после всплытия машины, где меха­ник-водитель (водитель) снова просматривает места струйного проникновения воды. Затем машина выходит (эвакуируется тягачом) на берег.

Источник

Танки идут под воду — от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Вот уже 60 лет оборудование для преодоления танками водных преград по дну — непременный атрибут всех отечественных танков. Такими устройствами будут оснащены и перспективные машины семейства «Армата».

Как отмечает известный военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский, танки, идущие под воду, это не только зрелищно, но и связано с многомесячной подготовкой, определенным риском, в конце концов, сильным стрессом для экипажа.

«Впервые с этим я столкнулся в военном училище. Все начиналось с занятий по легководолазной подготовке. Это был как теоретический, так и практические курсы. Учились работать в изолирующих противогазах, в то время у нас были ИП-46 и ИП-46М. Сначала мы тренировались на суше – отрабатывали запуск, перевод в боевое положение, другие операции. Затем в бассейне, на глубине порядка 2-2,5 метров. Сначала простейшие действия – хождение под водой. Затем уже посложнее: перенос трака танка, установка и закрепление троса на буксирном крюке танка. Бассейн был специально для этого оборудован.

Следующий этап — это тренировка затопления танка и выхода из него. Для этого был специальный тренажер. Он представлял собой макет отделения управления и боевого отделения. Там мы также вначале тренировались по переводу противогаза в боевое положение, затем затоплению танка и выходу из него. Завершающий этап — действия в случае неисправности противогаза.

После прохождения всех этих этапов тренировок начались уже практические занятия на боевой технике. Это происходило на реке Мёша, неподалеку от Казани. Форсировали эту реку мы на танках Т-55 и Т-62, действуя в качестве членов экипажа.

Сначала с учебно-тренировочным оборудованием, когда на танк устанавливается труба-лаз, которая позволяла выходить из танка без его затопления. Затем работа с так называемым «боевым» оборудованием подводного вождения танка (ОПВТ), когда воздухопитающая труба небольшого диаметра устанавливалась вместо снятого прибора наблюдения заряжающего. Работы по полной подготовке танка к преодолению водной преграды под водой на машинах Т-55, Т-62 занимали 30-40 минут.

Без приключений у нас не обошлось. Я уже не помню точно дату, но на одном из таких занятий гирополукомпас и ТПУ на танке Т-62 вышли из строя, и машина попала мимо прохода в обрывистом берегу на выходе из воды, в результате танк перевернулся под водой. Двигатель заглох, аккумуляторные батареи попадали, освещение в танке погасло, аварийное освещение тоже отрубилось. Связи нет. Мы спокойно без паники одели противогазы, согласно инструкции вытащили триплекс, чтобы танк затопить, а он не затопляется, потому, что лежим кверху брюхом, и все забито песком. Пришлось расстопорить люк в днище, который еще называют «паникерским», оттуда хлынул поток воды, в это время все 4 человека собрались в боевом отделении, потом вышли наружу. Как оказалось, слой воды над днищем был лишь сантиметров десять, гусеницы вообще торчали над водой.

В дальнейшем в войсках фундаментальные знания и практические навыки, которые получили в училище, здорово помогли. Должен сказать, что в танковых войсках вопросам форсирования водных преград, движения танков под водой, преодоления водных преград на гусеничных самоходных паромах и понтонно-мостовых парках уделялось очень большое внимание. Тема была ключевой. Мне трудно даже припомнить учения в масштабе полка и дивизии по наступательной тематике, на которых бы не отрабатывалось преодоление водных преград.

Мне приходилось ходить под воду на Т-55, Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80. У всех этих машин есть свои особенности в подготовке к форсированию, свои особенности во время движения, но в целом подготовка танкистов, экипажа – практически одна и та же. Начинается все с теоретической подготовки, изучения ОПВТ, тренировок по его установке, потом бассейн, затем в макете танка отрабатываются мероприятия по затоплению и выходу.

Должен сказать, что по моим наблюдениям за солдатами-срочниками, которые служили в танковых войсках, тема действий под водой в изолирующем противогазе, затапливание в танке, выход из него, была одной из самых стрессовых, примерно на уровне стрельбы штатным снарядом и метания боевых гранат из танка.

— Какой танк показался наиболее приспособленным для преодоления водных преград?

— С точки зрения установки оборудования, затрат времени, надежности – на мой взгляд, это Т-72, хотя бы по той причине, что, во-первых, там воздухопитающая труба одна, и она достаточно скромных габаритов. На выпуске устанавливаются клапаны. На Т-64 приходилось ставить 2 трубы – одну воздухопитающую, а одну на выхлопе – потому что двухтактный дизель плохо переносил сопротивление на выпуске.

На Т-80 воздухопитающая и выпускная трубы — большого диаметра, и было больше шансов повредить их.

Я должен отметить, что перед входом под воду действует контрольно-технический пункт. Танк подходит к урезу воды, тормозит. Его осматривают снаружи, чтобы оборудование было в целости и сохранности. И когда у нас появились Т-64Б и Т-80, бывали случаи, когда танк приходилось заворачивать, в силу того, что обнаружились какие-то повреждения на оборудовании ОПВТ, обычно – нарушение уплотнения выпускной трубы. Ведь удаление района герметизации от реки нередко составляло несколько километров, и пока танк двигался к берегу, на трубы действовали сильные нагрузки, ведь танковый маршрут – это далеко не асфальт.

— У Т-72 ведь ограничение на преодоление рек не шире 1 километра?

— Да, из-за того, что система охлаждения у него замкнутая, воздух на охлаждение радиатора под водой не поступает и возможен перегрев двигателя. Но, я скажу, что водные преграды в 1000 метров найти на территории Западной Европы практически невероятно, а опыт форсирования Днепра, там ширина была порядка 700-800 метров, на учениях 1967 года, показал, что двигатели семейства В2 спокойно выдерживают такие условия. То есть это не критичное и не смертельное ограничение, оно скорее техническое, чем тактическое, потому что практически водные преграды такой ширины и не встретились бы.

— На каких мероприятиях было самое запомнившееся преодоление?

— Много таких мероприятий запомнилось, например, в Прибалтике переправа через замерзшую реку Неман на танке Т-72 во время полковых учений. Это было, по-моему, зимой 1978 года. В ходе учений, когда мы подошли к Неману, батальон ушел на маршрут, который от мостовой переправы находился ниже по течению. Там была поставлена задача, что батальон преодолевает Неман по дну, выше по мосту проходят не плавающие машины, а ниже нас по течению мотострелковый батальон преодолевает реку по льду.

— Да, впереди боевые машины пехоты по льду, за ними цепью пехота. Наш танковый батальон пошел под воду, лед для нас на Немане взорвали саперы, они у верхнего уреза майны на своих лодках и катере БМК ловили оторвавшиеся льдины, чтобы они не снесли воздухопитающие трубы танков. Вот такая методика была.

— То есть максимально приближенно к боевым условиям, без всяких скидок…

— Конечно, без всяких скидок. Мы успешно задачу выполнили, но пехота одну БМП утопила. Она на подходе к берегу, задрав корму, ушла под воду, хорошо что на БМП в это время были только механики водители в спасательных жилетах, мехвод удачно выплыл. А эту БМП достали только весной, когда лед растаял.

— Ширина Немана какая была?

— Ширина Немана в том месте, наверно, метров около 300.

Еще запомнилось форсирование Эльбы в Германии. Командовал тогда главком Зайцев, Митрофан Митрофанович, и наш полк на объединенных учениях был передовым отрядом дивизии, форсировал в максимальном темпе Эльбу, которая по оперативным планам изображала из себя реку Рейн.

Масштаб и жесткость спроса запомнились особенно, там были реальные удары авиации и артиллерии по противоположному берегу и высадка тактического воздушного десанта с вертолетов — роты отдельного десантно-штурмового батальона армии, а также форсирование вплавь мотострелкового батальона на БМП-2.

Два батальона танков от нашего полка форсировали Эльбу по дну с целью выхода на плацдарм, захваченный десантниками, расширения этого плацдарма, обеспечения переправы главных сил и развития наступления дивизии.

Митрофан Митрофаныч возмутился, мол, что это за детские игры у нас. По условиям мирного времени преодоление водных преград происходило так: один танк на выходе из воды на противоположной стороне, один танк в реке, один танк на входе. Это требования безопасности, ведь эвакоспасательная группа одна на маршрут.

Генерал Зайцев дал команду: давайте по-боевому, и в итоге было так: у нас один танк на выходе, один на входе, и три в реке. Это огромная ответственность, конечно, для командира батальона, который лично управляет движением танков под водой. Для всех танкистов это большое напряжение и испытание мастерства, это очень сложно согласованно управлять пятью машинами. Ведь механик водитель под водой ничего не видит, он только слушает команду управления, и экипаж – так же. Комбат должен ювелирно руководить всем процессом, чтобы не допустить столкновения танков под водой, ухода с маршрута, следить за работой контрольно-технического пункта и выполнять еще ряд задач. Но все прошло более чем успешно.

Батальон Т-64 мигом пролетел эту водную преграду. Примерно через 30 минут все танки были на противоположном берегу. Мы свою задачу выполнили.

Вообще под воду в танке ходил много раз, ведь каждый год проводились минимум дважды занятия по подводному вождению и одно-два учения с форсированием водной преграды. Поэтому разных острых ситуаций, интересных эпизодов осталось в памяти немало. Были в этих мероприятиях и моменты, запомнившиеся своей красотой.

Вот представьте: ночь, берег реки, ни огонька. Слышен только рев двигателей подходящей к воде колонны танков. Постепенно проявляются темные силуэты машин с трубами ОПВТ. Первая машина тормозит у КТП, мелькает синий фонарик техника – отмашка, танк пошел под воду. Звук работающего двигателя исчезает. И дальше в тишине только красный огонек на трубе «плывет» поперек реки. Пошел следующий танк, еще один… и на противоположном берегу постепенно выстраивается цепочка «светлячков». Картина незабываемая.

— «Армата» будет ходить под водой?

— Это обязательное требование для перспективного танка. Возможность преодоления водных преград по дну должны получить практически все машины этого семейства тяжелой бронетехники.

Демонстрация возможностей преодоления водных преград по дну российскими танками Т-90 и Т-80У

Источник

Читайте также:  Пропускает ли воду керамогранит
Оцените статью