- Зачем под покойника ставят таз с марганцовкой?
- Для чего связывают руки и ноги покойнику?
- Почему с покойником нужно сидеть всю ночь?
- Куда девать воду после обмывания покойника?
- Когда выносят покойника из дома?
- Для чего нужно обмывать покойника?
- Для чего ставят таз под гроб?
- Что сделать чтобы попрощаться с умершим?
- Почему покойникам кладут руки на грудь?
- Можно ли копать могилу родственникам?
- Как мыть квартиру после покойника?
- Куда девать хлеб и воду после поминок?
- Куда выливать воду после 40 дней?
- Как выносят покойников из дома у мусульман?
- Что нельзя делать если в доме покойник?
- Можно ли на похоронах посещать могилы родственников?
- Зачем под гроб с покойником ставят ведро с водою и марганцовкой?
- Зачем русским на похоронах нужен был топор
- Топор в русских обрядах
- Прощание с покойником
- Корни поверий
- А.Г. Айдакова. Обряд погребения умерших в с. Андомский погост Вытегорского района Вологодской области
Зачем под покойника ставят таз с марганцовкой?
Чтобы отбить запах тления в гроб клали полынь и крапиву, а также делали нюхалки из мяты, обычную мяту клали по бокам всего гроба. А чтобы покойник не потёк и его не вздувало, в таз под гроб клали марганцовку, а покойнику на живот пачку соли в тряпичном мешочке.
Для чего связывают руки и ноги покойнику?
Покойнику связывают руки и ноги, чтобы они не расходились («чтобы он [покойник] застыл» ), но перед тем как хоронить, их обязательно развязывают, чтобы «он [покойник] на том свете мог ходить» . Нитку, которой были перевязаны руки и ноги покойника, оставляют в гробу.
Почему с покойником нужно сидеть всю ночь?
Когда душа человека покидает тело и отправляется в мир иной, она очень уязвима. … Считается, что это придаст душе силы, чтобы справиться с новым «статусом», пройти посмертные мытарства, и, если повезет, через 40 дней отправиться в Царствие Небесное! Вот почему покойника нельзя оставлять в доме одного.
Куда девать воду после обмывания покойника?
Воду после обмывания выливают к любому углу — туда, где никто не ходит (у бани). Воду выливают на улицу, куда выливают помои.
Когда выносят покойника из дома?
Как выносить гроб из дома? Запрещено выносить гроб до полудня и после заката. Важно знать: выносить гроб с усопшим следует вперед ногами, чтобы покойник не нашел обратную дорогу домой.

Для чего нужно обмывать покойника?
Цель этих действий — предотвратить возвращение покойника, чтобы он «не являлся» живым и «не стращал» их. Эти места считались в народе страшными, и мало находилось смельчаков, которые решились бы проходить мимо них в глухую полночь.
Для чего ставят таз под гроб?
Для лучшей сохранности тела умершего под стол или лавку ставили таз с холодной водой, в которой растворяли марганец. Около ушей покойного клали сырые яйца, которые во время захоронения бросали в могильную яму.
Что сделать чтобы попрощаться с умершим?
До отпевания на усопшего надевают нательный крест, в руки вкладывают икону или распятие, тело накрывают до пояса покрывалом, на голову надевают венчик. Отпевание можно совершить в храме, на кладбище, дома или в морге. По обычаю гроб несут близкие родственники и друзья покойного.
Почему покойникам кладут руки на грудь?
Согласно народным приметам, покойнику завязывают руки и ноги через несколько часов после смерти, чтобы ‘привязать’ душу к бездыханному телу и чтобы она не скиталась в образе призрака по этому свету. Перед самым погребением путы следует обязательно развязать, чтобы освободить душу усопшего.

Можно ли копать могилу родственникам?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: -Конечно, кому, как не самым родным людям, проводить человека в последний путь – отнести гроб и, если есть такая возможность, то и вырыть могилу? Это совершенное суеверие – то, что родственники якобы не могут нести гроб и копать могилу. Так что и то, и другое делать можно.
Как мыть квартиру после покойника?
Покойного необходимо обмыть сразу после того, как проведут душу. Родственники не должны принимать в этом участие — обычно зовут для обмывания соседей. Мыть должны только женщины. Воду после обмывания необходимо вылить за порог — туда, где никто не ходит.
Куда девать хлеб и воду после поминок?
Куда потом деть воду и хлеб? Воду выливают на улицу, под деревья. Совсем не обязательно с этим стаканом идти на кладбище и выливать жидкость только у могилы. Хлеб крошат в местах скопления пернатых таким образом устраивая «птичьи поминки».
Куда выливать воду после 40 дней?
Неизменны два правила: стакан с водой для покойного должен быть в доме все сорок дней после смерти, и воду эту никто не должен пить. Когда минуют сороковины, воду выливают под деревья или, если это возможно, приносят на кладбище и выливают у могилы покойного.

Как выносят покойников из дома у мусульман?
Сперва покойному необходимо омыть голову и лицо, следом омываются ступни по щиколотки. Затем умершего поочередно кладут на бок, омывая правую и левую стороны тела. Процедура завершается омовением спины. Покойного нельзя класть на живот – для омовения спины его тело приподнимают помощники гассала.
Что нельзя делать если в доме покойник?
Что нельзя делать на похоронах
- Категорически запрещается чтобы у покойника был приоткрыт глаз. С этим соединено неприятное суеверие. …
- С зеркал в доме, в котором проживал усопший, не снимают полотенца. Этого придерживаются с момента, когда он умер и до окончания 40-ка дней после смерти. …
- Нести гроб могут посторонние люди, но не кровные родственники.
Можно ли на похоронах посещать могилы родственников?
Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых. … После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
Источник
Зачем под гроб с покойником ставят ведро с водою и марганцовкой?
Зачем под гроб с покойником ставят ведро с водою и марганцовкой?
Якобы дольше не начинается процесс разложения трупа. А если этот процесс уже начался, то действует как дезодорант, перешибая неприятный запах.
Но в обычных условиях (нет одуряющего зноя) «свежий» труп в течение двух-трех дней не начинает разлагаться, особенно, если тело предварительно обмыли такой же водой.
Я наверняка не знаю, излагаю лишь МОЮ ВЕРСИЮ.
Пока человек жив, его организм (иммунная система) успешно противостоит размножению бактерий на теле и внутри тела. Тело умершего так противостоять не может. Чтобы различные микроорганизмы не размножались быстро на теле умершего, когда тело увозят в морг (или на месте, если в морг не увозят), в него вводят довольно много формалина (для дезинфекции). Формалин — это водный раствор формальдегида. Формальдегид — газ, обладающий резким неприятным запахом, даже в очень малых концентрациях. К счастью, он хорошо растворим в воде и легко окисляется. А марганцовка даже в растворе является сильным окислителем. Формальдегид чуть тяжелее воздуха, поэтому формальдегид, выделяющийся из тела умершего, опускается вниз, попадает в ведро с водным раствором марганцовки, и там благополучно окисляется в муравьиную кислоту. А муравьиная кислота пахнет значительно слабее, чем формальдегид.
Выливают воду, которой мыли пол после покойника- на улицу, во двор.
Если человек пройдет по такой земле, политой этой водой, то ничего страшного не случится.
Не надо себя накручивать и искать какие-то заговоры или молитвы.
Выбросите эти предрассудки из головы.
А будете думать о плохом, то сами, своими мыслями беду и притяните.
Так что думаем о хорошем.
Доброго времени суток вам!!
Ваш сон имеет два значения —вода и ведро!
Первое,если вы собирали( наливали )в ведро чистую воду ,то все в жизни будет хорошо и стабильно.Вода во сне -символ нашей энергетики в жизни!
И если вода была чистой у вас все будет идти так,как вы задумали.
И только в случае,если вода была грязной вас ждут разочарование или неприятности!
Ведро во сне — символ вашего благополучия и достатка!
Вы собирали воду в ведро до краев? Значит будет успех во всех начинаниях,а так же финансовая стабильность.
Вы собирали воду в ведро наполовину?
Вам придется похлопотать для достижения вашего благополучия!!
Так же важно ,каким было ведро : было большим и вы собирали воду в него? Будет значительное увеличение ваших доходов.
Маленькое ведро ? Вам надо будет прилагать много усилий ,чтобы добиться желаемого результата !
Источник
Зачем русским на похоронах нужен был топор
Как ни странно, но раньше похороны без топора не обходились. Это было связано с очистительными свойствами, которыми, по мнению русских, обладал инструмент. Корни таких поверий следует искать в глубокой древности.
Топор в русских обрядах
Топор всегда играл большую, если не центральную роль в жизни русских. Подтверждением тому, как пишет Владимир Андреев в своей книге «Праздники на Руси», служат многочисленные пословицы и поговорки, дошедшие до наших дней: «Топор обувает, топор одевает», «Кабы Бог не дал топора, тогда — топиться давно бы пора» и другие. Недаром среди подарков для молодоженов нередко оказывался именно топор. Мало того, если супруги хотели сына, они, согласно поверьям, готовясь к зачатию ребенка, клали под кровать мужские инструменты, чаще всего пилу или топор. Иногда муж, «делал дело с топором за поясом».
Еще в раннем детстве ребенок, в особенности мужского пола, знакомился с топором. Так, в русской деревне XIX века во время первой стрижки мальчика в возрасте 1-3 лет сажали на топор. Топор использовался и в других обрядах. Если верить О. Г. Барановой и И. И. Шангиной, авторам издания «Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря», жители Орловской губернии на Крещение направлялись во двор с определенными атрибутами для проведения ритуала над скотиной, причем впереди процессии шел тот, у кого был топор. После кормления и окропления животных топор дважды перебрасывали над ними таким образом, чтобы траектория образовывала крест.
Прощание с покойником
Понятно, что подобные действия, как и многие другие обряды, были следствием смешивания христианских и языческих верований. Что касается последнего, то Александр Котляревский, автор труда «О погребальных обычаях языческих славян», связывал использование топора в погребальных обрядах с очистительными свойствами, которые раньше приписывали этому инструменту. Недаром у русских, проживавших в районе Керенска, когда покойника клали в гроб, старуха ударяла топором по тому месту, где до этого лежал мертвец, «чтобы этим срубить смерть».
Тот же Котляревский утверждал, что, когда тело покойника выносили из дома, на дороге, где оканчивались владения усопшего, клали крестообразно два топора. В Воронежской губернии при выносе мертвеца топор помещали под порог дома, после чего все домашние покидали жилище на некоторое время. Об использовании топора при прощании с усопшим упоминает в свое книге «Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки» и Г. А. Носова. По словам Носовой, в Вологодской губернии один из родственников покойного три раза обходил вокруг гроба с топором в руках, держа его лезвием вперед, а при последнем обходе ударял обухом по гробу.
Корни поверий
Павел Кузьменко, автор издания «Крещение, венчание, погребение, посты», согласен с историком и этнографом Котляревским в том, что объяснение использования топора в том числе в погребальных обрядах следует искать в глубокой древности. Как пишет Кузьменко, у древних славян топор являлся символом Перуна, был связан с громом и молнией, и следовательно считался своеобразным амулетом, оберегом от злых, вредоносных для человека духов. В позднейшие времена он также играл для покойного отпугивающую роль от «нечистой» силы либо для дома от самого усопшего.
Действительно, покойников на Руси боялись. Неудивительно, что тело мертвеца всегда выносили ногами вперед, стараясь не задеть ни косяков, ни порогов. Иногда тело даже выносили из дома через окно. Бывало, что и до кладбища покойного несли окольными путями. Все это делалось, как утверждает Владимир Константинов, автор курса лекций «Этнография русского народа», для того, чтобы умерший «не нашел дорогу назад». Считалось, что усопшие могут навредить живым. Особенно это касалось тех, кто умер внезапно, а также всех умерших неестественной смертью. К таковым относили самоубийц, жертв насилия, утопленников, пьяниц, некрещеных, колдунов.
Источник
А.Г. Айдакова. Обряд погребения умерших в с. Андомский погост Вытегорского района Вологодской области
Еще на рубеже XVII-XVIII вв. Дж. Вико писал, что «наблюдая все нации, как варварские, так и культурные, отделенные друг от друга огромнейшими промежутками места и времени, различно основанные, мы видим, что все они соблюдают три следующие человеческие обычая: все они имеют какую-нибудь религию; все они заключают торжественные браки; все они погребают покойников; и нет среди наций, как бы дики и грубы они ни были, такого человеческого действия, которое совершалось бы с более изысканными церемониями и с более священной торжественностью, чем религиозные обряды, браки и погребения» . Мне кажется, что это мнение итальянского мыслителя остается актуальным до сих пор. И в своей статье мне бы хотелось коснуться одного из трех важнейших «человеческий обрядов» – обряда погребения покойников, а также тех верований, которые с ним связаны.
Статья основана на материале, собранном летом в 2006 г. в с. Андомский погост Вытегорского района Вологодской области по программе «Похороны». Целью статьи является описание обычаев и обрядов, связанных со смертью человека, которые существуют на Андомском погосте на сегодняшний день.
Сам похоронный обряд можно разделить на несколько «этапов».
1. Приготовление к смерти
Большинство пожилых людей готовятся к смерти заранее. Раньше существовала традиция самим шить смертную одежду – саван («саван был с длинными рукавами и куколем (капюшоном)» ). Шили саван из белой подержанной ткани, стежками от себя («в пятку» ), не завязывая узлов, «чтобы мертвый не пришел еще за кем-нибудь или не нашел дорогу назад» . Одевали саван поверх всей одежды, подпоясывали, на голову женщине повязывали платок. Из такой же подержанной ткани делали покрывало и наволочку. Ткань рвали руками, резать ее было нельзя. Сейчас саван никто не шьет, но смертную одежду также готовят заранее. Многие информанты охотно соглашались нам ее показать.
Мужчины для себя и своих жен делали гробы, которые обычно хранились на чердаке, чем-нибудь заполненные, чтобы не «тянул к себе» . Доски для гроба строгали от себя. Крупные щепки сжигали на улице, а мелкие клали на дно гроба. Для подстилки использовали березовые листья («сморкали веники» ). Прутья от веников сжигали на улице, так как «если щепки-то [от гроба] в печи жечь, она [печь] захолодит» , т. е. перестанет давать жар.
Сейчас гробы не готовят заранее, а покупают их в магазине.
2. Смерть
Если перед смертью человек сильно мучается, то его кропят водой, читают три раза подряд «Сон Богородицы» (важно, чтобы при этом не было чужих людей), затем кладут текст под подушку умирающему и человек спокойно умирает. Также для облегчения выхода души из тела открывают печную трубу.
Когда человек умер, в комнате занавешивают окна, зеркала, убирают фотографии умершего и закрывают трубу, чтобы в дом не проникла нечистая сила.
Если умирал колдун и сильно мучился, так как не успел передать никому слова, то для того, чтобы спокойно умереть, ему было необходимо вымолить прощение перед иконами. После этого ему давали веник, чтобы он наговаривал на каждый прутик, вытаскивая его из веника и бросая на пол. Другие люди, находившиеся при умирающем колдуне, не брали этот веник голыми руками, чтобы не взять на себя его грехи. Веник осторожно выносили на улицу подальше от дома и сжигали. Из рук умирающего колдуна ничего нельзя было брать, не разрешалось также, чтобы он брал за руки присутствующих, так как считалось, что таким образом он пытается передать свою силу. Рассказывали также, что когда колдун умирает, начинается гроза или буря («сходит вихрь» ).
3. Обмывание и одевание покойника
После того как человек умер, его на два часа кладут на пол на солому или половичок. Снимают все украшения и одежду (причем ее не разрезали, а разрывали). Приглашают «мыльниц» (женщин, которые обмывают покойника), обычно двух пожилых женщин.
Через два часа приступают к мытью. Для этого берут обмылок, мочалку, расческу, полотенце и теплую воду. Все эти предметы обязательно кладут в гроб в ноги покойнику, чтобы колдуны не воспользовались ими и не навели при помощи этих предметов на кого-нибудь порчу. Воду потом выливают подальше от дома, подстилку сжигают на улице.
Одевать покойника начинают только после того, как тело обсохнет. В это время разговаривают с мертвым, просят его не сопротивляться, сгибать руки и ноги. Считается, что пока человек не похоронен, он все слышит и видит. Крестик вешают ему на шерстяной нитке. Нельзя надевать серебряный крестик, а то «на том свете нечистая сила покою не даст» . Крест умершего носить оставшимся в живых категорически запрещалось. Руки покойника складывают на груди так, чтобы правая была сверху. В нее вкладывают пропуск (подорожную), то есть молитву св. Николаю Чудотворцу; на грудь кладут маленькую иконку, на лоб — венчик.
Покойнику связывают руки и ноги, чтобы они не расходились («чтобы он [покойник] застыл» ), но перед тем как хоронить, их обязательно развязывают, чтобы «он [покойник] на том свете мог ходить» . Нитку, которой были перевязаны руки и ноги покойника, оставляют в гробу.
Затем мертвого кладут на стол ногами к выходу, а головой к иконам под углом 45°.
Через сутки тело перекладывают в гроб. На крышку гроба прибивают распятье.
В той же комнате, где стоит гроб, ставят на отдельный столик свечи, хлеб, соль, чай в чашке, кусок рыбника и другие пироги. Эта еда стоúт до сорокового дня. Когда чай в чашке высыхает, его наливают снова. После сорокового дня эту еду выбрасывают на левый (от входа) угол дома, чтобы никто не видел.
Чтобы тело не стало разлагаться, пока оно еще находится в доме, под мышки покойнику кладут сырые яйца, под гроб — пилу или таз с марганцовкой или крапиву. Тело протирают спиртом, рядом с гробом кладут два осиновых полешка, в комнате кадят или жгут можжевельник.
Тело держат дома двое суток. Последнюю ночь родные не спят, сидят у гроба или в соседней комнате. В комнате с покойником не оставляют кошку, чтобы она не обгрызла ему лицо (нос).
Далее стоит сказать несколько слов о священнике. Некоторые семьи приглашают священника накануне похорон. Тогда тот всю ночь читает над умершим молитвы, а затем отпевает его по православному обычаю. Однако это происходит довольно редко, так как в Андомском погосте высокая смертность и нет своего постоянного священника (священник один на 7 деревень, приезжает на Андомский погост раз в неделю).
4. Вынос тела
Вынос тела происходит в 12 часов дня. «Пришедшие проститься с покойным должны вначале перекреститься, подойти к гробу, поклониться и сказать: “Прости меня, если когда чем обидел, а тебя Бог простит”. Только потом здороваются со всеми присутствующими» .
Утром, в день похорон, у гроба зажигают свечи: по одной в головах, в ногах и с боков. Раньше перед выносом во время прощания причитали, но сейчас эта традиция утеряна. Плачут обязательно в платок, чтобы слезы не упали в гроб, «иначе покойник на том свете мокрым будет» . После прощания свечи гасят, огарки кладут в гроб. Гроб выносят чужие люди (родственникам также нельзя было копать могилу), вперед ногами, чтобы мертвый не нашел дорогу обратно. Сначала выносят венки, потом иконы, затем крышку гроба и сам гроб. Табуретки в доме сразу же опрокидывают. Следом за гробом по избе идут две женщины. Одна жжет на железной лопатке «ферёсу» (можжевельник) и окуривает избу, а другая брызгает вслед водой.
Раньше гроб до кладбища несли на носилках. Теперь для этого используют машину. За гробом до самого кладбища бросают хвойные ветки.
5. Предание тела земле
На кладбище тоже просят прощения у покойника и прощаются с ним. Затем на грудь покойнику сыплют крестом немного земли, «чтобы с землей познакомился» . Считается, что после этого покойник больше ничего не слышит. В могилу бросают медные монеты для «выкупа земли» . Родные также бросают на гроб по горстке земли.
Хозяйничать и убирать в доме остаются несколько женщин. Пол, пока умерший был в доме, не подметали, так как, согласно поверью, если подметешь, то покойник будет сорок дней «пахать на том свете» . Поэтому убираются в доме только после выноса тела. Открывают трубу, затапливают печь. Весь мусор сметают к порогу и сжигают в печи. Моют пол одним ведром воды, пятясь назад к порогу. Тщательно моют порог. Нужно успеть убраться в избе, пока гроб не опустили в могилу. Потом накрывают на стол. В первую очередь ставят на него солонку и хлеб.
6. Поминки в день похорон
Вернувшихся с кладбища женщины встречают на улице, поливают из ковша им на руки воду, в которую предварительно опускали крестик, и дают вытереть руки всем присутствующим одним полотенцем.
На поминках на общий стол ставят лишнюю чистую тарелку, ложку и чашку. Если во время поминок упадет под стол ложка, ее не поднимают до конца поминок. Обязательной едой на поминках являются кутья, кисель, рыбник и рыба. За угощенье на поминках не благодарят.
Существует также очень важный, по мнению андомцев, обряд, который предохраняет от появлений покойника после его смерти. Для этого возле порога предварительно складывают кучку тонких поленьев-шепок. Каждый пришедший на поминки берет по этому тоненькому полешку, заносит в дом и кладет у печи, при этом обязательно заглядывая в устье печи. Если кто-то забывал заглянуть в печь, специально говорят: «Погляди-ка, устье-то у печи пало» .
Если умерший не дает по ночам покоя, дверь зааминивают, то есть после закрытия двери на ночь, говорят: «Против ночи – косточка, где днюешь, там и ночуешь. Аминь. Аминь. Аминь» . Затем необходимо перекрестить все окна и двери.
Тем не менее, несмотря на все эти предосторожности, практически каждый информант рассказывал о том, как он видел покойников (во сне или наяву); например: «Мне снится мама [умершая несколько лет назад], мама снится. Я говорю: “Ой, мама, мама! ” Платок она на себя беленький натягивает, наяву видела… хочу встать только с постели, как все потерялось» ; «В аккурат шестого ноября, я тут это испугаласи, как лежу, как затопало в углу, слышу, что двери открылись и затопало, так уж топат, идет. А вот до этой двери дошло, у меня двери-то закрыты были, я сразу: “Ой, Господи, благослови”. И вот все отвалилоси”» .
Если человек боится покойников, ему советуют пойти на похороны и подержать умершего за ногу. «Да я слыхала от старых, чтобы не бояться, дак пришел к покойнику [имеется в виду на похороны] да за ноги подержал» .
7. Поминки в течение года
Считается, что душа покойного навещает дом до 40-го дня.
Поминают покойника на 2-й, 9-й, 20-й, 40-й день, полугодие и годовщину.
До 40-го дня закрывают могилу хвойными ветками, а потом снимают и сжигают их. К этому дню в доме стараются все перестирать и вымыть. После сорокового дня сжигают одежду, в которой покойник умирал.
С 40-м днем также связывают поверье, что если в течение этих 40 дней после смерти одного человека умрет второй, то нужно ждать и третьей смерти.
Если кто-то из близких очень сильно тосковал, ему рекомендовали прочесть во время умывания утром следующий заговор: «Вода-водица, река-царица, заря-зарница, соймите с меня тоску-печаль, унесите на сине море, в морскую пучину, где люди не ходят, на конях не ездят. Как в морской пучине серый камень не встает, так и у раба Божьего (имя) тоска-печаль к ретивому сердцу не приступала бы и отшатилась бы, и отвалилась бы. Аминь» .
Более распространенный способ «снять тоску» следующий: надо взять платок, в который тоскующий плачет, и неглубоко закопать у могилы или в могилу.
И в завершении мне бы хотелось отметить, что степень вариативности исполнения обряда погребения умерших у разных семей на Андомском погосте очень мала, а степень сохранности похоронных традиций — очень велика.
Источник