- Технический проект разработки месторождения подземных вод
- Технический проект по воде
- Проект водозабора нужно разрабатывать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…
- При разработке проекта водозабора в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июля 2020 г. N 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод»
Технический проект разработки месторождения подземных вод
Готовые коммерческие предложения на разработку и согласование проекта:
Создание технического проекта разработки месторождения подземных вод проводится в рамках требований закона РФ «О недрах», в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 118 (от 03.03.2010 г.), Приказом Министерства природы РФ от № 463 (27.10.2010 г.) и нормативно-правовыми актами, определяющими законность эксплуатации собственности.
Цель разработки проекта
Основная цель проекта разработки месторождения подземных вод — создание благоприятных условий по вводу в эксплуатацию артезианской скважины, ее повседневного использования, обеспечению санитарной охраны, ликвидационного тампонирования.
Перечисленные действия необходимы для защиты природных недр от возможного ущерба (бактериологическое, радиологическое или химическое загрязнение), сохранения экологического баланса местности, контроля над расходованием пресной подземной воды в регионе.
Наличие этого документа, начиная с 2010 года, является одним из обязательных лицензионных обязательств пользователя участка недр. Отсутствие технического проекта водозабора будет юридически законным основанием для приостановки действия лицензии (следовательно, и для законной эксплуатации скважины).
Кто составляет технический проект
Ответственным за создание проекта водозабора (проект разработки месторождения подземных вод) является владелец участка недр. На момент начала разработки документа у пользователя недрами должна быть оформлена лицензия на эксплуатацию артезианской скважины, а запасы подземных вод — состоять на государственном балансе. Таким образом, проект составляется только после завершения (и законодательного оформления) запаса подземных вод.
Исходные данные для разработки проекта
Исходными материалами для разработки технического проекта являются следующие документы:
• лицензия на скважину;
• протокол утверждения фактического запаса водных ресурсов;
• заключение санитарно-эпидемиологической службы на проект ЗСО скважины;
• санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
• баланс водопотребления и водоотведения;
• фактические показатели, полученные в результате проведенных наблюдений на участке водозабора (химический состав, стабильность уровня воды, процент механических примесей);
• изменения показателей воды в динамике;
• данные картографии и др.
Аналитические данные, используемые при разработке проекта
В проекте водозабора отражаются все данные, связанные с эксплуатацией артезианской скважины:
• гидрогеологические характеристики месторождения;
• климатические условия местности;
• параметры водовмещающих слоев;
• конструкция объекта водоснабжения (водозаборных, резервных и наблюдательных скважин);
• результаты изменения напоров (уровней);
• характеристики измерительного оборудования, примененного для проведения исследования подземных вод в непрерывном режиме;
• мероприятия, с помощью которых обеспечивается промышленная безопасность при разведке недр;
• оценка запасов подземных вод;
• оценка исходного экологического состояния окружающей среды (до разработки скважины);
• технико-экономическое обоснование эффективности скважины;
• заключение о соответствии качества воды требованиям законодательства (питьевая вода, промышленная эксплуатация, хозяйственные нужды, лечебно-курортные источники);
• план охраны недр;
• план по обеспечению безопасности проведения эксплуатационных работ;
• программа наблюдения за состоянием подземных вод;
• информационные материалы об условиях консервации или ликвидации скважин;
• графические подтверждения, таблицы (в приложениях).
Общие требования к оформлению проекта водозабора
Проектная техническая документация на разработку скважины должна содержать объем данных, достаточных для проведения объективного исследования проектных решений.
Детализация отдельных разделов проекта зависит от особенности рельефа и грунта местности, сложности геологического разреза месторождения.
Изменения и дополнения к проекту водозабора на подземные воды содержат только те пункты, которые были подвергнуты корректировке или переработке.
На титульном листе должны быть отражены сведения о пользователе (наименование организации), грифы о согласовании и утверждении проекта, название документа (проекта), наименование участка недр, период времени составления документации.
Если проект включает несколько частей, то каждая из них начинается с отдельного титульного листа и содержит краткие сведения, относящиеся к соответствующей части. Озаглавленные таблицы размещаются на отдельных листах (а не под текстом).
Согласование и утверждение
Проектная документация подлежит согласованию с исполнительным органом (комиссией), созданным в Департаменте по недропользованию Центрального федерального округа (Центрнедра), Министерстве экологии и природопользования Московской области.
Заявитель (владелец недр) подает в территориальный орган заявление и копии документов, определенных законом для каждого вида месторождения, с учетом целей и масштабов эксплуатации (лицензия, государственная экспертиза запасов водных ресурсов, экспертиза инженерно-геологических изысканий, заключение о геологическом строении скважины и другие).
В состав комиссии входят представители ФС по надзору в сфере природопользования, специалисты по технологическому, атомному и экологическому надзору. По результатам изучения технического проекта разработки подземных вод комиссия выносит положительное заключение либо направляет на адрес владельца недр отказ в согласовании документа с объяснением причин отрицательного решения.
Основанием для отказа является несоответствие данных документации условиям эксплуатации недр, которые определены в лицензии, либо эти данные противоречат нормативным требованиям законодательства России, правительства Москвы и Московской области.
Документ может быть возвращен на доработку при условии несоблюдения порядка пунктов или при отсутствии основных разделов, которые должны входить в структуру технического проекта.
При отказе в согласовании технического проекта на справке, прилагаемой к возвращенному документу, должны быть подписи ответственных лиц (председателя комиссии или его заместителя).
Решение о согласовании (положительное заключение) подписывается секретарем комиссии или его заместителем. На проекте проставляется печать департамента по недропользованию «Центрнедра».
Технический проект, согласованный в государственной службе ЦФО, окончательно утверждается собственником участка недр и с момента его подписания приобретает юридическую силу.
Специалисты компании «Геодин» выполняют задания по составлению технических проектов разработки месторождения подземных вод, руководствуясь законодательными актами, нормативами, техническими руководствами, сведениями, полученными при проведении геологической разведки, аналитическими данными.
Каждый проект, созданный в «Геодин», — достоверный объективный документ, который после согласования подтвердит ваше право добывать подземные воды. Позвоните нам, если у вас нет проекта водозабора на артезианскую скважину в Московской области, и наши инженеры выполнят задание в договорные сроки, а также проведут работы по согласованию и регистрации правоустанавливающего документа в Москве.
Источник
Технический проект по воде
Технический проект разработки месторождения подземных вод (далее — проект водозабора) разрабатывается недропользователями, планирующими осуществлять или осуществляющими добычу подземных вод более 100 метров куб. в сутки с целью хозяйственно-бытового, питьевого и технологического водоснабжения.
Разработка проекта водозабора регламентируется ст. 23.2 раздела III Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» и является обязательным требованием.
Цель данного проекта – обеспечение защиты добываемых подземных вод от загрязнения и истощения, а также определение комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия работы водозабора на окружающую среду.
В проекте водозабора приводятся данные о техническом оснащении водозабора, о ресурсах эксплуатируемого горизонта и качестве подземных вод на водозаборном участке, состоянии территории, на которой расположена водозаборная площадка.
Проект водозабора разрабатывается на стадии добычи подземных вод, сразу после утверждения запасов на участке недр. Именно проект водозабора дает право недропользователю осуществлять законную добычу подземных вод.
Проект водозабора в своем составе содержит следующую информацию:
- геологическую и гидрогеологическую характеристику месторождения (участка недр);
- характеристику водозаборного узла и режима его эксплуатации;
- характеристику качественного состава подземных вод и рекомендации по эксплуатации для сохранения качества извлекаемой воды;
- сведения о гидродинамических наблюдениях за уровнем подземных вод и рекомендации по их выполнению;
- мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду при добыче подземных вод.
Проект водозабора подлежит согласованию комиссией, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию или уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (КСТП – комиссия по согласованию технических проектов).
Проект водозабора нужно разрабатывать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…
- в составе ГК «ЭКО ЦЕНТР» работает профильный гидрогеологический отдел, специалисты которого имеют многолетний опыт выполнения аналогичных работ;
- правильное использование фондовых данных и авторских методов позволяет нашим специалистам сократить финансовые затраты недропользователя на организацию наблюдений за состоянием водозабора;
- ГК «ЭКО ЦЕНТР» имеет возможность не только разработать проект водозабора, но и впоследствии выполнить количественный химический анализ при помощи собственной аккредитованной лаборатории, а также произвести гидродинамические наблюдения;
- в процессе проведения работ учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов водозаборов в различных регионах РФ);
- профильные специалисты группы компаний обеспечивают комплексное выполнение гидрогеологических работ на всех стадиях эксплуатации водозабора;
- предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
- качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
При разработке проекта водозабора в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…
- недостаточные квалификация и опыт специалистов;
- некорректно составленные программы гидродинамических наблюдений и наблюдений за качеством воды могут способствовать развитию катастрофических ситуаций на водозаборе и привести не только к отзыву лицензии, но и к возбуждению уголовных дел;
- дезинформация недропользователя об отсутствии необходимости разработки или согласования проекта водозабора может привести к существенным штрафным санкциям для недропользователя или отзыву лицензии;
- при составлении проекта водозабора используется « шаблонный » метод, в результате которого методы, описанные в проекте, неприменимы на практике;
- некорректное определение методов и периодичности гидродинамического изучения ведет к удорожанию работ в десятки раз ;
- в стоимости работ заложены скрытые условия и платежи.
- Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ст. 23.2)
Приказ Минприроды России от 27.10.2010 г. № 463 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод»
Согласующие органы
- Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию — РОСНЕДРА (для участков недр федерального значения)
- Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (для участков недр местного значения)
Результат работ
- Согласованный проект водозабора
- Протокол заседания комиссии по согласованию технических проектов
Срок действия
- 25 лет (кроме случаев увеличения водоотбора, изменения схемы водозаборного узла, окончания срока действия лицензии и владения участком недр)
Ответственность
- Ст. 7.3 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 500 тыс. руб
Источник
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июля 2020 г. N 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод»
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1384 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на установление правил разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, правил подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, а также на согласование этих правил» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 52, ст. 7609) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки месторождений подземных вод;
2. Настоящий приказ вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 декабря 2020 г.
Регистрационный N 61441
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минприроды
России
от 30.07.2020 N 530
Правила разработки месторождений подземных вод
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1384 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на установление правил разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, правил подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, а также на согласование этих правил» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 52, ст. 7609).
2. Настоящие Правила устанавливают требования к разработке месторождений (участков) питьевых, технических, минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки), расположенных на территории Российской Федерации, и предназначены для использования Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, пользователями недр, иными органами и организациями.
3. Настоящие Правила применяются в случаях добычи подземных вод при разработке месторождения (участка) подземных вод, а также вод, добываемых пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр, для собственных производственных и технологических нужд.
4. Проектная документация на разработку месторождений (участков) подземных вод, предусмотренная подпунктом «в» пункта 9 и пунктом 9.1 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1100; 2020, N 2, ст. 169) (далее — Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами), согласованная и утвержденная пользователем недр в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 2020, N 24, ст. 3753) (далее — Закон Российской Федерации «О недрах») до дня вступления в силу настоящих Правил, действует до окончания срока, на который данная проектная документация была утверждена.
II. Добыча подземных вод
5. Добыча подземных вод на месторождении (участке) разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов в порядке, предусмотренном Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2020, N 2, ст. 169) (далее — Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение), за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
6. Добыча подземных вод может осуществляться на месторождении (участке), отнесенном по степени изученности к группе:
б) оцененных, в случае реализации на данном месторождении (участке) этапа опытно-промышленной разработки (далее — ОПР).
7. Проведение ОПР месторождения (участка) подземных вод осуществляется в целях уточнения основных геолого-гидрогеологических условий месторождения (участка), фильтрационных и емкостных свойств продуктивного водоносного горизонта (комплекса), производительности водозабора, обоснования проведения выполнения бурения и опробования скважин различного назначения, с целью подтверждения (или корректировки) сведений о количестве и качестве ранее оцененных запасов.
8. Необходимость проведения и срок ОПР определяется по результатам государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее — государственная экспертиза запасов) или экспертизы проекта разведки месторождения (участка) подземных вод в порядке, предусмотренном Порядком проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 490 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2016 г., регистрационный N 45044), с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 3 мая 2018 г. N 185 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 490 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2018 г. регистрационный N 51351). Срок ОПР устанавливается не более чем на пять лет.
9. Реализация ОПР осуществляется в соответствии с проектом водозабора (при пользовании недрами для разведки и добычи питьевых и технических подземных вод) или проектом опытно-промышленной разработки месторождения (участка) (при пользовании недрами для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии).
10. После завершения разведки и (или) ОПР пользователь недр представляет в орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы запасов, подсчет запасов подземных вод для проведения государственной экспертизы в порядке, предусмотренном Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение.
11. Проектная документация на разработку месторождений (участков) подземных вод подготавливается с учетом результатов государственной экспертизы запасов этих месторождений (участков).
III. Проектная документация на разработку месторождений (участков) подземных вод, на основании которой осуществляется разработка месторождений (участков) подземных вод
12. Разработка месторождений (участков) подземных вод (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется на основании проектной документации, указанной в пункте 13 настоящих Правил.
13. К проектной документации, на основании которой осуществляется разработка месторождений (участков) подземных вод, относятся:
а) при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод — проект водозабора;
б) при пользовании недрами для разведки и добычи, геологического изучения, разведки и добычи минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии:
проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка);
технологическая схема разработки месторождения (участка) и дополнения к ней;
проект разработки месторождения (участка) и дополнения к нему.
IV. Требования к разработке месторождения (участка) подземных вод
14. При разработке месторождений (участков) подземных вод в зависимости от вида подземных вод, применяемой технологии и технических средств добычи подземных вод реализуются следующие мероприятия, подлежащие включению в проектную документацию на разработку месторождений (участков) подземных вод:
а) мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по охране подземных водных объектов, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
б) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами;
в) проектные решения в отношении выбора конструкций эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин;
г) проектные решения в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод;
д) проектные технологические (инженерные) решения по схеме и режиму работы водозабора;
е) наблюдение за техническим состоянием буровых скважин с учетом их назначения.
В случае изменения (планирования изменений) условий разработки месторождения (участка) подземных вод при необходимости в проектную документацию вносятся изменения.
15. Месторождение (участок) подземных вод, отнесенное по результатам государственной экспертизы их запасов по степени изученности к группе разведанных (или оцененных, в случае реализации на данном месторождении (участке) ОПР) и на котором начата добыча подземных вод в соответствии с проектной документацией на разработку месторождения (участка) подземных вод, согласованной и утвержденной в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, считается введенным в разработку.
V. Допустимые отклонения показателей при разработке месторождения (участка) подземных вод
16. Показателями, характеризующими выполнение пользователем недр обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах», в части обеспечения соблюдения требований проектной документации на разработку месторождений (участков) подземных вод, являются:
а) среднегодовой объем добычи подземных вод, теплоносителя (для термальных (теплоэнергетических) вод) и полезных компонентов (для промышленных вод), утвержденные по месторождению (участку) подземных вод;
б) динамические уровни подземных вод;
в) нагрузка на конкретную эксплуатационную скважину;
г) фонд эксплуатационных скважин;
д) конструкции эксплуатационных скважин;
е) качество (химический и газовый составы) подземных вод в соответствии с целевым назначением подземных вод;
ж) технические и технологические решения по использованию теплоэнергетического потенциала (для термальных (теплоэнергетических) вод) или по извлечению и переработке полезных компонентов (для промышленных вод);
з) объемы сброса отработанного (использованного) природного теплоносителя или промышленных вод;
и) потери (для термальных (теплоэнергетических), минеральных и промышленных вод).
17. Допускаются отклонения показателя среднегодового объема добычи подземных вод в сторону его уменьшения от установленного в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод в соответствии с фактически достигнутым показателем среднегодового объема добычи подземных вод.
18. В случае отклонения показателей разработки, указанных в подпунктах «б — и» пункта 16 настоящих Правил, либо отклонения в сторону увеличения от установленного в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод показателя среднегодового объема добычи подземных вод, теплоносителя (для теплоэнергетических вод) и полезных компонентов (для промышленных вод), указанного в подпункте «а» пункта 16 настоящих Правил, недропользователю необходимо установить причины отклонений и внести соответствующие изменения в процесс разработки месторождения и (или) при необходимости провести дополнительное геологическое изучение недр с последующим подсчетом запасов подземных вод и подготовкой новой проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод или дополнения к утвержденной проектной документации.
19. Соблюдение пользователем недр допустимых отклонений среднегодового объема добычи подземных вод, установленных в пункте 17 настоящих Правил, определяется данными на конец календарного года.
VI. Требования к горным выработкам, скважинам и иным сооружениям, связанным с разработкой месторождений (участков) подземных вод
20. В зависимости от гидрогеологических условий добыча подземных вод осуществляется буровыми скважинами (поисковыми, разведочными, разведочно-эксплуатационными, эксплуатационными, резервными, наблюдательными), колодцами, шахтами, штольнями, а также специально обустроенными иными каптажными сооружениями.
21. Поисковая скважина предназначена для определения общих гидрогеологических условий, выполнения комплекса поисково-оценочных работ на участке недр. Допускается использование поисковых скважин в пределах границ месторождения (участка) подземных вод, предоставленного в пользование.
22. Разведочная скважина предназначена для уточнения геологического строения и гидрогеологических условий, опробования продуктивного водоносного горизонта (комплекса), определения его гидрогеологических параметров и качественного состава подземных вод на участке недр. Допускается использование разведочных скважин в пределах границ месторождения (участка), предоставленного в пользование.
23. Разведочно-эксплуатационная скважина предназначена для определения геологического строения и гидрогеологических условий, параметров продуктивного водоносного горизонта (комплекса), его гидрогеологических параметров и качественного состава подземных вод на участке недр, и последующей эксплуатации разведанного месторождения (участка) подземных вод.
24. Эксплуатационная скважина предназначена для добычи подземных вод.
25. Резервная скважина является дублирующей скважиной по отношению к действующим эксплуатационным скважинам и предназначена для оперативного использования на случай выхода основной скважины из эксплуатации. Также резервная скважина может использоваться в качестве наблюдательной скважины при осуществлении мониторинга подземных вод. Количество резервных скважин обосновывается пользователем недр в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод.
26. Наблюдательная скважина предназначена для ведения режимных наблюдений за уровнем и качественным составом подземных вод на месторождениях (участках) на действующих водозаборах и водозаборах, требующих переоценки запасов, на стадиях разработки и опытно-промышленной разработки месторождения (участка) подземных вод. Количество и местоположение наблюдательных скважин обосновываются пользователем недр в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод. В качестве наблюдательных скважин допускается использование эксплуатационных скважин.
27. Требования к конструкции и опробованию буровых скважин на месторождениях (участках) подземных вод обосновываются в проектной документации на бурение скважин, где должны быть указаны:
а) способ бурения и крепления ствола скважины;
б) сведения о затрубной цементации с указанием используемых материалов;
в) конструкция скважины: глубина, диаметры обсадных и фильтровых колонн труб, тип водоприемной части, водоподъемного оборудования и оголовка скважины;
г) виды и объемы исследований и опробования (геофизические исследования, опытно-фильтрационные работы, гидрохимическое опробование, специальные исследования). Для поисковых и разведочных скважин, при необходимости, определяются интервалы отбора керна;
д)тип контрольно-измерительного оборудования, рекомендуемого в использовании при эксплуатации водозабора.
28. Пользователь недр обязан следить за техническим состоянием эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважин и проводить проверки технического состояния эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважин в соответствии с периодичностью, указанной в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод.
29. Пользователь недр обеспечивает своевременное проведение ремонтных работ скважин.
30. В случае невозможности проведения ремонтных работ скважин или при возникновении риска загрязнения окружающей среды (в том числе, неконтролируемые выпуски подземных вод на поверхность рельефа или в смежные водоносные горизонты), пользователь недр осуществляет ликвидацию скважины.
31. Каптажные сооружения могут эксплуатироваться на режиме самоизлива, когда движение подземных вод по эксплуатационной колонне или лифтовым трубам происходит за счет энергии пласта, либо принудительным способом, когда подача подземных вод на поверхность осуществляется с помощью технических средств.
При каптаже подземных вод с положительным пьезометрическим уровнем конструкция скважин обеспечивает их вывод преимущественно самоизливом на расчетный срок эксплуатации, если это соответствует выводам, содержащимся в заключении государственной экспертизы запасов.
32. Каптажное сооружение оборудуется комплексом контрольно-измерительной аппаратуры, обеспечивающей качественное проведение режимных наблюдений, учета объемов добычи подземных вод и защищается от внешних воздействий и доступа посторонних лиц.
VII. Мероприятия по охране подземных водных объектов
33. При разработке месторождений (участков) подземных вод осуществляются следующие мероприятия по охране подземных водных объектов:
а) мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды;
б) мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов;
в) наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод;
г) наблюдение за уровенным режимом подземных вод;
д) определение объемов добычи (извлечения) подземных вод из подземных водных объектов.
Указанные в настоящем пункте мероприятия по охране подземных водных объектов осуществляются пользователями недр в соответствии с Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 8, ст. 1115; 2020, N 1, ст. 31).
VIII. Завершение разработки месторождения (участка) подземных вод
34. Горные выработки, скважины и иные сооружения, связанные с разработкой месторождений (участков) подземных вод, подлежат ликвидации или консервации при прекращении (в том числе досрочном) права пользования недрами.
35. При ликвидации и консервации горных выработок, скважин и иных сооружений, связанных с разработкой месторождений (участков) подземных вод, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и направляется пользователем недр на хранение в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а в отношении участков недр местного значения — также в фонды геологической информации соответствующих субъектов Российской Федерации.
Добыча подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Исключением является добыча для питьевого или технического водоснабжения в объеме не более 100 кубометров в сутки.
Разработка месторождений проводится на основании проектной документации, которая подготавливается с учетом результатов государственной экспертизы запасов этих месторождений.
Горные выработки, скважины и иные сооружения, связанные с разработкой месторождений, ликвидируются или консервируются при прекращении права пользования недрами.
Приказ вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июля 2020 г. N 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 декабря 2020 г.
Регистрационный N 61441
Вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Источник