Типы слабых позиций вода

Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков в потоке речи.

Произнесение гласных звуков в потоке речи меняется в зависимости: 1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах); 2) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова); 3) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми), и от некоторых других условий.

В словах [ вал ] и [ вада ] — вода в первом слоге произносится звук [а], но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением, а поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо. В словах [ мал ] и [ м’а л ] — мял гласные звуки стоят под ударением, но и они не одинаковы, так как в слове [ м’а л ] гласный [’а] стоит после мягкого согласного звука [м’] и получает более переднюю артикуляцию. Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков русского языка.

Сильную позицию гласные занимают под ударением: [ мал ], [ мол ], [ мул ], [ м’э л ], [ мыл ], [ м’и л ]. Ударные гласные характеризуются неослабленным произнесением и наиболее отчетливым разграничением. Однако ударные гласные несколько изменяются под влиянием предшествующих согласных. Особенно заметные изменения происходят после мягких согласных; ср.: [ шэс’т’] и [ с’э с’т’]. Поэтому в сочетаниях «мягкий согласный + гласный» проявляются оттенки гласных звуков (фонем) или неосновной вид гласных звуков (фонем). Без существенных изменений, вызванных влиянием соседних звуков, т. е. в своем основном виде, гласные произносятся в начале слова перед твердым согласным под ударением (остров, арка, эхо, ухо, иск) или в качестве самостоятельного слова (звук ы, союз а, предлог у и т. п.).

Читайте также:  Аналоги снупа с морской водой

Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге (вода, весна, переход и т. д.) и в абсолютном начале слова (огород, абрикос, эхолот и т. п.). В других безударных положениях гласные занимают вторую, слабую позицию (пятачок, стулом и др.). В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных звуков в слабых позициях также зависит от качества предшествующего согласного — твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у].

Согласные изменяются в потоке речи. Их изменение вызвано положением согласного в слове. Сильную позицию занимают все согласные звуки перед гласными. Именно в этих фонетических условиях различается наибольшее число согласных звуков: дом — том — лом — ком — сом; год — кот — ход и др. В сильных позициях согласные могут изменять свое качество под влиянием последующих гласных. Так, губные гласные огубляют (лабиализируют) предшествующий согласный: в словах там и том согласный [т] произносится не одинаково (во втором слове огубленно). Полнее всего различаются и менее всего изменяются согласные перед гласным [а]: там — дам, мал — мял, сад — рад — чад и др. Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией. Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных. Сильными позициями для шумных согласных, парных по звонкости- глухости, являются: 1) положение перед гласными зуд — суд, жар — шар, гость — кость и т. п., 2) положение перед сонорными согласными и перед согласными [в], [в’] (с последующим гласным) — груб — круп, злой — слой, гнут (глагол) — кнут, зверь — сверь. Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают 1) в конце слова — код [ кот ] — кот [ кот ], луг [ лук ] — лук [ лук ]; 2) перед звонкими и глухими согласными — свадьба [ свад’б ъ ] — пастьба [ паз’д’б а ], пряжка [ п р’ашкъ ] — пешка [ п’эшкъ ] и т.п. В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставляются: на кон- це слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными — шумный звонкий. Категория твердости- мягкости является более характерной, определяющей в русской фонетике. Оппозиции по твердости-мягкости — самый большой соотносительный ряд, он охватывает 30 согласных фонем: Сильными позициями для согласных, парных по твердости-мягкости, являются: 1) положение перед гласными (кроме [э]): к[р]уг — к[р’]юк, [м]ал — [м’]ял, [н]ос — [н’]ёс; 2) положение в конце слова: пло[т] — пло[т’], тро[н] — тро[н’]. Слабую позицию по твердости-мягкости согласные занимают: 1) перед гласными переднего ряда — сено, синий, руке (ср. рука; в исконно русских словах согласные перед мягкие: [п’]ел, [б’]ел, [м’]ера, [в’]ера, [т’]ело, [з’]елень); 2) перед согласными — пастух — пасти [ пас’т’и ], снасть — снять [с’н’а т’] 3) перед фонемой : [п’j ]ю, [б’j ]ю, се[м’j ]я, пла[т’j ]е и др. Непарные твердые фонемы во всех положениях звучат твердо. Непарные мягкие во всех положениях звучат только как мягкие согласные.

Читайте также:  Как отключают воду за задолженность

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2077 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Сильные позиции и слабые позиции гласных и согласных звуков

Русский язык — сложный предмет. Мы пишем слова совсем не так, как они произносятся на самом деле. В речи одни и те же фонемы проявляют себя в разных звуковых обликах. Сравните, например, слова «мёд» — [м’от] и «медок» — [м’идок]. Все зависит от того, занимают ли фонемы сильные позиции или слабые позиции в пределах слова. Поговорим об этом подробнее.

Сильные и слабые позиции звуков

Речь — это непрерывный поток фонем, в котором произнесение звука во многом определяется его местом в слове, соседними гласными и согласными. В слабой позиции артикуляция претерпевает существенные изменения. Фонемы теряют некоторые свои характеристики, начинают выступать в других вариантах. Например, [о] в безударной позиции начинает звучать как [а]: [вада], [сава]. Конечный [г] произносится как [к]: [друк], [крук]. Именно в таких местах мы допускаем ошибки на письме.

В сильной позиции фонема, напротив, слышна отчетливо и стоит в своем основном виде. Она не зависит от положения в слове, на ее качество не влияют соседние звуки. Это, например, фонема [о] в словах «воды», «совы». Или звук [г] в словах «другу», «кругом».

Морфологический принцип орфографии

Зачем обычному человеку, далекому от языкознания, знать сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем? Дело в том, что написание 90% русских слов регулируется так называемым морфологическим принципом. Согласно нему, мы не должны учитывать фонетические чередования, когда берем в руки ручку или набираем текст на клавиатуре. Корни, суффиксы, приставки, окончания пишутся всегда одинаково. Редукция гласных, смягчение согласных перед некоторыми звуками, их озвончение или оглушение не принимаются во внимание.

Отсюда следует вывод: при письме нельзя полагаться на слух. Только звуки в сильных позициях пишутся так, как слышатся. Все остальные нуждаются в проверке. Определив, что фонема находится в слабой позиции, мы начинаем подбирать проверочное слово с той же морфемой. Например, зуб — зубной, липовый — сосновый, поход — поезд, к лампе — к воде. В проверочном слове фонема должна находиться в сильной позиции, причем стоять в той же самой морфеме. Иначе можно ошибиться.

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Уже в начальной школе дети знают: звук под ударением слышится долго, отчетливо и не нуждается в проверке. Мы можем смело писать в тетрадь слова «сом», «сам». Это — сильная позиция гласного.

Совсем другое дело — безударное положение. Такой гласный находится в слабой позиции, мы произносим его коротко, с меньшей силой, неотчетливо. Сравните слова «сома́» и «сама́». Они звучат практически одинаково. Чтобы не ошибиться при их написании, школьников учат подбирать проверочные слова.

Для русского языка характерны:

  • «аканье», когда безударные [а] и [о] произносятся одинакоко после твердых согласных (например, слова «дома», «дала»);
  • «иканье», при котором безударные [а] и [э] неразличимы после мягких согласных (к примеру, в словах «мячом» и «мечом»).

Гласные [и], [у] и [ы] в слабой позиции произносятся короче, но своего качественного звучания не меняют. Тем не менее, здесь тоже лучше проявить осторожность. Безударную [и], например, легко спутать с фонемами [а] и [э], стоящими после мягких согласных.

Позиции согласных: глухость и звонкость

Согласные звуки образуют пары по таким признакам, как «глухой-звонкий» и «твердый-мягкий». Соответственно, сильные и слабые позиции согласных также определяются по этим двум характеристикам.

Сильной позицией по признаку «глухой-звонкий» для согласных является положение:

  • перед гласным: том-дом, забор- собор;
  • перед сонорными: дрова — трава, слой — злой;
  • перед буквой «в»: творец — дворец.

В перечисленных случаях согласные слышатся отчетливо и не требуют проверки. Вряд ли можно допустить ошибку и в написании сонорных звуков, которые не имеют пары по глухости. К ним относятся [л], [л’], [н], [н’], [р], [р’], [м], [м’], [й’]. Фонемы [х], [ц], [х’], [щ’] и [ч’], наоборот, не имеют звонкого парного звука. Они могут занимать различное положение в словах, сохраняя свои основные характеристики и не совпадая с другими согласными при произношении.

Когда согласные могут озвончаться или оглушаться?

Теперь научимся различать сильные позиции и слабые позиции парных по звонкости-глухости фонем. В каких случаях мы рискуем допустить ошибку на письме? Это положение:

  • в конце слова, где и звонкие, и глухие фонемы совпадают по своему звучанию: глаз — глас, дуб — туп, сук — луг;
  • перед парным звонким звуком, когда рядом стоящий согласный также произносится звонко: сбрить — [зб]рить, отдать — о[дд]ать;
  • перед глухим согласным, когда рядом стоящий звук оглушается: ложка — ло[шк]а, вход — [фх]од.

Чтобы избежать ошибок, мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук. Затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции. Чтобы это не занимало много времени, нужна тренировка. Подберем проверочные слова к примерам, приведенным выше: глаз — глаза, глас — гласа, дуб — дуба, туп — тупой, сук — суком, луг — луга; сбрить — сложить, отдать — отъехать; ложка — наложить, вход — влево.

Позиции согласных: твердость и мягкость

Пришло время рассмотреть сильные и слабые позиции согласных звуков по такому признаку, как «твердый-мягкий». Здесь нас подстерегает много опасностей. Морфологический принцип не всегда спасает. Например, звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но мы знаем: в некоторых случаях после них пишется мягкий знак (рожь, услышь). После твердого [ц] может стоять буква «ы» (цыпленок) или «и» (цирк).

Звуки [ч’] и [щ’] всегда произносятся мягко, но мы с первого класса помним написание слогов «ча-ща» и «чу-щу». Здесь действует другой принцип, называемый традиционным или историческим. От ошибки спасет только четкое знание правил русского языка.

Тем не менее, вернемся к теории. В каком случае согласные, имеющие пару по твердости-мягкости, не меняют своих качественных характеристик? Это положение:

  • перед гласным: [мал] — [м’ал], [вол] — [в’ол], [лук] — [л’ук], [быт’] — [б’ит’];
  • на конце слова: [кон] — [кон’], [брат] — [брат’];
  • абсолютно любое для фонем [л], [л’]: во[лн]а — во[л’н]а, по[л’з]а — по[лз]ать;
  • перед заднеязычными [г], [к], [х], [г’], [к’], [х’] и твердыми губными [б], [м], [п] для переднеязычных звуков: го[рк]а — го[р’к]о, и[зб]а — ре[з’б]а;
  • перед твердыми зубными [с], [з], [ц], [д], [т], [л], [н] для зубных: ко[нс]кий — ию[н’с]кий;
  • перед твердыми переднеязычными [c], [з], [т], [д], [ц], [л], [р], [н], [ш], [ж] для сонорных переднеязычных: янва[рс]кий — сентяб[р’с]кий, ма[нж]ета — де[н’ж]ата.

Слабые позиции по характеристике «мягкость — твердость»

Существуют позиции, в которых твердые согласные под влиянием соседних звуков смягчаются. Их относят к слабым. Это положение:

  • Перед [й’]: ворон — воро[н’й’о]. Исключение составляют согласные на конце приставки перед [й’]: [вй’эст] — въезд.
  • Перед мягкими зубными для звуков [c], [н], [з]: вме[с’т’]е, [з’д’]есь.
  • Перед фонемами [ч’] и [щ’] для звука [н]: бараба[н’щ’]ик, руло[н’ч’]ик.

Вообще очень сложно разграничить сильные позиции и слабые позиции по признаку «твердый-мягкий согласный». Дело в том, что не для всех случаев можно подобрать примеры. Так, в русском языке перед [п] мы встречаем только твердый [м]: компот, шампунь и др. Ни в одном слове нет звука [м’] в этой позиции. Следовательно, мы не можем быть уверены до конца, реализуется ли здесь фонема [м] или [м’].

Абсолютные позиции для согласных

Подведем итоги. С гласными звуками все понятно. Если они стоят под ударением, позиция считается сильной. Если ударение падает на другую фонему в слове, то позиция слабая. С согласными все сложнее.

Например, в слове «зуб» звук на конце оглушается. Позиция по признаку «звонкость-глухость» будет слабой. Но она же является сильной по шкале «мягкий-твердый». Когда слабые позиции по обеим характеристикам совпадают, фонема считается абсолютно слабой. Она реализует себя в различных вариациях и требует применения орфографических правил.

Случается, что согласный находится в сильной позиции как по признаку «звонкий-глухой», так и по характеристике «мягкий — твердый». Часто такое наблюдается в положении перед гласным звуком. Эта позиция называется абсолютно сильной.

Знать сильные позиции и слабые позиции фонем необходимо каждому человеку, желающему писать грамотно. Это позволит вовремя определить «ошибкоопасное» место в слове и вспомнить соответствующее правило.

Источник

1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении

Упражнение 6. Разбейте слова на слоги, обозначьте ударение и типы слабых позиций. Дайте транскрипцию слов.

Вода, водяной, голова, головушка, аптека, победа, побеждать, плата, заплатить, вёсла, веслом, балет, начинать, опекун, мокрица, обрывать, обрезать, обременять, жёсткий, жестокий, жёны, женить, шофёр, Шотландия, шёпот, шептать, шеренга, шёлк, шелковистый, ледок, ледяной, оледенеть, танцор, танцевать, оперение, часы, часовой, красный, красное, съедать, взъерошить, взъерепенить, восток, восточнее, держит, держать, выдержать, игра, в игре, переменить, выше, дьяк, дьякон, дьячиха, дьявол, дьяволёнок.

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте звуки, которые звучат на месте пропущенных гласных. Подберите родственные слова, другие формы слова, в которых этот гласный находится в сильной позиции – под ударением.

Л..нейка, обл..ниться, ул..чённый во лжи, обл..чённый властью, с..деть на стуле, с..деть от горя, напольные в..сы, пров..сать под тяжестью, сн..гирь, разр..дить посевы, разр..дить ружьё, пром..лькнуть, осл..пительный, л..пучий, неизгл..димый, обгл..дать кость, погл..щённый, св..ла гнездо, св..ла по лестнице вниз, прим..рять платье, прим..рять врагов, посв..тить фонариком, посв..тить стихотворение матери, зал..зать на крышу, зал..зать рану, чувствовать см..тение, см..тённый мусор, ум..лять о пощаде, он ум..ляет его заслуги, прив..дение в замке, пров..дение заседания, укр..щение зверя, укр..шение на платье, выл..зка врага, собл..зниться, виноградная л..за.

Источник

Оцените статью