Ткань высыхает потому что вода пропитавшая ткань

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Светлана Михайловна Тюрина , учитель
Краснодарский край город Приморско — Ахтарск

статья посвящена вопросу организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Аннотация: статья посвящена вопросу организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения.

В настоящее время в школьном образовании все больше проявляется интерес к исследовательскому обучению. Связано это с возрастающим потоком информации, которым человеку необходимо овладеть, уметь отбирать и использовать полученные знания, умения и навыки. Школьники должны самостоятельно находить противоречия в изучаемом явлении или предмете, формулировать проблему, способы ее решения, проводить эксперимент, обрабатывать и интерпретировать его результаты, делать соответствующие выводы и обобщения, т.е. должны овладеть умениями самостоятельно добывать знания об окружающем мире – исследовательскими умениями. Решение этих задач становится возможным только при систематическом и поэтапном включении учащихся в исследовательскую деятельность: «от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска» [3, с.3]. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [4, с. 45]. А.В. Леонтович дает определение термина «исследовательская деятельность учащихся»: «деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением» [3, с. 9]. Для развития исследовательской культуры младшего школьника необходимы подготовительные упражнения, развивающие у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи [2, с.12].

Читайте также:  Смесь дробленого солода с водой называется

Для формирования умений исследовательской работы на уроках должны активно использоваться познавательные и занимательные задания:

1. На развитие умения видеть проблемы: задания «Посмотрите на мир чужими глазами» (от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов), «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у предмета» и др. Правильное определение проблемы исследования учащимися во многом зависит от учителя. Не осознав сущность проблемы, учащийся не может активно включиться в познавательную деятельность. В связи с этим выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн утверждал: «. мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи…» [1, с.123].

2. На развитие умения задавать вопросы: задания «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?», «Найди загаданное слово», игра «Угадай, о чем спросили» и др.

3. На развитие умения выдвигать гипотезы: «Найди причину события …» (например, почему заяц белый или трава пожелтела), задание «Давайте вместе подумаем»: Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь? и др. 4. На развитие умения наблюдать: «Узнай, кто где живет?», «Что изображено на рисунке?», «Что перепутал художник?», «Найди отличия у предметов»;

5. На развитие умения классифицировать: «Продолжи ряд: полезные ископаемые – это уголь, нефть, …», «Раздели на группы», «Найди общий признак у предметов», «Найди лишнее слово»

Работаю по развивающей программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Основной учебной задачей курса «Окружающий мир» авторов Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой является использование эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Поэтому основополагающим умением в содержании курса является формирование умения учащихся самостоятельно выдвигать гипотезы об окружающем мире и проверять их: опытным путем (планируя, моделируя и организуя соответствующий опыт); с помощью планирования и проведения эксперимента; с помощью замещающей модели (в случаях, когда нельзя провести эксперимент из-за масштабности изучаемых объектов). В курсе 1 класса ученики осваивают наблюдение, учатся описывать наблюдаемые объекты и процессы, применяя для поиска ответов на вопросы об окружающем мире уже известные им с дошкольного возраста способы: спрашивание, чтение, практические пробы. Главный способ действий, усваиваемый ребенком в ходе обучения, – экспериментирование. В начале второго года обучения дети открывают этот способ в простом виде. Работая всем классом или в группе, к концу 2 класса ученики становятся способными формулировать предположения об условиях того или иного процесса и воссоздавать эти условия для проверки на опыте (на материале несложных задач учебника и рабочей тетради). В ходе последующего обучения детьми вместе с учителем ставятся и последовательно решаются следующие (более частные) задачи: на открытие общих способов измерения (конец второго года обучения), на открытие общих способов представления результатов наблюдения и эксперимента (третий год обучения). В 4 классе ученики учатся проводить мысленный эксперимент, выдвигая и обосновывая гипотезы, которые не могут быть подтверждены на опыте (гипотезы о смене дня и ночи, смене фаз Луны, форме Земли и пр.). Они проверяют свои предположения с помощью разнообразных моделей (часть 1). На основе полученных знаний о строении Солнечной системы учащиеся делают выводы о смене сезонов, распределении природных зон (часть 1), осваивают календарь (часть 2). Это позволяет перейти к анализу исторического прошлого. Исследуя прошлое тысячелетней и столетней давности, ученики овладевают способами работы со шкалами времени, знакомятся со способами реконструкции исторических событий (пропедевтика истории) .На уроках постановки и решения учебной задачи по предмету «Окружающий мир» можно выделить следующие этапы: • этап мотивации и создание проблемной ситуации; • преобразование проблемной ситуации в теоретический вопрос и его фиксация в модельной, графической или словесной форме; • выдвижение и анализ гипотез; • проверка гипотез; • моделирование; • применение нового знания в практических ситуациях; • рефлексия учебной деятельности на уроке. Наблюдение на уроках окружающего мира является одним из основных способов получения ответов на вопросы. Уже в первом классе учащиеся знакомятся с методом наблюдения через систему органов чувств. В разделе «Как наблюдать» при изучении темы «Органы чувств человека» в начале урока предлагаю детям рассказать о своих домашних животных и назвать способ, с помощью которого они это узнали, обращая внимание на схему получения ответов на вопросы. Она выглядит так: «книга» – прочитать, «человек» – спросить у взрослого, «глаз» – наблюдение. Учащиеся рассказывают о домашних питомцах и говорят, что все это они узнали с помощью наблюдения. На этапе создания проблемной ситуации читаю сочинение Павла о своей кошке. Дети узнают, что она: рыжая, пушистая; больно царапает; шипит, когда злится; мяукает, когда хочет есть; любит вкусные сосиски; о кошке нужно заботиться, в том числе менять наполнитель лотка, чтобы не было запаха. Задаю вопрос: Каким способом Паша получил столько сведений о своем домашнем питомце? (Ответ Даши: «Он наблюдал»). Другие ученики возражают: «Но нельзя же увидеть, как пахнет наполнитель, увидеть, как больно царапает кошка!». Возникает вопрос урока: «Как кроме наблюдения с помощью глаз можно получить информацию о ком-то или о чем-то?», который фиксируется на доске под символом «глаз». Анализируя все особенности Пашиной кошки, учащиеся определяют, какие органы чувств при этом работают. Ответы отмечают на доске с помощью значка способа получения информации: рыжая, пушистая — «глаз»; больно царапает — «рука» (кожа); шипит, когда злится — «ухо»; мяукает, когда хочет есть — «ухо»; любит вкусные сосиски — «рот»; запах — «нос». Перед тем, как проверить любую гипотезу, нужно составить план наблюдения: 1. Обозначим проблему. 2. Запишем гипотезу. 3. Составим план исследования (опыта). 4. Наши предсказания (что мы увидим). 5. Результат (что мы будем наблюдать). 6. Делаем вывод. Эксперимент на уроках окружающего мира является основным способом разрешения научных споров.

Примеры заданий исследовательского типа по учебнику Е.В. Чудиновой: Задание №1. Раздел: Развитие тела человека. Цель: пронаблюдайте, что произойдет со свежим синяком или раной через определенное количество времени. Как ты думаешь, что произойдет через 4 дня со свежим синяком и царапиной? Зарисуй (Не царапай себя и не ставь себе и другим людям синяков нарочно. Раньше или позже ты их увидишь, тогда и выполнишь это задание). Зарисовывай каждый день, как на самом деле они изменялись. В кружке поставь дату. Запиши свои выводы

Задание №2. Раздел: Живое и неживое. Цель: проведите опыт, что произойдет с луковицей через неделю в разной среде. Посади три луковицы в три разные среды так, как это показано на рисунке. Как ты думаешь, что с ними произойдет через неделю? Зарисуй свои предположения. В кружке поставь дату. Что на самом деле произошло через неделю? Зарисуй. Задание №3. Раздел: условия превращения воды. Цель: проведите опыт, какой платок, помещенный в разную среду, высохнет быстрее. Намочи в воде и отожми три небольших куска ткани, например, три одинаковых носовых платка. Один положи на горячую батарею, второй повесь на спинку стула, а третий, не расправляя, оставь лежать на столе. Какой платок высохнет быстрее? Проверь свои предположения. Выбери и запиши нужное слово. Ткань высыхает, потому что вода, пропитавшая ткань: конденсируется, охлаждается, испаряется, кипит. Сделай вывод .

Многие измерительные приборы делают сами ученики: водяные часы, солнечные часы, курвиметр (прибор для измерения длины извилистых линий, чаще всего на топографических картах, планах и чертежах)и другие. После проведения исследований на уроке, результаты исследования оформляются обучающимися в виде таблиц, картосхем, разрезов, изолиний, диаграмм, с помощью компьютерной модели. Результат превращается в продукт: журнал, книгу, событие (праздник). Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия источников дополнительной информации, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов окружающего мира. Таким образом, повышается познавательная и творческая активность учащихся, их учебная мотивация. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими

Источник

Ткань высыхает потому что вода пропитавшая ткань

Как быстро высыхают мокрые вещи? Как быстро испаряется из них вода?

Проделай эти исследования и выясни, какие условия являются лучшими для сушки. Разрежь кусок ткани на 6 одинаковых лоскутов. Намочи их.

Положи один из них на солнце, другой — в тени.
Повесь один на ветерке, а другой — в тихом месте.
Оставь один сложенным в несколько слоев или скомканным, а другой расправь.

Какой из этих лоскутов высохнет первым?

Вода испаряется быстрее всего в теплом солнечном месте. Ветер уносит водяной пар с поверхности ткани, и это помогает сушке. Разложенные вещи сохнут быстрее, потому что вода испаряется одновременно со всей поверхности.

Таким образом, наилучшее время сушить белье — теплая ветреная погода. Оно высохнет быстрее, если его развернуть.

Что еще попробовать?

Сравни различные ткани, скажем, искусственные и натуральные. Помести лоскутки в одинаковые условия и посмотри, какой высохнет быстрее.

Охлаждение

Почему ты чувствуешь холод после теплой ванны?

Потому что вода испаряется с твоей кожи и уносит тепло. По этой же причине твой организм не перегревается, когда тебе очень жарко, например, после бега наперегонки. Поры на твоей коже выделяют пот, который испаряется, и тебе становится прохладнее.

Делаем свой холодильник

Один из способов сохранить предмет холодным — это накрыть его глиняным горшком, например, высоким цветочным горшком, который еще надо намочить в воде. По мере того, как вода испаряется, она уносит тепло, так что предмет под горшком будет оставаться холодным. Если ты поставишь горшок в миску с водой, он будет постоянно смачиваться, и твой холодильник проработает долго.

Вода из воздуха

Водяной пар не все время остается в воздухе. Часть его снова превращается в воду. Это называется конденсацией и происходит, когда воздух охлаждается. Холодный воздух не может содержать столько же водяного пара, сколько теплый воздух, поэтому какое-то количество водяного пара конденсируется в крошечные капли воды. Белый след в небе, тянущийся за высоко летящим самолетом, образуется в результате конденсации.

Заставляем воду появиться

Поставь стакан с водой в холодильник примерно на час, чтобы он хорошенько охладился. Когда ты его вынешь, то увидишь, как на стенках стакана начнут появляться капли воды. Холодный стакан охлаждает воздух вокруг себя, и водяной пар из воздуха, конденсируясь, образует капли воды на стенках стакана. По этой же причине ты видишь, как водяные капли стекают по внутренней поверхности запотевшего оконного стекла в холодные дни.

Что такое пар?

Кипящий чайник «выпускает» пар, когда образующийся внутри него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара. Если ты подержишь холодную ложку в струе пара, с нее начнет капать вода. Внимание! Будь осторожен; пар очень горячий и может обжечь. Надень кухонную рукавицу.

Откуда берется дождь?

Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

Обрати внимание на три главные формы облаков. Пушистые массивные кучевые облака (cumulus) означают хорошую погоду, но могут вырасти в огромные серые грозовые тучи. Слоистые облака (stratus) приносят дождь или снег. Тонкие перистые облака (cirrus) расположены так высоко, что состоят из кристалликов льда.

Источник

Оцените статью