Урок Окружающего мира в 3 классе по теме: «Вода и жизнь. Свойства воды» («Школа России»)
Урок 10. Вода и жизнь. Свойства воды
Цели деятельности учителя :
о бучающие: способствовать формированию целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; создать условия для ознакомления со свойствами воды в твердом, газообразном состоянии; обучения работе с гипотезой (предположением) через деятельностный и практический подходы.
р азвивающие: способствовать развитию осознанного отношения к результату своего учебного труда; приемов умственной деятельности – сравнения, классификации, анализа и синтеза; умения получать информацию из различных источников.
в оспитательные: содействовать воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу, любви к р одине, планете Земля; формированию навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование : для проведения опытов стакан с водой, ложка, соль (сахар), мел (измельченный); карточки для игры.
І. Проверка знаний по теме «Тела, вещества, частицы».
1. Игра «Сигнальщики».
Описание . Учитель зачитывает высказывание. Если оно верное, то ученики поднимают вверх зелёную карточку, если ложное – красную.
1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?
2) Можно ли человека назвать природным телом?
а робота – искусственным?
3) Правда ли, что муравей – тело живой природы?
а берёза – тело неживой природы?
4) Полярная звезда – это тело неживой природы?
На доске записаны слова. Ученики, выполняющие первый вариант, выписывают по порядку номера, под которыми записаны тела , а учащиеся, выполняющие второй вариант, выписывают номера, под которыми записаны вещества . з атем по сигналу учителя ученики, обмениваясь работами, осуществляют взаимопроверку, работая в парах.
1. Птица. 2. Тетрадь. 3. Бумага. 4. Полотенце. 5. Золото. 6. Стекло. 7. Окно. 8. Вода. 9. Серебро. 10. Рябина. 11. Проволока. 12. Молоток. 13. Кислород. 14. Сахар. 15. Облако.
«Ключ»: 1-й вариант – 1, 2, 4, 7, 10, 11, 12, 15.
2-й вариант – 3, 5, 6, 8, 9, 13, 14.
ІІ. Постановка учебной задачи.
– На прошлом уроке мы пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек и другие живые существа? (Ответы учащихся.)
– Посмотрите на доску. Что случилось с цветком (показывает увядший цветок) ? Почему это произошло? (Ответы учащихся.)
– Без чего еще не может жить ничто живое? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? (Вода.)
– Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Подумайте и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня. (Ответы учащихся.)
– Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях.
ІІI. Изучение нового материала.
1. Вода – источник жизни на Земле.
– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы? ( и зменился бы цвет – нет голубого и зеленого.)
– Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти?
– Ничто на Земле не может жить без воды!
– Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. ( в морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)
– Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? ( л юди загрязняют реки и озера, не экономят воду.)
– Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. ( с люна, кровь, слёзы.)
– В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. (Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода). о на есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в животных, например, в медузе – 99 %.
– Откуда мы с вами можем получить воду? (Из пищи: из овощей, фруктов, из напитков и другой еды.)
2. Три состояния воды.
– А теперь отгадайте загадку:
• ч то умеет застывать, летать и бегать? ( в ода.)
– Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Давайте подумаем: какие? Если вода застывает, во что она превращается, какое это будет вещество? (Лёд (твёрдое).)
– Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар (газообразное).)
– А когда вода бежит? ( к огда она именно вода, ручей, река (жидкое).)
– Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе .
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
– Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояние. ( н ужно, чтобы вода нагревалась или замерзала, то есть при изменении температуры.)
– Итак, мы выяснили, что вода может менять своё состояние при изменении температуры , а какими же еще свойствами обладает вода. Проведем опыты и определим свойства воды.
– У каждого из вас есть стаканчик с водой и ложка.
1. Рассмотрите воду в стакане.
– Какого она цвета? Можно ли через нее увидеть предметы?
Вывод : вода бесцветная и прозрачная.
2. Понюхайте. Есть ли у неё запах?
Вывод : вода не имеет запаха.
3. Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая? Имеет ли она вкус?
Вывод : вода не имеет вкуса.
4. Положите в стакан немного соли или сахара и размешайте. Что произошло? А теперь насыпьте немного мела. Что вы замечаете?
Вывод : вода может растворять некоторые вещества. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре.
– А где в быту можно использовать это свойство воды? ( м ытье посуды, стирка, уборка, рисование.)
– Итак, какими же свойствами обладает вода?
Вода бесцветная и прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, может растворять некоторые вещества.
– А сейчас наступил момент преподнести вам сюрприз. Послушайте и посмотрите сказку.
Учащиеся инсценируют сказку.
Как Волк лишился хвоста
Автор . Однажды шёл Волк по дороге, важный-преважный, и помахивал длинным пушистым хвостом. Встретилась ему Лиса с большой связкой рыбы. Волк её окликнул.
Волк . Ой, милая кумушка, где ты раздобыла такую отличную связку пескариков?
Лиса . Как же! Сегодня маленько, бог дал, наловила.
Лиса . Поймала рыбу в речке, мой миленький куманёк.
Автор . Лиса села на брёвнышко и говорит.
Лиса . Это, куманёк, нехитрое дело. Слушай. Как зайдёт солнышко, ступай на речку, опусти хвост в воду – такие рыбины прицепятся, что любо-дорого смотреть! Чем дольше посидишь, тем больше наловишь. Только не дёргай скоро. А если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбе – аш-два-о, а зверю – лес, степь, горы». Заговор читай три раза, куманёк. Сиди до зари – вот и выловишь целую кучу рыбы.
Автор . Вечером отправился Волк на рыбную ловлю. Погода была холодная. Пришёл Волк на реку, выбрал местечко получше, уселся на корточки. В речку, как удочку, закинул свой хвост. Волки, как известно, в рыбе знают толк. Сидит Волк, а клёва нет. Сидит и никак не может вспомнить заговор. Чтобы не замёрзнуть, начал он приговаривать.
Волк . Ловись рыбка большая и маленькая…
Автор . Вдруг Волк почувствовал: кажется, клюёт. Потянул хвост – что-то хрустнуло. Потянул ещё – где же хвост? Глядит Волк: а на речке чудо! Лёд! Во льду пучок – не то шерсть, не то травка, не то хвост, не то ещё что. Волк в ужасе побежал от реки.
Волк . Ой-ой-ой, где же хвост?
Автор . Но не только в сказке так бывает. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Тот остаётся на бобах, кто свойств воды не знает.
– О каких свойствах воды говорится в сказке? ( в ода может находиться в трёх состояниях.)
1. Какой опыт подтверждает, что лёд – это вода в твёрдом состоянии?
2. Приходилось ли вам наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу медленно стекают капельки воды? Откуда они взялись? Ведь окна никто не мыл, почему же стёкла влажные?
3. Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар?
– Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств вы можете назвать.
IV. Закрепление изученного материала: тестирование.
– Обведи в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды.
2. Не имеет цвета.
3. Не имеет вкуса.
6. Не имеет запаха.
9. Не обладает текучестью.
10. Обладает текучестью.
11. Растворяет песок и мел.
12. Растворяет соль и сахар.
13. При нагревании сжимается, при охлаждении расширяется.
14. При охлаждении сжимается, при нагревании расширяется.
16. Не имеет формы.
о тветы : 2, 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16.
– Давайте проверим, какие знания вы унесете с урока. Вспомните еще раз опыты. Что они помогли нам выяснить?
– Какую пользу человеку приносит вода?
– Какой момент урока вам больше всего запомнился?
– Что совершенно новое вы узнали на уроке?
– А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на этом уроке?
– Я хочу закончить урок словами Антуана де Сент-Экзюпери, которые он написал в своей самой известной сказке «Маленький принц»: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».
– Но у воды есть еще свойство. О нём вы узнаете, если проведете дома опыт:
1) Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
2) Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Источник
Открытый урок по теме «Вода и ее свойства» 3 класс
Конспект открытого урока в 3 «е» классе :«Вода. Свойства воды».
Цель урока: с оздание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.
Задачи урока : Образовательная: — создать условия для определения учащимися свойств воды;
Развивающая : формировать исследовательские умения в практической деятельности; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательная : — воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия;
Предметные УУД: — знать, почему вода необходима для жизни на земле,
— уметь определять признаки воды,
— уметь проводить несложные исследования;
Метапредметные УУД: Регулятивные : — использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
Познавательные: — самостоятельное выдвижение способов решения проблемы; извлечение необходимой информации из увиденного;
Коммуникативные: — формирование умения обьяснять, сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения работать в группе;
Личностные: — развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,
— проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
Методы обучения : частично-поисковый, наглядный, практический;
Формы обучения : наблюдение,
Оборудование:презентация, колба, стаканы, сок, сахар, соль, вода, лед.
Тип урока: урок- исследование; открытие новых знаний;
Здравствуйте ребята, улыбнитесь мне, нашим гостям и друг другу.
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
На этом уроке вы должны пополнить свой багаж знаний и уверенно идти с ним дальше.
Приветствие учителя, гостей урока и друг друга. Выражают приветствие.
2. Актуализация знаний и умений
Разгадав кроссворд, и составив слово из выделенных букв вы узнаете о чем на уроке мы будем говорить.
1.Шкаф желтый, классная доска коричневая, растения зеленые. А воздух?(бесцветный)
2.Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету? (атмосфера)
3.Что при дыхании поглощают живые существа? (кислород)
4.Какого газа в воздухе больше всего? (азот)
Получилось слово : ВОДА.
Исходя из этого сформулируйте тему урока.
-Вы все знаете о воде?
-Тогда какую цель мы поставим на уроке?
-Для чего нам необходимы эти знания?
Сегодня наш класс превратится научную лабораторию, а мы будем исследователями.
-А вы знаете кто такие исследователи?
Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.
Узнать все о воде и ее свойствах.
-Вода важна в жизни человека.
-Человек который изучает, вещества и какие – то предметы.
3. Постановка учебной задачи
-Как в любую научную лабораторию к нам на экспертизу отдают различные вещества.
( Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)
— Как вы думаете, что это?
— Похоже на воду. Можно ли точно
сейчас сказать, что это вещество – вода?
— А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?
— Как можно отличить одно вещество от другого?
-Все необходимые предметы у вас разложены на столе.
-Роли распределены и у вас на столах лежат памятки.
( Сравнение с перекисью, спиртом и т.д)
С помощью запаха и вкуса!
С помощью исследований.
5.Открытие новых знаний.
— А теперь наметим план наших действий.
-Как же мы будем исследовать нашу воду?
1 группа работает над первым свойством воды- прозрачность.
Оборудование -стаканы с водой и молоком, чайная ложка)
Инструкция по проведению опыта.
Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?
Что вы заметили?
О каком свойстве воды это говорит?
1 группа работает над вторым свойством воды — цвет.
Оборудование -стакан с водой, разноцветные полоски.
Инструкция по проведению опыта.
Сравни цвет воды с цветом полосок.
О каком свойстве воды это говорит?
2 группа работает над третьим свойством воды – запах.
Оборудование -стакан с водой и стакан с вишневым соком.
Инструкция по проведению опыта.
Понюхай жидкости в стаканах.
Вспомнить правила при определении запаха жидкости.
Что вы заметили?
2 группа работает над свойством — вкус.
Оборудование : стакан с водой, стакан с соком.
Инструкция по проведению опыта.
Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?
Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
3 группа работает над свойством- форма.
Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.
Инструкция по проведению опыта.
Рассмотрите кусочек мела.
Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.
Что вы заметили?
3группа работает над свойством — вода растворитель.
Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.
Инструкция по проведению опыта.
В один стакан брось кусочек сахара, а в другой насыпь ложку соли.
Опыт проводит учитель:
Свойства — вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Оборудование : колба с трубкой, заполненная подкрашенной жидкостью,тарелочка с горячей водой, тарелочка со льдом.
Инструкция по проведению опыта.
Колба ставится в тарелку с горячей водой-дети наблюдают за столбиком жидкости в трубке-она поднимается.
Затем колбу переносят в тарелочку со льдом-при наблюдении столбик жидкости в трубке опускается.
3. Сделаем вывод.
Ребята разделены на 3 группы:
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Когда ложка опускается в воду, то ее видно.
Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.
Вывод: вода прозрачная
-Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.
Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.
-Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.
Вывод: вода не имеет запаха.
— Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Сок имеет вкус, а вода нет.
Вывод: вода не имеет вкуса.
— Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.
Вывод: вода не имеет формы, вода текучая.
— Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.
Вывод -вода растворитель.
растворяет многие вещества.
-Наблюдают и делают выводы.
— Ну, теперь давайте подведем итог наших
— Какое вещество было объектом нашего
— Какими свойствами она обладает?
нет цвета, прозрачна
формы нет, текучая
Способность растворять вещества
Что происходит при нагревании
Что происходит при охлаждении
— В начале урока вы сказали, что жизнь без
— Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на
с.51 «Вода и жизнь»
— Что ещё нового вы узнали из данной статьи?
Ребята, а вы знаете? Что…
На Алтае много рек
И озер у нас не счесть
Есть в них щука и карась,
Плавает неуловимый язь.
-В какой республике мы с вами проживаем?
-Назовите главную реку Горного Алтая?
-А какое озеро на Алтае самое красивое?
— Ребята, мы с вами должны гордиться, что живём в этом сказочном крае — Алтай. Туристы приезжают на Алтай лишь на несколько дней, а мы с вами имеем возможность каждый день наслаждаться ароматами свежего воздуха, любоваться неповторимой красотой природы. И не зря Алтай называют райским уголком, жемчужиной, гордостью Сибири.
Ученик каждой группы выходит к доске и заполняет свое поле сводной таблицы.
Остальные заполняют таблицу в рабочей тетради.
2 ученика рассказывают информацию о воде около доски.
-Какая у нас была цель исследования?
-Как вы считаете, достигли ли мы данную цель?
-Наш урок я бы хотела закончить словами известного писателя Антуана Сент Экзюпери.
-Изучение свойств воды.
А теперь, ребята, оцените свою деятельность на уроке. Кому из вас понравилось, как вы работали на уроке, кто узнал для себя что-то новое, кому было интересно, прикрепите свои синие капельки на доску, из них получится весёлый дождь. А кому было неинтересно, положите черные капельки ко мне на стол, получится лужа.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Много ли воды в твоем теле, можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).
1. Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.
2. Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.
3. Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.
4. Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.
5. После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя
Источник