- Судовые санитарные системы
- Содержание
- Литература
- Цистерна с морской водой
- Предисловие
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины, определения и сокращения
- 4 Назначение и состав
- 5 Правила проектирования
- 5.1 Общие требования
- 5.2 Защита питьевой воды от загрязнений и поддержание ее качества
- 5.3 Давление и температура
- 5.4 Арматура
Судовые санитарные системы
Содержание
На судах принято иметь не зависящие одна от другой системы мытьевой, пресной и забортной воды. Мытьевая вода хранится на судне в запасных цистернах, затем подается в расходные цистерны, а из них подводится к местам потребления. Вместимость расходных цистерн колеблется от 2 до 3 м 3 . Во избежание замерзания расходные цистерны оборудуются подогревателями, защищенными тепловой изоляцией. Системы мытьевой воды обеспечиваются пневмоцистернами, позволяющими производить автоматически пуск и остановку насосов, подающих воду потребителям.
Схема установки с пневмоцистерной приведена на рис. 3.33. Из запасной цистерны 5 насос 4 подает воду в герметически закрытую пневмоцистерну 2 со спускным клапаном 1. По мере поступления в нее воды воздух в цистерне сжимается и, когда давление достигнет 0,3—0,45 МПа, насос под действием реле 3 остановится, а пневмоцистерна заполнится водой до определенного уровня. По мере расхода воды потребителями давление воздуха в цистерне будет падать и, когда оно понизится до 0,3—0,25 МПа, произойдет включение насоса с помощью того же реле 3. Наличие пневмоцистерны и реле позволяет системе работать в автоматическом режиме.
Система забортной воды
Основное назначение системы забортной воды — подача воды к санитарному оборудованию судна, в санитарно-бытовые помещения и помещения пищеблока. Система забортной воды отличается от системы мытьевой воды отсутствием запасных цистерн и характеризуется подводом к насосу воды непосредственно из-за борта. Забортная вода принимается, как правило, кингстоном через приемную трубу и перекачивается электронасосом в пневмоцистерну (рис. 3.34), откуда подается к местам потребления. В пневмоцистерне системы забортной воды, а также в напорной магистрали поддерживается давление, позволяющее обеспечить подачу воды по всей магистрали. Система забортной воды обычно является автономной.
В качестве резервного средства питания потребителей системы забортной воды помимо пневмоцистерны иногда предусматривается подача воды от напорной трубы пожарного насоса через редукционный клапан, понижающий давление до 0,35 МПа.
Система пресной (питьевой) воды
Система пресной воды существует независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в особых цистернах, покрытых изнутри раствором цемента, полиэтиленовой пленкой или специальной краской. На судне должно быть не менее двух цистерн (ввиду их поочередной периодической чистки). Для пополнения запасов питьевой воды на судне имеются опреснительные установки. Пресная вода с помощью насосов подается из запасных цистерн в расходные, откуда по магистралям подводится к местам потребления. Чтобы вода не замерзла при понижении температуры наружного воздуха, расходные цистерны снабжают подогревателями и покрывают снаружи тепловой изоляцией. Питьевую воду хранят в специальных запасных цистернах, которые с целью предохранения воды от нагревания и порчи располагают в местах, удаленных от источников тепла. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб.
Система питьевой воды должна быть абсолютно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещается.
Одним из наиболее распространенных способов приготовления пресной воды из забортной морской является дистилляция, которая заключается в выпаривании морской воды в специальном аппарате, называемом испарителем, и последующей конденсации пара в конденсаторе. С целью повышения КПД установки между испарителем и конденсатором часто устанавливают подогреватели забортной воды.
Схема опреснительной установки показана на рис. 3.35. Установка состоит из испарителя 3, подогревателя 7, конденсатора 13, пробного бака 16 и аэратора 18. Она получает питание от магистрали забортной воды. По трубе 10 забортная вода поступает в подогреватель и оттуда по трубе 6 в испаритель, где паром, идущим по змеевикам, нагревается до температуры кипения. Образовавшийся при кипении воды вторичный пар под давлением проходит через сепаратор 2, где сепарируется от влаги, и уходит по трубе 5 в подогреватель. Отделяемая от пара влага удаляется из сепаратора по трубе 4 под зеркало испарения.
В подогревателе вторичный пар отдает часть своей теплоты на подогрев забортной воды и далее по трубе 12 направляется в конденсатор, где движется в направлении, противоположном потоку воды, поступающей в конденсатор по трубопроводу 15 и уходящей из него по трубопроводу 14. В конденсаторе пар конденсируется в дистиллят, который стекает в пробный бак 16, а оттуда после взятия пробы на соленость поступает в аэратор 18, где насыщается кислородом воздуха, поступающим по трубопроводу 17.
После аэрации дистиллят по трубе 19 направляется в цистерну пресной воды. Установка работает на насыщенном паре от вспомогательного трубопровода пара. Свежий пар поступает в испаритель по трубопроводу 1, проходит по змеевикам нагревательной батареи, конденсируясь, нагревает забортную воду и по трубопроводам 9 и 11 выходит к вспомогательному холодильнику или в трюм. Удаление остатков забортной воды и солей происходит через кран продувания 8.
Фановая и сточная системы
Фановая система предназначена для удаления непосредственно за борт через бортовые захлопки или береговые емкости и в специальные судовые грязевые цистерны фекальных вод из гальюнов. Размеры труб фановой системы и ее устройство должны быть такими, чтобы обеспечивался свободный выход нечистот. Для этого диаметр труб принимают не менее 100 мм. Трубы прокладывают кратчайшим путем с уклоном 0,05%, избегая при монтаже изгибов и закруглений.
По Правилам Регистра на пассажирских судах число гальюнов определяется для экипажа из расчета одно место на 10—15 человек, для пассажиров — одно место на каждые 50 человек. Кроме того, если помещения экипажа находятся в разных районах судна, то в каждом из них должно быть предусмотрено по одному месту.
Согласно существующим нормам, фановый трубопровод выводится примерно на 300 мм выше грузовой ватерлинии перпендикулярно к обшивке и, как правило, по левому борту. Выходное отверстие фанового трубопровода имеет захлопку, предохраняющую трубопровод от попадания воды внутрь судна при качке. На современных судах фановые системы снабжают фекальными цистернами, из которых фекалии с помощью эжекторов или насосов отводят за борт.
Один из участков фановой системы на судне показан на рис. 3.36. В данной схеме отсутствуют фекальные цистерны — грязные воды и фекалии через патрубок сливаются в специальную баржу во время нахождения судна в районе со строгим санитарным режимом. На сливной магистрали фанового трубопровода установлены вертикальная и горизонтальная захлопки. Тарелки захлопок, расположенные в поперечной и продольной плоскостях судна, при килевой и бортовой качке запирают спускной трубопровод и защищают его от проникновения забортной воды. Кроме захлопок на трубопроводе устанавливают клинкеты, управляемые с палубы.
Сточная система служит для удаления воды с закрытых палуб, а также отвода грязевых вод из бань, прачечных и камбузов. Шпигатная система предназначена для удаления воды с открытых палуб. На рис. 3.37 приведена схема удаления воды с палуб и из помещений при помощи шпигатных труб 2. С палуб 4 вода отводится по шпигатным трубам на открытую палубу над грузовой ватерлинией, откуда через козырьки 3 спускается за борт.
С палуб, расположенных ниже грузовой ватерлинии, сточные воды удаляются по шпигатным трубам 2 в льяла 1 или в цистерны грязевой воды, размещенные в междудонных или бортовых отсеках, и затем насосами за борт.
Во избежание засорения шпигатные трубы оборудуют специальными шпигатами (рис. 3.38), которые снабжены решетками 1, козырьками 2 и застойными полостями 3. Сточные трубы, отводящие воду из помещений, снабжены сифонами, являющимися гидравлическими затворами для газов, образующихся при разложении органических веществ.
Сточный трубопровод выполняют из стальных оцинкованных труб и монтируют для обеспечения хорошего спуска воды с уклоном; в местах, где есть основание ожидать застоя воды, предусматривают возможность очистки и продувания трубопровода.
Литература
Судовые системы и трубопроводы — Овчинников И.Н., Овчинников Е.И. [1988]
Источник
Цистерна с морской водой
ГОСТ Р 58880-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ СУДОВАЯ
Ship potable water system. Design rules
Дата введения 2020-11-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации «Лот» Федерального государственного унитарного предприятия «Крыловский государственный научный центр» (НИИ «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 «Судостроение»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы питьевой воды морских судов, судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания и морских/речных сооружений (далее — суда).
Настоящий стандарт устанавливает состав, правила выбора и расположения основного оборудования и трубопроводов системы питьевой воды в судовых помещениях, а также методику расчета системы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.307 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля
ГОСТ 5648 Трубопроводы судовые. Правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков
ГОСТ 8734 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент
ГОСТ 16037 Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 16038 Сварка дуговая. Соединения сварные трубопроводов из меди и медно-никелевого сплава. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 18599 Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия
ГОСТ 19681 Арматура санитарно-техническая водоразборная. Общие технические условия
ГОСТ 24723 Трубопроводы морской воды стальные оцинкованные. Расчет долговечности элементов
ГОСТ 25809 Смесители и краны водоразборные. Типы и основные размеры
ГОСТ Р 58881 Обозначения условные графические в схемах судовых систем и систем энергетических установок
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 воздушная труба (трубопровод): Труба (трубопровод), предназначенная для сообщения цистерны питьевой воды с атмосферой.
3.1.2 наливная труба (трубопровод): Труба (трубопровод), по которой питьевая вода подается в цистерну питьевой воды.
3.1.3 питьевая вода: Вода, полученная от берегового централизованного источника снабжения питьевой водой или приготовленная на борту судна путем опреснения морской воды с последующим доведением ее качества до качества питьевой воды.
3.1.4 пневмоцистерна: Цистерна, находящаяся под давлением сжатого воздуха и обеспечивающая поддержание давления в системе с заданными параметрами.
3.1.5 подающий трубопровод: Трубопровод, обеспечивающий подачу питьевой воды к местам ее потребления.
3.1.6 приемная труба: Труба (трубопровод), по которой питьевая вода забирается из цистерн насосом.
3.1.7 санитарно-гигиенический блок: Судовое помещение, включающее унитаз, писсуар, биде, умывальник и душ (ванну).
3.1.8 циркуляционный трубопровод: Трубопровод, предназначенный для периодического перекачивания воды из подающих трубопроводов горячей (холодной) воды через подогреватель воды (магистраль холодной воды) для поддержания заданной температуры воды в подающих трубопроводах горячей воды или исключения застоя и развития бактериального загрязнения холодной воды.
3.1.9 классификационное общество: Организация, которая осуществляет классификацию и освидетельствование судов, устанавливает и контролирует соблюдение нормативно-технических требований при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации судов и морских/речных сооружений.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГВ — горячая вода;
СВ — смешанная вода;
ХВ — холодная вода;
УФО — ультрафиолетовое облучение.
4 Назначение и состав
4.1 Система питьевой воды предназначена для приема, хранения и подачи питьевой воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей пассажиров и экипажа, а также для хозяйственно-бытовых и технических нужд.
Примечание — На судах, оборудованных гравитационной сточной системой для смыва унитазов и писсуаров, может использоваться забортная вода или пресная вода, не обладающая качествами питьевой.
4.2 Система питьевой воды, как правило, состоит из следующего основного оборудования и элементов:
— цистерн питьевой воды;
— оборудования для санитарно-гигиенической обработки воды;
— оборудования для обеспечения ГВ;
— трубопроводов и арматуры;
— средств измерения и контроля.
Принципиальная схема системы питьевой воды приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Принципиальная схема системы питьевой воды
5 Правила проектирования
5.1 Общие требования
5.1.1 На судах всегда должна иметься чистая питьевая вода, качество которой должно соответствовать требованиям [1], [2], [3].
5.1.2 Система питьевой воды должна иметь соответствующую конструкцию и размеры, включая цистерны для хранения воды и (или) установки для приготовления питьевой воды из забортной.
5.2 Защита питьевой воды от загрязнений и поддержание ее качества
5.2.1 Система питьевой воды должна быть оборудована средствами обеззараживания воды, полученной из береговых или иных источников воды, а также хранящейся на борту судна более семи суток.
5.2.2 Должно быть исключено соединение трубопроводов питьевой воды с трубопроводами или оборудованием, проводящими непригодную для питья воду.
На ответвлении трубопровода подачи воды на технические нужды следует установить невозвратно-запорный клапан, после которого предусмотреть съемный трубопровод (шланг).
5.2.3 Точки раздачи питьевой воды ее потребителям, где возможен обратный ток воды, должны быть оборудованы устройствами, исключающими это явление, например путем установки вакуумных прерывателей.
5.2.4 Применяемые материалы или защитные покрытия должны быть безопасны в техническом и физиологическом отношении, быть стойкими к физическим, химическим или коррозионным воздействиям; они не должны выделять какие-либо вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека, а также влияющие на вкус, запах или цвет питьевой воды.
Применяемые материалы или защитные покрытия должны иметь действующие санитарно-эпидемиологические заключения установленного образца.
5.2.5 Герметичность оборудования и элементов системы не должна нарушаться под воздействием ГВ с температурой до 90°С, а концевой арматуры — с температурой 70°С.
5.2.6 Воздушная подушка над поверхностью воды в пневмоцистерне не должна ухудшать качества питьевой воды.
5.2.7 На оборудование системы питьевой воды должна быть нанесена легкочитаемая маркировка, сохраняющаяся в течение всего срока службы изделий и содержащая: наименование и обозначение изделия, наименование предприятия-изготовителя и страны-изготовителя, основные параметры, массу.
5.3 Давление и температура
5.3.1 Для обеспечения безопасности оборудование и элементы системы должны быть рассчитаны на рабочее давление, соответствующее наибольшему давлению, на которое предусмотрена регулировка открытия предохранительных клапанов системы.
5.3.2 Следует принимать меры для предотвращения повышения температуры ХВ выше 20°С. В трубопроводах ГВ следует поддерживать температуру воды не менее 50°С.
Примечание — В питьевой воде, находящейся длительное время в цистернах или имеющей температуру от 20°С до 50°С, может произойти размножение патогенных микроорганизмов, в том числе легионелл. Размножение легионелл начинается при температуре около 20°С, а их гибель происходит при температуре 50°С. Период гибели легионелл сокращается с повышением температуры воды. При температуре воды 60°С легионеллы гибнут за 30 мин, при температуре 70°С — за несколько секунд, при температуре свыше 72°С легионеллы не обнаруживаются.
5.4 Арматура
5.4.1 В системе питьевой воды следует применять водосберегающую арматуру и, где необходимо, устанавливать ограничители потока (дроссельные шайбы).
5.4.2 При подводе к умывальникам ХВ и ГВ следует устанавливать смесители, а при подводе только ХВ — поворотные краны или поворотные краны со струей и сеткой.
5.4.3 При необходимости экономии воды, при подводе ХВ и ГВ к умывальникам целесообразно устанавливать самозапорные краны со смесителями, при подводе только ХВ — самозапорные краны.
5.4.4 Для умывальников в медицинских помещениях при централизованном горячем водоснабжении, а также при установке подогревателей воды следует предусматривать смесители.
5.4.5 В предоперационных и амбулаториях необходимо устанавливать локтевые смесители.
5.4.6 У раковин и моек при подводе ГВ и ХВ следует устанавливать смесители, при подводе только ХВ — водоразборные краны.
5.4.7 Для промывки унитазов необходимо устанавливать промывочные клапаны, а для промывки писсуаров — писсуарные краны.
5.4.8 Система питьевой воды должна быть оборудована невозвратно-запорными клапанами, которые следует устанавливать на напорной стороне насосов питьевой воды для предотвращения обратного потока в цистерну.
5.4.9 Типы и основные размеры смесителей и водоразборных кранов рекомендуется принимать по ГОСТ 25809.
Источник