- Стамбул. День 4. Тоннель под Босфором «Мармарай» и паром между Азией и Европой
- Как Турция построила сверхпрочный тоннель под Босфором, соединивший Европу и Азию
- Как Турция построила сверхпрочный тоннель под Босфором, соединивший Европу и Азию
- Подводный тоннель под проливом Босфор. 60 метров под водой и землей. Было ли страшно?
- Проблемы транспорта
- 60 метров под водой и землей
- Было ли страшно?
- Из Великобритании в Южную Корею на поезде
Стамбул. День 4. Тоннель под Босфором «Мармарай» и паром между Азией и Европой
Мармарай (Marmaray) — один из самых глубоких в мире подводных тоннелей. Его название происходит от объединения двух турецких слов: «Marmara» (Мраморное море, которое расположено к югу от тоннеля) и «ray» (рельс). Нижний участок тоннеля расположен на глубине 60 метров от поверхности Босфорского пролива. По общей глубине залегания Мармарай является вторым в мире после японского тоннеля Сэйкан. Узнав, что рядом со мной находится такое крутое инженерное сооружение — я не смог пройти мимо 🙂 Решил снова махнуть из Европы в Азию и обратно…
Строго говоря, Мармарай — это не просто тоннель. Это инфраструктурный проект по развитию железнодорожной сети Стамбула включающий строительство 13,6 км тоннеля (из них 1,4 км проложено непосредственно под водой) и реконструкцию 63 км пригородных путей. Пропускная способность 1,5 млн пассажиров в день. Тоннель спроектирован таким образом, что способен выдержать землетрясение в 9 баллов по шкале Рихтера.
Стоимость проезда не отличается от стамбульского метро, трамвая или фуникулёра. Фактически это и есть метро. Электронный билет на одну поездку стоит 4 лиры (
$1,1). Можно сэкономить, если приобрести специальную карту — Istanbulkart. При оплате такой картой поездка обойдётся в 2,3 лиры (
Подводное сообщение под Босфором хотел организовать ещё османский султан Абдул Меджид в 1860 году. Однако технологии, которые позволили бы реализовать этот замысел, появились значительно позже. Строительство тоннеля началось в 2004 году турецко-японскрой компанией. Её представители планировали закончить работы за четыре года. Как это часто бывает, всё пошло не по плану. Помешали археологические находки, на которые натолкнулась бригада строителей. В дальнейшем археологи обнаружили флотилию византийских средневековых кораблей и порт Эникапи, руинам которого 8,5 тыс. лет. Всего было найдено 40 тыс. предметов древности. В результате этих непредвиденных обстоятельств движение поездов через тоннель началось лишь 29 октября 2013 года.
Вышел на станции Ускюдар (Üsküdar) — это один из ключевых транспортных хабов в азиатской части Стамбула.
До Босфора рукой подать.
Мечеть Шемси Ахмед-паши построенная по проекту архитектора Мимара Синана. По легенде в знак уважения к творчеству великого архитектора ни одна птица не сядет на купол или минарет, и не испачкает мечеть. Придумал же кто-то такое…
В Азии бутерброд с жареной рыбой (балык экмек) стоит на 3 лиры дешевле, чем в кафешках возле Галатского моста в европейской части Стамбула.
Автомобильный мост через Босфор (Мост Мучеников) соединяющий Европу с Азией.
Метробус — ещё один вид общественного транспорта в Стамбуле. Что-то типа наших маршруток. В них тоже принимают к оплате Istanbulkart.
О правилах дорожного движения пешеходы тут, наверное, даже не слышали. Все ходят как хотят и куда хотят, причём проезжая часть здесь довольно широкая.
Возвращаться в Европу решил на каком-нибудь пароме — никогда не катался на паромах.
Прошёл в зал ожидания. Что характерно, Istanbulkart работает и здесь. За поездку от причала Ускюдар (Üsküdar) до Эминёню (Eminönü) турникет списал с карты 2,3 лиры (
Реклама морского тура по Босфору от перевозчика «Шехир Хатлары» (Şehir Hatları) за 12 лир ($3,3). Якобы даже есть аудиогид.
Ждать пришлось недолго. Все на паром!
Отсюда открывается значительно более интересный вид.
Европейская часть Стамбула.
Народ вовсю фотографируется.
Ого! Какой-то военный корабль.
Чайки увязались за паромом.
Контур Галатской башни я уже вряд ли с чем-то спутаю 🙂
Вошли в залив Золотой Рог.
На удивление паром движется быстро. Не ожидал.
Осталось совсем чуть-чуть… Снижаем скорость.
Встали на причал рядом с Галатским мостом.
Время в пути примерно 15 минут.
Поезд через тоннель доставит вас на другой берег значительно быстрее. Однако если сравнивать Мармарай и паром — последний уверенно выигрывает в плане живописного вида. Плюс паром можно рассматривать как небольшую морскую прогулку за недорого 🙂
В целом общественный транспорт Стамбула оставил приятные впечатления. Istanbulkart — вообще шикарная штука. Исключительно полезное приобретение. Если собираетесь много перемещаться по Стамбулу на общественном транспорте — смело покупайте, не пожалеете.
Источник
Как Турция построила сверхпрочный тоннель под Босфором, соединивший Европу и Азию
В геологическом плане это не самое простое место для строительства. Территория Стамбула расположена в зоне повышенной сейсмической активности, и это обстоятельство пришлось учитывать при проектировании подземного железнодорожного тоннеля. Тоннель был собран из отдельных сейсмоустойчивых секций длиной 130 метров, которые были погружены в грунт залива на глубину в 4,5 метра. Для того, чтобы тоннельные элементы во время погружения не пострадали от давления воды, была применена особо прочная конструкция.
Во время строительства тоннеля не обошлось без неожиданностей. На европейской стороне Стамбула во время буровых работ строители наткнулись на большое количество старинных кораблей. Оказалось, что все они относятся еще к византийскому периоду, когда город носил название Константинополь. Место, где работали строители, некогда было гаванью, в которой в результате шторма затонуло несколько десятков кораблей. Работы по бурению тоннеля пришлось прервать, и место строителей заняли архитекторы, которые извлекли из грунта множество древних артефактов, а также остатки деревянных кораблей.
Этот тоннель стал одновременно подводным и подземным, а его самая глубокая часть расположена на отметке 60 метров. Общая протяженность тоннеля составила 13,6 километра, из которых 1,4 километра находятся непосредственно под водой.
Существенную помощь в реализации проекта стране оказала Япония. Японские инженеры принимали непосредственное участие в проектировании и реализации проекта Мармарай, а его финансирование велось в том числе и при участии одного из государственных банков Японии.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Как Турция построила сверхпрочный тоннель под Босфором, соединивший Европу и Азию
Несмотря на то, что Стамбул не является столицей Турции, здесь живет в три раза больше людей, чем в Анкаре. Мегаполис с 15 миллионами жителей расположился сразу в двух частях света — Европе и Азии, что повлияло на развитие и функционирование его транспортной системы. Из-за того, что Стамбул разделен на две части водами пролива Босфор, многим горожанам приходится ежедневно преодолевать большие расстояния по дороге на работу или учебу. Для связи европейской и азиатской части города было построено три моста, но и они со временем перестали справляться с пассажиропотоком, вынуждая инженеров искать новое решение проблемы. Так появился уникальный подземный тоннель, который прошел под проливом Босфор и связал железнодорожной линией два берега.
В геологическом плане это не самое простое место для строительства. Территория Стамбула расположена в зоне повышенной сейсмической активности, и это обстоятельство пришлось учитывать при проектировании подземного железнодорожного тоннеля. Тоннель был собран из отдельных сейсмоустойчивых секций длиной 130 метров, которые были погружены в грунт залива на глубину в 4,5 метра. Для того, чтобы тоннельные элементы во время погружения не пострадали от давления воды, была применена особо прочная конструкция. Вместе с тем инженерам пришлось принять меры на случай сильного землетрясения. Для устойчивости тоннеля все его секции соединены между собой при помощи сейсмостойких шарниров, которые обеспечивают подвижность во время подземных толчков.
Во время строительства тоннеля не обошлось без неожиданностей. На европейской стороне Стамбула во время буровых работ строители наткнулись на большое количество старинных кораблей. Оказалось, что все они относятся еще к византийскому периоду, когда город носил название Константинополь. Место, где работали строители, некогда было гаванью, в которой в результате шторма затонуло несколько десятков кораблей. Работы по бурению тоннеля пришлось прервать, и место строителей заняли архитекторы, которые извлекли из грунта множество древних артефактов, а также остатки деревянных кораблей.
Этот тоннель стал одновременно подводным и подземным, а его самая глубокая часть расположена на отметке 60 метров. Общая протяженность тоннеля составила 13,6 километра, из которых 1,4 километра находятся непосредственно под водой.
Существенную помощь в реализации проекта стране оказала Япония. Японские инженеры принимали непосредственное участие в проектировании и реализации проекта Мармарай, а его финансирование велось в том числе и при участии одного из государственных банков Японии.
Источник
Подводный тоннель под проливом Босфор. 60 метров под водой и землей. Было ли страшно?
Не секрет, что Стамбул разделен проливом Босфор на две части: азиатскую и европейскую.
Проблемы транспорта
Отчего огромный многомиллионный город испытывает транспортные трудности: попробуй переправить с одного берега на другой невероятные массы населения, которые живут с одной стороны, а работают с другой и наоборот.
Да, есть мосты и паромы. Нагрузка на мосты велика. По одному только мосту «Мучеников 15 июля» в сутки проезжает 200 тысяч единиц техники, а в ней больше 600 тысяч человек. О том, почему мост называется так странно , я писала в отдельной статье.
Паромы — это очень медленно. Пока наберется, пока дойдет на другой берег. В целом, можно, но уж очень неторопливо. Тратить столько времени может себе позволить только человек, который не сильно торопится и обладает временным запасом.
60 метров под водой и землей
Поэтому и была построена транспортная линия прямо ПОД Босфором, на большой глубине. Да, это было сопряжено с трудностями, но теперь это очень удобно.
Лично мне предстояло доехать до аэропорта, находящегося на азиатской стороне, а потому, прихватив чемодан и подругу, я стала погружаться под землю, в тот самый тоннель.
Движение поездов в тоннеле началось в 2013 году. Самый глубокий участок находится на глубине 60 метров от поверхности воды. Можете себе представить? 20-этажное здание практически.
Было ли страшно?
Мы спускались вниз на 4 эскалаторах, все глубже и глубже. До этого я даже слышала истории о том, что люди не могли себя пересилить и отказывались ехать на поезде по этому тоннелю. Страшно им было. Мне, вроде, страшно не было, хотя мы всячески шутили на эту тему.
Тоннель сейсмоустойчивый, что для Турции актуально и находится на 55 метров под водой и только на 4,6 метров под поверхностью грунта. Подземных станций, кстати, всего 3. А вот наземных станций на ветке целых 37. То есть тем, кто боится, надо потерпеть недолго:)
Из Великобритании в Южную Корею на поезде
На тоннель возлагаются даже трансконтинентальные и международные надежды. Предполагается, что он должен стать одним из узлов на пути из Азии в Европу, а если более пафосно, то частью трансконтинентального железнодорожного маршрута от Великобритании до Южной Кореи.
Это новая статья из цикла публикаций о Турции. Свежие материалы ищите на канале => подпишитесь и не пропускайте
Источник