Книга пророка Исаии, глава 58 Исаия, гл 58
Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»
— Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Источник
Толкование на Исаия 58:11
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Исаия 58:11 / Ис 58:11
Иоанн Златоуст (
и будет Бог твой с тобою присно: и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, емуже не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов
«И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои». Видишь ли разрешение и награду? Отпускаются даже грехи и умножаются блага. Мы получаем то, чего желаем. По справедливости Бог назвал милостыню семенем, потому что она как семя посевается в землю и приносит многочисленный плод. Но почему, скажут, мы часто видим многие дома, которые были милосердыми, а потом разрушились и подверглись великому ущербу? Не указывай на некоторые малые и случайные явления, но рассуждай о том, что бывает вообще. Если ты не желаешь слушать это, то я покажу тебе Иова, чтобы ты познал, что Бог таковых людей возводит до величайшей высоты. Некоторых Он испытывает искушениями, чтобы они были достойными величайших похвал; а тем, которые не обладают совершенным умом, Бог скоро здесь же дает награду. Мальчики, если кто-либо у них что выхватит, тотчас плачут и поднимают большие вопли. Но не так поступают мудрые и опытные: они на время питают свои души надеждою, и так как они положили собирать себе сокровища на небе, то поэтому считают за ничто здесь потерянное.
«И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». Видишь ли, как хороша милостыня? Таковым был и Иов, который говорил: «пути мои обливались молоком», (Иов.29:6), которому отовсюду были великие блага: «Имения у него было» (Иов.1:3), здания и все. Разве по причине скупости и глупости дарованы ему эти блага, или же скорее по причине широты сердца и милосердия?
Источник: Толкование на пророка Исаию.
Кирилл Александрийский (376−444)
и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, емуже не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов
Чем именно, говорит, насытитесь? Очевидно, божественными дарами и пищей, свойственной святым, как негде Сам Христос сказал: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф. 4:4). Об этом и в древности Израильтянам написано было как бы в образе, когда Бог ниспосылал им манну с неба, потому что под нею некоторым образом можно разуметь хлеб ангельский и хлеб небесный. Если между ними и были некоторые, у которых в уме обильно воссиял божественный свет и сообщил им правильное и безупречное знание Священного Писания; то и о них мы говорим, что они исполнились и насытились высшей и божественной пищи. Но Израиль лишился сего, а язычники приобрели и удержали сие чрез веру, принявши евангельское и спасительное слово. Посему Господь наш Иисус Христос сказал святым апостолам: яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небесного, онем же не дано есть (Мф. 13:11), очевидно, не уверовавшим, о котором божественное Слово возвестило: се работающии ми ясти будут, вы же взалчете: се работающии ми пити будут, вы же возжаждете (Ис. 65:13); ибо они терпели голод и жажду, лишившись участия в благах, получаемых чрез Духа, и оставшись совершенно без вкушения даров, получаемых чрез Христа, или лишившись божественного и евангельского руководства. Так чрез одного из святых пророков негде сказал: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня: и поколеблются воды от моря до моря и от севера до восток, и обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут (Ам. 8:11−12); ибо оживотворяющее и наипитательнейшее слово Божие отнято у толпы Иудеев и отдано, как я сказал, любящим Христа, к которым воззвал, говоря: ядите и упийтеся ближнии (Песн. 5:1). Так и божественный Давид, как бы уже принявший участие в столь почтенном и преизобильном даре, воспевает: уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (Пс. 22:5). Итак, разботели кости тех, которые получили познание божественных Его тайн или исполнились ими. Речь (пророческая) употребляет образ, взятый от людей, привыкших жить роскошно в плотском отношении. Душа таких будет яко вертоград напоеный, то есть цветущий и обильный деревьями и украшенный многоразличными видами цветов и приносящий всевозможные плоды. Тогда как сады, лишенные воды, имеют очень некрасивый вид, засыхают и не имеют никаких плодов, или даже имеют недостаток в самых растениях, напротив, сады, напоенные обильными потоками вод, украшены бывают, как я сказал, всякими плодами. Садом же Христовым соделалась церковь, от лица которой описываемая в Песни Песней невеста говорит: да снидет брат мой в вертоград свой и да яст плод овощий своих (Песн. 5:1); так как что между растениями каштан или зрелый плод, то в душах святых прекрасная и приятная Богу добродетель. Итак, яко вертоград напоеный, говорит, будет душа твоя, и яко источник, емуже не оскуде вода. Таковыми оказались божественные тайноводители, как бы от приснотекущего источника своего сердца, производящие потоки святого учения и богато орошающие души наставляемых. В этом удостоверит сам Раздаятель столь превосходных даров, говорящий: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:38) и опять: всяк пияй от воды сея вжаждется паки: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин. 4:13−14). Такими мы называем святых апостолов и евангелистов, и тех, которые возвещают божественное слово, то прославляясь искусством догматического учения, то славными подвигами открывая путь. И кости твоя яко трава прозябнут и разботеют и наследят роды родов. Кажется, в сих словах указывает на тайну воскресения: ибо тогда воскреснет тело, подобно тому, как полевая трава, которая в продолжение зимнего времени увядает и делается безжизненною, но, лишь только улыбнется благорастворение весны, опять вырастает и возвращает свойственную ей по природе красоту. А прозябшие подобно траве кости утучнеют, говорит, очевидно, под воздействием животворящей божественной благодати; ибо негде божественный Давид воспевает и говорит: послеши духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103:30), то есть живущих на земле. Тогда унаследуем роды родов, то есть долготу дней после попрания смерти и совершенного уничтожения тления. В боговдохновенном Писании часто говорится о костях души умопредставляемых, то есть о некоторых деятельных ее силах и способностях, как например в изречении, яко Бог рассыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6); так как Бог рассевает не кости тела, но сокрушает силы души их, так что они не могут совершить ничего, необходимого для добродетели. Никто же бо венчается, аще не законно мучен будет, по написанному (2 Тим. 2:5). Но цель тех, которые угождают и льстят людям, состоит в похвалах, воздаваемых самим людям, а во славу Божию и на пользу своей души ими обыкновенно ничего не делается. И опять божественный псалмопевец сказал: яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день (Пс. 31:3), то есть от того, что я славословил и умолял, наконец умолчал, впадши в человеческое малодушие. Обетшаша кости моя, то есть ослабели силы ума или души моей. Итак, они (силы души), некогда вследствие небрежности расслабевшие, опять мало по малу возрастают как трава, потому что Бог утучняет душу утешениями чрез Духа Святого и укрепляет ее, так что делает нас чрез это наследниками вечной жизни. Это именно, а не что либо иное и означают слова: в роды родов.
Источник: Толкование на пророка Исаию.
Иероним Стридонский (
И покой будет давать тебе Господь всегда и наполнит блеском (splendoribus) душу твою, и кости твои освободит. И будешь как сад напоенный и как источник водный, воды которого не иссякнут
Прибавленного в александрийских списках в начале этого отдела: и еще будет в тебе хвала Моя и в конце: и кости твои, как трава взойдут, и будут тучными и получат наследие в род и роды, нет в еврейском и даже у Семидесяти в исправленных и подлинных списках: поэтому оно должно быть отмечено спереди обелом. Когда мрак сердца твоего, говорит, по восшествии света рассеется и вместо непроницаемой ночи взойдет полдень; то ты всегда будешь иметь Бога обитателем, который наполнит душу твою блеском (splendoribus), о котором в псалме читается: с Тобою начало в день силы Твоея, в светлостех святых, из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109:4). Или же насытишься всем, чего желает душа твоя, — потому что и сам ты насытил душу алчущую, и будешь в состоянии сказать: благослови, душе моя, Господа, исполняющаго во благих желание твое (Пс. 102:1−5), и кости твои освободятся от погибели и огня вечного или будут тучными, так что бывшие прежде, вследствие алкания слова Господня, истощенными, получат прежнюю полноту. Это можем мы понимать и в буквальном смысле в отношении к воскресению тех тел, которые имеют пасть, и о силах души, указывая на которые святый говорит в псалме: вся кости Моя рекут: Господи, кто подобен Тебе (Пс. 34:10)? О них и в Притчах написано: слава благая утучняет кости (Притч. 15:30). Им обещаются и награды: „здоровье будет для тела твоего и исцеление для костей твоих“ (Притч. 3:8). О них также написано: хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится (Пс. 33:21). Напротив того, грешный и утративший крепость и силу души, стенает и говорит: расточишася кости наши при аде (Пс. 140:7). Ибо мы не можем думать, что кости грешников не находятся в аде, но он близ ада. И слава благая утучняет кости (Притч. 15:30), которая не относится к утучнению тела.
Далее следует: и будешь или будет, то есть или ты, или душа твоя, как сад напоенный, о котором написано: источник исхождаше и напояше все лице рая (Быт. 2), вместо которого в еврейском читается сад. Под этим источником мы не другой можем понимать, как только тот, к которому говорится: у Тебе источник живота (Пс. 35:10), который непрестанно напояет Церковь свою и сердца всех верующих.
Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.
Лопухин А.П. (1852−1904)
и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают
И ты будешь, как напоенный водою сад... Сравнение божественной благодати с действием оживляющей влаги на иссохшую землю — образ хорошо известный, как в Ветхом, так и в Новом Завете. В частности, данное выражение буквально повторяется еще и у пророка Иеремии (Иер. 31:12). Не лежит ли в основе этого образа у обоих пророков чисто историческое воспоминание — о рае, как эдемском саде, орошаемом многими реками? (Быт. 2:10).
Источник
Глава 58
1–2. Вступление в речь, заключающее в себя постановку ее темы. 3–5. Обличение внешнего, чисто наружного и потому ложного благочестия иудеев. 6–7. Внутреннее содержание истинного и действительного благочестия. 8–14. Его спасительные плоды.
Ис.58:1 . Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его
Ис.58:2 . Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
Основной темой главы является суд Божий над Израилем, или раскрытие его глубокой виновности, несмотря на всю внешнюю видимую праведность. Еврейский народ, в особенности, послепленной эпохи (которую, главным образом Исаия здесь пророчественно и созерцает) отличался большой привязанностью к Моисееву культу и букве закона. Потому он, быть может, совершенно искренно недоумевал, за что же еще его можно обвинять? Несомненно, этот именно смысл имеет характеристика иудеев во втором стихе, где они изображаются, «как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога Своего» , а равно и предыдущие слова текста.
«Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои» . Но они ищут Бога не там и не так, где и как бы это следовало, что особенно ясно раскрыл Господь Иисус Христос сказавши: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф.15:8 ; Сравни это с почти тождеств. словами пророка Исаии, из другой главы Ис.29:13 ).
Ис.58:3 . «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
Ис.58:4 . Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Ис.58:5 . Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
«Почему мы постимся, а Ты не видишь?» В еврейском мировоззрении царила грубо-внешняя, чисто механическая точка зрения на средства спасения: раз человек исполнил те или иные предписанные законом обрядовые действия, он полагал, что за это он не только имеет основание получить оправдание и спасение от Бога, но может даже этого требовать, как, своего рода, заслуженной награды или заработанной платы. Типичным примером этого рода у пророка Исаии так же, как позднее и у Самого Спасителя в его известной притче о мытаре и фарисее, является взгляд иудеев на особенное значение широко практиковавшихся у них постов ( Лк.18:12 ; ср. Мф.6:16 ; Лк.5:33 ). Лучшим разоблачением всей несостоятельности подобного уродливого взгляда служат дальнейшие слова пророка, в которых он вскрывает все ханжество и лицемерие подобного поста, все несоответствие его своей цели.
«Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других. Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (4–5 ст.).
Отсюда совершенно ясно, что один чисто физический пост, хотя бы он сопровождался полным изнурением тела, совершенно недостаточен: свое значение и смысл всякий пост получает только тогда, когда он растворяется и соответствующим душевным настроением, о чем пророк Исаия говорит непосредственно дальше.
Ис.58:6 . Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
Ис.58:7 . раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
В этих двух замечательных стихах прекрасно раскрывается внутренняя сторона поста, его истинная, моральная природа, состоящая в делах правосудия, любви и милосердия. Основной тон такого поста – борьба с греховным эгоизмом в служение меньшему брату. Стихи эти так хорошо раскрывают смысл и условия правильного, угодного Богу поста, что они недаром послужили содержанием одной из лучших наших великопостных стихир: «постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость».
Ис.58:8 . Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Ис.58:9 . Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
Ис.58:10 . и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
Все эти стихи в целом ряде параллельных образов раскрывают одну и ту же мысль – мысль о спасительных плодах истинного поста, взятого здесь, очевидно, в качестве символа правильного богопочтения вообще.
«И правда твоя пойдет пред тобою и слава Господня будет сопровождать тебя» (8 ст.). То самое оправдание, которого теперь вы так тщетно ищете, будет у вас пред глазами, и прославление от Господа будет естественной наградой для вас. Почти буквальное выражение данного образа встречаем мы и у Псалмопевца ( Пс.36:6 ).
«Когда ты удалишь из среды твоей ярмо» . По связи с контекстом ( «узы ярма» – 6 ст.), под «ярмом» здесь правильнее всего понимать гнет юридических и общественно-экономических отношений, давивший большинство сынов Израиля со стороны привилегированного меньшинства.
«Перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное» . «Подымание перста означает самонадеянную гордость учителя, садящегося на седалище Моисеево; слова оскорбительные, произносимые начальствующими, мы видели выше в пророчествах Исаии, как, напр., в Ис.5:18–19 ; Ис.28:9–10, 13–15, 18, 22 ; Ис.30:1–2 ; Ис.31:1 и мн. др., из которых явствует. весьма сильно распространенное в правящих классах неверие» (Властов).
Ис.58:11 . и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
«И ты будешь, как напоенный водою сад» . Сравнение божественной благодати с действием оживляющей влаги на иссохшую землю – образ хорошо известный, как в Ветхом, так и в Новом Завете. В частности, данное выражение буквально повторяется еще и у пророка Иеремии ( Иер.31:12 ). Не лежит ли в основе этого образа у обоих пророков чисто историческое воспоминание – о рае, как эдемском саде, орошаемом многими реками? ( Быт.2:10 ).
Ис.58:12 . И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
«И застроятся потомками твоими пустыни вековые. и будут называть тебя. возобновителем путей для населения» . Имея в виду, что «под пустыней жаждущей» пророк Исаия обычно разумеет мир языческий ( Ис.35:1 ; Ис.55:1, 5 ; Ис.61:4 и др.), мы вправе утверждать, что здесь он говорит о религиозной миссии духовно обновленного Израиля, именно, о призвании через него язычников в ограду новозаветной церкви. Под «потомками» Израиля, в таком случае, должно разуметь не плотских, а духовных потомков, т. е. христиан.
Ис.58:13 . Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, –:
Ис.58:14 . то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Два последних стиха главы, раскрывая неправильный характер празднования евреями субботы, показывают, в чем же заключается ее истинный смысл. Хотя евреи, в особенности послепленного периода и времени земной жизни Спасителя, очень строго соблюдали «субботний покой» ( Ис.1:13 ; Мф.12:1, 11 ; Лк.6:6–9 ), но они, очевидно, не понимали его истинного духа, его характера «святости». Как можно заключать из слов пророка, евреи, прекращая в субботу обычную, трудовую жизнь, посвящали получавшийся таким путем досуг исполнению своих прихотей, или даже праздному пустословию. В противоположность такому недостойному времяпрепровождению, истинная суббота, по мысли пророка, должна быть «святым» днем, т. е. посвященным Богу и ближним и состоящим в делах богомыслия и деятельного служения ближнему. Только такое празднование субботы, вместе с полным нравственным удовлетворением, даст великую духовную радость и будет действительным освобождением от сутолоки злободневной жизни. Высокий образец истинного субботствования неоднократно являл, к соблазну фарисеев, и Сам Господь наш Иисус Христос, в течение Своей земной жизни ( Мф.12:1–14 ; Лк.14:1–6 и др.).
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 4. : Пророческие книги. — 1168 с. / Книга пророка Исаии. 4-424 с. ISBN 978-5-485-00273-2
Вам может быть интересно:
- Толкование на книгу пророка Иеремии – Глава 3 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толкование на пророка Исайю – Глава 58 – святитель Иоанн Златоуст
- Толкование на пророка Исаию – Книга пятая – святитель Кирилл Александрийский
- Толкование на послание к Евреям – Глава одиннадцатая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник