- Федор Иванович Тютчев «Что ты клонишь над водами» «Фонтан» учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии» план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка)».
Федор Иванович Тютчев «Что ты клонишь над водами» «Фонтан»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме
1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями Ф.И.Тютчева.
2. Развивать у учащихся понятие о философской лирике.
3. Романтический характер лирики Тютчева. Образ в поэзии Тютчева.
4. Отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, стропа, размеры стиха, рифма, строфа.
Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.
II) Сообщение темы и цели урока.
III) Изучение нового материала.
1) Вступительное слово учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit-ry_po_tvorchestvu_fi_tyutcheva.docx | 19.74 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Федор Иванович Тютчев (23 ноября 1803 – 15 июля 1873)
«Что ты клонишь над водами»
- Продолжить знакомство учащихся с произведениями Ф.И.Тютчева.
- Развивать у учащихся понятие о философской лирике.
- Романтический характер лирики Тютчева. Образ в поэзии Тютчева.
- Отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, стропа, размеры стиха, рифма, строфа.
Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.
- Оргмомент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
— Мы продолжаем знакомиться с романтическими традициями в литературе, а сегодня мы будем находить, узнавать эти традиции в лирике поэта 19 века Ф.И. Тютчева, в его стихах.
2) Краткий рассказ о поэте и его творчестве.
3) Особенности поэзии Тютчева. (учитель)
— Исключительно тесная связь между стихотворениями; каждое воспринимается на фоне других: настойчиво повторяющиеся темы, образы, словосочетания создают впечатление исключительной цельности его творчества, тесной связи между его стихотворениями.
— При этом единстве поэзия Тютчева в то же время является поэзией контрастов и антитез, поэзией романтики.
— С тех пор, как Тютчева стали ценить, его всегда называют поэтом природы и философской думы.
Природа в поэзии Тютчева играет первенствующую роль, является основным объектом художественных переживаний.
В стихах поэта Тютчева находит выражение глубокая любовь поэта к природе, жажда «слияния с ней».
Природа живет у Тютчева цельной жизнью, ибо у неё нет сознания, памяти, для неё нет прошлого и будущего. (стр. 364)
Поэзия Тютчева – это поэзия мысли.
4) Работа над стихотворением Тютчева «Что ты клонишь над водами» 1836 год.
а) Чтение учителем из сборника «Весенняя гроза» стр. 118.
б) Беседа с классом. Вопросы на восприятие.
— Понравилось ли стихотворение?
— Какова его тема? (родная природа)
— Какова его идея? (единство человека и природы)
— Какие выразительно – изобразительные средства использует автор?
Эпитеты: дрожащими (листами)
Сравнения: Словно жадными устами
Олицетворение: листок томится и трепещет,
струя бежит и блещет
солнце нежась, блещет и смеётся
Метафора: ива ловит
в) Докажите, что это стихотворение.
— Стихотворная речь членится на отрезки, разделяемые при чтении паузами и повторяющимися в известной системе.
— Стихотворный ритм – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.
2;5 свою –струю – (неточные)
1;3;4 трепещет – плещет – блещет — (точные)
— Какие из этих рифм точные, а какие неточные, почему?
— Сколько строф в этом стихотворении? Что такое строфа? (Строфа – это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом, порядком рифм.)
— Какая рифма в этих строфах? Почему? (перекрестная)
Выразительное чтение стихотворения учащимися (читают 2-3 человека).
5) Работа над стихотворением «Фонтан» 1836 год.
а) Чтение стихотворения учителем (сборник «Весенняя гроза» стр. 134)
б) Вопросы на восприятие.
— Понравилось ли стихотворение? Почему?
— Какова его тема?
— Какова его идея?
— Стихотворение философское? Почему? О чем философствует автор?
— Какие изобразительно – выразительные средства использовал Тютчев, чтобы выразить свои мысли?
в) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор) Тютчева, которые анализировали на уроке.
- Прочитать «Сказки об Италии» М. Горького (по выбору 2-3 сказки). Иметь тексты на следующем уроке.
— Как вы понимаете «философская лирика»?
— Романтический характер лирики Тютчева. В чем Вы увидели романтизм?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентауия к уроку : «Страницы из жизни Ф.И.Тютчева.».
Данный материал позволяет познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.
В 2013 году при подготовке к школьной логопедической конференции учащиеся 7а класса ГБС(К)ОУ школы — интерна т№ 20 Петроградского района Санкт — Петербурга нарисовали сюжеты к стихаи Федор.
Разработка урока по литературе в 6 классе в соответсвтии с ФГОС.
Тема методической разработки выбрана неслучайно, методических материалов по творчеству Ф.И.Тютчева очень мало, до некоторого времени эта тема не изучалась в общеобразовательных учреждениях, в учебн.
Презентация о великом русском поэте.
Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии» .
Источник
Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы 6 класс «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее Утро»»
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина «Зимнее утро».
Разработка конспекта урока литературы по теме «Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака «Золотая осень»
урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности .
«Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа — конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн.
Конспект урока литературы. (7 класс). «Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.
План-конспект урока в 5 классе на тему: «Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка»
Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с.
Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»
Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии.
Урок литературы. 6 класс «Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века»
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина «Весенний вечер» и Сергея Пюрбю «Часкы хун".
Источник
Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка)».
Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка).
Сформировать представление о поэтическом мире Ф.И.Тютчева
Продолжение формирования у учащихся навыка самостоятельного формулирования темы и цели урока
Расширение представления учащихся об анализе поэтического текста.
Ввести алгоритм оформления анализа поэтического текста.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание
темы
Термины и понятия
Актуализация знаний о поэзии Ф.И.Тютчева, знакомство с фактами биографии поэта, восприятие истолкование, оценка стихотворения «Что ты клонишь над водами…». Определение на основе данного стихотворения особенностей изображения поэтом мира природы, анализ лексики и тропов, выразительное чтение поэтического текста, сравнение поэтического текста с произведениями живописи и музыки создание чернового варианта письменного анализа стихотворения.
Композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.
— интерес к изучению темы;
— желание читать стихотворения Ф.И.Тютчева;
— эмоционально-ценностное отношение к поэтическим текстам;
— творческое отношение к оформлению анализа прочитанного стихотворения;
— понимание успешности при изучении темы.
— раскрывать значение слов композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.
— определять особенности лирики Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
— определять образ лирического героя и обосновывать своё мнение;
— самостоятельно формулировать тему и цель урока;
— определять условия для оформления анализа прочитанного стихотворения и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания для оформления анализа прочитанного стихотворения
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
— выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;
— соотносить результат с поставленной целью.
— формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать в коллективе при выполнении учебного задания;
— договариваться и приходить к общему мнению при работе в коллективе;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
· Работать с поэтическим текстом:
— проводить исследование текста стихотворения;
— анализировать композицию, язык, художественные средства.
· Оформлять анализ прочитанного стихотворения.
Организация образовательного пространства
ИЗО: пейзажные зарисовки.
Музыка: лютневая музыка, Ричеркар, С.Рахманинов «Концерт № 2».
Информационный материал:
текст стихотворения ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…»; памятка «Анализ поэтического текста»
Демонстрационный материал:
мультимедийная презентация «Ф.И.Тютчев»
I этап. Мотивация к деятельности
· Мотивировать на изучение темы.
· Стимулировать желание проникнуть в мир настроений лирического героя, учиться прислушиваться к интонациям поэтических строк.
«Яркое пятно» (через создание эмоционального настроя)
На фоне фрагмента из 2 концерта С.Рахманинова читает стихотворение «Люблю грозу в начале мая»:
— Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьёв?
— Да. Это стихотворение приходит к нам в детстве. А ещё какие-нибудь произведения этого поэта вы знаете?
— О чём же мы сегодня будем говорить? Какую перед собой поставим цель?
— Сегодня мы постараемся обогатить себя знаниями об этом поэте, проникнуть в особенности его поэтического мира, проанализировать одно из его стихотворений, чтобы в перспективе приготовиться к письменной работе по анализу поэтического текста.
— проявлять интерес к изучению темы;
— проявлять желание научиться выполнять анализ стихотворения.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
— интерес кпоэзии Ф.и.Тютчева;
— эмоционально-ценностное отношение к лирическому герою поэзии;
— желание научиться анализировать поэтический текст.
— соотносить поэтический текст с иллюстрациями и музыкальными произведениями;
— строить понятные для окружающих высказывания.
· Ввести понятие «философская лирика».
— определять особенности поэзии Ф.И.Тютчева о природе и обосновывать своё мнение;
— определять смысл понятия «философская лирика», соотносить его с лирическими произведениями Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
— проводить исследование поэтического текста сказки и оформлять результаты в виде связного устного и письменного высказывания;
— оформлять анализ стихотворения, используя алгоритм;
— адекватно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении учебного задания.
Ф.Тютчев – современник А.С.Пушкина. И хотя Пушкин, в то время издатель журнала «Современник», принял стихи Тютчева с изумлением и восторгом, но литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя, а сам он никогда не стремился опубликовать свои стихи. Поэтическая звезда Тютчева появилась на небосводе русской литературы довольно внезапно. Фёдор Иванович мог бы сказать о себе словами известного английского поэта Джоржа Байрона: «В одно прекрасное утро я встал знаменитым». И этим «прекрасным утром» было утро выхода в свет первого номера журнала «Современник» за 1850 г, где была напечатана ставшая впоследствии знаменитой статья Н.А.Некрасова «Второстепенные русские поэты». В ней и провозглашалось появление в России первостепенного поэта. К этому моменту вызволения из небытия Тютчеву было 46 лет. А через 4 года вышел в свет первый его сборник.
— О Тютчеве однажды было сказано, что он «насквозь поэт». Это действительно так. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, требующей принуждения и усилий, а естественным процессом жизни, как дыхание. Его впечатления сразу становились поэтическими, повседневные размышления складывались в философские выводы. Состояние творческого вдохновения всегда ему сопутствовало. И рождались строки (чтение эпиграфа):
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
— Как вы их понимаете?
— Мы задумываемся, читая эти строки, потому что и самому Тютчеву было чуждо бездумное любование природой – ум поэта напряжённо ищет в природе то, что роднит её с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, иногда дремлет, о чём-то грустит, сетует. Поэтому тютчевские стихи о природе – это стихи не только о природе, но и о человеке, его настроениях, тревогах и вечной красоте и гармонии живого.
— Сейчас, читая и анализируя стихотворение, мы попробуем с вами понять, как гармонично сливаются воедино, взаимно проникая друг в друга человек и природа, природа и человек.
— Сейчас вы услышите стихотворение: на какие композиционные части вы бы его разделили? Какие живые картины, образы возникают в вашем воображении? (чтение стихотворения «Что ты клонишь…»)
— Некоторые художники попытались изобразить иву: чьё видение вам кажется ближе к тютчевскому ? Почему?
— Вернёмся к стихотворению. Вот вы словами создали картины, и они получились действительно живые. А за счёт чего сложился этот живой образ? Благодаря каким художественным средствам?
— Обратимся к центральному образу стихотворения – иве. Почему, называя её, поэт использует слово именно с таким уменьшительно-ласкательным суффиксом –ушк? (ивушка, а не ивонька, ивочка?)
— Подберите сходные по звучанию существительные с тем же суффиксом.
— Даже в одном этом слове заложено какое-то чувство. Какое?
— А вам бы хотелось, чтобы при чтении этого стихотворения звучала музыка? Какая? Какой музыкальный инструмент вы слышите?
— Какой из муз.фрагментов, на ваш взгляд, больше подходит стихотворению?
— Кто бы хотел попробовать прочитать стихотворение на фоне музыки?
— И всё-таки какую музыку по характеру мы выбрали?
— Откуда грусть?
— Зачем поэт использовал фигуру умолчания? Что читатель должен додумать?
— Почему струя смеётся над ивой?
— Что чему противопоставляется благодаря противительному союзу «но»?
— Можно ли это стихотворение отнести только к пейзажной лирике? А к какой?
— Только ли оно об иве?
— Какая философская мысль лежит в центре стихотворения?
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
· Актуализировать умение выполнять задания в соответствии с целью.
— оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
· выбор способа деятельности (самостоятельно или с использованием примерного плана);
· самоорганизацию по выполнению задания:
— представление результатов деятельности.
Самостоятельная работа по анализу стихотворного текста:
— Пользуясь примерным планом анализа поэтического текста, попытайтесь объединить наши мысли в связное высказывание.
— проявлять желание оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
— использовать разные источники информации;
— использовать приобретённые знания для оформления анализа поэтического текста .
Регулятивные умения:
— выполнять задания в соответствии с целью;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания.
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
— оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
— Выполнить письменный анализ стихотворения по плану (в чистовом варианте).
Рефлексия
Мнения детей (по цепочке):
— Что нового о поэте Тютчеве вы узнали на сегодняшнем уроке?
— Какой этап урока был для вас самым интересным?
— Что для вас наиболее сложно в такой форме работы, как анализ стихотворения?
— осознавать успешность при изучении темы.
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник