Тютчев что ты клонишь над водами урок

Федор Иванович Тютчев «Что ты клонишь над водами» «Фонтан»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями Ф.И.Тютчева.

2. Развивать у учащихся понятие о философской лирике.

3. Романтический характер лирики Тютчева. Образ в поэзии Тютчева.

4. Отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, стропа, размеры стиха, рифма, строфа.

Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.

II) Сообщение темы и цели урока.

III) Изучение нового материала.

1) Вступительное слово учителя.

Скачать:

Вложение Размер
urok_lit-ry_po_tvorchestvu_fi_tyutcheva.docx 19.74 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Федор Иванович Тютчев (23 ноября 1803 – 15 июля 1873)

«Что ты клонишь над водами»

  1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями Ф.И.Тютчева.
  2. Развивать у учащихся понятие о философской лирике.
  3. Романтический характер лирики Тютчева. Образ в поэзии Тютчева.
  4. Отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, стропа, размеры стиха, рифма, строфа.

Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Изучение нового материала.
  1. Вступительное слово учителя.

— Мы продолжаем знакомиться с романтическими традициями в литературе, а сегодня мы будем находить, узнавать эти традиции в лирике поэта 19 века Ф.И. Тютчева, в его стихах.

2) Краткий рассказ о поэте и его творчестве.

3) Особенности поэзии Тютчева. (учитель)

— Исключительно тесная связь между стихотворениями; каждое воспринимается на фоне других: настойчиво повторяющиеся темы, образы, словосочетания создают впечатление исключительной цельности его творчества, тесной связи между его стихотворениями.

— При этом единстве поэзия Тютчева в то же время является поэзией контрастов и антитез, поэзией романтики.

— С тех пор, как Тютчева стали ценить, его всегда называют поэтом природы и философской думы.

Природа в поэзии Тютчева играет первенствующую роль, является основным объектом художественных переживаний.

В стихах поэта Тютчева находит выражение глубокая любовь поэта к природе, жажда «слияния с ней».

Природа живет у Тютчева цельной жизнью, ибо у неё нет сознания, памяти, для неё нет прошлого и будущего. (стр. 364)

Поэзия Тютчева – это поэзия мысли.

4) Работа над стихотворением Тютчева «Что ты клонишь над водами» 1836 год.

а) Чтение учителем из сборника «Весенняя гроза» стр. 118.

б) Беседа с классом. Вопросы на восприятие.

— Понравилось ли стихотворение?

— Какова его тема? (родная природа)

— Какова его идея? (единство человека и природы)

— Какие выразительно – изобразительные средства использует автор?

Эпитеты: дрожащими (листами)

Сравнения: Словно жадными устами

Олицетворение: листок томится и трепещет,

струя бежит и блещет

солнце нежась, блещет и смеётся

Метафора: ива ловит

в) Докажите, что это стихотворение.

— Стихотворная речь членится на отрезки, разделяемые при чтении паузами и повторяющимися в известной системе.

— Стихотворный ритм – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.

2;5 свою –струю – (неточные)

1;3;4 трепещет – плещет – блещет — (точные)

— Какие из этих рифм точные, а какие неточные, почему?

— Сколько строф в этом стихотворении? Что такое строфа? (Строфа – это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом, порядком рифм.)

— Какая рифма в этих строфах? Почему? (перекрестная)

Выразительное чтение стихотворения учащимися (читают 2-3 человека).

5) Работа над стихотворением «Фонтан» 1836 год.

а) Чтение стихотворения учителем (сборник «Весенняя гроза» стр. 134)

б) Вопросы на восприятие.

— Понравилось ли стихотворение? Почему?

— Какова его тема?

— Какова его идея?

— Стихотворение философское? Почему? О чем философствует автор?

— Какие изобразительно – выразительные средства использовал Тютчев, чтобы выразить свои мысли?

в) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

  1. Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор) Тютчева, которые анализировали на уроке.
  2. Прочитать «Сказки об Италии» М. Горького (по выбору 2-3 сказки). Иметь тексты на следующем уроке.

— Как вы понимаете «философская лирика»?

— Романтический характер лирики Тютчева. В чем Вы увидели романтизм?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентауия к уроку : «Страницы из жизни Ф.И.Тютчева.».

Данный материал позволяет познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.

В 2013 году при подготовке к школьной логопедической конференции учащиеся 7а класса ГБС(К)ОУ школы — интерна т№ 20 Петроградского района Санкт — Петербурга нарисовали сюжеты к стихаи Федор.

Разработка урока по литературе в 6 классе в соответсвтии с ФГОС.

Тема методической разработки выбрана неслучайно, методичес­ких материалов по творчеству Ф.И.Тютчева очень мало, до некоторо­го времени эта тема не изучалась в общеобразовательных учреждени­ях, в учебн.

Презентация о великом русском поэте.

Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии» .

Источник

Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 6 класс «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее Утро»»

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина «Зимнее утро».

Разработка конспекта урока литературы по теме «Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака «Золотая осень»

урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности .

«Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа — конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн.

Конспект урока литературы. (7 класс). «Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

План-конспект урока в 5 классе на тему: «Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка»

Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с.

Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии.

Урок литературы. 6 класс «Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века»

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина «Весенний вечер» и Сергея Пюрбю «Часкы хун&quot.

Источник

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка)».

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка).

Сформировать представление о поэтическом мире Ф.И.Тютчева

Продолжение формирования у учащихся навыка самостоятельного формулирования темы и цели урока
Расширение представления учащихся об анализе поэтического текста.
Ввести алгоритм оформления анализа поэтического текста.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы

Термины и понятия

Актуализация знаний о поэзии Ф.И.Тютчева, знакомство с фактами биографии поэта, восприятие истолкование, оценка стихотворения «Что ты клонишь над водами…». Определение на основе данного стихотворения особенностей изображения поэтом мира природы, анализ лексики и тропов, выразительное чтение поэтического текста, сравнение поэтического текста с произведениями живописи и музыки создание чернового варианта письменного анализа стихотворения.

Композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.

— интерес к изучению темы;

— желание читать стихотворения Ф.И.Тютчева;
— эмоционально-ценностное отношение к поэтическим текстам;

творческое отношение к оформлению анализа прочитанного стихотворения;

— понимание успешности при изучении темы.

— раскрывать значение слов композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.

— определять особенности лирики Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;

— определять образ лирического героя и обосновывать своё мнение;

— самостоятельно формулировать тему и цель урока;

— определять условия для оформления анализа прочитанного стихотворения и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для оформления анализа прочитанного стихотворения
Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;

соотносить результат с поставленной целью.

— формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в коллективе при выполнении учебного задания;

— договариваться и приходить к общему мнению при работе в коллективе;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

· Работать с поэтическим текстом:

— проводить исследование текста стихотворения;

— анализировать композицию, язык, художественные средства.

· Оформлять анализ прочитанного стихотворения.

Организация образовательного пространства

ИЗО: пейзажные зарисовки.

Музыка: лютневая музыка, Ричеркар, С.Рахманинов «Концерт № 2».

Информационный материал:
текст стихотворения ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…»; памятка «Анализ поэтического текста»

Демонстрационный материал:
мультимедийная презентация «Ф.И.Тютчев»

I этап. Мотивация к деятельности

· Мотивировать на изучение темы.

· Стимулировать желание проникнуть в мир настроений лирического героя, учиться прислушиваться к интонациям поэтических строк.

«Яркое пятно» (через создание эмоционального настроя)
На фоне фрагмента из 2 концерта С.Рахманинова читает стихотворение «Люблю грозу в начале мая»:
— Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьёв?
— Да. Это стихотворение приходит к нам в детстве. А ещё какие-нибудь произведения этого поэта вы знаете?
— О чём же мы сегодня будем говорить? Какую перед собой поставим цель?

— Сегодня мы постараемся обогатить себя знаниями об этом поэте, проникнуть в особенности его поэтического мира, проанализировать одно из его стихотворений, чтобы в перспективе приготовиться к письменной работе по анализу поэтического текста.

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание на­учиться выполнять анализ стихотворения.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

— интерес кпоэзии Ф.и.Тютчева;
— эмоционально-ценностное отношение к лирическому герою поэзии;

— желание научиться анализировать поэтический текст.

— соотносить поэтический текст с иллюстрациями и музыкальными произведениями;

— строить понятные для окружающих высказывания.

· Ввести понятие «философская лирика».

— определять особенности поэзии Ф.И.Тютчева о природе и обосновывать своё мнение;

— определять смысл понятия «философская лирика», соотносить его с лирическими произведениями Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;

— проводить исследование поэтического текста сказки и оформлять результаты в виде связного устного и письменного высказывания;

— оформлять анализ стихотворения, используя алгоритм;

— адекватно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении учебного задания.

Ф.Тютчев – современник А.С.Пушкина. И хотя Пушкин, в то время издатель журнала «Современник», принял стихи Тютчева с изумлением и восторгом, но литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя, а сам он никогда не стремился опубликовать свои стихи. Поэтическая звезда Тютчева появилась на небосводе русской литературы довольно внезапно. Фёдор Иванович мог бы сказать о себе словами известного английского поэта Джоржа Байрона: «В одно прекрасное утро я встал знаменитым». И этим «прекрасным утром» было утро выхода в свет первого номера журнала «Современник» за 1850 г, где была напечатана ставшая впоследствии знаменитой статья Н.А.Некрасова «Второстепенные русские поэты». В ней и провозглашалось появление в России первостепенного поэта. К этому моменту вызволения из небытия Тютчеву было 46 лет. А через 4 года вышел в свет первый его сборник.
— О Тютчеве однажды было сказано, что он «насквозь поэт». Это действительно так. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, требующей принуждения и усилий, а естественным процессом жизни, как дыхание. Его впечатления сразу становились поэтическими, повседневные размышления складывались в философские выводы. Состояние творческого вдохновения всегда ему сопутствовало. И рождались строки (чтение эпиграфа):

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

— Как вы их понимаете?
— Мы задумываемся, читая эти строки, потому что и самому Тютчеву было чуждо бездумное любование природой – ум поэта напряжённо ищет в природе то, что роднит её с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, иногда дремлет, о чём-то грустит, сетует. Поэтому тютчевские стихи о природе – это стихи не только о природе, но и о человеке, его настроениях, тревогах и вечной красоте и гармонии живого.
— Сейчас, читая и анализируя стихотворение, мы попробуем с вами понять, как гармонично сливаются воедино, взаимно проникая друг в друга человек и природа, природа и человек.

— Сейчас вы услышите стихотворение: на какие композиционные части вы бы его разделили? Какие живые картины, образы возникают в вашем воображении? (чтение стихотворения «Что ты клонишь…»)

— Некоторые художники попытались изобразить иву: чьё видение вам кажется ближе к тютчевскому ? Почему?

— Вернёмся к стихотворению. Вот вы словами создали картины, и они получились действительно живые. А за счёт чего сложился этот живой образ? Благодаря каким художественным средствам?

— Обратимся к центральному образу стихотворения – иве. Почему, называя её, поэт использует слово именно с таким уменьшительно-ласкательным суффиксом –ушк? (ивушка, а не ивонька, ивочка?)

— Подберите сходные по звучанию существительные с тем же суффиксом.

— Даже в одном этом слове заложено какое-то чувство. Какое?

— А вам бы хотелось, чтобы при чтении этого стихотворения звучала музыка? Какая? Какой музыкальный инструмент вы слышите?

— Какой из муз.фрагментов, на ваш взгляд, больше подходит стихотворению?

— Кто бы хотел попробовать прочитать стихотворение на фоне музыки?

— И всё-таки какую музыку по характеру мы выбрали?
— Откуда грусть?

— Зачем поэт использовал фигуру умолчания? Что читатель должен додумать?
— Почему струя смеётся над ивой?

— Что чему противопоставляется благодаря противительному союзу «но»?

— Можно ли это стихотворение отнести только к пейзажной лирике? А к какой?

— Только ли оно об иве?

— Какая философская мысль лежит в центре стихотворения?

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

· Актуализировать умение выполнять задания в соответствии с целью.

— оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

· выбор способа деятельности (самостоятельно или с использованием примерного плана);

· самоорганизацию по выполнению задания:

— представление результатов деятельности.

Самостоятельная работа по анализу стихотворного текста:

— Пользуясь примерным планом анализа поэтического текста, попытайтесь объединить наши мысли в связное высказывание.

— проявлять желание оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.

— использовать разные источники информации;

— использовать приобретённые знания для оформления анализа поэтического текста .
Регулятивные умения:

— выполнять задания в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

— оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

— Выполнить письменный анализ стихотворения по плану (в чистовом варианте).

Рефлексия
Мнения детей (по цепочке):

— Что нового о поэте Тютчеве вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Какой этап урока был для вас самым интересным?

— Что для вас наиболее сложно в такой форме работы, как анализ стихотворения?

— осознавать успешность при изучении темы.

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Как согреть воду с водой
Оцените статью