- Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тема
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие произведения
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, настроение, проблемы
- Основная идея
- Средства выразительности
- Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев)
- История создания
- Жанр, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, проблемы
- Средства художественной выразительности
- Основная мысль
Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану
1. История создания
Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 году. Ф. И. Тютчев в тот момент находился в Германии и встречал весну. Поэт часто бывал за границей, но всегда тяготел по родине.
Находясь в Германии, он испытывал тоску по России. В это время года он искал сходства между европейской и русской весной.
Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания в 1832 году в журнале «Телескоп».
2. Литературное направление
Стихотворение «Весенние воды» написано в период романтизма.
3. Род
По роду произведение относится к лирике.
4. Жанр
Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики.
5. Проблематика
Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенние воды» показывает свою любовь к природе и всему окружающему миру. Текст проникнут переживаниями, связанными с наступлением весны.
Поэт не ставил перед собой задачи поднять какую-то проблему. Не найти здесь и философских размышлений о жизни, родине, времени.
6. Тема
Главная тема произведения – пробуждение природы с наступлением весны.
Описывая происходящие процессы, связанные с переменой времени года, Тютчев подмечает признаки того, что весна уже на пороге.
Зима еще не сдает свои права: снег в полях лежит, но тая, превращается бурный ручей. Талой водой ознаменована первая песня весны.
7. Идея
Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать связь между природой и человеком.
Весна – это олицетворение любви, радости и вдохновения. Она не просто украшает внешний вид улиц, лесов и городов, но и преображает внутренний мир человека. Внутри всё цветет, поднимается настроение.
Размышляя о цепочке «человек – природа», автор приходит к вопросу о смысле жизни. Человек – это неотъемлемая часть природы. Он подчиняется её законам. Следовательно, смысл жизни заключается в самой жизни, сне, пробуждении, радости и печали.
8. Пафос
Стихотворение проникнуто радостью и восторгом.
Долгожданная весна вот-вот придет. Она принесет не только особое состояние души, но и навеет ощущения грядущих перемен. Мысль о том, что зима идёт на спад пробуждает лирического героя от зимней спячки.
Любые изменения климата всегда отражаются на настроении человека. Предчувствие весны, тепла, солнечного света рождает в сердце радостное настроение.
9. Система образов
В стихотворении один образ – это весна. Её «гонцы» доносят людям признаки смены времени года.
Образ весны олицетворяет возрождение души, пробуждение внутренних сил человека. Картина весны воссоздает черты молодой девушки.
10. Центральные персонажи
Ф.И. Тютчев в третьей строфе стихотворения вводит группу персонажей. Это «хоровод… майских дней». Они поддержат и укрепят власть весны.
Но им еще предстоит появиться, а пока, описывая природные процессы, поэт рисует месяц март.
11. Лирический герой
Лирический герой – человек с душой тонкой организации. Почувствовав изменения в природе, он переживает каждый момент. Лирическое «я» будто оживает вместе с окружающей его действительностью, на тонких струнах предвещает теплые дни.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения «Весенние воды» поделен на две части. Каждая из частей характеризует настроение автора в начале и конце поэтического текста.
Первая часть начинается с описания не пробудившейся земли, которая еще находится под покровом снега.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
В ночное время температура воздуха охладевает, оттого и зима не отступает. Днем теплое солнце прогревает землю, снег медленно тает и образует ручьи.
Вторая часть стихотворения посвящена описанию майских дней. Ведь именно в мае приходит настоящая весна. Лирический герой наполняется внутренней жизненной силой, вдохновением. То же самое происходит с природой.
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!…
13. Композиция
Композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием (линейная). В основе лежит одна музыкальная тема – приход весны. Творчеству Тютчева свойственна композиция из трех строф.
В первой строфе поэт знакомит читателя с первыми признаками весны: таяние льдов и снегов, первые ручьи, которые торжественно «шумят» и «гласят». Среди разнообразных предвестников весны Ф.И. Тютчев выбрал именно весенние ручьи.
Во второй строфе журчание ручьев сливается в один голос «Весна идет!». Приход весны подобен шествию волшебной королевы, о которой её гонцы гласят во все концы земли.
В третьей строфе поэт говорит о конкретном месяце, когда весна окончательно сменит зиму – май. Все, что было до этого – это ранняя весна с еще лежащими снегами, заморозками и ветрами. Майские дни будут радовать цветением яблонь и цветов во всем своем великолепии.
14. Художественное своеобразие произведения
Звукопись в тексте стихотворения делает описание более динамичным. В первой строфе делается акцент на аллитерации на буквы: «б» – задается ритмичность, подвижность и активность ручьев; «ш» – создается атмосфера шума воды.
Также в первой строфе повторяется 6 раз звук «у», а звуки «б» и «г» в том же количестве подчеркивают движение воды. Ассонанс же на букву «о» во второй строфе передает говор и крик весенних ручьев.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Рифма используется перекрестная (АБАБ) мужская (ударение падает на последний слог в строке).
Текст произведения – это три катрена (четверостишия).
16. Средства художественной выразительности
Картину ранней весны украшает обилие эпитетов. Поэт прибегает к следующим эпитетам: «румяный, светлый хоровод», «сонный берег», «тихих, тёплых майских дней».
Особую роль играет олицетворение. Образ весны становится одушевленным за счет глаголов в словосочетаниях: «ручьи гласят», «майские дни толпятся».
Эпитет в сочетании с олицетворением «румяный хоровод» создает образ веселого девичьего, людского хоровода.
Смысловую нагрузку несут сложные метафоры «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», «они гласят во все концы». Все метафоры соединяются в единую канву произведения и дополняют друг друга новыми подробностями. Расширяясь, они становятся информативными и создают цельный образ весны.
17. Значение произведения
В творчестве Ф.И. Тютчева пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди всех произведений во главе угла стоит именно стихотворение «Весенние воды».
Расцвет не только природы, но и жизненных сил в «Весенних водах» связан с посетившим его творческим вдохновением и надеждами на светлое будущее.
Поэт настолько сильно чувствовал любые изменения в природе, что мог легко и непринужденно передать их в своих стихотворениях. Он смог проникнуться очарованием весеннего настроения, будучи на чужбине, где весна всё та же.
18. Актуальность
Стихотворение актуально по сей день. Каждый из нас чувствует прилив радости и воодушевления с наступлением весны.
19. Моё отношение
Мне очень нравится это стихотворение, ведь оно не только о весне, но и о предчувствии чего-то приятно, чудесного, свежего, каких-то невероятных перемен. Благодаря этому произведению неизбежно улучшается настроение.
20. Чему учит
Стихотворение учит внимательно относиться к природе и ее переменам. Так хорошо замечать прекрасные моменты, которые происходят вокруг нас. Ловить прекрасное в привычных вещах очень важно, ведь это делает нашу жизнь ярче и насыщеннее.
Источник
Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев)
Для творчества Ф.И.Тютчева характерно одушевленное изображение природы, её «очеловечивание». К пейзажной лирике относится и стихотворение «Весенние воды». В нём отражено особое видение мира, присущее автору, его ощущение неразрывной связи с окружающим миром. Разбор произведения от Многомудрого Литрекона познакомит вас с идейно-тематическими особенностями этого текста, которые помогут лучше понять замысел стихотворения.
История создания
Стихотворение было написано поэтом в 1830 году, однако опубликовано лишь в 1832г. в журнале «Телескоп». В момент создания произведения Тютчев находился за границей – в Германии. Поэт часто тосковал по Родине, особенно по природе России. Первые весенние дни Тютчев встретил в другой стране, однако он нашел утешение в том, что весна в Германии напоминает весну в России. Он с любовью описал предвосхищение приближающихся перемен в природе, всеобщее оживление.
Важно помнить, что творчество Тютчева было создано им для себя, ведь поэт занимался иным видом деятельности, далеким от литературы. Стихотворения он считал своим хобби и показывал только близким друзьям. Они-то и уговорили автора продемонстрировать свои старания публике. Поэтому каждая строчка из произведений Тютчева является интимным переживанием его души, которое чудом дошло до нас.
Жанр, направление, размер
- Лирике Ф.И.Тютчева свойственны черты романтизма. В произведении «Весенние воды» можно увидеть его черты: особое внимание к чувствам, переживаниям лирического героя, идеализация природы, мотив уединения.
- Лирическое стихотворение Ф.Тютчева относится к пейзажной лирике. В центре произведения – описание природы. Лирический герой несмотря на то, что «ещё в полях белеет снег» чувствует приближение весны в самых незначительных деталях – в «весенних водах». В воздухе веет теплом, всё намекает на возрождение уснувшей природы.
- Размер стихотворения «Весенние воды» — четырёхстопный ямб, рифма – перекрестная.
Композиция
Произведение Ф.И.Тютчева стоит из трех строф, каждая из которых включает четыре строки.
- В самой первой строфе окружающий мир произведения оживает: ручьи становятся «глашатаями» весны, они, словно люди, «бегут», «гласят во все концы».
- Во второй строфе ручьи даже произносят монолог, называя себя «гонцами» весны.
- В третьей строфе появляется новый одушевленный образ – хоровод тёплых майских дней. Они «толпятся» за ручьями, ожидая «час своего выхода».
Образы и символы
Лирический герой стихотворения – человек, тонко чувствующий любое изменение в природе, переживающий вместе с ней каждый важный момент. Он ощущает приближение теплых дней, обращает внимание на самые незначительные детали, сам оживает вместе с окружающим миром.
Поэт одушевляет образ весны в стихотворении: её «гонцы» доносят людям вести о скорых изменениях в природе. Ручьи «бегут», хоровод майских дней, «светлый, румяный», так же приближается к нам, будто одушевленный персонаж. Весна представляет собой символ возрождения души, пробуждения всех дремлющих в человеке сил.
Темы, настроение, проблемы
- Основная тема стихотворения – приближение весны. Поэту важно было показать, что лирический герой ощущает её наступление благодаря душевной чуткости, неравнодушию к окружающему миру. Весна ассоциируется с ренессансом человеческой души.
- В произведении подчеркивается неразрывная связь человека с природой. Вместе с окружающим миром пробуждается и сам человек – он чувствует прилив сил, счастье. Поэтому стихотворение проникнуто радостным настроением, ощущениями грядущих перемен. Даже сама мысль о скором уходе зимы заставляет лирического героя чувствовать себя пробудившимся от долгого «зимнего» сна. Он с нетерпением ожидает прихода весны. Тема природы в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренним миром самого человека, ведь климатические изменения означают перемены в настроении героя.
- В стихотворении «Весенние воды» читатель не увидит философских размышлений о жизни, времени, гражданского пафоса. Это произведение проникнуто тонкими чувствами, любовью к окружающему миру. Переживания, мысли героя из-за приближения весны – вся суть произведения.
Основная идея
Главная мысль стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» заключается в неразрывной связи природы и человека. У лирического героя сразу поднимается настроение после того, как он начинает чувствовать приближение теплых дней. Весна приносит в жизнь человека радость, вдохновение, любовь. Она не только преображает внешний мир, но и оживляет внутренний мир личности.
Размышления о природе приоткрывают завесу, отделяющую нас от других, не менее важных вопросов. Так, родство человека и окружающего мира может указать на смысл самой жизни: раз люди являются частью природы, то они подчиняются ее закономерностям и живут в унисон с нею. Значит, смысл бытия заключается в самом бытие, в сне и пробуждении, радости и грусти, эмоциях и мыслях. Каждым своим движением человек противостоит небытию и смерти, оживляя и обогащая вселенную каждым вздохом.
Средства выразительности
Ф.И.Тютчев использовал различные тропы в стихотворении «Весенние воды».
- Такой приём, как звукопись придает динамику произведению. Аллитерация на букву «б» в первой строфе создаёт ощущение подвижности, активности весенних ручьев, на букву «ш» — передаёт шум воды. Благодаря ассонансу во второй строфе на букву «о» мы слышим крик ручьев, их непрекращающийся говор.
- К одним из самых важных тропов пейзажной лирики можно отнести эпитеты. Они создают удивительные картины природы в стихотворениях, поражают своей уникальностью. Ф.И.Тютчев использовал следующие эпитеты: «сонный брег», «тихих, тёплых майских дней», «румяный, светлый хоровод».
- Также в стихотворении «Весенние воды» особое значение приобретает такой приём, как олицетворение. Образ весны оживает на страницах произведения: ручьи «гласят», майские дни «толпятся» хороводом.
- В стихотворении присутствуют и метафоры: «воды уж весной шумят», ручьи становятся «гонцами» весны.
Источник
Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев)
Анализ стихотворения «Весенние воды», которое написал Федор Иванович Тютчев, позволяет познакомиться с историей создания произведения, а так же узнать некие особенности его написания. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, с помощью которого вам будет намного проще изучить стихотворение.
История создания
Стихотворение «Весенние воды» поэт написал в 1830 году, но в печать оно попало лишь через два года в журнал «Телескоп». В это время Федор Иванович проживал в Германии. Ему очень не хватало природы России, которую он так сильно любил. Тоска по Родине так же имела место быть, поскольку поэт являлся настоящим патриотом родной земли.
Приход весны поэту приходится встретить вдали от родного края. Единственное, что немного успокаивало автора, это то, что весенние дни в Германии были очень похожи на весну в России. В его строках слышится любовь и надежда на приход теплых дней, поэтому Тютчев детально описывает всю прелесть пробуждения природы после зимней спячки.
Стоит вспомнить о том, что творчество не являлось основным занятием поэта. Это было больше хобби для души, а все основное время он тратил совершенно на иной вид деятельности. Свои стихотворные труды он демонстрировал лишь самому близкому и родному кругу людей. Именно родные настояли на том, чтобы Тютчев придал огласке свои труды.
Поэзия Тютчева имеет особую ценность, поскольку была написана не для широкой публики, поэтому впитала в себя все самые интимные и искренние переживания поэта, которыми принято делиться лишь с самыми близкими людьми.
Жанр, размер
В лирике Федора Ивановича в большей части проявляется романтизм. В анализируемом стихотворении это особенно отчетливо видно. Больше всего в произведении видны чувства и переживания лирического героя. Автор идеализирует природу, показывая читателю все её прелести.
«Весенние воды» — это пейзажная лирика. В самом центре стихотворения описывается природа. Лирический герой каждой клеточкой своего тела ощущает приближение весны. Да, снег ещё не до конца сошел, но в воздухе уже начинает пахнуть теплом и уютом. Больше всего о приходе весны напоминают весенние воды, которым герой уделяет особое внимание.
Природа начинает просыпаться после длительной зимней спячки, и торопится поскорее возродиться.
Размер написания – это четырехстопный ямб, рифма – перекрестная.
Композиция
Стихотворение «Весенние воды» состоит из трех строф, каждая из которых включает в себя четыре строки.
Первая строфа произведения показывает пробуждение природы.
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Природа до конца еще не проснулась от зимней спячки, но в воздухе уже витает аромат весны.
Во второй части произведения читатель видит монолог ручьев, которые спешат оповестить о том, что пришла долгожданная весна.
Третья строфа произведения знакомит читателя с новым образом – хороводом теплых майских дней. Они с нетерпением ждут, когда же смогут наступить в полную силу.
Образы и символы
В роли лирического героя перед нами предстает человек, которому удается прочувствовать и передать каждое дуновение весны. Он замечает даже самое незначительное изменение в природе и спешит поделиться им с читателем. Более того, вместе с приходом весны, он сам начинает оживать и пробуждаться. Автор показывает неимоверную связь человека с природой, и то, как она способна влиять на наши чувства и настроения.
Образ вены показан одушевленным. Каждый из её гонцов торопится рассказать людям о главном событии – приходе весны. В каждом элементе кипит жизнь, что не остается незамеченным нашим лирическим героем. Весна отображает возрождение человеческой души и тела, символизируя начало новой жизни.
Темы, проблемы
Основной темой стихотворения можно назвать приход весны. Автор передает это все через лирического героя, который наделен невероятной чуткостью, способный отметить даже самые незначительные изменения в окружающем мире. Он наслаждается природой, любуется ею, о чем с воодушевлением рассказывает читателю. Весна – это своего рода ренессанс человеческой души.
Так же автор показывает ту незримую, но очень сильную связь человека с окружающим миром. Он просыпается вместе с природой, у него появляются новые силы и желание жить и творить. Настроение стихотворения радостное, поскольку лирический герой чувствует начало счастливых перемен. Зима закончилась, поэтому впереди теплые и счастливые дни. Пусть снег еще не растаял, это нисколько не огорчает лирического героя. Он, наконец-то, пробудился от зимней спячки и готов на новые подвиги.
Все ждут прихода весны. Автору удается показать то, насколько прочная связь между темой природы и внутреннего мира человека. Данную связь он показывает на примере того, что как только пробудилась природа – настроение лирического героя так же улучшилось.
В данном произведении отсутствуют философские размышления, касающиеся жизни. Здесь показана лишь красота природы и любовь к ней человека. Главной идеей стихотворения выступают мысли, которые возникают у лирического героя с приходом весны.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев использует различные тропы.
Например, с помощью приема звукописи автору удается придать динамики произведению, а благодаря аллитерации создается ощущение подвижности.
Присутствует в стихотворении и большое количество эпитетов, с помощью которых поэту удается создать невероятные картины природы, которые поразили читателя своей неповторимостью.
Федор Иванович использует олицетворения, благодаря которому образ весны становится живым. Так же в стихотворении используются метафоры.
Основная мысль
Главной мыслью стихотворения «Весенние воды» стала та самая незримая связь человека и природы. Мы можем видеть перемены настроения лирического героя с приходом весны. Весенние деньки наполняют человеческие души счастьем, надеждой, любовью и желанием жить. Изменения касаются не только окружающего мира, который начинает просыпаться и оживать, а и внутреннего мира человека.
Здесь присутствует едва уловимое размышление о жизни. Если взять во внимание то, что человек – это неотъемлемая часть природы, то людям необходимо жить в полной гармонии с окружающим миром, не пытаясь изменить законы природы.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Источник