Учебники 3 класс вода

Содержание
  1. Окружающий мир 3 класс 1 часть. Вода стр. 51 – 54
  2. Практическая работа «Свойства воды»
  3. Проделай опыты по инструкции учебника. Оп­редели и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в ра­бочей тетради.
  4. Опыт 3.
  5. Свойства воды
  6. 1. Прочитайте текст на с. 51. Найдите в нём два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ. Согласишься ли ты с тем, что эти предложения следующие: «Вода входит в состав любого организма»; «Для многих организмов вода — природный дом»? Раскройте эти мысли, используя информацию из текста.
  7. 2. Рассмотрите нижний рисунок на с. 53. Объясните, что происходит с частицами воды при её нагревании и охлаждении.
  8. 3. Вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это её свойство? Свой ответ сравните с ответами других ребят. Сделайте общий вывод.
  9. Проверь себя
  10. 1. Какую роль играет вода в жизни организмов?
  11. 2. Как мы изучали свойства воды?
  12. 3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?
  13. 4. Как можно очистить загрязнённую воду?
  14. Задание для домашней работы
  15. Смотрите также:
  16. На следующем уроке
  17. 1. Из чего состоят облака?
  18. 2. Почему идёт дождь?
  19. 3. Как образуется снег?
  20. Презентация по окружающему миру «Вода и её свойства» 3 класс
  21. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  22. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  23. Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
  24. Оставьте свой комментарий
  25. Подарочные сертификаты
  26. Конспект урока «Вода. Свойства воды» (3 класс)

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Вода стр. 51 – 54

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое вода и какими свойствами она обладает.

Читайте также:  Форест где взять воду

Практическая работа «Свойства воды»

Проделай опыты по инструкции учебника. Оп­редели и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в ра­бочей тетради.

Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве это говорит?

Цель этого опыта определить, является ли вода прозрачной.

Опускаем в полный стакан ложку и замечаем, что её видно как над поверхностью, так и под ней.

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли она цвет?

Цель опыта определить, какой цвет имеет вода.

Сравниваем воду в стакане с полосками из учебника. Убеждаемся, что она не красная, не зелёная, не синяя, и даже не белая.

Вывод: вода бесцветная.

Опыт 3.

Определи, имеет ли чистая вода запах.

Цель опыта определить, имеет ли вода запах.

Понюхаем воду в стакане. Никакого запаха мы не ощущаем.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?

Цель опыта определить, может ли вода растворять различные вещества.

Поместим в стакан немного соли и размешаем. Соль исчезла, она растворилась. В другой стакан бросим измельчённый мел и размешаем. Мел не растворился.

Вывод: вода может растворять многие вещества, но не всё.

Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?

Цель опыта проверить, можно ли очистить загрязнённую воду.

Нальём в стакан загрязнённую воду чрез бумажный фильтр. В стакане она окажется уже чистой, а фильтр станет грязным.

Вывод: воду можно очистить от примесей с помощью фильтров.

Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в кипяток. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?

Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при нагревании.

Колбу с водой поставим в кипяток и увидим, что в колбе она поднимается.

Вывод: при нагревании вода расширяется, так как её частицы начинают двигаться быстрее.

Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?

Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при охлаждении.

Колбу с водой поставим в тарелку со льдом. Вода в колбе опускается.

Вывод: при охлаждении вода сжимается, так как её частицы начинают двигаться медленнее.

Свойства воды

1. Прочитайте текст на с. 51. Найдите в нём два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ. Согласишься ли ты с тем, что эти предложения следующие: «Вода входит в состав любого организма»; «Для многих организмов вода — природный дом»? Раскройте эти мысли, используя информацию из текста.

Это верные предложения, которые раскрывают значение воды для живых существ.

Из текста мы узнаем, что вода входит в состав любого живого организма, а значит никто не может существовать без неё.

А также, мы узнаем, что для многих организмов вода — природный дом. А значит эти организмы не могут существовать без воды.

2. Рассмотрите нижний рисунок на с. 53. Объясните, что происходит с частицами воды при её нагревании и охлаждении.

При нагревании её частицы начинают двигаться быстрее, они сильнее ударяются о друг друга и разлетаются на большие расстояния. А значит она при нагревании расширяется, увеличивает свой объём.

При охлаждении происходит обратное. Частицы движутся медленнее, слабее ударяются и разлетаются на небольшие расстояния. Значит, при охлаждении вода сжимается, уменьшает свой объём.

3. Вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это её свойство? Свой ответ сравните с ответами других ребят. Сделайте общий вывод.

Свойство растворять другие вещества используется в кулинарии. Мы растворяем соль, сахар, кофе, чтобы придать пище приятный вкус или получить аппетитный напиток.

Вывод: способность воды растворять другие вещества давно используется человеком для своих целей.

Проверь себя

1. Какую роль играет вода в жизни организмов?

Без неё невозможно существование живых организмов. Ведь она входит в состав любого живого организма, а для некоторых является ещё и домом.

2. Как мы изучали свойства воды?

Мы изучали её свойства с помощью опытов.

3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?

Я знаю такие свойства, как прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, способность расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, растворять другие вещества.

4. Как можно очистить загрязнённую воду?

Её можно очистить с помощью специальных фильтров.

Задание для домашней работы

Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.

Каждый день члены моей семьи в среднем выпивали около полутора литров жидкостей. Потому что без этого человек не может прожить ни дня.

Смотрите также:

На следующем уроке

Вспомни свойства снега и льда. Ответь на вопросы:

1. Из чего состоят облака?

Облака состоят из водяного пара и капелек.

2. Почему идёт дождь?

Дождь идёт потому, что капли в облаках становятся слишком большими, и не могут удерживаться в воздухе.

3. Как образуется снег?

Снег образуется при замерзании в воздухе капелек.

Источник

Презентация по окружающему миру «Вода и её свойства» 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

А. Сент — Экзюпери

Что такое «вода»? Какая бывает вода? Сколько её на земном шаре? Какими свойствами она обладает? Зачем она нужна человеку и всему живому?

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!

Три состояния воды Твёрдое Жидкое Газообразное вода рек, океанов, морей дождь роса град лёд снег иней пар

Водные запасы Земли Реки Озёра Океаны Моря Каналы Водохранилища Ледники Подземные источники

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Это интересно Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах. Вес ели – 100 кг, из них 80 кг — вода Вес нарцисса – 100 г, из них 85 г — вода Вес лосося – 2 кг, из них 1,5 кг — вода

Тело медузы на 90 – 95% состоит из воды. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

Мы на 70 % состоим из воды. Без воды человек может прожить только 3 дня.

Много ли воды в человеке? Сосчитай! Массу своего тела раздели на 3 и полученное число умножь на 2.

Свойства воды 1. Не имеет формы.

Свойства воды 2. Текуча.

Свойства воды 3. Бесцветная.

Свойства воды 4. Прозрачная.

Свойства воды 5. Растворитель. Растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Свойства воды 6. Без вкуса.

Свойства воды 7. Без запаха.

Где мы используем воду?

Вся ли вода на Земле пригодна для питья? Реки Ледники Ручьи Пресные озёра Для питья пригодна только пресная вода.

СООТНОШЕНИЕ ПРЕСНОЙ И СОЛЁНОЙ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ

Отчего загрязняется вода?

Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!

Проверь себя! Вставь недостающие слова Вода – это …………………………….…………. Вода не имеет …………. , ………. и ………… Вода может ………………. вещества Вода ………………….,…………………. и ………………

Что такое «вода»? Какая бывает вода? Сколько её на земном шаре? Какими свойствами она обладает? Зачем она нужна человеку и всему живому?

Оценим свою работу

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Номер материала: ДБ-071286

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока «Вода. Свойства воды» (3 класс)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Алеховщинская средняя общеобразовательная школа — интернат»

Конспект урока окружающего мира

«Вода. Свойства воды»

УМК «Школа России»

Окружающий мир: учебник для 3 класса (1 часть) / А.А. Плешаков

Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир».

3 класс (1 часть) / А.А. Плешаков

Учитель: Чикалева Оксана Васильенва

Место работы: МКОШИ «Алеховщинская школа-интернат»

Лодейнопольского района, Ленинградской области

Должность: учитель начальных классов

Тема: Вода. Свойства воды.

Цель: создать условия для формирования умения определять основные свой­ства воды, ее значение для живых организмов и хозяйствен­ной деятельности человека.

— узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.

— определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные УУД:
— аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
— формировать интерес к предметно-иссле­довательской деятельности;
— формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:

— организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-исследование (исследовательский проект)

Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме «Эта удивительная природа», девятый в курсе «Окружающий мир» 3-его класса.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Базовая технология : технология деятельностного подхода .

Ресурсы:основные:

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.49-52, М. «Просвещение», 2008-2010г

Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.20-23, М. «Просвещение», 2012г.

Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии,

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов. – дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология, ИЗО, математика.

Литература:

Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2007г.

Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», М. «Вако», 2006г.

Уроки окружающего мира 1-3 класс с применением информационных технологий. М. «Планета», 2010г.

1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

— Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение. (Жду вопрос: «Почему?»)

— Да, потому что сегодня у нас очень интересный урок и у меня к нему особое отношение. («Почему особое?»)

— Я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

— А какое настроение мы возьмем с собой? (У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше состояние перед началом урока.)

Чтобы у тебя улучшилось настроение, я даю тебе право первому прикрепить на доску листик настроения всего класса. Ведь оно у большинства хорошее, яркое. (красный)

У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

2. Актуализация знаний. (2 мин)

Работа в группах

— Пришло время выяснить, чем мы будем заниматься, и какой объект станет темой нашего урока. Предлагаю работу в группах.

Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.

(Учащиеся называют правила дружной работы)

Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.

Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.

Поблагодарите друг друга за совместную работу.

Каждая группа получает свое задание (группы формируются по цветовой гамме на бейджике). Задания: 1 гр. – отгадать загадку

2 гр. – расшифровать ребус

(Учащиеся выполняют групповые задания, обсуждают мнения и отвечают на поставленный вопрос, помощь учителя не потребовалась).

3. Создание проблемной ситуации. (3 мин)

— Постарайтесь дать ответ на ваше задание в форме одного слова.

1 группа — слайд №2

2 группа – слайд №3

Выслушиваются ответы детей.

— Мы посовещались и решили, что ответом этой загадки будет слово «вода».

Все перечисленные высказывания указывают на одну необходимость – воду! Например, мама не может готовить и стирать без воды, корабли не могут плыть без воды и, возможно, наступит смерть человека, если будет отсутствовать вода.

Мы разгадали ребус и в нем зашифровано тоже слово «вода». На первой картинке нарисован волк. В этом слове надо убрать две последние буквы, т.к. стоят запятые. А по правилам — их надо убрать. Остаются две первые буквы «ВО»

— На второй картинке нарисован дом. В этом слове буква «о» = «а» и убираем последнюю букву «м». Получаются две буквы «ДА». Соединяем их вместе, получается слово «вода».

— Вы догадались верно. Это – вода.

— Ребята, мне понравилось, как вы работали в группах, соблюдали все правила. Прекрасно обосновывали свою точку зрения, адекватно использовали речевые средства и умели выслушать ответы своих одноклассников.

Постановка темы урока — Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?

Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.

Тема урока – «Вода. Знакомая – незнакомка»

(слайд №4)

— Как бы вы объяснили название темы?

Мы знакомы с водой с самого рождения, но какие секреты она прячет в себе, мы не знаем.

— Незнакомка, значит таинственная. Мы узнаем о тайнах воды.

— Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах.

— Что вы знаете о воде?

— Вода – это жидкость, она течёт.

— Воду можно наливать во что-нибудь: в стакан, в вазу, в ведро.

— Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

— Вода не имеет цвета.

— Вода может находиться в различных состояниях.

— Нужно бережно использовать воду.

— Что хотели бы узнать?

— Какие тайны она прячет в себе?

— Где можно встретить воду?

— Содержится ли вода в теле человека?

— Мы постараемся сегодня на уроке открыть многие тайны нашей Незнакомки и получить ответы на все ваши вопросы.

— В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».

— А вы знаете, что такое решето?

— Это предмет домашней утвари.

— Решето – это сито.

— Для того, чтобы дать точное определение этого слова, мы обратимся с вами к толковому словарю Ожегова.

Решето – это предмет хозяйственного обихода, употребляемый для просеивания чего-либо (например, муки). Широкий обруч с натянутой на него сеткой.

— Как вы думаете, она справилась или нет? Почему?

— Я думаю, что она не справилась, потому что невозможно в решете принести воду, она выльется.

— Я не согласен с ответом. Считаю, что воду принести в решете возможно, если это будет лед. Положишь его в сито и без каких-либо проблем принесёшь. Он никуда не исчезнет.

— Конечно, я соглашусь со вторым вариантом ответа. Это возможно сделать, если вода будет льдом.

— Ребята, вы отлично справились и с загадкой, и с ребусом, правильно определили тему урока. Поэтому, поднимаемся еще на одну ступеньку выше. (оранжевый)

4. Формулирование проблемы. (1мин)

Определение задач урока.

— Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

Мы будем выяснять, что обозначает слово «вода», и какими свойствами она обладает.

Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.

— Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?

— Ищут ответы на вопросы.

— Проводят опыты (исследуют).

— Проверяют свои догадки.

Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

— А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.

5. Ассоциативный ряд. (5 мин)

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?

Ответы детей: ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)

— Один поэт сказал:

Безбрежная ширь океана (слайд №5)

И тихая заводь пруда (слайд №6)

Струя водопада и брызги фонтана (слайд № 7, 8)

И все это – только Вода!

— В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус. То он покажется одноцветным – голубым. Почему?

Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой.

— Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты.

— Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.

— Вода- краса природы. Эту красоту мы видим в тихой заводи рек. Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас (слайд №9).

— Какие реки нашего края вы можете назвать? (Оять, Нева, Свирь).

— Молодцы, вы отлично знаете, какие реки протекают в нашем крае.

— Кто может назвать самые крупные реки нашей страны?

(Волга, Лена, Обь, Енисей, Амур и др.)

— Замечательные ответы, ребята! Вы имеете хорошие знания о названиях крупных рек нашей страны.

— Красоту мы видим и в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал (слайд №10).

— Что вы знаете об этом озере?

— Оно очень большое, как море.

— Оно находится в Сибири.

Об этом озере сложено много легенд.

— Молодцы, интересную информацию вы рассказали. А сейчас, я прошу послушать вас ещё не менее интересную информацию, которую вы услышите из сообщения о Байкале.

Сообщение, подготовленного ученика, о Байкале.

Байкал – одно из древнейших озер планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле, на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст определяется в 25 миллионов лет, он еще молод. Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья. Они-то подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10–20 километров. По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

— Что интересного, для себя, вы услышали в сообщении?

— Я узнал, что по глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

— Мне было интересно узнать, что со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья.

— А для меня стало открытием то, что возраст озера 25 миллионов лет.

— Красоту воды мы видим и в морях, и в океанах (слайд №11).

— Кто может назвать известные вам моря и океаны.

— Моря — Черное, Каспийское, Мертвое

— Океаны — Тихий, Индийский, Южный

— Достойные ответы! Молодцы! Очень порадовали меня своими знаниями. Хорошо ориентируетесь в понятиях «море» и «океан» и не допускаете ошибок в классификации.

— Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?

— Абсолютно верно. Во всем, что вы перечислили, встречается вода.

— А сейчас, я передаю слово вашим одноклассникам.

Слово дается двум учащимся:

— В продолжение разговора о том, где встречается вода, мы предлагаем вам посмотреть небольшую презентацию, которая состоит из нескольких слайдов и которую мы подготовили сами специально к этому уроку.

1 ученик работает у компьютера.

2 ученик представляет каждый слайд. (Вода – главное богатство нашей Земли. Она встречается повсюду: в тучах; как вы уже правильно заметили и в облаках; льды и айсберги – это тоже вода; снег, роса, дождь, туман – это все…. Вода!)

Туча (слайд №12)

Облако (слайд №13)

Лед, айсберг (слайд №14)

Снег (слад №15)

Роса (слайд №16)

Дождь (слайд №17)

Туман (слайд №18)

— Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. Были внимательны и соблюдали все правила при коллективной работе. Ответы и рассказы были четкими, безошибочными. Блестяще справились со своим заданием и вы, ребята! Слайды были подобраны правильно, не было ничего лишнего, что отвлекало бы от восприятия! По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет желтого цвета. (жёлтый)

6. Выдвижение гипотезы. (5 мин)

— Мы с вами вспоминали стихи о воде, загадки, а теперь, давайте вспомним пословицы.

— какие пословицы о воде вы можете назвать? (ответы детей)

— Прочитайте пословицы, подобранные мной: (слайд №19)


— Объясните любую пословицу.

Под лежачий камень вода не течет – если ничего не делать, работа сама по себе не сделается.

Вода камень точит – это значит, что даже небольшие воздействия, которые постоянно прилагаются, могут привести к значительным результатам.

— Прекрасные ответы, ребята! Уроки литературного чтения не прошли даром. Мы изучили на «отлично» раздел «Устное народное творчество» и вы это доказали сейчас. И мы уверенно поднимаемся еще на одну ступеньку (зеленый)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Релаксация с музыкой.

-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу, и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас….

— А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.

Ответы детей:

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.

Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.

Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.

А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.

Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.

Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.

— Одно из свойств вы хорошо знаете. Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем рассказывается это свойство.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На пл ите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить – без нее нам не прожить!

— О каких состояниях воды говорится в стихотворении?

Ответы детей: жидкое, твердое, газообразное (на доске висит плакат, на нем, после озвучивания ответов, открываются 3 вида состояния воды)

— При каких условиях происходит превращение воды?

— При охлаждении – вода превращается в твердое (или жидкое) состояние

— При испарении – вода в газообразном состоянии.

— Как же воду принести в решете? Правильно ли мы выбрали вариант ответа?

— Какое свойство воды использовала героиня сказки?

— Да, мы выбрали верный вариант, о котором говорил второй ученик.

— А первый – ошибся, т.к. не знал о превращении воды, её свойствах.

— Героиня сказки использовала одно из состояний воды – твёрдое.

— Ваши ответы заслуживают поощрения – мы поднимаемся еще на одну ступеньку. (голубой)

— У воды есть еще много удивительных свойств.

— Кто из вас уже знает и может назвать эти свойства?

Ответы детей: — воде не имеет запаха;

— Вы правильно назвали свойства воды. А откуда вы это знаете?

Ответы детей: — Когда я был маленький, я нюхал вода, и она не имела запаха.

— Я смотрела научный фильм о воде.

— А я читал об этом в книгах.

— Какие вы молодцы! Как много можно нового и интересного узнать о воде из дополнительных источников. Я тоже хочу вам порекомендовать литературу по теме нашего урока. (Работа с выставкой научной и художественной литературы по теме урока «Вода». Выставка составлена из книг: М. Перина «Живая вода», Е. Благина «Снег»,
И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»; А. Дэви «Зима», «Снежинка»; Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»).

— Но, что удивительно – вода имеет и другие свойства и что это за свойства, вы узнаете в своих лабораториях, выполнив задание.

7. Исследовательская (лабораторная) работа в группах. (8 мин)

— Итак, я приглашаю вас в научные лаборатории. В начале урока мы с вами обсудили, чем занимаются исследователи (ученые).(слад №20)

1) Правила работы в лабораториях.

— В нашей лаборатории работают четыре научные группы. (Каждая группа находится на своем рабочем месте. На столе карточка-название: «Лаборатория №1», «Лаборатория №2»..)

Выберите в своих группах:

— старшего научного сотрудника (проводит опыты), (ученик получает бейдж)

— помощника (читает задание)

Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)

А я буду руководителем ваших лабораторий.

— Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.

— Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?

— Быть осторожными с веществами и приборами.

— Следовать чётко по инструкции.

— Ничего не пробовать на вкус.

— А теперь сравните свои версии и те, которые вы видите на экране. (слайд №21)

2) План работы в лабораториях.

— Осталось обсудить план работы. Посмотрите на экран, прочитайте порядок выполнения работы, обсудите его в группе, если что-то не понятно, то я готова разъяснить вам.

3) Исследовательская работа в группах.

— Каждой научной группе я выдаю план-инструкцию. Согласно ей, вы должны провести исследовательскую работу, затем результаты зафиксировать в своих исследовательских листа.. После этого, вы найдете у себя на парте конверт с вариантами утверждений. Они различны. Ваша задача: выбрать верное утверждение. Таким образом, все утверждения должны быть сгруппированы в 2 группы. Если у вас возникнут затруднения в ходе работы, тогда воспользуйтесь карточкой « SOS », которая есть в каждой лаборатории, она будет сигналом для меня, и я готова буду оказать вам помощь-консультацию.

— Есть ли у вас ко мне какие-либо вопросы. Я очень рада, что их не возникло. Это значит, что вы были внимательны во время моего инструктажа и не упустили никаких мелочей! Я хочу пожелать вам удачи в ваших исследованиях!

Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде?

Цель: доказать, что вода хороший растворитель.

Инструкция по проведению опыта.

1. Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью?

2. Вывод: вода хороший (допиши) ___________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство

Результаты фиксируются в таблицу.

Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой?

Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать)

Инструкция по проведению опыта.

1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все (напиши) __________________________.

2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел?

3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел?

Вода (что делает)___________________________________.

3. Вывод: (напиши) _________________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство воды.

Результаты фиксируются в таблицу.

Проблема: Если в шприц закачивать воду через маленькое отверстие, поршень будет выходить из шприца, несмотря ни на какие преграды.

Почему это происходит?

Цель: доказать, что вода не сжимается.

Инструкция по проведению опыта № 3.

1. Набери в шприц воды.

2. Зажми отверстие для иглы пальцем и, не отпуская пальца, осторожно дави на поршень. Что ты наблюдаешь?

Поршень (допиши) не _________________________________________.

3. Вывод: (напиши) вода _______________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство? (в технике: гидравлический пресс, домкрат)

Результаты фиксируются в таблицу.

Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Инструкция по проведению опыта:

1.Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра? (напиши ответ)

Жидкость в столбике термометра (напиши)_______________________.

2. Вывод : (допиши) вода при нагревании _________________________________.

3.Переложи термометр в стакан с холодной водой. Что ты наблюдаешь?

Жидкость в столбике термометра (допиши)_______________________________.

4.Вывод: (напиши) вода при охлаждении ________________________________ .

Ответь: Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

5. Подумай, где человек использует это свойство?

Результаты фиксируются в таблицу.

8. Презентация исследовательской (лабораторной) работы групп.

Создание учебного пособия «Вода и ее свойства» (9 мин)

— Предоставляю слово лабораториям.

— Расскажите, что вы делали и к каким выводам пришли.

— Выберите из данных утверждений нужное и наклейте на плакат.

Выступают представители каждой группы со свои отчетом и результат вклеивают в плакат-пособие «Вода ее свойства».

Выступление 1 группы:

Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде?

Нашей лаборатории надо было доказать, что вода – хороший растворитель.

Для этого мы провели следующий опыт: набрали в ложку сахар, положили в стакан с водой, затем размешали. Тоже проделали с солью в другом стакане. При наблюдении мы увидели, что сахар и соль растворились в воде. Вывод: вода — хороший растворитель.

Человек очень активно использует это свойство: вода растворяет:

твёрдые вещества (соль, сахар)

жидкие вещества (жидкое удобрение)

газообразные вещества (кислород, например, газированная вода).

Но мы можем утверждать, что не все вещества может растворять вода. Например, песок.

Итог, мы выбрали карточку со словом «растворяет многие вещества».

Ученик выходит к плакату и наклеивает карточку на плакат.

— Молодцы, ребята, ваша научная лаборатория успешно справилась с заданием и отлично его защитила. Я рада за вас!

Выслушиваются сообщения остальных групп.

Учитель анализирует работу и выступление каждой группы, отмечает лучшее в сообщении, дает советы и рекомендации.

Учащиеся внимательно слушают сообщения других научных групп об их исследовательских действиях и результатах, вносят свои дополнения.

— Посмотрите на то, что мы с вами создали. Какое название вы бы могли дать этому виду работы?

Ответы детей: — Мы создали плакат.

— А я думаю, мы создали научную схему о свойствах воды.

— Я бы назвала это презентацией исследовательской работы.

— Прекрасные ответы, ребята! А где и как можно использовать полученный «продукт»?

Ответы: — В качестве схемы-помощника к подготовке к следующему уроку.

— В качестве учебного плаката.

— Я полностью с вами согласна. Это можно использовать как учебное пособие по теме «Вода и ее свойства».

— За работу в лабораториях и за те исследования, которые вы проводили, я разрешаю вам подняться еще на одну ступеньку. (синий)

Физминутка. Игра «Ты – мне, я – тебе»

— А сейчас я предлагаю вам поиграть. Коля Обухов будет у нас в роли журналиста, а вы — оппонентами. Смысл этих двух слов мы уже с вами знаем хорошо, т.к. не раз играли в подобные игры. Николай будет называть вам фразеологизмы о воде, одновременно бросая вам мяч, а вы должны будете объяснить смысл этого фразеологизма и бросить мяч обратно.

1. Как две капли воды.

2. Как рыба в воде.

3. Как в воду кануть.

4. В рот воды набрать.

5. Выйти сухим из воды.

6. Как в воду глядеть.

Выслушиваются варианты ответов, анализируются, сравниваются.

1 – очень похожие;

2 – свободно, хорошо;

— как у себя дома;

3 – провалиться сквозь землю;

5 – остаться безнаказанным;

Помощь учителя не потребовалась. т.к. подготовленный ученик сам отлично справился с заданием и подведением итогов.

9. Работа по учебнику. (работа в парах) (6 мин)

Ребята, вы были прекрасными исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека.

— Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела. Результаты зафиксируйте в рабочей тетради на с.20 №1.

Слайд №23

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары. (Были прослушаны 3 пары, по итогам расчетов сошлись во мнении, учитывая физиологические особенности, количество воды в организме человека примерно одинаковое). Затем, были проверены записи в рабочей тетради. (При проверке было обнаружено 2 ошибки. Проанализировав ошибки, пришли к выводу, что они допущены в вычислении)

10. Рефлексия деятельности. Итог урока. (3 мин)

— Давайте еще раз вспомним, какие свойства воды вы сегодня вспоминали, исследовали, доказывали, что они существуют.

Источник

Оцените статью