Открытый урок по окружающему миру «Свойства воды» 3 класс
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе.
Учитель: Вараксина Алёна Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Белоярская СОШ № 1».
Тема: «Свойства воды».
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.
Основной метод обучения: исследование — целенаправленное наблюдение за объектом (водой).
— создать условия для формирования понятия «свойства воды»
— создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
— создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для жизни, через исследование её свойств;
-дать представления о применении воды в жизни человека
— развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;
— развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
-воспитывать интерес к окружающему миру;
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую УУД.
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
— извлечение необходимой информации из увиденного;
— осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
— выдвижение предположений и их обоснование;
— самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
— формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
— умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
— использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
— осознание уровня и качества усвоенного.
— определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,
— знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость
бережного использования воды;
— уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый
объект — воду, называя ее существенные признаки;
— экспериментировать, выполнять простые опыты по определению
физических свойств воды.
Оборудование: видеоролик о воде, капельки с набором букв слова
«исследователь», толковый словарь, карточки- инструкции для проведения опытов,
12 стаканчиков, колба, колба с трубкой, сок, цветные полоски, 2 чайные ложки,
молоко, горячая вода, лёд, соль, сахар, карточки для заполнения таблицы.
— Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы,
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок !
— Ребята, наш урок я начну с показа видеоролика, посмотрев его, вы должны подумать, о чем мы сегодня будем говорить.
— Показ видеоролика о воде.
2. Постановка целей и задач
-О чём мы сегодня будем с вами говорить?
— Что такое вода? (вещество)
— Что мы определяем при изучении веществ? (свойства)
-Поставьте задачи нашего урока?
(Обращаю внимание на лист целеполагания на доске).
-Что мы узнаем на уроке?
(Учащиеся с помощью учителя определяют задачи урока).
-Сейчас вам предстоит узнать, в роли кого вы выступите, чтобы решить поставленные задачи? (на партах листочки в виде капелек воды, на которых буквы). Для этого из капелек воды составьте слово.
— Какое слово у вас получилось? (Исследователь — вывешиваю слово на доску)
Обратить внимание на орфографию.
— Кто такой исследователь? (ответы детей).
-Как всегда проверим наши высказывания по словарю Ожегова. ( учитель зачитывает понятие из толкового словаря.)
— Действительно для того, чтобы выполнить задачи нашего урока вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды. А изучать эти свойства вы будете в группах, в своих лабораториях.
— Для этого давайте вспомним правила работы в группах и правила работы при проведении опытов. (правила на доске).
— Приступим к работе, у вас на партах лежат инструкции для проведения опытов, прошу вас четко следовать указаниям в инструкции. Фиксировать полученные результаты вы будете на карточках.
3. Изучение нового материала.
-Дети разделены на группы, выбирают главного исследователя, который будет отчитываться о проделанной работе.
Работа в группах. (группам раздаются инструкции по выполнению опытов, карточки с вариантами ответов, из которых они выбирают то свойство, которое они определили. Эту карточку прикрепляют к таблице на доске).
Работа в группах.
1 группа работает над первым свойством воды- прозрачность.
Оборудование -стаканы с водой и молоком, чайная ложка)
Инструкция по проведению опыта.
1.Опусти ложку в стакан с водой.
2.Посмотри на просвет, видна ли ложка?
3.Затем опусти ложку в стакан с молоком. Видна ли она?
-Что вы заметили?
-О каком свойстве воды это говорит?
4. Запишите свойство на карточке большими печатными буквами.
2 группа работает над вторым свойством воды — цвет.
Оборудование -стакан с водой, разноцветные полоски.
Инструкция по проведению опыта.
Приложите к стакану с водой цветные полоски.
Сравни цвет воды с цветом полосок.
— Имеет ли вода цвет?
— Определите свойство воды?
3. Запишите свойство на карточке большими печатными буквами.
3 группа работает над третьим свойством воды – запах.
Оборудование -стакан с водой и стакан с вишневым соком.
Инструкция по проведению опыта.
1. Для проведения этого опыта нужно вспомнить правила при определении запаха жидкости.
2.Понюхай жидкости в стаканах.
-Что вы заметили?
— Определите свойство воды?
3. Запишите свойство на карточке большими печатными буквами.
4 группа работает над свойством — вкус.
Оборудование : стакан с водой, стакан с соком.
Инструкция по проведению опыта.
Попробуй жидкости в стаканах. — Что ты заметил?
-Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества.
-Определите свойство воды.
2. Запишите свойство на карточке большими печатными буквами.
5 группа работает над свойством- форма.
Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.
Инструкция по проведению опыта.
1.Рассмотрите кусочек мела.
2.Попробуйте перелить воду из стакана в пробирку, в колбу, пролить воду на стол.
-Что вы заметили?
-Определите свойство воды.
3. Запишите свойство на карточке большими печатными буквами.
6 группа работает над свойством — вода растворитель.
Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.
Инструкция по проведению опыта.
1.В один стакан с водой положите ложку сахара.
2.В другой насыпьте ложку соли.
-Что вы заметили?
— Определите свойство воды.
3.Запишите свойство на карточке большими печатными буквами.
— Дети проводят физминутку.
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери у ручья напились
Влево вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.
— Еще некоторые свойства воды я хотела бы вам показать, продемонстрировав следующий опыт.
Следующий опыт проводит учитель.
Свойства — вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Оборудование : колба с трубкой, заполненная подкрашенной жидкостью,тарелочка с горячей водой, тарелочка со льдом.
Инструкция по проведению опыта.
Колба ставится в тарелку с горячей водой-дети наблюдают за столбиком жидкости в трубке-она поднимается.
Затем колбу переносят в тарелочку со льдом-при наблюдении столбик жидкости в трубке опускается.
Ребята разбиваются на 6 рабочих групп.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Когда ложка опускается в воду, то ее видно.
Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.
Вывод: вода прозрачная
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.
Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.
Вывод: вода не имеет запаха.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Сок имеет вкус, а вода нет.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.
Вывод: вода не имеет формы, вода текучая.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.
Вывод -вода растворитель.
растворяет многие вещества.
Дети наблюдают и делают выводы
Представители от групп по очереди выходят к доске и знакомят с результатами опытов, прикрепляя к таблице на доске соответствующие таблички.
При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.
— Ну, теперь давайте подведем итог исследований .
— Я предлагаю, вам выполнить задание на карточке, где вы должны вставить нужные слова в предложении, помочь вам в этом может таблица на доске и учебник на стр.54.
Вставьте пропущенные слова: (при затруднении можно обратиться к учебнику на стр. 54).
Вода__________________,___________________жидкость, не имеет________________. При нагревании вода ___________________, а
при охлаждении____________________. Вода ________________ многие вещества.
— Прочитайте вывод, который у вас получился исходя из наших исследований.
Учитель:- Мы продолжаем разговор о воде.
и послушаем сообщения о воде и бережном отношении к ней.
(Дима с презентацией).
4. Подведение итогов урока:
Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопросы:
-Оцените свои знания на конец урока, на доске вы видите речку, я предлагаю вам пополнить его воды капельками вашего настроения, которые лежат у вас на партах-
Источник
Урок Окружающего мира в 3 классе по теме: «Вода и жизнь. Свойства воды» («Школа России»)
Урок 10. Вода и жизнь. Свойства воды
Цели деятельности учителя :
о бучающие: способствовать формированию целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; создать условия для ознакомления со свойствами воды в твердом, газообразном состоянии; обучения работе с гипотезой (предположением) через деятельностный и практический подходы.
р азвивающие: способствовать развитию осознанного отношения к результату своего учебного труда; приемов умственной деятельности – сравнения, классификации, анализа и синтеза; умения получать информацию из различных источников.
в оспитательные: содействовать воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу, любви к р одине, планете Земля; формированию навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование : для проведения опытов стакан с водой, ложка, соль (сахар), мел (измельченный); карточки для игры.
І. Проверка знаний по теме «Тела, вещества, частицы».
1. Игра «Сигнальщики».
Описание . Учитель зачитывает высказывание. Если оно верное, то ученики поднимают вверх зелёную карточку, если ложное – красную.
1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?
2) Можно ли человека назвать природным телом?
а робота – искусственным?
3) Правда ли, что муравей – тело живой природы?
а берёза – тело неживой природы?
4) Полярная звезда – это тело неживой природы?
На доске записаны слова. Ученики, выполняющие первый вариант, выписывают по порядку номера, под которыми записаны тела , а учащиеся, выполняющие второй вариант, выписывают номера, под которыми записаны вещества . з атем по сигналу учителя ученики, обмениваясь работами, осуществляют взаимопроверку, работая в парах.
1. Птица. 2. Тетрадь. 3. Бумага. 4. Полотенце. 5. Золото. 6. Стекло. 7. Окно. 8. Вода. 9. Серебро. 10. Рябина. 11. Проволока. 12. Молоток. 13. Кислород. 14. Сахар. 15. Облако.
«Ключ»: 1-й вариант – 1, 2, 4, 7, 10, 11, 12, 15.
2-й вариант – 3, 5, 6, 8, 9, 13, 14.
ІІ. Постановка учебной задачи.
– На прошлом уроке мы пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек и другие живые существа? (Ответы учащихся.)
– Посмотрите на доску. Что случилось с цветком (показывает увядший цветок) ? Почему это произошло? (Ответы учащихся.)
– Без чего еще не может жить ничто живое? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? (Вода.)
– Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Подумайте и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня. (Ответы учащихся.)
– Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях.
ІІI. Изучение нового материала.
1. Вода – источник жизни на Земле.
– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы? ( и зменился бы цвет – нет голубого и зеленого.)
– Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти?
– Ничто на Земле не может жить без воды!
– Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. ( в морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)
– Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? ( л юди загрязняют реки и озера, не экономят воду.)
– Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. ( с люна, кровь, слёзы.)
– В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. (Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода). о на есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в животных, например, в медузе – 99 %.
– Откуда мы с вами можем получить воду? (Из пищи: из овощей, фруктов, из напитков и другой еды.)
2. Три состояния воды.
– А теперь отгадайте загадку:
• ч то умеет застывать, летать и бегать? ( в ода.)
– Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Давайте подумаем: какие? Если вода застывает, во что она превращается, какое это будет вещество? (Лёд (твёрдое).)
– Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар (газообразное).)
– А когда вода бежит? ( к огда она именно вода, ручей, река (жидкое).)
– Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе .
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
– Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояние. ( н ужно, чтобы вода нагревалась или замерзала, то есть при изменении температуры.)
– Итак, мы выяснили, что вода может менять своё состояние при изменении температуры , а какими же еще свойствами обладает вода. Проведем опыты и определим свойства воды.
– У каждого из вас есть стаканчик с водой и ложка.
1. Рассмотрите воду в стакане.
– Какого она цвета? Можно ли через нее увидеть предметы?
Вывод : вода бесцветная и прозрачная.
2. Понюхайте. Есть ли у неё запах?
Вывод : вода не имеет запаха.
3. Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая? Имеет ли она вкус?
Вывод : вода не имеет вкуса.
4. Положите в стакан немного соли или сахара и размешайте. Что произошло? А теперь насыпьте немного мела. Что вы замечаете?
Вывод : вода может растворять некоторые вещества. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре.
– А где в быту можно использовать это свойство воды? ( м ытье посуды, стирка, уборка, рисование.)
– Итак, какими же свойствами обладает вода?
Вода бесцветная и прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, может растворять некоторые вещества.
– А сейчас наступил момент преподнести вам сюрприз. Послушайте и посмотрите сказку.
Учащиеся инсценируют сказку.
Как Волк лишился хвоста
Автор . Однажды шёл Волк по дороге, важный-преважный, и помахивал длинным пушистым хвостом. Встретилась ему Лиса с большой связкой рыбы. Волк её окликнул.
Волк . Ой, милая кумушка, где ты раздобыла такую отличную связку пескариков?
Лиса . Как же! Сегодня маленько, бог дал, наловила.
Лиса . Поймала рыбу в речке, мой миленький куманёк.
Автор . Лиса села на брёвнышко и говорит.
Лиса . Это, куманёк, нехитрое дело. Слушай. Как зайдёт солнышко, ступай на речку, опусти хвост в воду – такие рыбины прицепятся, что любо-дорого смотреть! Чем дольше посидишь, тем больше наловишь. Только не дёргай скоро. А если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбе – аш-два-о, а зверю – лес, степь, горы». Заговор читай три раза, куманёк. Сиди до зари – вот и выловишь целую кучу рыбы.
Автор . Вечером отправился Волк на рыбную ловлю. Погода была холодная. Пришёл Волк на реку, выбрал местечко получше, уселся на корточки. В речку, как удочку, закинул свой хвост. Волки, как известно, в рыбе знают толк. Сидит Волк, а клёва нет. Сидит и никак не может вспомнить заговор. Чтобы не замёрзнуть, начал он приговаривать.
Волк . Ловись рыбка большая и маленькая…
Автор . Вдруг Волк почувствовал: кажется, клюёт. Потянул хвост – что-то хрустнуло. Потянул ещё – где же хвост? Глядит Волк: а на речке чудо! Лёд! Во льду пучок – не то шерсть, не то травка, не то хвост, не то ещё что. Волк в ужасе побежал от реки.
Волк . Ой-ой-ой, где же хвост?
Автор . Но не только в сказке так бывает. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Тот остаётся на бобах, кто свойств воды не знает.
– О каких свойствах воды говорится в сказке? ( в ода может находиться в трёх состояниях.)
1. Какой опыт подтверждает, что лёд – это вода в твёрдом состоянии?
2. Приходилось ли вам наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу медленно стекают капельки воды? Откуда они взялись? Ведь окна никто не мыл, почему же стёкла влажные?
3. Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар?
– Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств вы можете назвать.
IV. Закрепление изученного материала: тестирование.
– Обведи в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды.
2. Не имеет цвета.
3. Не имеет вкуса.
6. Не имеет запаха.
9. Не обладает текучестью.
10. Обладает текучестью.
11. Растворяет песок и мел.
12. Растворяет соль и сахар.
13. При нагревании сжимается, при охлаждении расширяется.
14. При охлаждении сжимается, при нагревании расширяется.
16. Не имеет формы.
о тветы : 2, 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16.
– Давайте проверим, какие знания вы унесете с урока. Вспомните еще раз опыты. Что они помогли нам выяснить?
– Какую пользу человеку приносит вода?
– Какой момент урока вам больше всего запомнился?
– Что совершенно новое вы узнали на уроке?
– А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на этом уроке?
– Я хочу закончить урок словами Антуана де Сент-Экзюпери, которые он написал в своей самой известной сказке «Маленький принц»: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».
– Но у воды есть еще свойство. О нём вы узнаете, если проведете дома опыт:
1) Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
2) Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Источник