Урок окружающий мир тема вода 3 класс

Урок окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок окружающего мира в 3 классе «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» по программе «Начальная школа XXI века»

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_s_primeneniem_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Черевко Винера Касимовна

учитель начальных классов

Тема : «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели : создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

  • Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

— знать, почему вода необходима для жизни на земле,

— уметь определять признаки воды,

— уметь проводить несложные исследования,

— освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

— понимать и принимать учебную задачу,

— планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

— работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

— проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

— оценивать себя, границы своего знания и незнания,

— соблюдать экологическую культуру

Используемые технологии : технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения», прием «синквейн», прием «инсерт», прием «толстых и тонких» вопросов»); ИКТ.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин, показывающие красоту моря, реки, водопада, родника; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок, кусок льда, медицинская груша).

Источник

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: » Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Скачать:

Вложение Размер
no4_urok_okruzhayushchego_mira.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс

«Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

(УМК «Школа России»)

Тема : «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели : создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

  • Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

— знать, почему вода необходима для жизни на земле,

— уметь определять признаки воды,

— уметь проводить несложные исследования,

— освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

— понимать и принимать учебную задачу,

— планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

— работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

— проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

— оценивать себя, границы своего знания и незнания,

— соблюдать экологическую культуру

Используемые технологии : технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения», прием «синквейн», прием «толстых и тонких» вопросов»); ИКТ.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин, показывающие красоту моря, реки, водопада, родника; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок, кусок льда, медицинская груша).

I. Организа-ционный момент

Психологический настрой на урок

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Учащиеся произносят после слов учителя:

У нас хорошее настроение.

Мы будем внимательны на уроке.

Мы будем терпеливыми.

Мы успеем сделать всё.

II. Актуали-зация опорных знаний

— Ребята, отгадайте загадки:

1) С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт.

И, о камни разбиваясь,

2) Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах.

3) Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

— Что объединяет все слова-отгадки?

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— Какие задачи поставим перед собой?

— Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

— Все слова-отгадки связаны с водой.

— Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания.

— Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке. Получу положительную оценку…

III. Стадия «Вызова»

— Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. (Приложение 1)

Источник

Конспект открытого урока «Вода.Ее свойства»
план-конспект урока (3 класс)

Открытый урок Окружающего мира в 3 классе

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_04.10_voda_ee_svoystva.doc 277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

«Вода. Свойства воды»

УМК «Школа России»

Окружающий мир: учебник для 3 класса (1 часть) / А.А. Плешаков

Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир».

3 класс (1 часть) / А.А. Плешаков

Учитель: Исаева С.В.

Место работы: МКОУ СОШ №11

Должность: учитель начальных классов

Тема: Вода. Свойства воды.

Цель: создать условия для формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека.

— узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.

— определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные УУД:
— аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
— формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
— формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:

— организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-исследование (исследовательский проект)

Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме «Эта удивительная природа», девятый в курсе «Окружающий мир» 3-его класса.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Базовая технология : технология деятельностного подхода .

  • Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.49-52, М. «Просвещение», 2008-2010г
  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.20-23, М. «Просвещение», 2012г.
  • Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии,

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов. – дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология, ИЗО, математика.

Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2007г.

Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», М. «Вако», 2006г.

Уроки окружающего мира 1-3 класс с применением информационных технологий. М. «Планета», 2010г.

1. Мотивация к учебной деятельности . (1 мин)

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

— Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение. (Жду вопрос: «Почему?»)

— Да, потому что сегодня у нас очень интересный урок и у меня к нему особое отношение. («Почему особое?»)

— Я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

— А какое настроение мы возьмем с собой? (У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше состояние перед началом урока.)

Чтобы у тебя улучшилось настроение, я даю тебе право первому прикрепить на доску листик настроения всего класса. Ведь оно у большинства хорошее, яркое. (красный)

У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

2. Актуализация знаний. (2 мин)

Работа в группах

— Пришло время выяснить, чем мы будем заниматься, и какой объект станет темой нашего урока. Предлагаю работу в группах.

Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.

(Учащиеся называют правила дружной работы)

  1. Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.
  2. Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.
  3. Поблагодарите друг друга за совместную работу .

Каждая группа получает свое задание (группы формируются по цветовой гамме на бейджике). Задания: 1 гр. – отгадать загадку

2 гр. – расшифровать ребус

(Учащиеся выполняют групповые задания, обсуждают мнения и отвечают на поставленный вопрос, помощь учителя не потребовалась).

3. Создание проблемной ситуации. (3 мин)

— Постарайтесь дать ответ на ваше задание в форме одного слова.

1 группа — слайд №2

2 группа – слайд №3

Выслушиваются ответы детей.

— Мы посовещались и решили, что ответом этой загадки будет слово «вода».

— Все перечисленные высказывания указывают на одну необходимость – воду! Например, мама не может готовить и стирать без воды, корабли не могут плыть без воды и, возможно, наступит смерть человека, если будет отсутствовать вода.

— Мы разгадали ребус и в нем зашифровано тоже слово «вода». На первой картинке нарисован волк. В этом слове надо убрать две последние буквы, т.к. стоят запятые. А по правилам — их надо убрать. Остаются две первые буквы «ВО»

— На второй картинке нарисован дом. В этом слове буква «о» = «а» и убираем последнюю букву «м». Получаются две буквы «ДА». Соединяем их вместе, получается слово «вода».

— Вы догадались верно. Это – вода.

— Ребята, мне понравилось, как вы работали в группах, соблюдали все правила. Прекрасно обосновывали свою точку зрения, адекватно использовали речевые средства и умели выслушать ответы своих одноклассников.

Постановка темы урока — Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?

Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.

Тема урока – «Вода. Знакомая – незнакомка»

— Как бы вы объяснили название темы?

— Мы знакомы с водой с самого рождения, но какие секреты она прячет в себе, мы не знаем.

— Незнакомка, значит таинственная. Мы узнаем о тайнах воды.

— Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах.

— Что вы знаете о воде?

— Вода – это жидкость, она течёт.

— Воду можно наливать во что-нибудь: в стакан, в вазу, в ведро.

— Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

— Вода не имеет цвета.

— Вода может находиться в различных состояниях.

— Нужно бережно использовать воду.

— Что хотели бы узнать?

— Какие тайны она прячет в себе?

— Где можно встретить воду?

— Содержится ли вода в теле человека?

— Мы постараемся сегодня на уроке открыть многие тайны нашей Незнакомки и получить ответы на все ваши вопросы.

— В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».

— А вы знаете, что такое решето?

— Это предмет домашней утвари.

— Решето – это сито.

— Для того, чтобы дать точное определение этого слова, мы обратимся с вами к толковому словарю Ожегова.

Решето – это предмет хозяйственного обихода, употребляемый для просеивания чего-либо (например, муки). Широкий обруч с натянутой на него сеткой.

— Как вы думаете, она справилась или нет? Почему?

— Я думаю, что она не справилась, потому что невозможно в решете принести воду, она выльется.

— Я не согласен с ответом. Считаю, что воду принести в решете возможно, если это будет лед. Положишь его в сито и без каких-либо проблем принесёшь. Он никуда не исчезнет.

— Конечно, я соглашусь со вторым вариантом ответа. Это возможно сделать, если вода будет льдом.

— Ребята, вы отлично справились и с загадкой, и с ребусом, правильно определили тему урока. Поэтому, поднимаемся еще на одну ступеньку выше. (оранжевый)

4. Формулирование проблемы. (1мин)

Определение задач урока.

— Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

Мы будем выяснять, что обозначает слово «вода», и какими свойствами она обладает.

Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.

— Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?

— Ищут ответы на вопросы.

— Проводят опыты (исследуют).

— Проверяют свои догадки.

— Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

— А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.

5. Ассоциативный ряд. (5 мин)

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?

Ответы детей: ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)

— Один поэт сказал:

Безбрежная ширь океана ( слайд №5)

И тихая заводь пруда ( слайд №6)

Струя водопада и брызги фонтана ( слайд № 7, 8 )

И все это – только Вода !

— В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус. То он покажется одноцветным – голубым. Почему?

– Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой.

— Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты.

— Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.

— Вода- краса природы. Эту красоту мы видим в тихой заводи рек. Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас ( слайд №9 ).

— Какие реки нашего края вы можете назвать? ( Оять, Нева, Свирь).

— Молодцы, вы отлично знаете, какие реки протекают в нашем крае.

— Кто может назвать самые крупные реки нашей страны?

(Волга, Лена, Обь, Енисей, Амур и др.)

— Замечательные ответы, ребята! Вы имеете хорошие знания о названиях крупных рек нашей страны.

— Красоту мы видим и в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал ( слайд №10 ).

— Что вы знаете об этом озере?

— Оно очень большое, как море.

— Оно находится в Сибири.

— Об этом озере сложено много легенд.

— Молодцы, интересную информацию вы рассказали. А сейчас, я прошу послушать вас ещё не менее интересную информацию, которую вы услышите из сообщения о Байкале.

Сообщение, подготовленного ученика, о Байкале.

Байкал – одно из древнейших озер планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле, на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст определяется в 25 миллионов лет, он еще молод. Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья. Они-то подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10–20 километров. По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

— Что интересного, для себя, вы услышали в сообщении?

— Я узнал, что по глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

— Мне было интересно узнать, что со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья.

— А для меня стало открытием то, что возраст озера 25 миллионов лет.

— Красоту воды мы видим и в морях, и в океанах ( слайд №11 ).

— Кто может назвать известные вам моря и океаны.

— Моря — Черное, Каспийское, Мертвое

— Океаны — Тихий, Индийский, Южный

— Достойные ответы! Молодцы! Очень порадовали меня своими знаниями. Хорошо ориентируетесь в понятиях «море» и «океан» и не допускаете ошибок в классификации.

— Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?

— Абсолютно верно. Во всем, что вы перечислили, встречается вода.

— А сейчас, я передаю слово вашим одноклассникам.

Слово дается двум учащимся:

— В продолжение разговора о том, где встречается вода, мы предлагаем вам посмотреть небольшую презентацию, которая состоит из нескольких слайдов и которую мы подготовили сами специально к этому уроку.

1 ученик работает у компьютера.

2 ученик представляет каждый слайд. (Вода – главное богатство нашей Земли. Она встречается повсюду: в тучах; как вы уже правильно заметили и в облаках; льды и айсберги – это тоже вода; снег, роса, дождь, туман – это все…. Вода!)

Облако ( слайд №13 )

Лед, айсберг ( слайд №14)

Дождь ( слайд №17 )

Туман ( слайд №18 )

— Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. Были внимательны и соблюдали все правила при коллективной работе. Ответы и рассказы были четкими, безошибочными. Блестяще справились со своим заданием и вы, ребята! Слайды были подобраны правильно, не было ничего лишнего, что отвлекало бы от восприятия! По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет желтого цвета. (жёлтый)

6. Выдвижение гипотезы. (5 мин)

— Мы с вами вспоминали стихи о воде, загадки, а теперь, давайте вспомним пословицы.

— какие пословицы о воде вы можете назвать? (ответы детей)

— Прочитайте пословицы, подобранные мной: ( слайд №19 )

— Объясните любую пословицу.

Под лежачий камень вода не течет – если ничего не делать, работа сама по себе не сделается.

Вода камень точит – это значит, что даже небольшие воздействия, которые постоянно прилагаются, могут привести к значительным результатам.

— Прекрасные ответы, ребята! Уроки литературного чтения не прошли даром. Мы изучили на «отлично» раздел «Устное народное творчество» и вы это доказали сейчас. И мы уверенно поднимаемся еще на одну ступеньку (зеленый)

Релаксация с музыкой.

-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу, и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас….

— А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.

— Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.

— Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.

— Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.

— А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.

— Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.

— Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.

— Одно из свойств вы хорошо знаете. Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем рассказывается это свойство.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить – без нее нам не прожить!

— О каких состояниях воды говорится в стихотворении?

Ответы детей: жидкое, твердое, газообразное (на доске висит плакат, на нем, после озвучивания ответов, открываются 3 вида состояния воды)

— При каких условиях происходит превращение воды?

— При охлаждении – вода превращается в твердое (или жидкое) состояние

— При испарении – вода в газообразном состоянии.

— Как же воду принести в решете? Правильно ли мы выбрали вариант ответа?

— Какое свойство воды использовала героиня сказки?

— Да, мы выбрали верный вариант, о котором говорил второй ученик.

— А первый – ошибся, т.к. не знал о превращении воды, её свойствах.

— Героиня сказки использовала одно из состояний воды – твёрдое.

— Ваши ответы заслуживают поощрения – мы поднимаемся еще на одну ступеньку. (голубой)

— У воды есть еще много удивительных свойств.

— Кто из вас уже знает и может назвать эти свойства?

Ответы детей: — воде не имеет запаха;

— Вы правильно назвали свойства воды. А откуда вы это знаете?

Ответы детей: — Когда я был маленький, я нюхал вода, и она не имела запаха.

— Я смотрела научный фильм о воде.

— А я читал об этом в книгах.

— Какие вы молодцы! Как много можно нового и интересного узнать о воде из дополнительных источников. Я тоже хочу вам порекомендовать литературу по теме нашего урока. ( Работа с выставкой научной и художественной литературы по теме урока «Вода ». Выставка составлена из книг: М. Перина «Живая вода», Е. Благина «Снег»,
И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»; А. Дэви «Зима», «Снежинка»; Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»).

— Но, что удивительно – вода имеет и другие свойства и что это за свойства, вы узнаете в своих лабораториях, выполнив задание.

7. Исследовательская (лабораторная) работа в группах. (8 мин)

— Итак, я приглашаю вас в научные лаборатории. В начале урока мы с вами обсудили, чем занимаются исследователи (ученые).( слад №20 )

1) Правила работы в лабораториях .

— В нашей лаборатории работают четыре научные группы. (Каждая группа находится на своем рабочем месте. На столе карточка-название: «Лаборатория №1», «Лаборатория №2»..)

Выберите в своих группах:

— старшего научного сотрудника (проводит опыты), (ученик получает бейдж)

— помощника (читает задание)

Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)

А я буду руководителем ваших лабораторий.

— Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.

— Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?

— Быть осторожными с веществами и приборами.

— Следовать чётко по инструкции.

— Ничего не пробовать на вкус.

— А теперь сравните свои версии и те, которые вы видите на экране. ( слайд №21 )

2) План работы в лабораториях.

— Осталось обсудить план работы. Посмотрите на экран, прочитайте порядок выполнения работы, обсудите его в группе, если что-то не понятно, то я готова разъяснить вам.

3) Исследовательская работа в группах.

— Каждой научной группе я выдаю план-инструкцию. Согласно ей, вы должны провести исследовательскую работу, затем результаты зафиксировать в своих исследовательских листа.. После этого, вы найдете у себя на парте конверт с вариантами утверждений. Они различны. Ваша задача: выбрать верное утверждение. Таким образом, все утверждения должны быть сгруппированы в 2 группы. Если у вас возникнут затруднения в ходе работы, тогда воспользуйтесь карточкой «SOS», которая есть в каждой лаборатории, она будет сигналом для меня, и я готова буду оказать вам помощь-консультацию.

— Есть ли у вас ко мне какие-либо вопросы. Я очень рада, что их не возникло. Это значит, что вы были внимательны во время моего инструктажа и не упустили никаких мелочей! Я хочу пожелать вам удачи в ваших исследованиях!

Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде?

Цель: доказать, что вода хороший растворитель.

Инструкция по проведению опыта.

1. Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью?

2. Вывод: вода хороший (допиши) ___________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство

Результаты фиксируются в таблицу.

Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой?

Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать)

Инструкция по проведению опыта.

1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все (напиши) __________________________.

2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел?

3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел?

Вода (что делает)___________________________________.

3. Вывод: (напиши) _________________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство воды.

Результаты фиксируются в таблицу.

Проблема: Если в шприц закачивать воду через маленькое отверстие, поршень будет выходить из шприца, несмотря ни на какие преграды.

Почему это происходит?

Цель : доказать, что вода не сжимается.

Инструкция по проведению опыта № 3.

1 . Набери в шприц воды.

2. Зажми отверстие для иглы пальцем и, не отпуская пальца, осторожно дави на поршень. Что ты наблюдаешь?

Поршень (допиши) не _________________________________________.

3. Вывод: (напиши) вода _______________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство? (в технике: гидравлический пресс, домкрат)

Результаты фиксируются в таблицу.

Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Инструкция по проведению опыта:

1.Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра? (напиши ответ)

Жидкость в столбике термометра (напиши)_______________________.

2. Вывод : (допиши) вода при нагревании _________________________________.

3.Переложи термометр в стакан с холодной водой. Что ты наблюдаешь?

Жидкость в столбике термометра (допиши)_______________________________.

4. Вывод: (напиши) вода при охлаждении ________________________________ .

Ответь: Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

5. Подумай, где человек использует это свойство?

Результаты фиксируются в таблицу.

8. Презентация исследовательской (лабораторной) работы групп.

Создание учебного пособия «Вода и ее свойства» ( 9 мин)

— Предоставляю слово лабораториям.

— Расскажите, что вы делали и к каким выводам пришли.

— Выберите из данных утверждений нужное и наклейте на плакат.

Выступают представители каждой группы со свои отчетом и результат вклеивают в плакат-пособие «Вода ее свойства».

Выступление 1 группы:

Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде?

Нашей лаборатории надо было доказать, что вода – хороший растворитель.

Для этого мы провели следующий опыт: набрали в ложку сахар, положили в стакан с водой, затем размешали. Тоже проделали с солью в другом стакане. При наблюдении мы увидели, что сахар и соль растворились в воде. Вывод: вода — хороший растворитель.

Человек очень активно использует это свойство: вода растворяет:

  • твёрдые вещества (соль, сахар)
  • жидкие вещества (жидкое удобрение)
  • газообразные вещества (кислород, например, газированная вода).

Но мы можем утверждать, что не все вещества может растворять вода. Например, песок.

Итог, мы выбрали карточку со словом «растворяет многие вещества».

Ученик выходит к плакату и наклеивает карточку на плакат.

— Молодцы, ребята, ваша научная лаборатория успешно справилась с заданием и отлично его защитила. Я рада за вас!

Выслушиваются сообщения остальных групп.

Учитель анализирует работу и выступление каждой группы, отмечает лучшее в сообщении, дает советы и рекомендации.

Учащиеся внимательно слушают сообщения других научных групп об их исследовательских действиях и результатах, вносят свои дополнения.

— Посмотрите на то, что мы с вами создали. Какое название вы бы могли дать этому виду работы?

Ответы детей: — Мы создали плакат.

— А я думаю, мы создали научную схему о свойствах воды.

— Я бы назвала это презентацией исследовательской работы .

— Прекрасные ответы, ребята! А где и как можно использовать полученный «продукт»?

Ответы: — В качестве схемы-помощника к подготовке к следующему уроку.

— В качестве учебного плаката.

— Я полностью с вами согласна. Это можно использовать как учебное пособие по теме «Вода и ее свойства».

— За работу в лабораториях и за те исследования, которые вы проводили, я разрешаю вам подняться еще на одну ступеньку. (синий)

Физминутка. Игра «Ты – мне, я – тебе»

— А сейчас я предлагаю вам поиграть. Коля Обухов будет у нас в роли журналиста, а вы — оппонентами. Смысл этих двух слов мы уже с вами знаем хорошо, т.к. не раз играли в подобные игры. Николай будет называть вам фразеологизмы о воде, одновременно бросая вам мяч, а вы должны будете объяснить смысл этого фразеологизма и бросить мяч обратно.

1. Как две капли воды.

2. Как рыба в воде.

3. Как в воду кануть.

4. В рот воды набрать.

5. Выйти сухим из воды.

6. Как в воду глядеть.

Выслушиваются варианты ответов , анализируются, сравниваются.

1 – очень похожие;

2 – свободно, хорошо;

— как у себя дома;

3 – провалиться сквозь землю;

5 – остаться безнаказанным;

Помощь учителя не потребовалась. т.к. подготовленный ученик сам отлично справился с заданием и подведением итогов.

9. Работа по учебнику. (работа в парах) (6 мин)

— Ребята, вы были прекрасными исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека.

— Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела. Результаты зафиксируйте в рабочей тетради на с.20 №1.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары. (Были прослушаны 3 пары, по итогам расчетов сошлись во мнении, учитывая физиологические особенности, количество воды в организме человека примерно одинаковое). Затем, были проверены записи в рабочей тетради. (При проверке было обнаружено 2 ошибки. Проанализировав ошибки, пришли к выводу, что они допущены в вычислении)

10. Рефлексия деятельности . Итог урока. ( 3 мин )

— Давайте еще раз вспомним, какие свойства воды вы сегодня вспоминали, исследовали, доказывали, что они существуют.

  • Прозрачность
  • Бесцветность
  • Без запаха
  • Текучесть
  • Растворимость
  • Фильтрация
  • При нагревании расширяется
  • При охлаждении сжимается

После каждого названного свойства на экране появляются слайды:

Слайд 24 Слайд №25

Слайд №26 Слайд № 27

— Молодцы! Верно, назвали исследованные свойства воды и во время отчета, правильно вспомнили, где человек использует это свойство.

— Что еще нового и полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?

— Вода имеет много тайн.

— Я узнала о новых свойствах воды.

— Я научился свойству фильтрации и смогу применить его в жизни.

— Что больше всего понравилось на уроке?

— Заниматься исследовательской деятельностью.

— Слушать интересные сообщения одноклассников.

— Какое задание показалось трудным?

— Для меня это было то задание, когда необходимо было выяснить, какое количество воды содержится в организме человека.

— У меня сегодня трудностей не возникло .

— Какие, вопросы вы хотели бы еще затронуть и обсудить по этой теме?

— Бережное отношение к воде.

— В чем разница между пресной и соленой водой.

— В чем ценность минеральной воды.

— На следующих уроках мы с вами продолжим работать по теме «Вода», будем говорить о круговороте воды в природе, о бережном отношении к этому объекту и о многом другом.

— Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?

— Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.

–Именно за это, я поднимаю вас еще на одну ступень. Она стала седьмой по счету.

— Как вы думаете, а какого цвета она может быть? Почему? (Ответы детей).

— Я предлагаю последнюю ступеньку нашей лестницы познания раскрасить в фиолетовый цвет. (фиолетовый)

— Кто заметил, что это за цвета? (большинство класса дали верный ответ – это цвета радуги)

Дети сегодня немного устали

Радугу в небе они создавали.

Долго трудились над радугой краски.

Радуга вышла красивой, как в сказке:

Вся разноцветная – вот красота!

Вы полюбуйтесь, какие цвета!

А чтобы на небе появилась такая красота, в этом приняла работу все та же вода.

Но как она это сделала, вы узнаете на уроках физики в старших классах.

— А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.

— У каждого из вас есть на парте капелька воды. Давайте их оживим:

  • Если вам было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – нарисуйте у этой капельки веселое лицо.
  • Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – нарисуйте грустное лицо.

— А теперь выходите к доске и поместите их на нашем импровизированном море. Что я вижу. Я вижу «Море УСПЕХА»! Какие вы молодцы! Сколько веселых капелек воды в нашем море!

11. Домашнее задание. ( 2 мин )

Дифференцированное домашнее задание. (по группам, с учетом индивидуальных возможностей детей)

1 группа: У меня в руках книга «Удивительные тайны воды», но она пуста. Найдите информацию о волшебных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты, связанные с водой. И на следующем уроке мы заполним страницы нашей книги.

2 группа: Задание для Золушек: Мачеха приготовила смесь из песка и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?

3 группа : учебник с.52, ответить на вопросы.

4 группа: учебник с.52 задание 1, рабочая тетрадь с. 22 №4, №5.

5 группа : Придумать и нарисовать плакат на тему: «Берегите воду!»

Источник

Читайте также:  Автозаполнение бочки водой насосом
Оцените статью